Последние слова пилотов перед падением. Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой. Кто летел на трагическом рейсе

В распоряжении РБК оказалась запись переговоров пилотов Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» за несколько секунд до катастрофы. Расшифровка речевого самописца подтвердила версию обледенения датчиков скорости.

Расшифровка самописца

РБК получил запись переговоров пилотов Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» за несколько секунд до катастрофы. Самолет разбился в Подмосковье 11 февраля, на борту находился 71 человек. Подлинность расшифровки подтвердили источник в Росавиации, а также источник в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). Представитель Росавиации отказался от комментариев. В МАК также сообщили, что не комментируют ход расследования.

Командир воздушного судна: Вверх! В-о-от.
Второй пилот: Сейчас-сейчас.
КВС: А ты вни…
ВП: Вообще фигня какая-то!
КВС: Не, ну я так понял, ты хотел это… А ты, наоборот, вниз.
ВП: Ладно-ладно, потом разговаривать будешь. Я имею в виду все остальное. Так, контролируем все!
КВС: Все, все хорошо.
ВП: Все, скорость нормализовалась.
АВТОИНФОРМАТОР:
ВП: Оп-оп-оп … 390!
КВС: Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!
АВТОИНФОРМАТОР: Скорость сравнить, скорость сравнить.
ВП: Да потому что, что хорош п…ть, 200 скорость, б…ь!
КВС: Высота! Высота! Высота!
АВТОИНФОРМАТОР:
КВС: Вверх!
АВТОИНФОРМАТОР: Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead!
КВС: Всё, п…ц!

Особая ситуация

Комиссия МАК в феврале расшифровала данные одного из «черных ящиков» разбившегося Ан-148, ранее сообщал РБК. В комитете отмечали, что показания бортового самописца позволяют предположить, что к крушению привело обледенение приемников полного давления (ППД).

По данным портала 78.ru, второй пилот по ошибке не включил обогрев датчиков, в результате неполадки датчики скорости показывали разные значения. По версии издания, неправильные данные привели к панике, и пилот увел самолет вниз вместо того, чтобы попытаться набрать высоту.

Командир Ан-148 Валерий Губанов и второй пилот Сергей Гамбарян на высоте 130–150 м включили автопилот, ранее сообщал МАК. На высоте 550 м они убрали закрылки, через 2 минуты 30 секунд после взлета в самолете начала развиваться «особая ситуация». Бортовые системы зафиксировали расхождения в показаниях скорости от двух модулей воздушных параметров - основного и резервного. Когда самолет находился на высоте 2 тыс. м, расхождения в данных составили около 30 км/ч. Экипаж перевел самолет в режим ручного управления. Самолет был переведен в интенсивное снижение под углом 30–35 градусов. В момент столкновения с землей угол тангажа составлял около 30 градусов, а за 4–5 секунд до столкновения с землей у самолета стал развиваться правый крен, который достиг 25 градусов, говорится в первых выводах комиссии МАК.

Terrain ahead

Ошибка в показателях датчиков скорости привела к тому, что командир воздушного судна и второй пилот потерпевшего крушение самолета Ан-148 выполняли противоположные действия, рассказал РБК заслуженный пилот России Петр Марченко. «Судно достаточно быстро перешло от стабильной скорости к критической», - отметил летчик. По его словам, в Ан-148 существует три датчика скорости: основной - командирский, запасной - слева и у второго пилота. В случае обледенения «они дают ложные показания».

Марченко отметил, что обогрев датчиков включается вручную, и если этого не происходит, то речевой информатор указывает на ошибку. При этом пилоты «достаточно быстро выруливали» на взлетную полосу и, как предположил собеседник РБК, могли пропустить это сообщение от информатора.

Фраза информатора ​Terrain ahead! PULL UP!, которая также звучит в записи переговоров пилотов, означает, что самолет приближается к земле на большой скорости и его нужно «уводить в набор», что пилоты сделать не успели, добавил Марченко. Расшифровка речевого самописца подтверждает версию обледенения приемников полного давления и последующего искажения показаний скорости воздушного судна, резюмировал эксперт в области гражданской авиации.

«Домодедово. Добрый день. Набирайте эшелон», – говорит диспетчер на первой записи. В конце переговоров капитан лайнера получает последние данные и прощается. «Набираю эшелон 130 134 0. До свидания!», – говорит пилот. Это были его последние слова, пишут «Дни.ру «.

В дальнейшем диспетчеры обращаются к экипажу рейса 703 и не получают ответа.

«Саратов-703, Москва вас зовет и зовет», - сказал один из сотрудников аэропорта.

Момент крушения самолета также попал на камеры наблюдения.

Напомним, пассажирский самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии», 11 февраля выполнявший рейс из Москвы в Орск, пропал с экранов радаров сразу после взлета из аэропорта Домодедово. По предварительным данным, он вылетел в 14:24 мск (07:24 по Нью-Йорку), а через две минуты с радаров и упал.

Кто летел на трагическом рейсе

Более 60 пассажиров были жителями Оренбургской области, четыре члена экипажа были жителями Саратовской области. Техники, осматривавшие потерпевший крушение самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», находились на его борту в момент катастрофы, сообщили РИА Новости в Саратовской транспортной прокуратуре. Среди погибших были трое детей. Старшему, по предварительным данным, было 17 лет, второму - 13, самому младшему - 5, сообщил представитель правительства Оренбургской области.

Публикации появились на сайте телеканала «78» и в телеграм-канале Mash, при это РБК утверждает, что в Росавиации и МАК подтвердили подлинность данных

На месте крушения самолета Ан-148 в Подмосковье. Фото: Наталья Дмитрак/ТАСС

Обновлено в 16:10

Обнародована расшифровка разговора пилотов разбившегося в Подмосковье Ан-148. Переговоры опубликованы на сайте телеканала «78», а также в телеграм-канале Mash.

Еще в феврале СМИ сообщали, что пилоты перед столкновением с землей гневно спорили между собой. Расшифровка данных речевого самописца это подтверждает. О том, что это подлинный текст, в беседе с РБК сказали источники в Росавиации и в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).

Вот фрагмент разговора командира воздушного судна (КВС) и второго пилота (ВП):

КВС: Вверх! Вот.

ВП: Сейчас-сейчас.

КВС: А ты вниз..

ВП: Вообще фигня какая-то!

КВС: Не, ну я так понял, ты хотел это... А ты, наоборот, вниз.

ВП: Потом разговаривать будем. Так, контролируем все!

КВС: Все, все хорошо.

ВП: Все, скорость нормализовалась.

ВП: Оп-оп-оп! 390!

КВС: Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!

СИГНАЛИЗАЦИЯ: Скорость сравнить, скорость сравнить.

ВП: Да потому что, что хорош ***, 200 скорость, ***!

КВС: Высота! Высота! Высота!

КВС: Вверх!

СИГНАЛИЗАЦИЯ: Terrain ahead! Pull up! Terrain ahead!

КВС: Всё, ***.

Что можно понять из этой расшифровки? Комментирует член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник:

Юрий Сытник член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» «Из этой записи видно: доминирующим летчиком был второй пилот. Зовут его Сергей Гамбарян. Он довольно возрастной человек, налет у него 812 часов на этом типе [судна]. А почему так произошло? Потому что командир только ввелся, он первый месяц летал командиром корабля. У него налет всего 58 часов самостоятельный. Понятно, что это такое. К молодому командиру, у которого еще нет опыта пилотирования самолета с левого кресла и командирских навыков мало, ставят второго пилота, который очень хорошо владеет самолетом, может быть лидером в экипаже, для того чтобы помочь ему адаптироваться в новой должности. Есть такое негласное правило, оно существовало еще и в Советском Союзе, и во многих других компаниях мира: к молодому командиру ставится опытный второй пилот. Но здесь сказать, что он был опытный, я не могу. По тем действиям, которые они делали в кабине, могу сказать, что была растерянность, они потеряли пространственное положение самолета, они его не контролировали по электрическим приборам. О том, что у них не было опыта пилотирования, говорит, что они только оторвались и убрали шасси, еще закрылки до конца не убраны, а они уже включили автопилот и продолжали дальнейшее управление самолетом до высоты 2000 [метров] на автопилоте. Потом, когда начала сигнализация [требовать] проверить показание скорости, они поняли, что идет расхождение левого, правого резервного прибора по скорости, отключили автопилот. Это правильное действие было. Но удержать самолет в горизонтальном полете или с небольшим набором они не смогли. Не хватило опыта, поэтому произошла трагедия».

Как отмечает телеканал «78», в июле прошлого года комиссия Росавиации провела внеплановую проверку «Саратовских авиалиний». По итогам ведомство пришло к такому выводу: эксплуатант не способен безопасно выполнять коммерческие воздушные перевозки.

Так, согласно этим данным, у 22 сотрудников, среди которых пилоты, командиры воздушных судов и бортинженеры, летные свидетельства были просрочены. Обнаружились и другие нарушения: в частности, смена пилота не может продолжаться более 12 часов, но у сотрудников авиакомпании они достигали 22 часов.

Впрочем, «Саратовские авиалинии» уже опровергли информацию о якобы просроченных свидетельствах у летного состава. В компании также сообщили, что пока не имеют официальной выписки переговоров в кабине Ан-148.

К действиям членов экипажа разбившегося лайнера действительно есть вопросы. Комментирует бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов:

Александр Романов бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов «Я не могу сейчас судить о том состоянии экипажа, в каком они были. Надо будет разбираться, хорошо ли они отдыхали, в каком они состоянии. Напряжение, должно быть, очень серьезное. Если они уставшие были, то в данном случае могли очень важную информацию пропустить. По той информации, которую я слышал, фактически они выпали из контруправления, то есть не могли контролировать все в комплексе. Все приборы — они увидели какую-то скорость, и они на нее так доминантно обратили внимание, а на самом деле нужно было рассматривать все это, как положено, потому что эти процедуры у пилотов на память заучиваются — для набора [высоты], движения. В данном случае можно будет с большой достоверностью определить, что происходит с самолетом. Если они просто пытались снижаться бездумно, значит, это, скорее всего, то, о чем я говорю. Люди не понимали, что происходит, и просто пытались выполнять какие-то сумбурные действия. То есть не было никакого анализа по другим приборам. Я не хочу делать выводы, тем более уже ушедших из жизни клеймить, но мысль такая: был непрофессионализм, неподготовленность, и люди просто не могли выполнить элементарные курсантские процедуры, как я их называю».

Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии», летевший из Москвы в Орск, потерпел крушение в Подмосковье в феврале. В результате авиакатастрофы погиб 71 человек: 65 пассажиров и шесть членов экипажа.

Петербургский телеканал «78» опубликовал запись с «черного ящика» самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний», разбившегося в феврале 2018 года. На сделанной за минуту до крушения записи слышны переговоры командира воздушного судна (КВС) Валерия Губанова и второго пилота (ВП) .

Летчики спорили из-за расхождений в показаниях приборов, считывающих скорость самолета.

Требовал от Сергея Гамбаряна вывести самолет вверх, второй пилот ответил: «Сейчас-сейчас», на что Губанов указал ему — самолет идет вниз. «Вообще фигня какая-то!», — удивился второй пилот.

«Не, ну я так понял, ты хотел это... А ты наоборот, вниз», — ответил командир воздушного судна.

Далее второй пилот сказал «контролируем все» и добавил, что скорость нормализовалась. В этот момент система сигнализации в кабине пилота дважды потребовала сверить скорость на датчиках. Второй пилот заметил, что «оп-оп-оп, триста девяносто [километров в час]» и направил самолет вниз, будучи убежденным, что скорость составляет 200 км/ч. Командир воздушного судна начал спрашивать, зачем второй пилот направил самолет вниз: «Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!»

Этот диалог сопровождася предупреждениями сигнализации сверить скорость. Гамбарян был убежден, что приборы его обманывают, и скорость самолета крайне низкая. Командир начал требовать набрать высоту, и в этот момент сигнализация уже на английском начала указывать, что воздушное судно идет прямо в землю: «Terrain ahead! Pull up! Terrain ahead! (Поверхность земли прямо по курсу, поднять нос — «Газета.Ru»)».

Последними словами командира воздушного судна Валерия Губанова были: «Все, *** [конец]».

Сообщается, что второй пилот забыл включить обогрев датчиков скорости — из-за этого расхождения он направил самолет вниз, а не вверх, желая набрать «недостающую скорость».

Самолет «Саратовских авиалиний», вылетевший из московского в город Орск в Оренбургской области, разбился днем 11 февраля в Подмосковье. По данным Росавиации, связь с экипажем Ан-148 пропала спустя несколько минут после взлета из аэропорта.

Тангаж Ан-148 достигал 30 градусов, а в этот момент модуль воздушных параметров командира самолета показывал нулевую скорость самолета. Резервный индикатор демонстрировал весьма низкие для такого рода ситуации 200 км/ч. Столкновение с поверхностью земли стало неизбежным, в момент крушения скорость самолета достигала 800 км/ч. На борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Никто из 71 человека не выжил.

На месте крушения в результате недельной поисковой операции было обнаружено более 5 тысяч обломков фюзеляжа.

В Следственном комитете РФ заявили, что взрыв произошел уже после столкновения с землей, а в момент падения воздушное судно «находилось в целостности». После крушения Ан-148 и гибели 71 человека, находившегося на его борту, возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Правительство Оренбургской области начало выплату единовременной материальной помощи в размере 1 млн рублей из регионального резервного фонда семьям погибших в авиакатастрофе. Кроме того, по поручению губернатора Саратовской области семьям четырех членов экипажа, погибших при крушении Ан-148, выплатят по 1 млн рублей в качестве материальной помощи.

16 февраля эксперты (МАК) расшифровали данные речевого бортового самописца разбившегося Ан-148. Информация, полученная при расшифровке первого, параметрического «черного ящика», подтвердилась: отличающиеся показатели скорости воздушного судна были вызваны обледенением приемников полного давления, замеряющих скорость самолета. Вопреки предписаниям контрольной карты, пилоты не включили обогрев датчиков на фюзеляже самолета.

Ан-148 разбился в Подмосковье 11 февраля. Как стало ясно, перед катастрофой командир воздушного судна (КВС) и второй пилот (ВП) ругались и пытались вывести лайнер из пике.

ПО ТЕМЕ

КВС: Вверх! В-о-от.

ВП: Сейчас-сейчас.

КВС: А ты вни...

ВП: Вообще фигня какая-то!

КВС: Не, ну я так понял, ты хотел это (не договаривает). А ты наоборот – вниз.

ВП: Ладно-ладно, потом разговаривать будешь. Я имею в виду все остальное. Так, контролируем все!

КВС: Все, все хорошо.

ВП: Все, скорость нормализовалась.

Обледеневшие датчики давали неверные показания – лайнер в это время продолжал падать.

ВП: Оп-оп-оп… 390!

По данным экспертов, именно в этот момент второй пилот совершил критическую ошибку.

КВС: Куда вниз-то?! Куда ты вниз? Зачем вниз?! Куда?!

АВТОИНФОРМАТОР: Скорость сравнить, скорость сравнить.

ВП: Да потому что... что хорош *** (нецензурно, попусту говорить. – Прим. ред.), 200 скорость *** (нецензурно)!

КВС: Высота! Высота! Высота!

КВС: Вверх!

АВТОИНФОРМАТОР: Terrain ahead! Terrain ahead! PULL UP! Terrain ahead!

КВС: Все, *** (нецензурно, конец. – Прим. ред.).

Конец записи.

Ан-148 выполнял рейс из Москвы в Орск 11 февраля. Самолет упал в Раменском районе Московской области. Погибли все находившиеся на борту – 65 пассажиров и шесть членов экипажа. На месте катастрофы обнаружили около пяти тысяч обломков лайнера.

Самолет принадлежал компании "Саратовские авиалинии". По данным последних проверок, из 82 сотрудников – пилотов, командиров воздушных судов, бортинженеров – 22 не имели права приближаться к самолетам. Их летные свидетельства были просрочены на несколько лет. В частности, восемь командиров воздушных судов не продлевали свои лицензии с 2014 года. Кроме того, смена пилота не может продолжаться больше 12 часов, однако сотрудники авиакомпании работали по 22 часа, передает телеканал "78".



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: