Известные люди мордовии жившие в восемнадцатом веке. Исторические личности республики мордовии. Патриарх всея Руси, родом из села Оброчное Кемлянского района

Крановщица. Родилась в эрзянском селе Челпанове ныне Атяшевского района Республики Мордовия. 20 мая 1960 г. на полигоне железобетонных изделий строящегося Ромодановского сахарного завода шквальный ветер сорвал с креплений башенный кран, на котором трудилась Татьяна, и покатил его по рельсам к расположенному напротив зданию бани, где находились женщины и дети. Девушка, маневрируя стрелой крана, изменила направление его падения и предотвратила жертвы, но погибла сама. В память об этом отважном поступке ее именем названа одна из улиц г. Саранска в микрорайоне Химмаш.

Интернациональную дружбу г. Саранска с болгарским городом-побратимом Ботевградом с апреля 1967 г. отражают название улицы Ботевградской (бывших 4-я Богословская и Бородинская, Карла Либкнехта) и торгового комплекса «Ботевград» в центральной части города. Официально дружеские отношения между городами закреплены 14 октября 1966 г. в договоре о производственной взаимопомощи и дружбе. Братские отношения народов олицетворяет также памятник болгарскому революционеру и писателю Христо Ботеву, установленный в 1983 г. перед школой № 16. Автор – мордовский скульптор Н. М. Обухов – создал образ гордого, мужественного человека. Высота фигуры без постамента – 4,5 м. При осмотре памятника болгарские журналисты высказали мнение, что это самый лучший из всех памятников, поставленных Христо Ботеву.

Стратонавт, инженер и конструктор стратостата «Осоавиахим-1», на котором в январе 1934 г. (совместно с И. Д. Усыскиным и П. Ф. Федосеенко) достиг высоты 22 км, совершив первый в истории воздухоплавания зимний полет. При спуске стратостат потерпел аварию недалеко от села Потижский Острог Инсарского района Мордовии, экипаж погиб. Память об отважном стратонавте хранит одна из центральных улиц г. Саранска (бывшый Тихвинский выгон). На привокзальной площади установлен памятник героям-стратонавтам. Погибшие стратонавты похоронены на Красной площади в Москве.

Хозяйственный деятель. Родился в г. Одессе. Работал на сталепрокатном заводе, окончил энергетический институт. С 1929 г. – на руководящей работе по строительству заводов, ТЭЦ. В годы Великой Отечественной войны участвовал в сооружении оборонительных линий в прифронтовой полосе. С 1946 по 1952 г. – управляющий стройтрестом в г. Горьком. В 1952 г. – начальник «Главприволжстроя» Министерства строительства СССР, с декабря 1955 г. – министр городского и сельского строительства РСФСР. С 1957 г. был утверждён председателем Совета народного хозяйства Мордовского экономического административного района в г. Саранске. При его непосредственном участии в столице Мордовии начато крупное промышленное и гражданское строительство. Его именем с 1965 г. названа одна из первых улиц Пролетарского района г. Саранска.

Композитор, виртуоз-балалаечник, дирижёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный, заслуженный артист Мордовской АССР. Родился в городе Темникове. В марте 1918 г. организовал первый в Мордовии и Волго-Уралье Темниковский оркестр русских народных инструментов, художественным руководителем и дирижёром которого он оставался всю жизнь. Созданный им любительский коллектив добился высоких профессиональных успехов. Им написаны оперы «Сказка о попе и работнике его Балде» по одноимённому произведению А. С. Пушкина, «Край родной» на слова Н. Эркая, «Сказ о Мордовии», «Марш на мордовские темы», «Мордовская колхозная сюита», увертюра «1917 год». В 1976 г. его имя присвоено одной из улиц в Пролетарском районе Саранска, а на Аллее Славы установлен бюст. На родине музыканта открыт Дом-музей Л. И. Войнова.

Учёный-литературовед, писатель, общественный деятель, основоположник современного краеведения Республики Мордовия. Уроженец г. Саранска. Кандидат филологических наук, профессор. Заслуженный работник культуры РСФСР, МАССР. Член Союза писателей СССР. Почётный гражданин г. Саранска. Впервые опубликовал фундаментальные историко-краеведческие исследования о Саранске, литературных местах в Мордовии, Саранской живописной школе. Изучил и ввёл в научный оборот обширные сведения из архивных документов, на основе которых были изданы многочисленные труды по истории, культуре, литературе, географии, отмечены мемориальными досками и знаками памятные места Саранска, центры «высокой» культуры прошлого в республике – с. Старое Акшино, Смольково, Архангельское Голицыно и др. Профессор И. В. Воронин обосновал дату постройки крепости-острога со времени Ивана Грозного и основания Саранска в 1641 г. Его имя с 2005 г. присвоено Мордовскому республиканскому объединённому краеведческому музею в г. Саранске.

В 1980 г. в честь братской дружбы г. Саранска с польскими воеводствами и их городами-побратимами Гожув и Серадз получили названия улиц в микрорайонах столицы Мордовии – Гожувской (бывшая Саратовская, на Химмаше) и Серадзской (бывшая Воронежская, на Юго-Западе). С ними поддерживаются постоянные дружеские связи, ведется широкий обмен делегациями.

Герой Советского Союза. Почётный гражданин Республики Мордовия. Мордвин. Уроженец пос., ныне рп Торбеево Республики Мордовия. Старший лейтенант, летчик-истребитель. 2 февраля 1945 г. группа военнопленных из 10 чел. захватила фашистский бомбардировщик и совершила на нём побег из концлагеря на о. Узедом. Через 2 часа самолёт, пилотируемый отважным лётчиком, был посажен на территории, занятой советскими войсками. В 1975 г. на родине героя открыт Дом-музей М. П. Девятаева, в г. Саранске установлен памятный знак «Побег из ада».

Первый учёный-энциклопедист и просветитель мордовского народа. Профессор, коллежский советник. Мордвин. Уроженец Ибресинского района Чувашской Республики. Он положил начало широким русско-мордовским научным связям. Сотрудничал с известными филологами, этнографами, педагогами и методистами, зарубежными учёными. С именем М. Е. Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального языкознания. На основе изучения разговорного языка он создал «Образцы мордовской народной словесности», написал первые буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи и был соавтором первого советского букваря для мордвы-эрзи. Осуществил целостный подход к изучению мордовских языков, занимался переводческой деятельностью, что способствовало становлению научной грамматики, обновлению фразеологии и графики мордовских языков. В фольклорных экспедициях он собрал богатейший материал по устно-поэтическому творчеству мордвы, создал своеобразную «энциклопедию народной жизни» из песен, пословиц, поговорок, причитаний, описаний народных игр, представлений, речевой обрядности. Приоритетным считал сохранение материальной культуры мордовского народа. Собранные им коллекции одежды, украшений и других предметов быта мордвы хранятся в музеях г. Москвы, С.-Петербурга, Казани, Саранска, Гамбурга, Парижа и Хельсинки. Являлся членом Финно-угорского общества, РГО, Общества археологии, истории и этнографии, Православного миссионерского общества. Инициировал создание Мордовского культурно-просветительного общества, соавтор «Обращения к мордовскому народу», член Комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, президент угро-финской секции Восточно-финского комитета АН СССР. Имя известного ученого присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке и улице в г. Саранске.

Выдающийся мордовский композитор и педагог, хоровой дирижёр. Один из основоположников мордовской профессиональной музыки. Заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР. Народный артист МАССР. Уроженец Зубово-Полянского района Мордовии. Окончил Казанскую учительскую инородческую семинарию, Московскую консерваторию. Руководил этнографическим хором при Мордовском областном комитете радиовещания. Все, что им написано (хоры, романсы, оперные арии, ансамбли, песни), имеет глубокое народное звучание, мордовский национальный колорит. Л. П. Кирюков – автор музыкальной драмы «Литова», опер «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня» и др., песен на стихи Н. Эркая, Ф. Атянина, М. Бебана и других мордовских поэтов. Внёс вклад в развитие профессионального и самодеятельного хорового искусства, подготовку и воспитание музыкальных кадров. Он – один из основателей Саранского музыкального училища, где преподавал в 1931 – 1956 гг., которому с 1966 г. присвоено его имя. В Аллее Славы г. Саранска установлен бюст музыканта.

Организатор светотехнического производства в Мордовии, Герой Социалистического Труда, заслуженный работник промышленности МАССР. Уроженец Ставропольского края. Работал главным инженером и директором Ардатовского светотехнического, директором Саранского электролампового заводов, генеральным директором созданного по его инициативе специализированного комплекса – СПО «Светотехника». И. С. Коваленко внёс вклад в освоение производства новых источников света. Его именем с 1978 г. названа улица в г. Саранске в Пролетарском районе, которая соединяет ул. Победы и проспект 60 лет Октября.

Советский государственный деятель коммунистического движения молодежи 1920–30-х гг., участник Гражданской войны 1918–20 гг. Его имя носит улица в микрорайне Химмаш в Саранске.

Латышская коммунистка, агитатор продовольственного отряда. В составе Владимирского продовольственного отряда была направлена в Ичалковский район Мордовии, где погибла в результате стычки. Именем Анны Лусс названа улица в Пролетарском районе г. Саранска.

Участник революций 1905 и 1917 гг. и Гражданской войны, активный инициатор создания Мордовской автономии. Имя советско-партийного работника носит одна из улиц г. Саранска.

Российский боксёр-профессионал, чемпион мира в тяжелой весовой категории. По национальности мордвин. Детство спортсмена прошло в Зубово-Полянском районе Мордовии. Его именем в г. Саранске названа Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по боксу .

Полковник Советской армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Родился в Ромодановском районе Мордовии.
В честь Миронова названа улица в г. Саранске.

Российский борец греко-римского стиля, олимпийский чемпион. Родился в г. Рузаевка. В г. Саранске открыта Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе , названная его именем.

Поэт, публицист, философ, политический деятель. Детство провел в родовом имении отца – с. Старое Акшино Старошайговского района Мордовии.
Имя Огарёва носит Мордовский государственный университет , у главного корпуса которого установлен памятник Н. П. Огарёву . В г. Саранске также есть улица, названная в его честь.

Русский поэт. Родился в г. Рузаевка, детство провел в г. Саранске. Именем Полежаева названа самая протяженная улица г. Саранска, на которой установлен памятник поэту ; есть музей , посвященный памяти Полежаева.

Врач, советский государственный и партийный деятель, один из основателей советского здравоохранения. В 1919 г. с группой военных и санитарных врачей приезжал в г. Саранск для выяснения причин сыпно-тифозной эпидемии и ее ликвидации. В г. Саранске в честь именитого врача названа улица.

Мария Талабаева
Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии»

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Образовательный проект «Знаменитые люди Мордовии »

Выполнили : Талабаева М. П.

Паспорт проекта

Творческое название проекта «Знаменитые люди Мордовии »

Участники Воспитатель, дети подготовительной к школе группы, специалисты ДОУ

Вид проекта Познавательно-исследовательский

Срок реализации Средней продолжительности (3 месяца)

Направление развития Познавательно-исследовательское

Актуальность проекта Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе - одна из основных задач дошкольного образования , важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми, которые прославили свой край.

Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л. С. Выготского, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожца, М. В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др., которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей является очень актуальной. Всем известно, любовь к Родине начинается с малого : своего села, города, знания своих корней.

Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа (прошлого и настоящего времени, в том числе к людям, прославившим свой родной край.

А каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству (Л. А. Венгер, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др.)

В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом в историю Мордовии выступают на первый план.

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ через их подвиги, творческую и созидательную деятельность.

Новизна проекта Новизна проекта заключается в том , что ознакомление со знаменитыми людьми мордовского края будет осуществляться через проектную деятельность . Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению

Цель Формирование у детей дошкольного возраста интереса к знаменитывм людям , прославивших Мордовию

Задачи Образовательные :

Приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям;

Познакомить с биографией и творчеством людей,

прославивших Мордовию ;

Закрепить представления о знаменитых земляках ;

Расширять кругозор детей.

Развивающие :

Развивать познавательную активность детей в совместной деятельности с родителями, бабушками, дедушками.

Развивать коммуникативные навыки детей : диалогическую и связную речь.

Развивать воображение через ознакомление с творчеством мордовских художников , писателей, композиторов.

Воспитательные :

Воспитывать чувство патриотизма;

Воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к мордовскому народу .

Ресурсное обеспечение проекта Информационные ресурсы :

диагностический инструментарий (беседы с детьми) ;

методическая, энциклопедическая и художественная литература;

наглядно-демонстрационный материал;

ресурсы Интернет, использование ИКТ.

Социальное партнерство в рамках реализации проекта :

детская районная библиотека;

мини-музей ДОУ;

музеи г. Саранска.

Предполагаемый результат Дети :

активно принимают участие в проектной деятельности совместно со взрослыми коллективно и в подгруппе;

проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству знаменитых людей Мордовии ;

выбирают необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами;

используют полученные знания в разных видах деятельности.

Родители :

активно участвуют в реализации проекта , знакомя детей с земляками, прославившими родной край.

оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы ;

принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.

Педагоги :

повышают педагогическую компетентность по теме проекта ;

пополняют педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.

организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;

готовят итоговую презентацию по результатам проектной деятельности .

Продукт проектной деятельности Создание альбома «Знаменитые люди Мордовии »

Создание «Книги памяти» .

Оформление родителями выставки «Знаменитые люди Мордовии »

Пополнение уголка краеведения в группе

3. Реализация проекта по этапам :

Подготовительный 1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.

2. Составление плана по реализации проекта .

3. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.

4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.

5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта .

6. Подбор методической литературы.

7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации) .

Практический 1. Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)

Заключительный 1. Обработка результатов , выводы по реализации проекта .

2. Подготовка к презентации.

Презентационный 1. Презентация проекта на групповом родительском собрании

Психолого-педагогическое содержание проекта

Формы работы Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие

«Наши предки» Уточнить знания о земляках, прославивших свой край в прошлом. Закрепить представления о знаменитых земляках . Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город, свое село, свою республику.

Познавательное развитие

«Великие поэты и писатели Мордовии » Познакомить детей с творчеством и биографией великих поэтов и писателей Мордовии (А. И. Полежаев, Н. П. Огарев, воспитывать уважительное отношение к его творчеству.

Познакомить с творчеством современных писателей и поэтов.

Познавательное развитие

«Художники мордовского края »

Познакомить с творчеством Ф. В. Сычкова, с его биографией

Познавательное развитие

«Наши земляки - герои Великой Отечественной войны» Помочь детям сохранить и пронести память и уважение к участникам событий времен ВОВ.

Познакомить с земляками, участниками военных событий (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев Михаил Петрович – герой Советского Союза)

Познавательное развитие

«Олимпийские чемпионы Мордовии » Познакомить детей со знаменитыми спортсменами Ольгой Канискиной, Денисом Нижегородовым, Алексеем Немовым, Алексеем Мишиным.

Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них.

Чтение художественной литературы

«Мордовские сказительницы » Продолжать знакомить детей с мордовскими сказаниями , сказками.

Познакомить с мордовскими народными сказительницами Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной

Художественно-эстетическое развитие

«Картинки мордовского букваря » Познакомить с первым мордовским букварем и его автором Дорофеевым Захаром Федоровичем.

Помочь увидеть особенности рисунков художника-иллюстратора. Развивать умение изображать предметы , названия которых начинаются с определенного звука.

Познавательное развитие

«Великий скульптор» Познакомить с творчеством и биографией Нефёдова (Эрьзи) Степана Дмитриевича

Образовательная деятельность в режимных моментах

Беседы :

«Какие земляки – вам известны? Чем они прославились?»

«Какие памятники известным людям вы знаете в нашем городе?» Уточнить и обобщить представления детей о людях Мордовии , прославивших свой край.

Экскурсияк музей боевой славы Познакомить детей с личностью известых земляков (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев – герой Советского Союза, рассказать о их героическом прошлом. Рассказать детям о других земляках – защитниках нашей Родины в годы ВОВ.

Экскурсияв мини-музей ДОУ Познакомить детей со знаменитыми людьми родного села

Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки , искусства Расширять представления детей о знаменитых соотечественниках , о их достижениях в науке, искусстве, литературе и др.

Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов Знакомить детей с достижениями наших спортсменов.

Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов Продолжить знакомство детей с музыкальными произведениями мордовских композиторов

Познакомить с биографией и творчеством мордовских композиторов (Георгий Иванович Сураев-Королев, Леонтий Петрович Кирюков, Леонид Иванович Войнов, Сергей Терханов, Елена Кузина, Михаил Фомин, Николай Митин, Николай Бояркин, Нина Кошелева)

Дидактическая игра

«Узнай и назови» Закрепить знания детей об знаменитых людях и том , чем они известны.

Сюжетно-ролевая игра

«Экскурсоводы» В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы показывают им памятники известным людям, которые находятся в родном городе.

Сюжетно-ролевая игра

«Детское телевидение» Открылась новая программа на телевидении : дети снимают передачу об известных людях Мордовии

Самостоятельная деятельность детей

1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, репродукций портретов известных людей.

2. Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры дети.

Работа с родителями

Форма Тема Содержание

Экскурсия «Музеи нашего города» Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию музеи города Саранска

Познакомить детей с творчеством С. Д. Эрьзи, В. Ф. Сычкова.

Экскурсия «Памятники известным людям мордовского края » Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятникам известным людям Мордовии , составить рассказы об известных людях, которым посвящены памятники.

Выставка «Выставка портретов знаменитых людей Мордовии » Предложить родителям подготовить к групповой выставке репродукции портретов знаменитых людей Мордовии

Портфолио «Моя семья в истории родного края» Предложить родителям совместно с детьми создать портфолио своей семьи с биографическими сведениями о своих родственниках, которые стали известными, внесли вклад в развитие своей малой Родины.

Презентация «Знаменитые люди Мордовии » Создать итоговую презентацию по реализации проекта

Перспективный план

1 НОД по познавательному развитию на тему «Наши предки» март Воспитатель, дети Дети познакомятся с людьми, прославившими мордовский край в прошлом (Ф. Ф. Ушаков, С. Д. Эрзя, врач-афтальмолог Филатов В. П. идр)

2 Вечер вопросов и ответов «Каких известных людей, прославивших нашу республику вы знаете?» март Воспитатель, дети Дети познакомятся с известными людьми современности родного края

3 «Наши земляки – наша гордость» март Педагоги ДОУ Заседание круглого стола

4 Пополнение уголка книги фотографиями, иллюстрациями известных людей Мордовии март Воспитатель Создание фотоальбома «Известные люди Мордовии »

5 Оформление в уголке книги постоянно действующих книжных выставок «Известные люди Мордовии » . март-май Воспитатель Выставка художественной литературы «Известные люди Мордовии »

6 Организация в детской библиотеке дней краеведения - «По памятным местам» ;

- «Прославленные люди Лямбирского района » ;

- «Мы помним, мы помним ваши имена»

май Воспитатель

Работники библиотеки Экскурсии в детскую библиотеку

7 НОД по познавательному развитию «Великие поэты и писатели Мордовии » март Воспитатель,

дети Создание альбома стихов мордовских детских поэтов

8 Составление информационных буклетов :

«Умеем ли мы

предками гордиться?» март Родители Буклет «Умеем ли мы предками гордиться»

9 Анкетирование «Знаешь ли ты своих земляков прославивших Мордовию . Чем они знамениты » март Воспитатель,

родители, педагоги ДОУ Результаты анкетирования

10 Информационные буклеты «Наши замечательные земляки»

март Воспитатель Информационные буклеты о творчестве С. Эрзи

11 Рассматриваниерепродукций портретов знаменитых деятелей науки , искусства март Воспитатель, дети Создание коллекции портретов знаменитых деятелей искусства

12 Игры «Узнай и назови» , «Детское телевидение» , Экскурсоводы» март-май Воспитатель, дети Отражение детьми в играх свои представления и знания об известных людях Мордовии

13 «Создание развивающей среды в детском саду по ознакомлению детей с известными людьми Мордовии ». март Воспитатель

Педагоги ДОУ Консультация для педагогов ДОУ

14 Беседа «Владимир Дежуров – космонавт из Мордовии » апрель Воспитатель Досуг, посвященный дню космонавтики

15 Беседа «Памятник героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину» апрель Родители Экскурсия к памятнику

16 Мастер-класс «Великий скульптор» апрель Воспитатель

Педагоги ДОУ Мастер-класс для педагогов ДОУ

17 Творчество С. Д. Эрьзи апрель Воспитатель,

родители Экскурсия в музей им. С. Эрьзи

18 Художественное творчество

«В художественной мастерской» - лепка по мотивам произведений С. Д. Эрьзи апрель Дети Выставка работ

19 «Ознакомление дошкольников с известными людьми мордовского края , как средство патриотического воспитания дошкольников» апрель Воспитатель Консультация для педагогов ДОУ

20 Интегрированное занятие «Художники мордовского края »

апрель Воспитатель, дети, педагоги ДОУ Выставка рисунков

21 Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов апрель Воспитатель, дети,

муз. рк-ль Создание аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов

22 «Мордовские сказительницы » апрель Воспитатель,

Знакомство с устным творчеством сказительниц Беззубовой Фёклой Игнатьевной,Люлякиной Серафимой Марковной

Создание альбома сказаний

23 Экскурсионный маршрут Станции :

- «Вечной памятью живы.»

(Вечный огонь, музей боевой славы) ;

- «У духовного родника»

(храм святого Ф. Ушакова) апрель Воспитатель,

родители Экскурсия по городу Саранску

24 НОД «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны апрель Воспитатель Создание «Книги памяти»

25 Экскурсияв мини-музей ДОУ май Воспитатель, дети Пополнение музея новыми экспонатами

26 Проблемная ситуации «Как бы я поступил на месте героев-земляков» май Дети Выставка рисунков «Они сражались за Родину»

27 «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают» . май Воспитатель,

родители Литературно-музыкальный вечер

28 «Памятники известным людям Мордовии май Воспитатель Викторина

29 Создание электронной базы данных «Знаменитые люди Мордовии » , которая

и фактографическую информацию по

данной теме май Воспитатель Презентация «Знаменитые люди Мордовии »

30 Беседа «Картинки мордовского букваря » май Воспитатель дети

31 НОД «Олимпийские чемпионы Мордовии » май Воспитатель дети Подбор иллюстраций об олимпийских чемпионах Мордовии

32 Рассматриваниевырезок из газет и журналов, иллюстрирующих спортивные достижения наших спортсменов май Воспитатель, дети, родители Создание газетного и журнального фонда о достижениях мордовских спортсменов

33 «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям мордовского народа ». май Воспитатель

Педагоги ДОУ Семинар-практикум

34 «Мы помним, мы гордимся» май Воспитатель, работники библиотеки Творческая встреча

35 «Знаменитые люди Мордовии » май Воспитатель,

родители Составление фотоальбома

Ожидаемые результаты

У детей :

Сформированы знания и представления о жизни, подвигах, творчестве знаменитых людей Мордовии ;

Расширился кругозор детей, проявился интерес к людям, прославляющих родной край;

Отмечается появление чувства гордости за свой народ, которые живут и работают в Мордовии , которые прославили свой край в прошлом;

Проявляется осмысленная роль в судьбе страны, их места в жизни, сформированность собственного взгляда на жизнь.

Родители :

Оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии) ;

Принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.

Пополнили знания об известных людях Мордовии , их подвигах и творчестве;

Проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Педагоги :

Приняли участие в преобразовании предметно-развивающей среды группы; ДОУ;

Повысили педагогическую компетентность по теме проекта ;

Пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.

Организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей ;

Подготовили итоговую презентацию «Знаменитые люди Мордовии » /по результатам проектной деятельности/ .

Взаимодействуют с социумом : привлекают работников районной детской библиотеки к работе над проектом (экскурсии, беседы с применением мультимедийных средств; работников музеев (краеведческий музей г. Саранска, музей им. С. Эрьзи)

Разместили материал по проектной деятельности в сети Интернет.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает

поэтапное познание великих людей родного края через различные виды деятельности.

Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в исследованиях Л. С. Выготского, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожца, М. В. Крулехта, А. Ю. Кузиной, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже и др., которые отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям.

Венгер Л. А, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др. отмечали, что каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству.

В работах А. И. Герцена и Н. П. Огарева – патриотическое воспитание связано с изучением истории своего народа и словесности.

Практическая значимость

Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.

А дети в свою очередь, узнают знаменитых людей мордовского края , научатся ценить подвиги и творчество мордовского народа , относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, гордиться своим народом, его достижениями.

Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса .

Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к творчеству, подвигам, созиданиям мордовского народа , желание побольше узнать о истории родного края.

Результаты по внедрению проекта могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения и гордости за народ, внесших вклад в развитие Мордовии .

Познавательная значимость

Познавательная значимостьсостоит в том, что :

В работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, творческие встречи, умозаключения детей и т. д.) ;

Применяется личностно - ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве и подвигах, а также представление о мировоззрении и психологии народа, а образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

Знакомство с известными людьми родного края для ребенка - это не просто рассказ о них, не только рассматривание фотографий и иллюстраций, не просто игра или экскурсия, это - жизнь, это приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла , многополярности и относительности социальных оценок.

Известные люди Мордовии - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент воспитания.

Знакомя детей с известными людьми, вводя детей в круг необыкновенных событий, творческих достижений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках известных людей Мордовии противопоставляется добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны : отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

Используемая литература

1. Мы в Мордовии живем . Примерный региональный модуль программы дошкольного образования . О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина и др., саранск, Мордов . кн. изд-во, 2011.

2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Старшая группа : метод. пособие дляпед. дошк. образ . учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.

3. День обычный на дворе : Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост.:М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск : Мордов . кн. изд-во, 1990.-288с.

4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ . – СПб., 2012

5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель» , 2013.

6. Интернет-ресурсы.


Степан Эрзя Имя скульптора широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности.Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа Будучи значительным явлением современного мирового искусства, творчество Эрьзи - выражение гения мордовского народа. Будущий скульптор родился в 1876 году в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина.


Степан Эрзя С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения - добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе - кувшины, ложки, сундуки-пари, прялки.


Степан Эрзя В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами "Последняя ночь осужденного" и "Автопортрет" добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом. Годы, проведенные в Италии и Франции. явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала XX века. После возвращения в Москву С.Эрьзя продолжает развивать основные тематические линии, наметившиеся в его искусстве ранее - еще в итало-французский период: женские образы, выражающие сложные душевные переживания, портреты, символические изображения.


Степан Эрзя В начале двадцатых годов поиски более выразительных средств исполнения привели С.Эрьзю и к "открытию" нового для него материала - дерева, композиции "Леда и лебедь", "Летящий", "Материнство", выполненные на Кавказе, отчетливо демонстрируют, как приемы модерна, "опробованные" скульптором ранее - в работах "Отдых". "Мрамор", ряде женских портретов, - ложатся в основу формирования нового индивидуального пластического стиля С.Эрьзи. Его развитие шло в течение двух последующих десятилетий (), которые скульптор провел в Аргентине. В 1927 году волею судьбы С.Эрьзя оказался в Буэнос-Айресе. Именно в Аргентине совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал вот уже не сколько лет, - необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения - кебрачо. Его необыкновенная твердость, выразительный рисунок древесины, широкий диапазон оттенков, а также - живописное своеобразие наростов с самого начала определили особенности манеры исполнения произведений.


Степан Эрзя С.Эрьзи хорошо знали заграницей, но мало кто вспоминал его на родине. А ведь только о ней постоянно думал стареющий скульптор, находясь на чужбине, он справедливо тревожился за судьбу своих произведений. С.Эрьзя вернулся в Советский Союз в 1950 году. Он сумел сохранить и доставить на родную землю свои произведения - плод многолетней напряженной работы, порой невыносимо тяжелой, но вместе с тем подарившей ему столько радости. И в своей московской мастерской скульптор продолжал упорно трудиться, боясь отложить резец хоть на мгновенье, ведь именно он был единственной нитью, связывавшей его с искусством - смыслом всей его жизни. Скульптор Степан Эрьзя умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске, и хотя его прах теперь на вечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.

- 12116

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 18 138 человек, относящихся к мордве (0,5 процента от общего количества жителей). В 1989 году было 27 095 (0,7 процента).

Когда я начал готовить материал о мордве Южного Урала, сразу поразился нескольким моментам. Оказывается, те, кого мы привычно именуем мордвинами и мордовками, сами себя так никогда не называли, это имя им дали другие народы. Но неоднородность этносов, объединенных словом «мордва», не помешала им стать в ряд коренных народов страны. Взаимопроникновение зашло так глубоко, что разобраться, где мордва, русские и другие россияне, очень трудно.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Появление на Южном Урале

Мордва переселялась в наши края в разное время. Первая волна связана с оттоком на восток страны в связи с русской экспансией в XVI веке. Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Дальнейшей миграции способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей.

Временем массового перемещения мордовских крестьян в наши края была вторая половина 20-х годов XX века. Разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства. Было решено переселять людей на восток, в частности, в наши края.

В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору. Весной 1928 года началось заселение поселка № 48 (в просторечии «Мордва», в будущем, с 1961 года, – Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д. Построили землянки. Занялись землепашеством. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. В 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех осташихся жителей переселили в поселок Южный. Березки ликвидировали.
В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 человек. Житель этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной стал Героем Советского Союза, участником Парада Победы.

В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители мордвы приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе за «палочки» работали. Люди отправлялись на восток, в Челябинске они устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Многие поселилось в поселках Малакуль и Партизан.

Перебирались из Мордовии в нашу область и позже, в 70-х годах. «Я приехала в Челябинск в 1971 году, – рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. – Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат и сестра приехали. Сестра - Анастасия Бурлакова, брат – Петр Паршин». Мордва живет в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В наш список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний – Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин.
Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине.

Центр «Стерх»

«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина. Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах.

В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).
- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, - с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, - и только потом увидишь».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.

Гордые люди

Насколько я понял, самые главные качества мордвы – гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница!), выпущенная в Саранске в 2004 году. Ее авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана).

Я спросил у представителей челябинской мордвы, чем отличаются эрзя и мокша. Мне сказали, что ничем, только языком. В нашей области, как и в других регионах, у этих двуединых народов действительно нет никаких противоречий. Между тем в Республике Мордовия все сложнее. Я это понял, когда заглянул на сайты РМ. Сразу удивило, что практически во всех анекдотах обыгрываются взаимоотношения мокши, эрзи и мордвы. Пытаясь понять этот феномен, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзяне и мокшане не считают себя мордвинами и мордовками. Большая часть «паспортных» мордвинов живет за пределами республики.

Особенно упорствуют эрзяне, они опасаются за свою идентичность. Дискуссия обостряется перед переписью населения. В эти дни звучат призывы «помнить имя свое». Эрзяне считают себя потомками арийцев (эрзя – от слов «эрий», «арий» – житель) и возмущаются, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что эрзянское прошлое – это история Руси.








Классный час в 3 «А» классе на тему:

«Почётные жители Мордовии»

Подготовила и провела классный руководитель 3 «А»класса

Крылова Н.Б.

Саранск 2016-2017 уч.год

Классный час «Почётные жители Мордовии».

Цели: Ознакомить ребят с почётными, известными людьми Мордовии; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь, память; воспитывать гражданственность, любовь к своей малой родине.

Подготовительная работа: при подготовке к классному часу ребята были поделены на 2 группы. 1группа получила задание – подготовить сообщения о славных жителях Мордовии; 2 группа получила задание – найти пословицы о Родине, о прославляющем труде; всем ребятам было дано задание – принести фотографии знаменитых земляков, почётных жителей-современников.

Ход занятия.

    Вступительное слово учителя.

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

Сегодня мы будем вести речь о наших знаменитых земляках. Земля наша мордовская ими богата. Ребята, я надеюсь, вы понимаете значение слова «земляки»? (Ответы детей)

Ученик: В самом центре России

Меж Окой и Сурою

Расположен мой край

Средь полей и лесов.

И его нет красивей,

И его нет дороже:

Это родина наша,

Наших дедов, отцов.

Учитель:

Семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников и более полутора тысяч сёл и деревень расположено на территории Мордовии. И почти из каждого города, очень из многих селений есть люди, которые прославляют нашу республику, ну и конечно Россию в целом.

Республика глубоко чтит выдающихся людей, чьи судьбы были связаны с нашим краем.

Выходцем из мордвы был патриарх Всея Руси Никон. На этой земле жил великий, прославленный святой Серафим Саровский. В мордовских краях родились и жили адмирал Ушаков, поэт Полежаев, революционный демократ Огарёв, историк Ключевский, великий скульптор, прославивший свой народ на весь мир, Степан Эрьзя, просветитель Евсевьев, всемирно известный врач – офтальмолог Филатов, художник Сычков, легендарная певица Лидия Русланова.

Все славные имена перечислить невозможно. В этом перечне великих имён рядом стоят мордва, русские, люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы её – Мордовии.

Учитель:

Ребята подготовили нам сообщения о знаменитых людях нашей Республики. Давайте их послушаем.

Выступления ребят.

Учитель:

Наш классный час подходит к концу. Давайте послушаем красивые строки наши поэтов.

Ученик 1: Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше в мире края,

Чем наша славная мордовская земля.

Ученик 2: Живут здесь дружно люди разных наций,

Рукам рабочим слава и почёт.

И если крепко нам за дело браться,

Народ тогда покой и счастье обретёт.

Ученик 3: И если дерево сильно корнями,

То дружбой и трудом силён народ.

Пусть сложными, но верными путями

К богатству прочному Мордовия придёт.

Ученик 4: Я тебе, Мордовия, желаю

Звёздочкой негаснущей гореть.

Без тебя, цветущий край, я знаю,

Мне не жить, не строить и не петь.

Плещет воды Мокша на приволье,

Хлебородны сурские поля,

Это всё Мордовии раздолье,

Родина любимая моя.

Я думаю, что Вы вырастите достойными гражданами своей страны и будете делать всё, чтобы прославить нашу малую Родину!

Очень хочется, чтобы вы запомнили фамилии наших знаменитых земляков! Нам есть чем гордиться!

Спасибо вам за проделанную работу по подготовке классного часа! Спасибо за внимание!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: