Значение птах пта в древнеегипетском словаре-справочнике. Египетская мифология: бог Птах Кто такой птах бог чего

Птах был одним из важнейших богов Египта. Город Мемфис, древняя столица, заложенная фараоном Менесом, носил название "Палата души бога Пта", по-египетски Хет-ка-Пта, откуда и произошло греческое название страны - Египет. Выбор Менеса был основан на удобном расположении будущего города в Дельте, и выстроенная крепость со знаменитыми белыми стенами и большим храмом антропоморфного бога Птаха, стала центром, вокруг которого начало разрастаться поселение. У города были и другие названия - Весы Обеих Стран, Анх-тауи («Жизнь Обеих Земель»), и mn nfr («устойчивое и прекрасное») - Мемфис, именуемый так по названию пирамиды Пепи I .

Птаху здесь предшествовал местный бог Татенен ("поднимающаяся земля"), тоже антропоморфное хтоническое божество, слившееся затем с богом Пта в имени Пта-Татенен. Имя Татенена не встречается в текстах времени Древнего царства, но очень часто встречается в текстах Нового царства. О происхождении самого Пта ничего не известно, однако Порфирий, хорошо разбиравшийся в вопросах, связанных с Египтом, сообщал, что Птах «вышел из яйца, которое выпало изо рта Кнефа», под именем которого скрывался Непроявленный Бог в образе Змея Вечности, владыки нильского разлива. Изображался Птах в виде мумии человека, обвитой бинтами, с посохом в руке, стоящей на иероглифе, означающем правду и справедливую меру. Его отличительный знак - кисточка в виде цветка в форме колокольчика, ниспадающая от основания шеи на спину. На барельефе храма в Филе Птах изображен в своей сложной ипостаси Птаха Татенена, вращающего яйцо солнца или луны на гончарном круге. Согласно местной мемфисской традиции, Птах изготавливает самого бога Ра на гончарном круге. После 2000г. до н. э. схожая ремесленническая деятельность приписывалась богу Хнуму, слепившему людей из глины. Оба бога называются гончарами.

Имя Птаха, возможно произошло от корня «пт» - «открывать». В Книге мертвых говорится, что он «совершает церемонию «открывания рта» для мертвых, как он когда-то совершал ее для умерших богов», однако, возможно, что эта функция была выведена из его имени. Его имя очень редко упоминаетсяв "Текстах пирамид", даже в мастаба времен Древнего царства оно упоминается изредка, несмотря на то, что в это время он был главным богом царской резиденции - Мемфиса. Также малочисленны упоминания Птаха и в "Текстах саркофагов" последующей эпохи, однако в текстах Нового царства бог Птах упоминается очень часто. Это обстоятельство объясняется тем, что Мемфис, основанный во времена I династии был значительно более молодой город, чем древний Гелиополь, и религиозные традиции Гелиополя еще долгое время доминировали над Мемфисом, который создал свою религиозную систему и был вынужден отстаивать ее авторитет и право на существование. Эта цель была полностью достигнута только в эпоху Нового царства. Тогда окончательно оформились представления о семье Птаха - его жене богине Сехмет и сыне Нефертуме, о котором упоминали еще «Тексты Пирамид», называя его «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания. В более поздние времена Нефертум прямо называется сыном Сехмет. Рамсес III воздвиг для этих божеств часовню, и «Пта, Сехмет и Нефертум пребывают в ней», как сообщает папирус Харриса. Однако Сехмет иногда разделяла свой титул супруги бога и с другими богинями - Бастет, Тефнут, Маат и Хатор, имевшей образ обожествляемой в Мемфисе сикоморы. Иногда сыном Пта оказывается Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера.

Самым ранним свидетельством существования особой религиозной системы, отличной от гелиопольской, является текст в честь бога Птаха, высеченный на черном граните по приказу эфиопского фараона Шабаки. Значительные повреждения долгое время затрудняли прочтение текста, однако существующие разногласия в интерпретации отдельных мест, не мешают пониманию мемфисской теогонии и космогонии в целом. Согласно этому «Памятнику мемфисской теологии» бог Птах являлся верховным божеством, творцом, создавшим вселенную и остальных богов. Оригинальность заключалась в том, что творческим орудием мемфисского демиурга было Слово. Мысль порождалась сердцем, «седалищем мысли», и превращалась в объективную действительность после того, как «божественный замысел был произнесен божественными устами». Вера во всемогущество слова была характерна уже для египетской магии, поэтому не составляло особого труда провозгласить всемогущество бога, обладавшего магическими возможностями. Таким образом, основной идеей «Памятника мемфисской теологии» является убеждение в силе магического слова поднятое на высший уровень.

Гелиопольское влияние отразилось в отождествлении Птаха с Атумом, в создании эннеады по образцу гелиопольской. В тексте «Памятника мемфисской теологии» говорится: "Его эннеада перед ним - это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада - это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут, породили эннеаду…". Пта создал себя в восьми ипостасях, названия четырех из них сохранились: "Пта на своем троне", "Пта-Нун, создавший Атума", "Пта-Наунет, родившая Атума", "Пта, сердце и язык эннеады". В разных текстах этот бог выступает в качестве покровителя ремесел, что позволило грекам отождествить его с Гефестом. Верховный жрец Птаха носил титул «главного мастера», а сам бог считался также патроном квалифицированных мастеров и архитекторов. Особенным уважением пользовался он в сообществе ремесленников Деир-ель-Медина (Deir - el - Medina), около Западных Фив. Он, как полагали, определял индивидуальную судьбу художников. Мастера вырезали стелы, посвященные Птаху, на которых часто вырезались уши, «чтобы поощрить Пта слышать их молитвы». Одним из названий Птаха в Фивах было «ухо, которое слышит».

В процессе созидания Птаху помогали Кхнуму, лепщики, которые вначале считались его детьми, а впоследствии - детьми Ра. Их представляли гротескные фигуры карликов с большими головами, кривыми ногами, очень длинными руками, некоторые имели еще и длинные усы. Греки называли их патэками. Бесчисленное количество этих глиняных фигурок, покрытых глазурью, находят в египетских гробницах. Вероятно, представление о Кхнуму как о помощниках Птаха в создании мира, привело к рождению веры в их помощь и при восстановлении тела умершего. Изображение самого Птаха обнаружено, в частности, в гробнице Тутанхамона. Голову Птаха венчает корона синего цвета - знака сопричастности богам и небу. Навершие его жезла составляют знаки джед", "анх" и "уас", а лицо имеет портретные черты фараона Тутанхамона, потому что по существовавшим представлениям «после смерти человек приобщается к божеству, становясь единосущным ему».

Культ Птаха был широко распространен. В его храм в Мемфисе стекались тысячи паломников, славивших Птаха как великое небесное божество, солнце и луна в некоторых текстах назывались его глазами. Птах считался также "владыкой истины", божеством справедливости. Почитаемой святыней храма был Апис - священный бык Мемфиса, которого египтяне считали его "двойником", "живым образом Птаха" (см. Бык-2). Бык Апис был живым воплощением истинного бога города и возглавлял "династию" божественных быков Мемфиса, которые после смерти удостаивались почести быть захороненными в саркофагах в мемфисском Серапеуме. По меньшей мере двадцать четыре быка Аписа поочередно царили в храме Птаха в промежутке между Рамсесом II и эпохой Птолемеев. В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.

Помимо Мемфиса культ Птаха процветал не только в таких египетских городах как Фивы, Абидос, Гермополь, Гермонт, Бубаст, Эдфу, Дендера, Александрия, о. Филэ, но и за пределами Египта - в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Основание Александрии положило конец дальнейшему развитию Мемфиса, но он продолжал еще сохранять свое религиозное значение. Окончательный упадок города был вызван упразднением культа бога Птаха.

ПТАХ ПТА

в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей руте, держащих посох "уас". Согласно богословских произведений мемфисских жрецов (т.н. "Памятник мемфисской теологии"), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.д.) "языком и сердцем", задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н.э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

Древнеегипетский словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПТАХ ПТА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПТА
    см. …
  • ПТА
    Птах, бог в древнеегипетской религии. Первоначально (3-е тыс. до н. э.) почитался в Мемфисе как создатель "всего сущего"; в дальнейшем …
  • ПТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Птах), в др.-егип. мифологии покровитель иск-в и ремёсел, первонач. почитался в г. Мемфис как создатель всего …
  • ПТА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - в Египте главный бог города Мемфиса; согласно мемфисскому сказанию о сотворении мира, является творцом всех богов и вселенной, а …
  • ПТА в Словаре значений Египетских имен:
    (м) - более …
  • ПТАХ в Словаре Мир богов и духов:
    в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал мир и все, что в нем существует: животных, растения, людей, …
  • ПТАХ в Кратком религиозном словаре:
    Бог-творец в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии. Супруга Птаха - воинственная богиня …
  • ПТАХ
    или Pthah. (Егип.) Сын Нефа в египетском Пантеоне. Он является Принципом Света и Жизни, посредством которого произошло "творение" или, вернее, …
  • ПТАХ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Бог смерти; подобен Шиве, разрушителе. В позднейшей египетской мифологии - бог солнца. Это трон или местонахождение Солнца и его …
  • ПТАХ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах …
  • ПТАХ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пта) в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный …
  • ПТА
    (Ptah) — первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром …
  • ПТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ptah) ? первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром …
  • ПТАХ в Словаре Кольера:
    бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в …
  • ПТАХ
    бог, …
  • ПТА в словаре Синонимов русского языка:
    апис, бог, …
  • ПТАХ в Словаре Даля:
    муж. птаха, пташка или пташечка жен. пташенок муж. (птенец), потка, поточка жен. птух муж. -ха жен. , сиб. , твер. …
  • ПТАХ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Пта) , в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как …
  • ПТА-РА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Один из 49 мистических (оккультных) …
  • ХЕТ КА ПТАХ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    см. …
  • БОГ
    сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным …
  • АГНИ ЙОГА ИЛИ ЖИВАЯ ЭТИКА, УЧЕНИЕ ЖИЗНИ в Новейшем философском словаре:
    религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • БАСТ в Словаре Мир богов и духов:
    (Бастет) - в египетской мифологи богиня радости и веселья. Ее сященным животным была кошка, а саму Баст изображали в виде …
  • СОКАРИС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Бог огня; солнечное божество с многими формами. Он есть Птах-Сокарис, когда этот символ - чисто космический, и "Птах-Сокарис-Озирис", когда …
  • СКАРАБЕЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    - В Египте - символ воскресения, также перевоплощение; воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности, которая оживляла ее, …
  • ПАШТ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Египет.) Богиня с головой кошки, Луна, называемая также Секет. Ее статуи и изображения в большом количестве представлены в Британском музее. …
  • ОЗИРИС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает что он …
  • ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре.
  • ТАТЕНЕН в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог земли. Хтонич, антропоморфное божество. Центр культа Татенен - город Мемфис. Татенен - демиург, сотворивший из первобытного …
  • СОКАР в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог плодородия и покровитель мертвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет Сокара - "из Расетау". то есть …
  • МЕМФИС в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    (др. егип. Меннефер, Хет Ка Птах) одна из величайших столиц Египта, процветавшая на протяжении нескольких тысячелетий; центр города располагался неподалеку …
  • АНДРОГИНЫ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    во многих мифах прабоги появляются как двуполые существа, они зачинают и рожают. Андрогиния — это символ для абсолютизации творца, который …
  • АМУЛЕТ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    Маленькие подвешенные украшения на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из «Книги …
  • ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО СОВЕТСКОГО СОЮЗА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    агентство Советского Союза (ТАСС) при Совете Министров СССР, центральный информационный орган СССР. Собирает официальную и другую союзную, а также международную …
  • ПЕТРОГРАДСКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    телеграфное агентство (ПТА), название русского телеграфного агентства с 1914 (до этого - Санкт-Петербургское телеграфное агентство, основано в 1904). Снабжало печать …
  • ЕГИПЕТ (ДРЕВНИЙ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. …
  • БОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о …
  • ШАБАКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. ???????; первоначальное имя - Нофрука-Ра) - первый фараон 25-й эфиопской династии (VIII-VII вв.), сын эфиопского царя Кашты и фиванской …
  • ТЕРОТЕИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (поклонение животным, зоолатрия) — некогда универсальная форма религиозного мышления, сохранившаяся до настоящего времени у всех диких и варварских племен и …
  • МЕМФИС, ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    греческая транскрипция (??????) древнеегипетского Мен-нофр = "прекрасная гавань" (возможны и другие переводы). Основание этой древней столицы приписывается первому смертному фараону …
  • МЕМФИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - греческая транскрипция (MemjiV) древнеегипетского Мен-нофр = "прекрасная гавань" (возможны и другие переводы). Основание этой древней столицы приписывается первому смертному …

Божество земли и плодородия. Почитание Птаха возникло в городе Мемфисе, но затем распространилось по всему Египту и сопредельным странам. В поздних сказаниях Птах выступает творцом всего существующего: Вселенной, богов и людей. Он почитался в древности также как покровитель ремесел, искусств, бог справедливости и истины; изображался в виде человека с посохом. Он был подобно мумии одет в узкое платье, с неукрашенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра уас.

Ему приписывали изобретение этого мастера, но во времена пирамид он занял место творца. Его созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Птах считался "древнейшим", который в себе объединяет сущность Нула и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Птах был ближе как "ваятель земли", который подобно хнуму, создаёт сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мёртвых Сокарисом Птах воспринял также сущность Осириса. Его супругой была богиня войны Сахмет.

Образ этого бога в человеческой форме, смысл, сопряженный с ним, во многом остаются загадочными. Птах представал в виде мужчины с короной в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке. Он относится к числу наиболее древних богов египтян. Был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысяч лет назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал столицей единого государства.
Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Древнейшие представления о Птахе описаны в «Мемфисском теологическом трактате» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н.э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2600 г. до н.э. В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума - вселенского света. Девятка первобогов Атума возникла из его семени и руки, а Девятка богов Птаха- это зубы и губы в его устах,

которые произносят названия всех вещей. Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что рождено сердцем.
Этот миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиопольскую, в которой первенствует Атум-Ра, и мемфисскую. И если Атум творит весь материальный мир, то Птах в первую очередь духовный.
В начале было Слово Бога. Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.
Далее говорится о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик».
В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком девятки первобогов.
Мы и сейчас признаем то, что египтяне приняли сердцем пять тысяч лет назад. В божественном слове заключена вся сила Вселенной и все ее творчество. Создание мира представлено как творение словом.
В «Мемфисском теологическом трактате», рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и сознание. Именно сознательная сила божественного Слова является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в весь Космос и в наш маленький мир людей.
Интересно, что в гимне богу Нила Хепри Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга.
Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, иногда и других богинь. Перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание. А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия. Птах олицетворяет одновременно и неведомое и открытое. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые космогонические определения, которые они давали Птаху:
«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».
«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».
«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений».
«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».
«Бог есть жизнь, и лишь через него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».
Если глубинно созерцать подобные тексты, то мы однозначно примем утверждение о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен его, лишь в малой части открытого людям.

ПТАХ (ПТА)

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысячелетий назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей.

Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н. э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н. э.

В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света.

Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта - это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей… Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем.

Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиополь-скую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах - духовный (сердце в те времена считалось средоточием души).

Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов.

Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра.

Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта.

В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума - божественного Слова - является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей.

Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с бараньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке.

Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как путник?). А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.

В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу:

«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».

«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений».

«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».

«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».

«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».

Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

О том, как появился мир, в разных городах Древнего Египта рассказывали по-разному. И египтянин нисколько не удивлялся, когда слышал, что в другом городе мифы о начале мира были не такие, как на его родине. Египтянин считал, что все мифы правильные.

Птах — «тот, кто сотворил все сущее». В городе Мемфисе, который был первой столицей Египетского царства, считали, что мир был создан богом Мемфиса Птахом. И произошло это так. В самом начале не было ничего, был лишь один безбрежный и бездонный океан, в котором не было никакой жизни. И в этом бездонном океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть, и как только появилась эта мысль, из океана появился сам бог Птах. Затем в сердце бога возникла мысль о другом боге - Атуме. Произнес тогда Птах имя «Атум», и в тот час же появился бог Атум, сын Птаха. И помогал бог Атум богу Птаху творить мир, создал он по приказу бога Великую девятку богов. А Птах наделил богов жизнью и мудростью, и сотворил весь остальной мир. Он задумывался о какой-либо вещи, называл ее и эта вещь появлялись. И назвали Птаха - тот, кто сотворил все сущее и создал богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, создал статуи богов и их храмы, установил жертвоприношения. И вошли боги в свои статуи и приняли их облик. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства. Вот так бог Птах создал мир и установил в нем порядок.

Богиня неба Нут
и бог земли Геб

Бог-творец Атум. Иначе рассказывали о сотворении мира в городе Гелиополе. Там считали, что творцом мира был бог Атум. В самом начале был только Нун - так египтяне называли бесконечный и темный океан-хаос. И появился в этом хаосе бог Атум. Когда вышел он из Нуна то не нашел места, куда бы он мог наступить, и создал он тогда первоначальную землю - холм Бен-бен. Встал Атум на холм, выдохнул, и из этого воздуха появился Шу, бог воздуха и пространства. Создал потом Атум и богиню воды Тефнут. Но заблудились они среди хаоса-Нуна. Долго искал их Атум но не смог найти. Послал он тогда на их поиски свое око - и оно нашло Шу и Тефнут. Когда они вернулись, заплакал от радости бог Атум, его слезы упали на холм Бен-бен и превратились в людей.


Рождение бога
солнца Ра из
цветка лотоса

Позже от брака бога воздуха Шу и богини воды Тефнут родились Геб - бог земли и Нут - богиня неба. А богиня неба Нут породила Осириса, Исиду и Сета. После боги установили в мира порядок. А там, где появился первоначальный холм земли, в городе Гелиополе, египтяне построили храм и почитали в нем бога-творца Атума.

Бог Ра

Солнечный бог Ра и его заместитель бог Тот. После того как был создан мир и установлен его порядок, наступило время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Всем миром тогда правил бог солнца Ра. Ночь он проводил в Гелиополе, а утром взлетал в небо и щедро лил на землю свет и тепло. Ночи тогда были на земле черные, так как на небе еще не было луны и светил только лишь звезды. Тогда позвал Ра к себе своего сына бога Тота и сказал ему: - «Будь моим лунным глазом на небе. И будут говорить о тебе с почтением: «Это Тот, заместитель Ра». Так появилась на небе луна, и стал бог Тот богом луны. Светил он по ночам людям, вел счет дням, перешли к нему вместе со счетом знания и письмо, и стал бог Тот богом мудрости. Вел он записи обо всем, что происходит на земле, записывал судьбу человека. Разделил он год на три сезона (у египтян было не 4, как у нас, а 3 времени года, которые они называли: Половодье, Всходы, Засуха) и 12 месяцев.


Бог Ра в образе огненно-
рыжего кота убивает змея Апопа

Борьба Ра со змеем Апопом. А бог Ра вел войну со всеми черными силами, которые несли в мир беды и разрушения. Главным врагом Ра был огромный змей Апоп. Напал бог Ра на змея Апопа, долгой была борьба, и Ра победил. Но не смог он убить своего врага, а только ранил его. Раненый Апоп нырнул в Нил и уплыл в подземное царство. И там он живет и постоянно вредит Ра. Когда начинается ночь, спускается бог Ра в подземное царство и плывет по нему на ладье. В это время нападает на него Апоп, но Ра побеждает его, а змей бежит и прячется от солнечного бога.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: