Каковы онтологические взгляды эмпедокла. Эмпедокл - биография. П. Гольбах придерживается философской позиции, как …

Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе - «Искупления»; дошло около 100 стихов).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Его биография трудноотделима от легенд, на которых во многом основана приводимая Диогеном Лаэртским история Эмпедокла. Часть информации о нём восстанавливается из его собственных сочинений, известных по фрагментам.

    Деятельность его протекала в сицилийском городе Акраганте (Агригенте). О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Разрабатывая учение о переселении душ, сам о себе Эмпедокл сообщал, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем.

    По некоторым сообщениям, одно время Эмпедокл был пифагорейцем , однако за огласку учений Пифагора был изгнан .

    Широкое распространение получила легенда о его смерти, связываемая с идеей превращения человека в бога. Рассказывают, что он, предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна . Одним из объяснений самоубийства была вытекающая из прижизненного самообожествления и надежды на славу попытка скрыть свою смерть для того, чтобы быть причисленным к богам . Однако самоубийствo Эмпедокла рассматривается не только как попытка считаться божеством, но и как вытекающая из его философии попытка на самом деле стать богом. По легенде, боги действительно приняли его к себе, но не полностью - бронзовые сандалии философа были выброшены из вулкана.

    Учение

    Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях , которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ . Этими корнями являются огонь , воздух , вода и земля . Им соответствовали Аид , Зевс , Нестис (сицилийское божество воды) и Гера . Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.

    Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.

    Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы - Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» - свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая - господство и победа Любви (Сфайрос); 2) космическая - переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая - господство и победа Ненависти; 4) космическая - переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу.

    Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита , а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы - «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.

    Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.

    В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но в то время, когда жил Эмпедокл, они не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения, то есть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной. Даже Аристотель в IV в. до н. э. считал это мнение ошибочным. Эмпедокл, подобно элеатам, признавал закон сохранения - из ничего не происходит ничего. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора . Подобно Анаксимандру, считал, что живое произошло от неживого, но отличие заключалось в том, что в начале произошли части тела и органы, далее, по мере усиления Любви в мире, они произвольным образом соединялись, в результате чего появлялись двухголовые, четырёхрукие и т. п. Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план. В медицине Эмпедокл - один из родоначальников направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек.

    В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным. Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Или космическая Любовь познаётся подобно человеческой любви.

    Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит.

    Теория ощущений Эмпедокла оказала большое влияние на последующую древнегреческую мысль - Платона , Аристотеля , атомистов .

    В сохранившейся частично поэме «Очищения» изложил пифагорейское учение о переселении душ, возмездии и искуплении.

    Примечания

    Литература

    Книги

    • Асмус В. Ф. Эмпедокл // Античная философия . - 2-е изд. - М. : Высшая школа , 1976. - С. 58-73. - 543 с. - 80 000 экз.
    • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга 8.
    • Маковельский А. О. Эмпедокл // Досократики: Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований . - Казань: Кн. маг. М. А. Голубева, 1915. - Т. 2 (Элеатовский период). - С. 109-242. - X, 242 с.
    • Рассел Б. Эмпедокл // История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - 5-е изд. - Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2007. - С. 90-95. - 992 с. - 3 100 экз. - ISBN 978-5-379-00305-0 .
    • Сёмушкин А. В. Эмпедокл. - М. : Мысль , 1985. - 191 с. - (Мыслители прошлого). - 60 000 экз.
    • Трубецкой С. Н. Эмпедокл // История древней философии . - М. : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1906. - Т. 1. - С. 116-124. - 212 с.
    • Эмпедокл // Эллинские поэты VII-III вв. до н. э. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М. : Ладомир, 1999. - С. 183-201. - 515 с. - (Античная классика). - 2 000 экз. - ISBN 5-86218-237-3 .
    • Kingsley, Peter. Ancient Philosophy, Mystery, and Magic: Empedocles and Pythagorean Tradition. - Oxford: Clarendon Press , 1995. ISBN 0-19-814988-3 .
    • Primavesi, Oliver. Empedokles Physika I. Eine Rekonstruktion des zentralen Gedankengangs. - De Gruyter, Berlin und New York 2008. ISBN 978-3-11-020925-9 .
    • Wright, M. R. Empedocles: The Extant Fragments (new ed.). London: Bristol Classical Press, 1995. ISBN 1-85399-482-0 .

    Статьи

    • Аванесов С. С. Эмпедокл: божественность и самоубийство // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция . - Неовосибирск: Новосибирский государственный университет , 2007. - Т. 1 , № 2 . - С. 147-171 . - ISSN 1995-4328 .
    • Афонасина А. С. Эмпедокл о дыхании // ΣΧΟΛΗ. 2015. Т. 9.2. С. 353-362.
    • Афонасина А. С. Страсбургский папирус Эмпедокла // ΣΧΟΛΗ. 2016. Т. 10.1. С. 214-226.
    • Егоров А. С. Поэтический язык Эмпедокла // В кн.: Философия. Язык. Культура / Отв. ред.: В. В. Горбатов. Вып. 3. - СПб.: Алетейя, 2012. № 22. С. 237-248.
    • Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии . - 2007. - № 8. - С. 97-105.
    • Егоров А. С.

    ЭМПЕДОКЛ (ок. 492 – ок. 432 до н.э.) – древнегреческий философ, поэт, врач, политик и религиозный деятель. Родился в г. Акраганте на Сицилии. Детали биографии, сообщаемые в истории философии Диогена Лаэртия представляют собой, преимущественно, античные легенды. Большая часть информации черпается из его собственных сочинений – поэм О природе и Очищения , известных по фрагментам. Аристократ по рождению, в политике Эмпедокл был сторонником демократии, был известен как врач. В философии сочетал элементы ионийской натурфилософии (О природе ) с орфико-пифагорейским учением о душе (Очищения ).

    Как мыслитель Эмпедокл испытал влияние предшествующей натурфилософской традиции (Милетская школа), пифагорейской философии и математики, а также религиозных культов. Его плюралистическая система первоначал, с постулированием четырех основных элементарных форм материи, явилась философским ответом на критику монистических космогоний со стороны Парменида , как и все позднейшие системы подобного типа. Она была призвана прежде всего объяснить наблюдаемое разнообразие и подвижность природы (вопреки тезису Парменида о едином неподвижном бытии).

    В учении Эмпедокла в качестве начал космоса были названы четыре традиционные стихии ионийской физики – огонь, воздух, вода и земля, именуемые им «корнями всех вещей». Эти начала вечны и неизменны, все же изменения видимого мира происходят благодаря их сочетанию друг с другом под воздействием двух фундаментальных сил притяжения (Любви, «Филии») и отталкивания (Вражды, «Нейкос»). Таким образом, как и Парменид, Эмпедокл полагал, что переход из небытия к бытию (и обратно) невозможен, «рождение» и «гибель» – лишь неточные имена, за которыми стоит механистическое «соединение» и «разъединение» вечных элементов. Для обозначения элементов, как и движущих космических сил, у Эмпедокла используется мифологический язык: огонь – Зевс, воздух – Айдоней, вода – Нестида, земля – Гера.

    В космогонии Эмпедокл был сторонником теории циклов, в которых сменяется то господство «любви», то господство «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1. эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, образуя однородный неподвижный «шар»; 2. «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3. «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4. фаза возникновения живых существ, в свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов – монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению; 4) полноценные животные. Согласно этой теории происхождения видов, каждая новая ступень «вырастает из земли».

    Большое влияние на последующую греческую философию (особенно, на атомизм) оказала теория ощущений Эмпедокла: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у него универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы.

    Часть поэмы О природе была посвящена описанию сферы божественного. По Эмпедоклу, бог не доступен чувственному познанию, его можно лишь созерцать умом; облик бога не антропоморфен, он есть «дух, святой и несказанный, обегающий весь космос быстрыми мыслями».

    В поэме Очищения Эмпедокл повествует о судьбе живых существ, излагает учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны. Сущность, которая участвует в круге перерождений, – не душа (как у пифагорейцев и Платона), а «демон» (божество). Сам Эмпедокл сообщает, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем. По легенде, он окончил жизнь, бросившись в жерло вулкана Этна.

    Мария Солопова

    древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец

    495 - 430 до Р. Х.

    Краткая биография

    Эмпедо́кл из Акрага́нта (др.-греч. Ἐμπεδοκλῆς) (ок. 490 до н. э., Агридженто - ок. 430 до н. э.) - древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме поэм. Был плюралистом, признавая множественность архэ. Являлся сторонником демократии.

    Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе - «Искупления»; дошло около 100 стихов).

    Его биография трудноотделима от легенд, на которых во многом основана приводимая Диогеном Лаэртским история Эмпедокла. Часть информации о нём восстанавливается из его собственных сочинений, известных по фрагментам.

    Деятельность его протекала в сицилийском городе Акраганте (Агригенте). О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Разрабатывая учение о переселении душ, сам о себе Эмпедокл сообщал, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем.

    По некоторым сообщениям, одно время Эмпедокл был пифагорейцем, однако за огласку учений Пифагора был изгнан.

    Широкое распространение получила легенда о его смерти, связываемая с идеей превращения человека в бога. Рассказывают, что он, предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна. Одним из объяснений самоубийства была вытекающая из прижизненного самообожествления и надежды на славу попытка скрыть свою смерть для того, чтобы быть причисленным к богам. Однако самоубийствo Эмпедокла рассматривается не только как попытка считаться божеством, но и как вытекающая из его философии попытка на самом деле стать богом. По легенде, боги действительно приняли его к себе, но не полностью - бронзовые сандалии философа были выброшены из вулкана.

    Учение

    Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Аид, Зевс, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.

    Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.

    Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы - Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» - свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая - господство и победа Любви (Сфайрос); 2) космическая - переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая - господство и победа Ненависти; 4) космическая - переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу.

    Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита , а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы - «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.

    Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.

    В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но в то время, когда жил Эмпедокл, они не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения, то есть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной. Даже Аристотель в IV в. до н. э. считал это мнение ошибочным. Эмпедокл, подобно элеатам, признавал закон сохранения - из ничего не происходит ничего. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора. Подобно Анаксимандру, считал, что живое произошло от неживого, но отличие заключалось в том, что в начале произошли части тела и органы, далее, по мере усиления Любви в мире, они произвольным образом соединялись, в результате чего появлялись двухголовые, четырёхрукие и т. п. Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план. В медицине Эмпедокл - один из родоначальников направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек.

    В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным. Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Или космическая Любовь познаётся подобно человеческой любви.

    Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит.

    Теория ощущений Эмпедокла оказала большое влияние на последующую древнегреческую мысль - Платона , Аристотеля, атомистов.

    Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …

    «Причина – это тело или явление природы, приводящее в движение другое тело или производящее в ней какое-либо изменение. Следствие – это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения… Всякая причина производит следствие, не может быть следствия без причины… А так как все движения или способы действия тел и существ зависят от некоторых причин и эти причины могут действовать лишь согласно своему способу бытия или свои существенным свойствам, то отсюда следует заключить, что вся явления необходимы и всякое существо или тело природы при данных обстоятельствах и присущих ему свойствах не может действовать иначе, чем оно действует».

    П. Гольбах придерживается философской позиции, как …

    Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

    Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется …

    Т. Кун вводит в научный оборот понятия:

    Понятие «научное сообщество» вводит …

    Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется …

    Выражение «Человек человеку волк» принадлежит …

    Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия …

    Учение о ценностях называется …

    Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название …

    Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется …

    Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется …

    Древнегреческий философ Эмпедокл оставил в наследство всего 2 поэмы, и те сохранились лишь в виде фрагментов и цитат, но в них потомки обнаружили множество смелых идей, предвосхитивших далекое будущее. В биографии мыслителя трудно отделить факты от легенд. Современники считали, что он обладает сверхъестественными силами и даже способен оживлять мертвых, а сам мыслитель охотно поддерживал идею своего божественного происхождения. в книге «История западной философии» назвал Эмпедокла

    «смесью философа, пророка, человека науки и шарлатана».

    Детство и юность

    О молодых годах философа известно мало, и даже по поводу даты его рождения информация противоречива. Большинство историков склоняются к тому, что это был 490 год до нашей эры. Основная часть жизни мыслителя прошла в городе Акраганте (сейчас - Агридженто) на Сицилии, поэтому в сохранившихся письменных свидетельствах его часто называют Эмпедоклом из Акраганта. В некоторых источниках также встречается уточнение «сын Эксенета».

    Биографические сведения о философе известны в основном из работы Диогена Лаэртского, собственных сочинений Эмпедокла и трудов других античных мыслителей. Он стал основателем школы ораторского искусства, писал тексты речей и славился красноречивыми выступлениями. Аристотель считал его основоположником риторики.

    Эмпедокл был убежденным сторонником демократии и выступал за то, чтобы молодой Акрагант пошел по этому пути. Его положение в обществе было весомым, а позиция – убедительной, но сохранить в городе желаемый уклад он не смог. Сторонники тирании захватили власть и приговорили философа к изгнанию из города. После поражения Эмпедокл отошел от политики, целиком погрузившись в философию.

    Современники считали, что Эмпедокл много путешествовал, и именно это было источником его глубоких познаний – якобы искусству прорицания его могли научить только жрецы Египта, а тайнам колдовства и медицины – восточные мудрецы, однако подтверждений того, что античный мыслитель действительно бывал в разных странах, нет.


    В родных землях философ считался чудотворцем и магом. Ему приписывали разные чудеса, вплоть до воскрешения мертвых – якобы он смог оживить женщину, 30 дней пролежавшую бездыханной. Его прозвали Запретителем ветров – по легенде, когда ветер однажды разгулялся так сильно, что повредил урожай, Эмпедокл распорядился изготовить мехи из ослиных шкур и растянуть их по холмам и вершинам, после чего погода улучшилась.

    Также философу приписывают спасение Селинунта от эпидемии чумы: он приказал пробить скалу, чтобы впустить в погибающий город свежий воздух, и вскоре северные ветры оздоровили атмосферу и унесли болезнь.

    Философия

    Свои идеи Эмпедокл излагал в стихотворной форме. Досократовские мыслители сохранили, зафиксировав в трудах, две его поэмы: «Очищение» и «О природе». Предположительно, в них обеих было 5 тыс. строк, но сохранились только 450. Стихи, входящие в состав поэм, выражают его мысли не только точно, но и изящно: Эмпедокл был мастером слога и умело использовал метафоры и другие приемы поэтического искусства.


    В юности Эмпедокл поддерживал пифагорейское течение, но потом его изгнали из рядов учеников – то ли за то, что он предал огласке тайные знания, то ли за то, что он присвоил себе чужие достижения (единого мнения на этот счет не существует). Некоторые идеи , в частности учение о пропорции, потом легли в основу натурфилософии мыслителя.

    В основе учения Эмпедокла лежит учение об архэ – первооснове, лежащей в основе 4 стихий, которым соответствуют 4 божества – , и Нестис. Стихии, будучи вечными и неизменными, постоянно движутся, заполняют пространство и образуют все вещи вокруг, включая человеческое тело. Например, кровь состоит из 4 элементов в равных пропорциях, а кости – из 4 частей огня, 2 – земли и 2 – огня. При этом сами стихии пассивны и ничего не создают, а движутся благодаря столкновению 2 противоположных сил – Филеи (Любви) и Нейкоса (Ненависти).


    Рождение и гибель Эмпедокл считал неверными понятиями, за которыми стоит простое соединение и разъединение элементов. Этот дуализм лежит в основе всего сущего, образуя циклический процесс, в ходе которого последовательно проявляются единство и множество.

    В стихотворных поэмах философ высказал десятки гениальных мыслей, опередивших его время. Тогда, разумеется, такие смелые идеи невозможно было подтвердить эмпирически, и современникам взгляды Эмпедокла казались фантастическими, но с развитием науки ученые с удивлением обнаружили в античных свитках зачатки многих важных идей.

    К примеру, Эмпедокл поддерживал закон сохранения (впервые высказанный элеатами), утверждая, что ничто не возникает из пустоты. В трактате «О природе» он писал, что свет распространяется с определенной скоростью, которая является большой, но конечной величиной. Также в работах Эмпедокла обнаружены основы теории естественного отбора, развитой : философ утверждал, что виды постоянно меняются, и выживают только самые приспособленные из них.


    Естественно, что его учение имеет в целом не так много сходства с идеями современной биологии – например, мыслитель полагал, что первые животные были механическими, случайными соединениями отдельных органов, в том числе человеческих, но его гипотезы нашли отражение и развитие в трудах последователей и заложили основы изучения органической жизни.

    Это не единственный вклад в науку, сделанный философом. Эмпедокл выступил автором концепции воздуха как некой субстанции, записывал наблюдения фактов центробежной силы и указывал, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Его также интересовала тема деторождения: особенно загадочным он считал рождение разнополых детей-близнецов и пытался объяснить этот феномен через теорию переселения душ.

    Античному философу принадлежат идеи и догадки в области медицины, особенно в том, что касается физиологии и чувственного восприятия. Он был одним из первых, кто пытался отделить врачевание от знахарства и слепых верований. Эмпедокл настаивал, что медицина – наука, а не тайное магическое знание, и врач обязан изучать тело человека, а не просто следовать древним преданиям.


    С точки зрения гносеологии, Эмпедокл выступал сторонником чувственного познания и был оптимистом в том, что касается его границ, утверждая, что истина существует и принципиальных препятствий на пути ее постижения нет. При этом мир человек познает через ощущения: его органы приспосабливаются к изучаемому объекту и через специальные поры воспринимают информацию. Чем шире поры, тем больше многогранных и сложных сведений через них можно воспринять и познать.

    Вместе с Анаксагором Эмпедокл заложил основы развития греческой философии, из которой потом выросли учения атомистов, работы и .

    Личная жизнь

    О жене великого философа ничего не известно. Потомки, однако, у него были: Сатир в «Жизнеописаниях» упоминает, что у Эмпедокла родился сын, которого мыслитель назвал в честь своего отца Эксенетом. Также в некоторых источниках встречается упоминание о дочери, которая то ли намеренно, то ли случайно сожгла часть оставшихся незаконченных рукописей философа.


    Эмпедокл отличался экстравагантной манерой поведения и любил подчеркивать свое превосходство над другими. Он носил одежду жреца – пурпурную мантию, золотой пояс и дельфийскую корону, везде появлялся в окружении свиты и восторженных учеников, а его величавая надменность внушала согражданам трепет. От родителей ему досталось приличное состояние, которое он предпочел потратить оригинальным образом, выдавая бедным полузнакомым девушкам приданое и организовывая для них удачные браки.

    Смерть

    О том, как умер Эмпедокл, существует немало версий – от бытовых до фантастических. Диоген Лаэртский приводит 2 из них. Согласно первой, знаменитый философ был взят на небо живым, и ему «надо приносить жертвы, как ставшему богом». По второй – Эмпедокл выбрал самоубийство: почувствовав приближение смерти, он бросился в жерло вулкана Этна. Сограждане узнали о его гибели, обнаружив в пепле близ горы его бронзовые сандалии.


    Однако в некоторых письменных свидетельствах того времени обнаруживаются более простые версии: возможно, Эмпедокл упал с повозки, отправлявшейся на праздник в Мессену, сломал бедро и, заболев после этого, скончался. Также упоминается, что на самом деле он поскользнулся и упал в море. Будучи немощным стариком, философ не справился с набегающей волной и утонул.

    Какая из трактовок верна и что именно стало причиной смерти, достоверно не известно. Историки расходятся даже во мнении, сколько лет было мыслителю на момент смерти: 60, 77 или 109.

    Потомки воздвигли Эмпедоклу статую в родном городе. Позже римляне перенесли ее в столицу и поставили на площади перед зданием Сената. Также сохранились скульптурные портреты философа, по которым можно составить приблизительное представление о его внешности.

    Цитаты

    Много разительных бед притупляет пытливые думы.
    Жалок, кто смутное мнение в душе о бессмертных имеет.
    Космос один, однако космос не составляет Вселенной, но образует лишь некоторую, небольшую часть Вселенной, остальная же часть ее представляет собой необработанную материю.
    Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: