Государство как агент социализации. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации человека. Роль институциональных государственных механизмов в процессах социализации


Государство
Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.
Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.

  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.


  • Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.
    Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны , этнос, общество, государство .


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, кот... подробнее ».


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое.
    Регион – часть государства , являющаяся целостной социально -экономической системой, имеющей общность.


  • Государство как фактор социализации . Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, кот. Типы и функции воспитания.


  • ...страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство .
    Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой...


  • Факторами виктимизации человека могут стать общество и государство , в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации , их многообразие, количественные, половозрастные, социально -культурные характеристики каждого типа зависят...


  • К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы социализации : микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура
    средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна , общество, государство (классификация А. В. Мудрика).


  • Государство как экономический институт. В ряду субъектов экономики, деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов , наряду с индивидом, организациями, социальными группами особое место занимает государство .

Найдено похожих страниц:10


Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)


Показать ответ

Могут быть приведены такие объяснения:

1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определенные расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, потому что оно расставляет определенные приоритеты в развитии профессионального образования.

Могут быть приведены другие объяснения.

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

  • 6. Категории социальной педагогики
  • 7. Функции социальной педагогики
  • 8. Принципы социальной педагогики: принципы гуманистической направленности, природосообразности
  • 9. Принципы социальной педагогики: принципы культуросообразности, коллективности
  • 10. Принципы социальной педагогики: принцип центрации социального воспитания на на развитие личности; принцип диалогичности социального воспитания
  • 11. Сущность социализации
  • 12. Этапы, факторы социализации
  • 13. Механизмы социализации
  • 14. Составляющие социализации
  • 15. Понятия «норма», «отклонения от нормы»
  • 16. Мегафакторы социализации
  • 17. Влияние макро факторов на процесс социализации: страна, этнос
  • 18. Общество и процесс социализации
  • 19. Государство и социализация человека
  • 20. Регион и процесс социализации
  • 21. Средства массовой коммуникации в процессе социализации
  • 22. Влияние субкультур на социализацию человека
  • 23. Типы поселения и их влияние на социализацию человека
  • 24. Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности
  • 25. Определение цели социально-педагогической деятельности
  • 26. Способы совместного с воспитанниками целеполагания
  • 27. Методы поддержки личности
  • 28. Методы преодоления конфликта
  • 29. Методы перевоспитания
  • 30. Методы самовоспитания
  • 31. Методы тренинга, музыкотерапии
  • 32. Методы лечебной педагогики
  • 33. Понятие о социально-педагогической технологии, её специфика
  • 34. Типы социально-педагогических технологий
  • 35. Алгоритм деятельности как основной элемент социально-педагогической технологии
  • 36. Соотношение понятий «технология» и «методика»
  • 37. Современная семья: общая характеристика
  • 38. Особенности брака и этапы развития современной семьи
  • 39. Функции семьи
  • 40. Семейное воспитание, его стили
  • 41. Отношения, конфликты в семье
  • 42. Соседство в процессе социализации
  • 43. Группы сверстников в процессе социализации
  • 44. Религиозные организации в процессе социализации
  • 45. Воспитательные организации в процессе социализации
  • 46. Изучение семьи: материальное положение, психологический климат
  • 47. Социокультурная, ситуативно-ролевая адаптация семьи
  • 48. Комплексная типология семей
  • 49. Социально-педагогическая помощь семье
  • 50. Понятия «опека», «попечительство». Попечение сирот в современных условиях
  • 51. Виды приёмных семей
  • 52. Деятельность социального педагога с приёмными семьями
  • 53. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социального попечения
  • 54. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
  • 55. Причины девиации
  • 56. Типы девиаций
  • 57. Особенности и причины детского алкоголизма
  • 58. Особенности и причины подростковой наркомании
  • 59. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 60. Преступность как форма проявления делинквентного поведения
  • 61. Основные подходы к профилактике девиантного поведения
  • 62. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • 63. Особенности социально-педагогической деятельности по предупреждению детского алкоголизма
  • 64. Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок»
  • 65. Работа социального педагога с одарёнными детьми
  • 66. Отношение социального педагога к родителям одарённого ребёнка
  • 67. Методика диагностики подростковых и юношеских групп
  • 68. Типология групп
  • 69. Методика работы социального педагога с группами различной направленности
  • 70. Социально-педагогический комплекс
  • 71. Методика реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды
  • 72. Досуг, основные направления его организации
  • 19. Государство и социализация человека

    Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций. Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами. Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Государство совершенствует воспитание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

    20. Регион и процесс социализации

    Регион - это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и культурных богатств. Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется рядом характерных особенностей региона. Природно-географические особенности региона (ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.) во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру стабильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непосредственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособность, психическое состояние, продолжительность жизни. Социально-географические особенности региона включают в себя плотность населения, характер поселений (мера урбанизированности), традиционные занятия жителей, а также близость - удаленность от других регионов и средства сообщения внутри региона и с другими регионами. Эти особенности влияют на социализацию в основном косвенно, ибо от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей. Климат и экономика определяют степень и характер урбанизированности региона. Социально-экономические особенности региона - это типы и ха¬рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами). Социально-демографические особенности региона - это национальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), миграционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную роль в социализации подрастающих поколений. Регионы различаются по этническому составу населения. Исторические и культурологические региональные различия проявляются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольклоре, архитектуре и интерьере жилищ. Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики региональных властей.

    Онтологические трансформации всех аспектов социальной жизни российского общества, с которыми столкнулось государство в конце прошлого – начале настоящего столетия, привели к существенному снижению роли государства в качестве регулятора процессов социализации личности. Длительное время социализация граждан РФ находилась под доминирующим влиянием стихийных факторов (глобальная сеть, неформальные группы и пр.), в результате чего в общественном сознании реанимировались процессы, характерные для традиционного общества, что существенно затрудняет переход России к социальному государству.

    Замечание 1

    В последние десятилетия в российском обществе произошли сложные процессы, которые существенно трансформировали базовые социальные институты, привели к переоценке ценностей предыдущих поколений, нарушили преемственность в процессах передачи социального опыта, что приводит к актуализации повышения роли государства в процессах социализации.

    Роль государства в процессах социализации

    Государство выступает агентом социализации, обладающим большими ресурсными возможностями оказания влияния на процессы приобщения личности к требованиям общества. Кроме того, государство обладает огромным инструментарием, обеспечивающим возможности регуляции процессов социализации. В качестве основных государственных механизмов регулирования социализации можно назвать следующие:

    • идеологические;
    • институциональные.

    Роль идеологических государственных механизмов в процессах социализации

    Главным компонентом идеологического государственного механизма управления процессами социализации выступает идеология, в рамках которой:

    • осуществляется переосмысление исторической судьбы нации, ее места в современном мире, проблем и возможных перспектив развития;
    • формируются ценности, ориентированные на консолидацию нации, социально одобряемые на определенном этапе исторического развития.

    Причем, сформированная система ценностей является обязательной для всех членов социума, что ориентирует деятельность базовых социальных институтов (семьи, образования, религии, СМИ и пр.) таким образом, чтобы обеспечить приобщение личности к данным ценностям, принятие их как своих.

    Используя идеологические механизмы, государство устанавливает взаимосвязи между базовыми социальными институтами, социальными практиками, между государством и личностью, создает образцы одобряемого социального поведения, предписывая своим гражданам минимум поведенческих норм.

    Роль институциональных государственных механизмов в процессах социализации

    На институциональном уровне государство регулирует деятельность базовых социальных институтов:

    • системы образования,
    • общественных организаций,
    • политических партий, СМИ и пр.

    Особую роль государственное регулирование функционирования базовых социальных институтов приобретает при переходе от традиционного общества к современному, при формировании социального государства. Усиление интенсивности протекания социальных процессов делает недостаточным для успешной адаптации простое усвоение личностью опыта предыдущих поколений, социальные институты традиционного общества (церковь, семейно-классовая, родоплеменная организация и пр.) оказываются неспособными справиться с процессами социализации, что приводит к необходимости модернизации старых и формированию новых социальных институтов.

    В со­ци­а­ли­за­ции индивидов лю­бо­го возраста определённую роль иг­ра­ет государство. Ис­поль­зуя обществоведческие зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые три задачи, ко­то­рые может ре­шать демократическое го­су­дар­ство как агент социализации, и со­от­вет­ству­ю­щие средства, ко­то­рые оно использует.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

    Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

    Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

    Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

    Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

    Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

    В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

    Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

    (В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин )

    Какие две сто­ро­ны взрос­лой со­ци­а­ли­за­ции рас­смот­ре­ли авторы? Как они опре­де­ли­ли сущ­ность каж­дой из сторон?

    Пояснение.

    Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

    1. Ука­за­но две сто­ро­ны взрос­лой социализации:

    Десоциализация;

    Ресоциализация.

    2. Опре­де­ле­ны сущ­ность каж­дой из них.

    Десоциализация − от­уче­ние от ста­рых цен­но­стей, норм, ролей и пра­вил по­ве­де­ния;

    Ресоциализация − усво­е­ние новых цен­но­стей, ролей, на­вы­ков вме­сто преж­них, не­до­ста­точ­но усво­ен­ных или уста­рев­ших.

    Чем, по мне­нию авторов¸ раз­ли­ча­ет­ся про­те­ка­ние про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрос­лых (используя текст, при­ве­ди­те одно различие)? При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие два различия.

    Пояснение.

    В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

    1) Отличие про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых, приведенное в тексте:

    В дет­ском возрасте ни­ка­ких резких из­ме­не­ний не происходит, про­цесс социализации идет плавно, идет на­коп­ле­ние новых цен­но­стей норм, со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь на пер­вый план вы­хо­дят процессы де­со­ци­а­ли­за­ции и ресоциализации.

    2) Другие отличия про­те­ка­ния процесса со­ци­а­ли­за­ции у детей и взрослых:

    В дет­ском возрасте боль­шее влияние ока­зы­ва­ют агенты пер­вич­ной социализации (родители, родственники, сверстники), со вступ­ле­ни­ем в взрос­лую жизнь силь­нее влияют аген­ты вторичной со­ци­а­ли­за­ции (общественные организации, офи­ци­аль­ные учреждения).

    В дет­ском возрасте со­ци­а­ли­за­ция происходит через игру, со взрос­ле­ни­ем на пер­вый план вы­хо­дят другие виды деятельности.

    Могут быть при­ве­де­ны другие различия.

    Предметная область: Социальные отношения. Социализация

    Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

    На при­ме­ре любых трёх ука­зан­ных авторами вех в био­гра­фии человека по­ка­жи­те изменение ста­ту­сов (прав и обязанностей, об­ра­за жизни) человека. Сначала укажите название жизненного цикла (вехи в биографии), затем дайте характеристику, как изменяются права и обязанности, образ жизни.

    Пояснение.

    В правильном ответе должны быть проиллюстрировано изменение статусов на примере трех вех в биографии.

    1. Цикл студенческой жизни. Человек осваивает роль студента. Он может рассчитывать на получение качественного образования, доступа в библиотеки, научные учреждения, если этого требуется, на квалифицированную помощь и руководство преподавателями. Обязан посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты, проходить практику, защищать дипломную и курсовые. Студент может жить в общежитии, часто подрабатывает, самостоятелен, старается экономически не зависит от родителей.

    2. Цикл семейной жизни. Осваивает роль мужа или жены, отца или матери. Может рассчитывать на понимание эмоциональную поддержку со стороны второй половинки, уважение со стороны детей. Отвечает за воспитание детей, материальное содержание семьи. Супруги обычно стараются жить в отдельной квартире, человек ценит стабильность, старается найти постоянный источник заработка, время ролевых экспериментов уходит в прошлое, свободное время проводит в своей семье.

    3. Трудовой цикл. Осваивает роль работника. Встраивается во иерархию на работе, может быть как подчиненным, так и начальником, обязан выполнять свою трудовую функцию, соблюдать дисциплину, технику безопасности, получает зарплату за свою работу. Работник пытается показать зарекомендовать себя с лучшей стороны, часто рассчитывает на карьеру, уровень жизни, затраты зависит обычно от дохода работника.

    Правильный пример может содержать иные примеры.

    Предметная область: Социальные отношения. Социализация



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: