Семейный час «Воспитание привычек у ребенка. Воспитание привычки А как вырабатывать полезные пищевые привычки

«Я получил образование абсолютно бесплатно в библиотеке» . Эти слова Рея Брэдбери обрели новую актуальность в наши дни высоких технологий и Интернета. В сети ежедневно появляются тонны информации, в том числе и обучающих материалов. Мы уверены, что самообразование может открыть двери перед любым человеком, который стремится к своей цели. Главное – не лениться и узнавать что-то новое каждый день. Осталось дело за малым – воспитать в себе привычку учиться.

Воспитание новой привычки – как начало новой жизни, иногда приходится наступить на свой привычных график и ход вещей, чтобы стать лучше. И в данном случае речь идет не только об учебе, а о формировании любой новой привычки.
Для начала, хорошо обоснуйте зачем вам новая привычка. Желательно в письменном виде. Запишите все то, что даст вам самообразование, какие возможности перед вами откроются? Так вы будете четко осознавать, что эта привычка нужна именно ВАМ, а не семье, сотрудникам или боссу.
Любая привычка формируется по правилу четырех П: полезно, постепенно, последовательно, постоянно.
Следующим шагом составляем план формирования привычки.

ПОЛЕЗНО:

— Что учим?
— Как учим? (список литературы, ресурсов, где можно практиковаться)
— Какие навыки хотим получить в результате?

ПОСТЕПЕННО:

— Как часто занимаемся? Идеальный вариант – уделять обучению хотя бы 30 минут в день. Современный человек даже в соцсетях проводит больше времени, так что выделить пол часа на полезную привычку не составит большого труда.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО:

— Составляем график обучения (теория, практика, самостоятельное применение)
— Обозначаем для себя временные рамки! Вот это самое важное. Доказано, что записанные цели достигаются гораздо чаще. Так что ставьте точное время, к которому вы хотите получить тот или иной навык.

ПОСТОЯННО:

Это правило касается непосредственно выполнения плана и достижения цели. Никогда не отступайте от намеченного плана. Мотивируйте себя для каждого этапа и воспитывайте выдержку и силу воли.

Для себя я выделила еще один необходимый пункт формирования привычки – ПОДДЕРЖКА.
Было бы неплохо, если бы ваша семья поддержала ваши начинания и учились вместе с вами (не обязательно в той же сфере). Или же вы можете начать вести блог и писать о своих достижениях в сеть. Онлайн единомышленники тоже помогают. Да и сдаться на глазах у всех интернет пользователей будет уже стыдно.

Привычки могут складываться стихийно, могут быть продуктом целенаправленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера. Привычки это реальные «кирпичи», из которых складываются затем стиль и образ действий человека, манеры его общения с другими, мотивы и способы достижения целей, словом, все то, что в конечном счете во многом определяет людские судьбы, их повороты и перипетии. Привычки являются основой образа жизни. Человек совершает такие действия, постоянное осуществление которых стало его потребностью. За счет автоматизма, затепленного в результате многократного повторения действия, формируется так называемый динамический стереотип.

Человек, имеющий определенные привычки, чувствует себя неуютно при их невыполнении. Если, например, он не выполнил привычного действия (не вымыл руки перед едой, не убрал рабочее место и т. д.) или нарушил этикет (нагрубил старшему и т. п.), он ощущает беспокойство, какой-то психологический дискомфорт, настроение у него ухудшается, хотя иногда он не может понять, по какой причине это произошло.

Очень часто люди выглядят невоспитанными не потому, что не знают это, а из-за отсутствия необходимых привычек.

Привычка облегчает и упрощает все виды деятельности. Действительно, стоит нам попасть в знакомые условия, как мы без напряжения включаемся в привычную работу. Если какой-либо поступок требовал ранее от нас анализа ситуации, то теперь решение принимается само собой.

Поэтому воспитывать полезные, добрые привычки нужно с раннего детства.

Порядку, вежливости учить детей нужно пока это для них игра. Пусть это войдет у них в привычку, пусть выработается «автоматизм этикета» — это очень пригодится им в будущем, облегчит общение с людьми, поможет в любом деле.

В некоторых семьях молодежь не знает, чем заняться, и мало-помалу привыкает убивать время. Эта привычка, приобретенная в юности, находит потом выражение в пассивности на работе, при организации досуга. Все это служит преградой на пути духовного развития личности, и поведение таких людей становится все более ситуационным, а следовательно, они податливы к случайным влияниям, разного рода соблазнам, начиная от курения и кончая наркотиками. В конце концов, и довольно скоро, это приводит к неудовлетворенности жизнью, работой, семьей.

Формирование вредных привычек происходит, как правило, легче, чем образование хороших, причем они и закрепляются прочнее. Ведь вредные привычки обычно упрощены, примитивны. Напротив, полезные привычки, как правило, сложнее и отражают более совершенное воспитание, более содержательную личность.

Кто-то сильно умный сказал, что на выработку новой полезной привычки нужно ровно 21 день. В связи с наступившим новым годом, в нашем распоряжении 12 месяцев, в которых к сроку, необходимому для выработки полезных привычек, можно добавить ещё неделю для закрепления.

Поскольку я на выработке одной суперполезной привычки (утренний ритуал по уходу за собой) съела собаку, то могу отметить некоторые особенности, которые помогают для встраивания привычки в жизнь.

1. необходимость приобретения привычки должна быть хорошо обоснована, желательно письменно. Пока будете писать, убедитесь, что это действительно важно и нужно именно Вам, а «не трем теткам с Вашей работы». И необходимость приобретения привычки перевешивает скрытые выгоды от её отсутствия. У меня многие привычки «не пошли», по одной простой причине: если я внедрю это в жизнь - это станет моей ежедневной обязанностью. А так это прекрасно делают другие члены семьи, хоть и не совсем так, как мне надо.

2. лучше, что привычка не начиналась со слова «не». Потому как - это все-таки привычка, т.е. приобретение навыка, а не избавление от пристрастия. У избавления от дурных привычек несколько иной механизм, чем у приобретения.

3. я долго считала, что если привычка приобретена, то это - навсегда. Ничего подобного. Достаточно определенного количества пропусков - и всё насмарку. У каждого своё определенное количество «халявы» (пропущенных дней), когда привычка - ещё привычка. У меня это три дня, если больше - всё - можно начинать привыкать по новой.

4. Внедрять лучше по одной привычке: постепенно, последовательно, постоянно.

5. Вытекает из первого: привычки, которые собираетесь внедрять лучше записать с обоснованием для чего внедрять и схемой: в какой месяц, какая привычка будет внедряться. И контрольные точки прописать в ежедневнике, чтобы следить за успехом внедрения.

Если коротко, то внедряемая привычка должна соотвествовать правилу четырех П: полезно для Вас, постепенно, последовательно, постоянно.

1. есть до 19-00, дальше только кефир. Вызвано обильными новогодними излишествами, после которых у меня разболелась поджелудочная. Плюс - при выходе на работу из декрета начала резко поправляться, т.к. хорошо обедаю, а потом ещё более хорошо ужинаю. Мой кефир атмосфере семейного ужина - не помеха, так что - вперед.

2. обнимать детей 10 раз в день и более. Не хватает им - сами говорят, и липнут, и виснут и ласкаются, и обижаются.

3. планировать ежедневные расходы. Ежемесячное планирование получается, а вот ежедневное - буксует. Основная «дыра» - книги и диски. Пока буду брать определенную сумму денег, чтобы обезопасить себя от излишних трат.

4. планировать семейное меню. Вызвано тем, что закупками продуктов занимается в основном муж, нормативов я ему не пишу, в результате он, со свойственной всем Львам склонностью к излишествам приносит целый склад «добычи». Которая плавно перетекает в мусорное ведро, в связи с ограниченностью объема желудка и срока хранения продуктов. На мои претензии, он обижается и просит предъявить нормативы. Значит, будут ему нормативы.

5. планировать самообразование. У меня куча вещей, которым я хочу научиться: языки, вязание крючком, печь торты, танцевать танго, водить машину. Пришла к выводу, что пора прекратить хотеть и хоть чему-нибудь научиться. А для это разработать систему каких-то уроков.

6. проверять написанное с точки зрения лексики и орфорграфии. Пишу много в жж и на работе, а потом: как гляну, как увижу, что написала - плохо становится. Профессиональная деформация какая-то.

7. просить об одолжениях. С этим туго с самого детства - меня просто ломает, когда надо просить. Несколько раз многое теряла от этой особенности характера. В Новом году много планов, связанных с тем, что придется просить больших людей о «маленьких» одолжениях. Будем учиться.

8. молчать или говорить правду. Очень сберегает энергию и сохраняет самоуважение.

9. обозначать границы. Чтобы окружение знало: где меня лучше не трогать.

10. взаимовыгодно договариваться. Вся семейная жизнь и эффективные продажи строятся именно на этом, так что придется учиться.

11. семейная танцевальная разминка ежедневно. Пока с еженедельной начну. Дома - спячка какая-то, муж сильно поправился. Да и объединяет здорово.

12. Влажная уборка и проветривание спальни перед сном. Недавно обнаруженное обязательное условие для хорошего сна, а значит и хорошего состояния.

А Вы какие привычки хотите внедрить в свою жизнь в этом году?

Как воспитать хорошие привычки.

Мы воспринимаем человека по его привычкам. Они могут быть хорошими или вредными. Большинство из них мы приобретаем в детстве. Поэтому от нас, родителей, зависит, будут ли у нашего ребенка хорошие привычки, или он будет дурно воспитан.

Когда же и как начинают формироваться привычки у малыша? Как только ребенок научился чему-то новому, у него появилась какая-то новая вещь, постепенно он приобретает новую привычку. Научился малыш сам одеваться и раздеваться – можно формировать привычку аккуратно складывать свою одежду. Научился ребенок хорошо читать – может возникнуть, при содействии родителей, привычка читать ежедневно. Пошел ребенок в школу – возникает привычка складывать портфель вечером заранее или же спешно утром (и какая из этих привычек закрепится – зависит от родителей). Появилась необходимость подогреть себе обед или ужин дома – следует немедленно формировать привычку мыть за собой посуду и убирать со стола. Не приобретена добрая привычка – на ее месте стихийно возникнет плохая (не приучили 3-4-летнего малыша убирать свои игрушки – значит, у него закрепится привычка разбрасывать свои вещи). Хорошую привычку воспитать значительно легче, чем исправить потом плохую.

Как же воспитать хорошую привычку?

Привычка легко формируется, когда ребенок подражает взрослым (родителям, воспитателям, учителям). Если ребенок видит, как вы сами, придя с работы, бросаете свои вещи, где попало, вам наверняка не удастся приучить его складывать свои вещи на место. Именно родители должны показать пример культурного поведения, объяснить значение его правил. Подражая вам, дети быстро учатся здороваться и прощаться, благодарить, тихо закрывать за собой двери и т. д. То же касается и правил поведения на улице. Если мама или папа с ребенком перебегают улицу на красный свет или в неположенном месте, «так машин нет», то они не смогут выработать у ребенка привычку соблюдать правила уличного движения. Ребенок должен понимать, почему нужно вести себя именно так, и получать удовольствие от осознания того, что поступил правильно. И это удовольствие родители должны увеличивать похвалой. Не жалейте похвал (но и не переборщите с ними!) за правильные и хорошие поступки и поведение. Ведь дети охотно повторяют действие, приводящее их к успеху, к удовольствию.

Ребенку надо объяснять, почему каждый день надо тщательно чистить зубы и умываться. Говорить, например, так: «С человеком, у которого желтые зубы и черные ногти, неприятно разговаривать. А еще грязнули часто болеют и должны ходить к зубному врачу, потому что в грязи размножаются микробы и заражают человека опасными болезнями». Для малышей такие объяснения вполне убедительны, и они пытаются выполнять эти гигиенические процедуры. Родители некоторое время наблюдают за тем, как они это делают, помогают при необходимости и хвалят. Постепенно эти действия доводятся до автоматизма. Главное, никогда не выполнять за ребенка то, что он должен сделать сам, не пускать за стол с грязными руками, не включать мультики, пока не сложит одежду и т. д. При таких условиях (если родители не будут делать исключений, потому что устали, либо не имеют времени или еще что) хорошая привычка выработается быстро и закрепится.

Бывают и неприятные сюрпризы, когда в подростковом возрасте дети теряют твердую привычку, которую усвоили в детстве. Например, в младших классах ребенок складывал портфель вечером, вежливо выполнял домашние задания, чистил свою обувь и т. п., а в старших классах перестал это делать. Психологи утверждают, что это закономерно в таком возрасте – подростки отрицают авторитеты и устоявшиеся истины. Однако хорошие привычки вернутся после подросткового возраста, если ребенок с детства усвоил, что существуют определенные правила, которых необходимо придерживаться. Ведь если подросток знает, что правила можно нарушать, потому что ему это позволяли родители, он может все разрушить, лишь бы не подчиниться правилам. И это будет вина родителей.

Иногда родители сами невольно создают плохие привычки, вместо того чтобы их предотвратить. Например, ребенок плачет в магазине, требуя купить ему игрушку. Мама, чтобы успокоить ребенка (или чтобы на них люди не смотрели), покупает. У ребенка создастся привычка достигать истериками того, что ему нужно. Родители не понимают, что сила привычки огромна. Если ребенок уже привык, что родители уступают капризами, он потребует этого от всех людей, даже понимая, что это неправильно. Ребенка-любимчика сможет перевоспитать только жизнь, а жизнь – вещь безжалостная и жестокая. Ребенок будет страдать, и, возможно, исправится. И сколько же страданий готовят детям родители, когда не могут противостоять их прихотям!

Или такой пример. Ребенок пошел в школу. С первых дней нужно создавать привычку не опаздывать на уроки. А вместо этого утром мама ласково уговаривает ребенка вставать; ребенок нежится в постели еще минут 15, поэтому, чтобы не опоздать, мама помогает ему умываться, причесываться и одеваться. Конечно, ребенок не опоздал и ничего не забыл под маминым руководством. Но, возможно, лучше бы ребенок таки опоздал и получил замечание от учительницы, и тогда бы осознал, что должен выполнять свои обязанности, если не хочет неприятностей. Если родители пытаются избавить ребенка от нагрузок, усилий, труда, неприятностей, то из ребенка вырастет ленивый, слабый эгоист.

Следовательно, не чрезмерная опека родителей, а их разумный контроль помогает детям усвоить хорошие привычки. Неправильно реагируя на действия детей, родители сами разрушают хорошие привычки и создают плохие. Задача родителей – вырастить воспитанного человека, который будет поступать правильно, независимо от того, наблюдает кто за ним или нет. Поэтому родители должны выработать у ребенка хорошие привычки, которые помогут ему адаптироваться в этом мире, быть уверенным и счастливым.

КАК ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ:

5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.

Тот, кто когда – либо пытался воспитать у ребёнка хорошие привычки, знает, как непросто это сделать. Вот несколько советов в помощь родителям.

· Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Например, приучать малыша засыпать самому в своей кроватке, без укачивания или спать в прохладной комнате при открытой форточке можно ещё до того, как ему исполнится год. Чуть позже Вы начнёте приучать ребёнка мыть руки перед едой, убирать игрушки на свои места, потом – говорить «спасибо», первым здороваться со старшими. Ещё позже – в транспорте уступать место пожилым людям, помогать старым и слабым, всегда доводить начатое до конца, выполнять любую работу не кое – как, а хорошо. Чем раньше Вы начнёте предпринимать шаги к тому, чтобы какой – то навык стал привычным, выполнялся автоматически, тем быстрее достигнете успеха.

· Привычка легко усваивается, когда ребёнок подражает взрослому. Например, утром дети приходят в детский сад не одновременно, а один за другим, с некоторым интервалом. Это даёт возможность каждого малыша сразу отводить к умывальнику и мыть там с ним руки. При этом можно петь весёлую песенку, чтобы занятие было приятным. Если ребёнок не видит, как Вы сами, придя с работы, моете руки, как Вы утром чистите зубы, ему трудно эти действия сделать привычными, даже если Вы постоянно ему о них напоминаете.

· Привычку не создашь дрессурой, это осознанный навык. Ребёнок должен не только сам уметь вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть! И получать удовольствие от того, что он поступил правильно. Поэтому объясняйте, почему надо здороваться, убирать игрушки, говорить «спасибо». Учить говорить « до свидания», а не «пока!» И не забывайте хвалить за выполненное действие.

· Чтобы навык превратился привычку, требуется постоянное, бесконечное повторение. На это уйдёт немало времени, но торопиться нельзя. Воспитание – вообще процесс долгий. Одна мудрая мама заметила, что в деле воспитания результат мы, как правило, получаем лет на пять позже, чем ожидаем. Возможны и неожиданности. Например, привычка, казалось бы, прочно укоренившаяся, вдруг пропадает в подростковом возрасте. Психологи утешают: бунт подростка и отказ делать правильно то, что он делал в детстве, как раз и показывает, что норму ребёнок усвоил.

· Приобретение привычки не стоит ребёнку никаких усилий, зато требует невероятных усилий от его родителей. Это заметил кто – то из великих людей. Всё так. Но Ваши усилия оправданы. Автоматизм в выполнении каких – то действий высвобождает время на развитие и творчество. А потом, что такое хорошие привычки? Это хорошее воспитание, как давным – давно сказал Платон. И вот когда Ваши станут поступать правильно, даже если за ними никто не наблюдает и никто не контролирует, Вы со спокойной совестью скажете, что вырастили воспитанных людей!

Цель: Раскрыть воспитательные возможности семьи в формировании привычек у детей.

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участников.

Ход мероприятия.

Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как воспитывать привычки у ребенка. (слайд 2)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу» .

Часто после того, как ребенку исполнилось три года, родители начинают замечать, что в поведении, высказываниях их малышей появляются такие элементы, за которые родителям остается только краснеть. И все вокруг только удивляются, где ребенок такое мог увидеть или услышать? В случае если малыш посещает детские учреждения или часто играет с детьми на улице, то родители полагают, что все негативные моменты поведения являются результатом влияния окружающих. Ну а если ребенок еще не умеет говорить, то такое поведение обычно объясняется родителями наследственностью, причем конечно не со своей стороны...

С точки зрения воспитания взрослый человек, а особенно родители для малыша являются наиболее авторитетным источником, который дает пример для подражания в различных ситуациях. Но так как ребенок еще не способен анализировать поступки с моральной точки зрения: хорошо или плохо, он копирует абсолютно все, чаще даже не осознавая это. Психологами давно доказано, что воспитание и научение через наблюдение являются одним из эффективных способов формирования поведения.

В первые пять лет жизни ребенка происходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения за поведением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почему ребенок поступает так, а не иначе.

Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» . (слайд 3)

Дискуссионная часть

Ведущий: Когда начинают формироваться привычки? (слайд 4)

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т. д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо неё стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Дискуссионная часть

Ведущий: Как воспитываются привычки? (слайд 5)

Привычка воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке) . Неудачи, неприятности мешают образованию привычки.

Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями, приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботься о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.

Чаще всего родители жалуются на такой недостаток в поведении ребенка как незаконченное действие, например, ребенок взял игрушку, поиграл, а убрать забыл, оставил там, где играл, то есть он не завершил действие начатое с игрушкой. Такая же картина может наблюдаться и с книжками, одеждой, карандашами и любыми другими предметами, с которыми ребенок часто взаимодействует. Умение убирать за собой - элементарный двигательный акт, его выработать достаточно легко, если приучать малыша всегда и неукоснительно выполнять данную манипуляцию. Но если систематически забывать про это, то ребенку в дальнейшем трудно будет вообще довести любое начатое дело до логического завершения, таким образом, будут формироваться такие качества как безответственность, безынициативность, и в дальнейшем данные характеристики могут стать доминирующими чертами личности.

Для того чтоб сформировать у ребенка привычку завершать начатое дело, достаточно выполнять следующие рекомендации:

У каждой вещи в доме должно быть строго определенное место, свой домик для машинок, карандашиков, книжек и т.д.

Ваш личный пример, если ребенок видит, как вы приходите с работы и от усталости бросаете обувь в коридоре, одежду на кресло, при этом говоря малышу, что это очень плохо и так делать не следует, то в таком случае дошкольнику ничего не остается, как запомнить именно такую манеру поведения. И не стоит потом удивляться, если ребенок будет прибегать к таким же отговоркам. В данном возрасте реальная действительность воздействует на ребенка намного сильнее слов.

Запомните, что поведение ребенка в первую очередь отражение вашего поведения.

То же самое касается и научения ребенка другим навыкам, например, говорить вежливые слова, умение говорить тихо, а не кричать. Ребенок на данном этапе развития работает как ваше зеркало. Если ребенок в садике демонстрирует нежелательное поведение, не стоит тут же винить воспитателей, а стоит задуматься, когда и как дошкольник это мог заметить в первую очередь за мной, потому что для малыша именно вы являетесь образцом и идеалом поведения. Прививайте с раннего детства своему ребенку те качества, которые хотели бы в нем видеть, и тогда в дальнейшем у вас с наименьшей вероятностью возникнут проблемы поведенческого характера.

В дошкольном возрасте невозможна коррекция нежелательного поведения без действенного примера значимого для него взрослого. Важно, чтобы в вашей семье, не только мама и папа, но и бабушки, дедушки и другие родственники подавали ребенку однотипный пример поведения, иначе ребенок выберет наиболее легкий и удобный для себя стиль. Пример в поведении, поступке, разговоре всегда остается в подсознании ребенка, и именно на основе этих знаний строится дальнейшая жизнь вашего малыша, его способы взаимодействия с другими людьми, в подобной ситуации ребенок с большей вероятностью будет поступать именно так, как вы проступаете сейчас.

Дискуссионная часть

Ведущий: Что такое вредные привычки? (слайд 6)

«Вредные привычки - навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии» - такое толкование могут найти родители в энциклопедии. Пугающее, потому что вредные привычки, оказывается, далеко не так безобидны и пальчик во рту должен быть сигналом тревоги: малышу плохо!

Все в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Он может бессознательно злиться на родителей, оставивших его одного, может испытывать сильные негативные чувства к бабушке, вдруг занявшей место любимой мамы. Следом накатывает волна стыда за такие мысли, и малыш срывает чувства на собственном теле: грызет ногти, накручивает на пальчик волосы, то есть на подсознательном уровне пытается причинить себе боль. Вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого.

Таким образом, вредные привычки - признак сильной тревожности. Важно понимать, что причины, провоцирующие такое поведение, имеют под собой реальную почву. Часто это проблемы общения между детьми и родителями. (слайд 7,8)

Приведем варианты возможных тревожных ситуаций.

  • Очень тяжело бывает детям, родители которых к ним безразличны. Даже без слов, по мимике и жестам ребенок принимает сигналы о том, что окружающий мир враждебен. И место родителей в его душе тогда может занять кто-то другой, например, обыкновенный жук в спичечном коробке, с которым можно болтать, делиться своими горестями, который понимает тебя.
  • Родители слишком заняты собой, выяснением своих отношений, а ребенок, в лучшем случае, предоставлен самому себе, а чаще - становится оружием матери или отца в борьбе межу собой. Такой ребенок безмерно страдает от конфликта между самыми близкими людьми или вырастает прекрасным манипулятором.
  • Властные мамы и папы стремятся управлять своим ребенком, подавляя его волю и не предоставляя возможности быть самим собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Ребенок смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать.
  • Мама-наседка во всем опекает маленького цыпленка, прибегает по первому зову, делает за него любую мелочь. Ребенок подрос, а палец о палец ударить не хочет и не умеет. Вот и находятся для него другие занятия. Тем более, когда ребенок в семье «царь и бог» , он становится избалованным и привыкает к тому, что всем его капризам потакают.
  • Дети вечно занятых родителей пытаются привлечь к себе внимание, в котором так нуждаются, пусть даже негативным способом. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отругают, чем не заметят» . Тогда ребенок неосознанно пристрастится к любой вредной привычке, лишь бы попасть в поле вашего зрения.

Дискуссионная часть

Ведущий Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно использовать взрослым для этого? (слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14)

Привычка держать палец во рту

Если ребенок держит палец во рту - значит он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают дети, которым уделяется мало внимания. Не исключено, что таким образом они выражают протест, что их надолго оставляют в одиночестве.

Специалисты советуют предпринять следующие шаги:

  1. Разговаривать с ребенком перед сном, подержать его за ручку, ведь это как раз то время, когда между родителями и детьми возникает наибольшая близость. Спокойное и нежное общение изо дня в день сделает ребенка менее возбудимым.
  2. Если вам приходится ненадолго расстаться, поцелуйте по очереди все его пальчики и попросите сохранить поцелуй до встречи.
  3. Случается, что первенец ревнует маму к маленькому братику или сестричке и разными способами пытается выразить свое недовольство. Отнеситесь к нему с пониманием, используйте разные приемы, чтобы доказать, что любовь к нему не ослабла.
  4. Уложив ребенка в кроватку, можно рассказать какую-нибудь сказку, но обязательно с хорошим концом. А затем напомните ему обо всех его хороших поступках

Привычка плакать, ныть и хныкать

Причины хныканья могут быть различными: малыш по натуре чувствителен и слезлив; ему нездоровится или он устал к концу дня; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Но возможно, что ребенок - юный солист-манипулятор.

  • Поскольку ноющий ребенок говорит неразборчиво, можно сказать ему: «Что ты говоришь? Ничего не понимаю! Можешь сказать нормально? Извини, я ничего не понимаю, когда ты ноешь. Пожалуйста, успокойся. Пока ты не успокоишься и не сможешь говорить нормально, я не смогу понять, чего ты хочешь. Успокойся, и мы поговорим» .
  • Необходимо переключить внимание ребенка на другой предмет или занятие, способное вызвать у него интерес. Например, помочь приготовить обед для папы. Но картошку и морковь нужно сначала хорошо помыть - от такого удовольствия дети редко отказываются.

Привычка кусаться

Возможные причины такого поведения? Чаще всего это агрессия, направленная на родителей. Такова подсознательная реакция на требования взрослых, нежелание их выполнять. Но, возможно, это попытка привлечь к себе внимание. Может быть и то, что ребенок враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.

Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению:

  • Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если ребенок кусается, очевидно, такое поведение в семье ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат.
  • Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удается, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей.
  • Малыш бьет руками по лицу мать, у которой сидит на коленях. Ему уже говорили, что бить нельзя, но результат нулевой. Он продолжает бить и радостно смеяться после каждого удара. Мать пытается объяснить, что ей больно. Но откуда ребенок знает, что такое боль, если не испытывал ее? Тогда мама в ответ на очередной удар спрашивает: «Какая рука ударила? Эта?» - и ударяет пальцами по стукнувшей ее руке, стараясь одновременно и не причинить боль, и сделать удар ощутимым. Ребенок, естественно, плачет. Мама, продолжая нежно обнимать его и держать на коленях, твердо и спокойно говорит: «Маму бить нельзя!» Если ребенок ударит вновь, то мама повторит прием. При этом также спокойно она говорит: «Нельзя бить людей. Тот, кто бьет, всегда получает в ответ» . Это, возможно, придется повторить несколько раз.
  • Сходную тактику можно применить и к кусающемуся ребенку. Вы в состоянии помочь «зубастику» , и в первую очередь тем, что покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными

Привычка ругаться

Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители.

Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки» , значит, родители сражаются с ветряными мельницами.

Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?

  • Говоруна переполняют разнообразные чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Подыскивая выражения, он вдруг начинает добавлять крепкие словечки. И если не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
  • Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
  • Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво. В пять-шесть лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, что есть лексика, совершенно недопустимая в приличном обществе. Так ему и скажите: «Мы с папой тоже знаем эти выражения, но никогда не произносим вслух» .
  • Игра «Ругаемся овощами» подойдет для детей любого возраста - простор для словесных выражений открывается небывалый, а ничей слух это не коробит. В роли бранных слов можно использовать не только овощи, но и многое другое - мебель, растения, дни недели.

Ведущий От привычки одним обещанием «больше так не делать» - не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно её устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой–то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестаёт быть актуальной, привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки. (слайд 15)

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребёнок «производил впечатление» , а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной) . (слайд 16)

Наследственность обуславливает лишь темперамент, тип высшей нервной деятельности, а навыки, привычки, характер формирует окружающая среда. Поэтому главными творцами личности ребенка в первую очередь являются его родственники – папы, мамы, бабушки и дедушки. Их привычки - привычки их детей. (слайд 17)

Памятка для родителей «Как воспитывать детей»

Вот несколько общих элементарных правил, которыми стоит руководствоваться взрослым при воспитании ребенка.

1. Нельзя унижать ребенка.

Мы иногда в сердцах говорим ребенку: «У тебя вообще голова на плечах есть?» или «За что меня Бог наказал таким ребенком!» Всякий раз, когда мы произносим что-то подобное, мы разрушаем положительную самооценку сына или дочери. Наши дети начинают чувствовать вину за то, что вообще живут на свете. С этим чувством вины далеко не уйдешь, можно вырасти глубоко несчастным человеком.

2. Никогда не нужно угрожать.

«Только попробуй это сделать, как дам!» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребёнка бояться и ненавидеть нас. От угроз ребёнок не перестанет вести себя кое-как, либо перестанет вести себя здесь и сейчас, а потом отыграется - можно это назвать «законом сохранения шалостей» . Кроме того, малыш перестанет уважать вас как лидера. Помните: слабый грозит кулаком, сильный - пальцем.

3. Не следует вымогать обещаний.

«Пообещай, - говорит мама провинившемуся ребёнку, - что больше никогда-никогда так делать не будешь» . И ребенок охотно обещает. А вскоре вновь повторяет свою шалость. Мама в недоумении: «Как! Ты же дал слово!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний будет развивать в нем либо чувство вины, либо научит циничному разнобою в словах и делах.

4. Не нужно допекать, опекая.

Иначе ребенок не почувствует, что может сделать что-то сам. А это опять-таки снижает самооценку, приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает его к мысли, что можно не напрягаться - и так все тебе сделают. Многие родители недооценивают возможности своих детей и делают за них то, что они и сами могут.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения.

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Начните издалека: «Скоро будем ужинать» , «Мороженое на десерт может растаять» и пр. Тогда он, по крайней мере, не скажет, что не был предупрежден.

6. Нельзя потакать ребенку и слепо идти у него на поводу.

Вседозволенность может возникнуть тогда, когда дети чувствуют: родители не в силах настоять на своем. Это значит, думают дети, что правила не имеют четких границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет» , «белое» и «черное» , тем проще ребенку (особенно маленькому) понять, чего вы, собственно, от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным.

Наедине с сыном мама во время обеда разрешает ему залезть в свою тарелку и умиленно хихикает. Когда приходит подруга и все вместе садятся за стол, мама в ужасе от того, что малыш нахально лезет во все тарелки, и ругает его.

Есть волшебное слово, заключающее в себе один из главных секретов воспитания - это последовательность. Будьте последовательны. Ребенок не в состоянии понять все ваши «иногда» , «может быть» , «только по праздникам» . Можно вырастить неврастеника, если, надев старую одежду, будете возиться с ребенком в грязи, а потом рассердитесь, когда в другой раз, играя, он испачкает свой или ваш костюм. Надо дать ему понять, что есть вещи, которые он может делать только с вашего разрешения.

Бесспорно, каждый из вас может продолжить этот список своими собственными заповедями, сверяясь со своим опытом родительской любви и заботы.

Выступление докладчика может быть завершено ответами на вопросы родителей на интересующие их темы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: