Ми 28н ночной охотник назначение и характеристики. «Ночной охотник» против «Аллигатора. Аварии и катастрофы

Задумал я сказ о боевых вертолетах России. Сегодня небольшой этюд о Ми-28Н.

Анализ войны в Афганистане четко показал, что армия нуждается в новом вертолете на замену Ми-24. Да и суппостаты приняли на вооружение вертолет огневой поддержки АН-64 "Апач". Был объявлен конкурс на создание вертолета нового поколения.
Конструкторское бюро им. Миля в 1982 г. представило свой проект Ми-28, по боевой эффективности ничем не уступающий конкурентам. Вертолет, вооруженный таким же значительным арсеналом что и Ми-24, существенно превосходил его по многим параметрам.

Двухместный боевой вертолет построен по классической одно винтовой схеме. Габариты позволяют перевозить его на военно-транспортных самолетах Ил-76 без разборки.
Максимальная взлетная масса – 12 100 кг;
длина – 16,9 м;
высота – 3,8 м;
диаметр главного винта – 17,2 м;
силовая установка – два газотурбинных двигателя мощность по 2200 л.с.;
максимальная скорость – 382 км/ч;
практическая дальность – 960 км;
динамический потолок – 5800 м.

В качестве основного вооружения на борту размещены управляемые ракеты противотанкового комплекса "Атака" и поворотная 30-мм скорострельная пушка. Это позволяет машине с максимальной эффективностью выполнять свою главную роль – истребителя танков.
Боевая нагрузка вертолета – 1200 кг, в том числе блоки неуправляемых ракет и авиабомбы различных калибров, контейнеры с авиационными скорострельными пушками.
Боевая живучесть обеспечена дублированием агрегатов с максимальным их разнесением и взаимным экранированием.

Применены защита более важных узлов менее важными, комбинирование разных типов брони. Выбор материалов и размеров конструкции исключают катастрофические последствия для вертолета при его повреждении в бою. Бронированные боковые и лобовые стекла держат попадание снарядов до 12,7 мм, кабина – 23 мм, т.е. это практически как хорошая БМП с точки зрения защиты. Несущий винт держит поражение лонжерона 20 мм и позволяет при этом лететь! С рулевым винтом такая же ситуация!

Система спасения экипажа позволяет летчикам выживать при достаточно жестких соударениях с поверхностью земли с вертикальными скоростями до 13 м/с.
Ни у одного вертолета в мире не было и нет столь мощной броневой защиты!
Ми-28 нельзя сбить из стрелкового оружия, это подтверждено наземными испытаниями.

В феврале 1984 года было принято решение о подготовке серийного производства.

Впервые новый истребитель танков Ми-28 был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 г.
При благоприятном стечении обстоятельств армия могла получить Ми-28 на вооружение еще 20 лет назад, однако этого не произошло. По результатам государственных испытаний было решено, что представленная на конкурс одноместная машина Ка-50 более перспективна.

Но все-таки программа по Ми-28 была продолжена и предусматривала создание на первом этапе модернизированного дневного вертолета Ми-28А, а затем его ночного варианта Ми-28Н. Однако этим планам не суждено было сбыться, СССР прекратил существование, финансирование работ остановилось. Изменились взгляды на боевое применение вертолетов, обозначилось отставание от конкурентов, которые создали подобные машины и работали над их модернизацией.

В 1995 г. появилось техническое задание на облик вертолета, который может летать ночью, стрелять из укрытия и т.д. Все силы и финансовые средства милевцы направили на разработку ночного вертолета Ми-28Н. Машина, получившая название "Ночной охотник" стала ответом американскому летающему танку AH-64D "Апач Лонгбоу" корпорации McDonnell Douglas.

Учитывая что компоновка и конструкция Ми-28 отвечали самым современным требованиям, решено было разработать для вертолета лишь новую авионику. Модифицированный вертолет планируется как всепогодный круглосуточного применения с принципиально новым комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Ночной охотник ничем не уступает Апачу, а по характеристикам боевой живучести существенно превосходит. Ми-28 – единственный наш боевой вертолет, который выполняет такой же пилотаж как и американцы: петли, бочки, перевороты и т.п.

Ми-28Н пилотируется в ручном и автоматическом режимах с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах как днем так и ночью. Поиск, обнаружение и распознавание целей также происходят в ручном и автоматическом режимах. Одновременно для выполнения задания могут задействоваться группы вертолетов. При этом порядок уничтожения целей и их распределение между машинами осуществляется автоматически.

Боевой ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» производства холдинга «Вертолеты России» много лет проходил испытания и был официально принят на вооружение Министерством обороны РФ 22 ноября 2013 года.

При написании поста использованы материалы телепередачи "Оружие ХХ века".

Мира с момента своего появления над полями сражений (а случилось это еще в годы Второй мировой войны) претерпели большие изменения. Командующие армиями в те времена не придавали им большого значения, отводя роль вспомогательных средств: винтокрылую технику использовали главным образом для эвакуации раненых из труднодоступных районов фронтов. Так было и в Корее. Ситуация начала меняться во Вьетнаме, когда Армия США применила эти машины для атак наземных целей, оборудовав их стрелковым и ракетным вооружением, а затем получила первые ударные вертолеты. Подобные метаморфозы происходили и в СССР, хотя и с некоторыми различиями в подходах. В конечном счете, советские военные специалисты признали преимущества американской линии развития ударной фронтовой винтокрылой авиации. Результатом изменения подхода отечественных авиастроителей стал вертолет Ми-28Н. На данный момент он считается лучшим в своем классе. Это как раз тот случай, когда удалось «догнать и перегнать».

Штурмовики

Во время Второй мировой войны главным средством нанесения точечных ударов по штабам, узлам связи, танковым колоннам и прочим относительно малоразмерным целям был самолет-штурмовик. В первые трагические же дни войны на головы наших солдат обрушили бомбы «Юнкерсы-87», имевшие достаточно скромные летные характеристики, но полностью реализовавшие преимущества внезапности. Созданный КБ Ильюшина «Летающий танк» Ил-2 имел ряд преимуществ по сравнению с немецким аналогом, главным из которых была потрясающая живучесть, обусловленная продуманной рациональной компоновкой и мощным бронированием, сочетающимся с каркасно-несущей функцией. О применении геликоптеров в качестве штурмовиков тогда никто даже и не помышлял, а сами эти летательные аппараты воспринимались скорее как нелепая экзотика, для военных целей малопригодная. Через два десятилетия вертолет унаследует лучшие черты «летающих танков» и станет главной ударной единицей воздушной поддержки войск при проведении тактических операций.

«Хьюи» и «Кобра»

UH-1 «Ирокез», прозванный американскими солдатами «Хьюи», благодаря своим характеристикам стал одной им самых массово выпускаемых в истории человечества винтокрылых машин. Он надежен, прост в эксплуатации, может нести при небольших размерах много полезного груза. Вертолет этот многоцелевой, использовали его как средство десантирования, летающую «скорую помощь» или воздушный грузовик. Также UH-1 выполнял задачи огневой поддержки, но полноценным «ударником» его назвать было нельзя. Причина уязвимости «Хьюи» состояла в отсутствии броневой защиты - ее имели только сиденья пилотов и топливные баки. Однако удачная компоновка и мощная силовая установка нашли применение в другой машине, «Кобре» AH-1, разработанной той же фирмой «Белл». Узкий хищный фюзеляж сменил широкий «кузов» «Хьюи», пилоты разместились тандемно, один за другим, разделились и их функции. В то время, как один управлял машиной, второй стремился обнаружить и уничтожить противника. Больше в машине не было места никому, весь полезный вес съели броня и вооружение. Боевой вертолет Ми-28Н в своей основной схеме построен так же.

Тем временем в СССР авиаконструкторы пытались соединить десантные и ударные функции в одной машине. Для этого был применен тот же прием «заимствования» силовой установки и компоновочной схемы, только за основу был взят Ми-8, самый распространенный советский вертолет. Результат получился в общем и целом неплохой, но машина оказалась слишком большой и тяжелой. Вертолеты Ми-24 смотрелись мощнее и внушительнее маленьких «Кобр», но уступали им в маневренности, возможностях скрытного подхода к цели и уязвимости. Всегда правильнее использовать чужой опыт, а он показывал, что совмещение двух функций в одной машине не идет на пользу ни одной из них. К тому же за время, прошедшее после Вьетнамской войны, американцы продолжили развитие ударный геликоптеров, создав «Апач» AH-64, имеющий серьезное информационное оборудование и ставший первым в мире концептуальным винтокрылым фронтовым штурмовиком. Афганистан наглядно показал, что армии требуются новые боевые вертолеты.

Задача - видеть в темноте

Аналогом «Апача» можно назвать вертолет Ми-28, который уже с середины 80-х годов начал производить Ростовский вертолетный завод. Машина получилась очень хорошая, во многом превосходящая заокеанский аналог. Однако опыт боевого применения американцами своих вертолетов в ходе нескольких вооруженных конфликтов выявил многие системные пороки. Оказалось, что в темноте или условиях плохой видимости «Апачи» ведут себя непредсказуемо. Во время «Бури в пустыне» несколько машин армия США потеряла по причине столкновений с землей и между собой, несмотря на наличие систем ночного видения. Об эффективной «работе» в темноте и речи не шло. Те же проблемы преследовали и федеральные войска в Чечне. Тактика наиболее эффективна как раз ночью. В темноте противник маневрирует, перегруппировывается и наносит внезапные удары, после которых, как правило, успешно отходит в безопасное место. Противостоять этой тактике может только вертолет - «ночной охотник», видящий во тьме и тумане.

Новый вертолет и его главные отличия

Перед коллективом КБ им. М. Л. Миля стояла непростая задача. Разрабатывать новую машину в начале девяностых было почти невозможно, на это просто не хватало финансирования. За основу был взят Ми-28А, модернизированная модификация Ми-28. Сборочный конвейер на заводе в Ростове желательно было не подвергать серьезным изменениям, производство уже успели отладить. Однако необходимость пересмотреть многие конструктивные и информационные схемы уже назрела. Вертолеты Ми-28А и Ми-26Н внешне очень похожи. Но под сходной «наружностью» скрывается большая разница. Изменения коснулись главного редуктора и многих других агрегатов. Иной стала электроника, другие узлы и агрегаты. От старого вертолета остался мощно бронированный фюзеляж, некоторые системы вооружений и компоновка. Есть еще одна деталь, которой отличаются эти боевые вертолеты. Фото верхней части машины, а именно оси несущего винта, демонстрируют некий шар. Именно в нем находятся всевидящие «глаза» охотника.

Общая архитектура

Планер Ми-28 построен по принципам, соответствующим понятиям о пятом поколении боевых винтокрылых машин. 98 % произведено в России. Лопасти сделаны из композитного полимера и имеют однородную структуру, а также профили с особыми аэродинамическими характеристиками, что снижает производимый ими шум. Втулки, как правило, в смазке не нуждаются, что серьезно упрощает эксплуатацию. В процессе работы конструкторам пришлось добиваться того, чтобы Ми-28Н «Ночной охотник» по летным характеристикам (взлетный вес - 10,5 т, скорость - 300 км/ч, потолок - 3600 м статический, 6000 м динамический, боевая нагрузка - свыше 2 т) не уступал базовой модели, способной выполнять фигуры высшего пилотажа при соблюдении заимствованных принципов компоновки, бронирования и дублирования основных жизненно важных узлов. Особенности подхода состояли в том, чтобы сделать из машины некий киберорганизм с собственной сенсорикой и способностью мгновенно реагировать на угрозы, возникающие в ходе выполнения боевой задачи.

АСУ

Система управления максимально интегрирована. Все данные, необходимые для выполнения задачи, отображаются на трех экранах в каждой из двух изолированных кабин. Информационную обработку осуществляют три бортовых ЭВМ и несколько периферийных процессоров. Интерфейс имеет открытую архитектуру, что упрощает оперативную смену задач. Эргономика кабин доведена до совершенства.

Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» сам определяет собственные координаты. Для этого его система управления получает всю информацию от внешних объективных источников: тепловизионных датчиков, оптических камер и бортового локатора (РЛС «Арбалет»), размещенного на оси несущего винта. Благодаря сведениям о пространственном положении обеспечиваются многие важные особенности поведения машины, такие как способность летать на предельно малых высотах (от 5 метров), автоматическое отклонение от препятствий (столбов, деревьев, опор ЛЭП и пр.), не говоря уже о столкновении с землей.

Артиллерийское вооружение

Главная цель, ради которой создавался вертолет «Ночной охотник», - ведение боевых действий в условиях малой видимости и при полном ее отсутствии. Его предшественник, Ми-28, во всех отношениях машина выдающаяся, в том числе и в плане огневой мощи, поэтому спектр вооружений Ми-24Н в общем и целом повторяет оснастку прототипа. Пушка калибра 30 мм в носовой части осталась прежней (2А42), как и ее поворотный механизм, обеспечивающий возможность стрельбы в часть задней полусферы (до 110 градусов) и отклонение 53 градуса по вертикали. Возможно, она будет заменена еще более совершенным орудием, разрабатываемым специально для Ми-28Н. «Ночной охотник» пока не избавился от сильной отдачи, мешающей вести огонь достаточно точно. Вес пушки следует уменьшить и сместить ее ближе к центру тяжести машины, о чем уже заявили инженеры КБ Миля.

Ракеты

Управляемая ракета «Атака-В» может поразить на сверхзвуковой скорости любую бронированную цель, даже прикрытую динамической защитой. Помехи на нее не действуют - она пройдет сквозь туман, дым и пыль. Новые ПТУРы «Атака-Д» имеют увеличенный до 8 км радиус действия. Но не во всех случаях экипаж новейшего российского вертолета применяет эти ракеты. Есть более дешевые и простые средства поражения, которыми вооружен Ми-28Н. «Ночной охотник» вполне может обойтись НУРСами С-13, С-57 или С-80, если не требуется высокая точность в сочетании с бронебойностью. Собственно, все, чем воевал Ми-24, есть в арсенале этого вертолета, плюс еще кое-что. Например, он может ставить минные заграждения.

В случае полномасштабных боевых действий возможны ситуации, при которых вражеские самолеты предпримут попытки сбить Ми-28Н. «Ночной охотник» сможет дать достойный отпор: ракеты «воздух - воздух» Р-73 в состоянии бороться с воздушными целями, обладающими высокой маневренностью и скоростью.

Защита и спасение

Главным средством защиты этого вертолета является его скрытность. Он может подойти на малой высоте, спрятаться за любую преграду, выставив лишь свой радар. Экипаж имеет время на то, чтобы оценить обстановку, принять решение и мгновенно атаковать, обрушив на врага всю свою огневую мощь. Против средств ПВО противника тоже кое-что припасено. Инфракрасные ловушки отведут ракеты от теплового следа машины, а дипольные отражатели УВ-26 собьют с толку головные части самонаведения.

Пилотские кабины снабжены круговым бронированием. Защиту обеспечивают 10-мм листы алюминиевого сплава с нанесенными керамическими слоями. Бронестекла фонаря имеют толщину от 43 мм (лобовые) до 22 мм (боковые). Места пилота и оператора также разделены бронеплитой.

Эта предосторожность не покажется излишней в условиях сильного огневого противодействия. Кроме этого, применены и конструктивные приемы, снижающие уязвимость жизненно важных узлов, а именно:

Двигатели разнесены по бортам, что снижает вероятность их одновременного выхода из строя при попадании снаряда;

Вертолет в состоянии добраться до базы на одном двигателе, который сразу автоматически включится на полную мощность;

Максимальное применение средств пневмоавтоматики;

Дублирование главных систем.

Предусмотрены и средства оповещения экипажа о грозящей опасности, в случае захвата вертолета системой наведения они узнают об этом мгновенно и смогут принять меры по спасению машины или, при самом неблагоприятном развитии событий, своих жизней. Катапультирование работает в двух режимах, выбор которых зависит от высоты (до 100 м или более). При этом происходит отстрел лопастей и консолей крыла.

Предусмотрен и режим жесткой посадки. Кресла и стойки шасси выполнены таким образом, чтобы погасить импульс и уменьшить силу удара о грунт. В общем и целом инженеры КБ сделали все, чтобы жизнь экипажа подвергалась как можно меньшей опасности.

Экспортный вариант

Анализ тактико-технических показателей «Ночного охотника» позволяет сделать вывод о том, что Вооруженные силы России получили лучший боевой вертолет в мире. Он способен решать боевые задачи в самых сложных условиях: в полной темноте, тумане, среди дыма и огня. При этом у экипажа есть высокий шанс сохранить жизнь даже при самом неприятном сценарии боя. Неудивительно, что не только российское Министерство обороны, но и другие страны захотели вооружить свои армии вертолетами Ми-28Н. Фото этих машин с эмблемами ВВС Египта, Алжира и Ирака в прессе появятся уже вскоре, вполне возможно, что и в некоторых латиноамериканских странах они встанут на защиту национальных интересов. Большой интерес к «Ночным охотникам» проявило и правительство Швеции. Разумеется, экспортный вариант отличается от внутрироссийского приборным наполнением и некоторыми особенностями систем вооружений.

Ми-28 предназначен для использования на театрах военных действий, насыщенных средствами армейской ПВО. Способен выполнять полеты днем и ночью на предельно малых высотах (5-15 м), используя защитный рельеф местности, обладает высокими летными характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищенностью от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной зенитной артиллерии. Проектирование Ми-28 началось в 1980 г., первый опытный вертолет поднялся в воздух 10 ноября 1982 г. На базе Ми-28 создан вертолет Ми-28Н "Ночной охотник".

Видео удалено или не является публично доступным

Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; поиск, обнаружение и распознавание целей; групповое применение вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними: двусторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами.

В состав комплекса входит стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловым и телевизионным каналами наблюдения; тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер; нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика; система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях; инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям Земли; комплекс средств связи; надвтулочная РЛС кругового обзора.

РЛС дает возможность вертолету вести поиск целей, используя для маскировки складки местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». Кроме того, РЛС Ми-28Н, например в отличие от РЛС американского вертолета AH-64D «Апач», способна обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР «Игла» класса «воздух-воздух» применяется по принципу «пустил-забыл». Их пуск контролирует оператор. Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон углов ее отклонения в горизонтальной плоскости 220°, в вертикальной - 53°. Это делает вертолет менее уязвимым для противника. Размещение боезапаса непосредственно на турели значительно повышает надежность подачи снарядов (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию пушки, экипаж может выбрать тип снаряда непосредственно во время боя. Летчик выполняет прицеливание с помощью нашлемной системы целеуказания или без нее.

В состав вооружения Ми-28Н "Ночной охотник" входят неуправляемые авиационные ракеты (калибр 80 и 130 мм) и авиационные пушки ГШ-23 калибра 23 мм, размещенные в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. Это вооружение применяет летчик. Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для этого на точки подвески устанавливаются специальные контейнеры. В случае полного отказа рулевого винта, вертолет способен возвратиться на аэродром; компенсацию реактивного момента на скорости обеспечивает киль, посадка осуществляется по самолетному режиму или на режиме авторотации, когда реактивный момент близок к нулю. При значительных боевых повреждениях вертолета на предельно малых высотах система спасения обеспечивает выживание летчиков при падении с вертикальной скоростью 12 м/с. В начальный момент срабатывает система принудительного притя-га. Силу удара гасит энергоемкое шасси и специальные энергопоглощающие кресла. На высоте полета более 100 м спасение экипажа с парашютом обеспечивает система аварийного покидания. Она приводится в действие у летчика и оператора раздельно. Благодаря тому что кабина разделена бронеперегородкой, сводится к минимуму возможность одновременного поражения обоих членов экипажа. В случае ранения летчика, оператор Ми-28Н может самостоятельно довести машину до аэродрома.

В Ми-28Н, как и в Ми-28, имеется отсек в задней части фюзеляжа, где могут разместиться 2 человека. Ми-28Н может быть доставлен в район боевых действий на самолете Ил-76. Для этого необходимо демонтировать лопасти, надвтулочную РЛС, консоли крыла и стабилизатор. Время подготовки вертолета к полету после выгрузки не превышает 1.5 ч. На Ми-28 установлены газотурбинные двигатели с электронной системой регулирования мощностью по 2200 л.с./2х1618 кВт. Воздухозаборники оборудованы пылезащитными устройствами, а выхлопные патрубки - тепловыми экранами, которые снижают тепловое излучение вертолета в 1,5 раза.

Вертолет одновинтовой схемы, с неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом и двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа. Лопасти винтов цельнокомпозиционные. Кабины с тандемным расположением членов экипажа. Для повышения боевой живучести вертолета кабина летчика полностью бронирована, ее плоскопанельное остекление выдерживает прямое попадание пуль калибра до 12.7 мм и осколков снарядов, жизненно важные элементы конструкции экранированы менее важными, многие агрегаты и системы дублированы. Конструкцией предусмотрен специальный технический отсек, допускающий размещение трех человек, который может использоваться для эвакуации с поля боя экипажа другого сбитого вертолета.

Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой, кабины штурмана-оператора - индикатор на ЭЛТ для отображения данных оптико-электронной системы. Имеются устройства подавления инфракрасного излучения и автоматы сбрасывания ложных тепловых целей. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла и шасси с двухкамерной амортизацией, которые обеспечивают экипажу выживание при аварийных посадках с большими (до 12 м/с) вертикальными скоростями встречи с землей. На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло. В обзорно-прицельную станцию встроен лазерный дальномер, определяющий текущую дальность до цели и передающий эту информацию в БЦВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и НУР Он также выдает данные, необходимые для проведения пусков УР и выбора их оптимальной траектории в момент пуска.

Вертолет имеет подвижную пушечную установку НППУ-28 с модифицированной танковой пушкой 2А42 (калибр 30 мм; скорострельность 900 выстр./мин, боекомплект 250 снарядов) на турельной установке в носовой части фюзеляжа. Пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. В пределах визуальной видимости без использования увеличивающей оптики летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела.

Под крылом на четырех точках подвески могут подвешиваться до шестнадцати ПТУР «Штурм» с радиокомандной системой наведения или «Атака-В» с радиолокационной системой наведения и до че!ырех блоков НАР (калибр 80 мм по 20 ракет или 130 мм по 5 ракет), которые могут запускаться из обеих кабин. Кроме того, могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибра 23 мм, бомбы массой до 500 кг (общей массой до 2000 кг). Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

Тактико-технические характеристики Ми-28Н "Ночной охотник"Экипаж........................2 человека Длина фюзеляжа........................17,05 м Высота........................3,82 Ширина с консолями крыла........................5,88 м Диаметр несущего винта........................17,2 м Диаметр рулевого винта........................3,85 мМасса: пустого........................8095 кг нормальная взлётная масса........................10900 кг максимальная взлётная масса........................12100 кг Масса боевой нагрузки........................2300 кг Масса топлива........................1500 кгСиловая установка: Тип двигателя........................турбовальный Модель........................ВК-2500-02Мощность: на чрезвычайном режиме........................2700 л. с. на взлётном режиме........................2200 л. с. на крейсерском режиме........................1500 л. с.Лётные характеристики Максимальная скорость........................300 км/ч Крейсерская........................ 265 км/ч Дальность полёта........................максимальная 450 км; с ПТБ: 1087 км Статический потолок........................3600 м Динамический потолок........................5600 м Скороподъёмность........................13,6 м/сВооружение Ми-28Н "Ночной охотник" Встроенное стрелково-пушечное........................1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 300 снарядов. Точек подвески........................4 Неуправляемое ракетное........................НАР С-8 - 4 х 20 шт; НАР С-13 Управляемое ракетное........................ПТРК «Штурм-В»; «Атака-В»; «Атака-ВН» (16 шт.) «Воздух-воздух»: «Стрелец» с ракетой Игла-В - 4 x 4 шт. УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) Ракета с ТГСН Игла-В КМГУ-2 - контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений. 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 150 снарядов...............................Фото Ми-28Н "Ночной охотник"

Советский Союз не сразу включился в «вертолетную гонку» и поначалу имел отставание от США, которые еще во время Корейской войны поняли выгоды использования вертолетов. Однако, в Советском Союзе очень быстро увидели преимущества использования «винтокрылых машин» в военной сфере и принялись наверстывать упущенное.

В начале 60-х годов прошлого века Миль предложил создать боевой вертолет, который мог бы доставлять бойцов на поле боя и если надо – поддерживать их огнем. На вертолет предполагалось установить мощное вооружение и создать в нем приличный десантный отсек. Так началась история создания легендарного вертолета – Ми-24 , советского «летающего танка». В 1971 году несколько первых машин были переданы для летных испытаний. Этот вертолет имел множество различных модификаций, не раз был модернизирован. Он был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, воевал на разных континентах и в разных станах. «Летающий танк» до сих пор в строю и надежно служит в российской армии и в других армиях мира.

Но в тоже время, опыт афганской войны показал, что армии нужен новый вертолет. Ми-24 – это действительно уникальная машина, к тому же с течением времени она избавилась от мелких недоработок, но проблема была в ее концепции. Ми-24 строился по сути, как летающий БМП. Изначально задумывалось так, что вертолет может доставить десант, а потом прикрыть его. Использование вертолета в боевых действиях (особенно в Афганистане) показало, что в основном машину используют как ударный вертолет, а десантный отсек попросту не нужен. В 1975 году Министерство обороны СССР объявило конкурс на новый ударный вертолет. В нем приняли участие бюро Камова и Миля. Военным нужен был аналог американского вертолета AH-1 Кобра .

К тому же советских стратегов интересовал еще один момент – возможность применения вертолетов против вражеской бронетехники. Пару лет до начала конкурса случился один эпизод, который произвел на советских военных неизгладимое впечатление. В октябре 1973 года восемнадцать израильских вертолетов АН-1 Кобра уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом не единой машины. Так что советским конструкторам была поставлена задача, научить новый вертолет бороться с танками.

Конструкторское бюро Камова предложило на конкурсе одноместный Ка-50 , который позже стал знаменитой «Черной акулой», а бюро Миля пошло по более простому и дешевому пути. Был еще раз переработан вертолет Ми-8 . На нем полностью ликвидировали грузовой отсек, до неузнаваемости изменили носовую часть вертолета, в кабине так и осталось два члена экипажа. На вертолет была установлена новая, более мощная пушка и более совершенная система управления огнем.

В середине 80-х, после многочисленных испытаний, конкурс на создание ударного вертолета выиграл Ка-50. А Ми-28 принялись переделывать согласно пожеланиям заказчика. Новый вертолет, получивший наименование Ми-28А, показали в 1988 на выставке в Ле-Бурже. Но потом СССР распался, и на время всем стало не до вертолетов. Ми-28 был принят на вооружение в 1995 году, а уже в 1996 году появился Ми-28 Н – первый в России вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде. За это ударный вертолет Ми 28 Н получил прозвище «ночной охотник».

Внешне этот вертолет очень напоминал вертолет Ми 28, за исключением одной детали, которая сразу бросалась в глаза: шар РЛС над осью несущего винта вертолета. Но эта деталь очень сильно меняла характеристики машины, превращая ее из довольно средней машины в один из лучших вертолетов России, который мог соперничать с любыми зарубежными аналогами.

Описание и технические характеристики машины

Боевой вертолет Ми 28 создан по классической одновинтовой схеме, у него один несущий и один рулевой винт. Оба винта имеют по четыре лопасти. Машина имеет трехколесное неубирающееся шасси и двухместную кабину. Пилоты находятся в ней один за другим. Кабина бронирована, также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета. Многие важные системы дублируются. Двигатели разнесены на разные стороны фюзеляжа. Есть небольшой грузовой отсек, в который помещается 2-3 человека. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Скорость машины более 280 километров в час.

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары.

Боевой вертолет Ми 28 прекрасно подходит для полета на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к цели. Однако, самым важным в этом вертолете является его радиоэлектронное оборудование, которое и делает его «ночным охотником». В его состав входит система управления вооружением, ИЛС, нашлемная система целеуказания, которая позволяет пилоту управлять пушкой простым поворотом головы. Есть тепловизор, лазерный дальномер. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью.

РЛС «Арбалет» (шарик которой можно видеть над плоскостью винтов) позволяет вертолету летать и маневрировать на предельно низких высотах, уменьшая, таким образом, вероятность быть обнаруженным противником. Комплекс бортового оборудования позволяет экипажу огибать рельеф местности и существенно повышает технические характеристики машины. Бортовая РЛС «Арбалет» позволяет совершать полет в любое время суток, она сигнализирует пилоту о препятствиях на пути вертолета, включая даже такие, как деревья и провода электропередач. Благодаря «Арбалету» Ми-28 Н может прятаться в складках местности и выставлять только верхушку с антенной.

Вертолет ориентируется по физическим полям Земли, также может использовать спутниковую навигацию. В базе данных бортового ЭВМ хранится большое количество трехмерных карт района боевых действий.

У «ночного охотника» есть система подавления ИК-излучения и система сбрасывания тепловых ловушек. У вертолета есть возможность установки помех для вражеских РЛС и головок наведения ракет.

Вооружение Ми 28 Н состоит из 30-мм автоматической пушки 2А42, также он может нести, как управляемые, так и неуправляемые ракеты. На вертолет могут быть установлены ракеты класса «воздух-воздух». Вертолет имеет четыре точки подвески. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений.

Основные ттх Ми 28

Модификация
Диаметр главного винта, м 17.20
Диаметр хвостового винта, м 3.84
Длина,м 16.85
Высота,м 3.82
Масса, кг
Пустого 7890
нормальная взлетная 10400
максимальная взлетная 11500
Внутренние топливо, кг 1500
ПТБ, л 4 х 500
Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117
Мощность, кВт 2 х 1640
Максимальная скорость, км/ч 282
Крейсерская скорость, км/ч 260
Дальность действия, км 460
Скороподъемность, м/мин 816
Практический потолок, м 5750
Статический потолок, м 3450
Экипаж, чел 2
Вооружение одна 30-мм пушка 2А42; ПТУР «Штурм», «Атака» и «Вихрь»

Вертолет Ми 28 имеет несколько модификаций, которые отличаются техническими характеристиками, комплектацией, годом выпуска и другими деталями.

Модификации Ми-28

  • Ми-28. Экспериментальная машина, которую отправили на доработку.
  • Ми-28 А. Доработанная машина. Отличался более мощным двигателем, Х-образным рулевым винтом, улучшенным оборудованием. В серию не пошла.
  • Ми-28 Л. Создавался для выпуска по лицензии в Ираке. В серию не пошел.
  • Ми-28 Н. «Ночной охотник». Всепогодный вертолет, который может выполнять задания в любое время суток.
  • Ми-28 НЭ. Экспортный вариант «ночного охотника».
  • Ми-28 НМ. Модернизированный вариант Ми-28 Н.
  • Ми-28 УБ. Учебно-боевой вертолет с дублированным управлением.

Говоря о Ми-28 можно отметить следующее. По своим техническим параметрам этот ударный вертолет очень похож на американский «Апач », правда стоит он гораздо дешевле. Кроме того, в этом вертолете отчетливо просматриваются черты Ми-24. Можно сказать, что эта машина – очень глубокая модернизация «крокодила». Новых решений в этом вертолете примерно 25-30% и это делает его очень выгодным. Многие узлы и детали отлично отработаны и хорошо известны техническому персоналу. Камовские машины – это действительно революционные вертолеты, но потому и запустить их серийно сложнее. Так что выбор Ми-28 Н в качестве основного ударного вертолета для армии России очень логичен и выгоден экономически.

Основной вопрос, который стоит сейчас в том, что же будет дальше. Ми-28Н можно назвать хорошим вертолетом второго поколения, российским аналогом «Апача ». Но американский вертолет давным-давно в серии, опробован во многих конфликтах, имеет несколько модификаций. Россия же только начинает серийный выпуск «ночных охотников». За это время в США успели создать новые вертолет «Команч», сделанный с использованием технологий «стелс». И уже успели от него отказаться. Вертолет получился не очень удачным с технической точки зрения и слишком дорогим даже для США.

Но дело, наверное, даже не в этом. Скорее всего, эпоха ударных вертолетов уходит в прошлое. На их место придут БПЛА . Беспилотные аппараты намного дешевле, они уже доказали свою эффективность и жизнеспособность. Такие аппараты отличаются большей эффективностью, малозаметностью и маневренностью, чем вертолеты. Да и при этом не нужно рисковать жизнью пилотов. В разработке таких аппаратов первое место пока принадлежит США, но их стремительно догоняет армия Китая . Россия же отстала в этом направлении, все наработки пока существуют только в виде чертежей и проектов.

Видео о МИ-28

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В армии России приняты на вооружение два относительно новых ударных армейских вертолета — "Ми-28Н" «Ночной охотник» и "Ка-52" «Аллигатор». Первый — развитие не самого удачного вертолета "Ми-24", второй построен буквально с нуля .

Ка-52. Фото: sdelanounas.ru

Сейчас эти вертолеты несут боевое дежурство в Сирии. На работу "Ка-52" нареканий нет, а "Ми-28Н" уже успел упасть, погибли два пилота. Впрочем, катастроф с этой не самой удачной машиной было довольно много как в ходе испытаний, так и во время авиашоу, и на войне..

Неудачный изначально

Создание "Ми-28" стало ответом на американский АН-64 «Апач», как выяснилось впоследствии — неудачным. В отличие от американской машины, первые образцы "Ми-28" не были всепогодными и не могли применяться ночью.


Ми-28.Фото: airwar.ru

Не было у "Ми-28" и единого прицельно-навигационного комплекса. Машина получилась сырой и вызвала негативную оценку военных, которым по душе больше пришлась другая новинка — "Ка-50". После сравнительных испытаний вертолет ОАО «Камов» превзошел машину ОКБ М.Л. Миля.


"Ка-50". Фото: snariad.ru

Тогда в ход пошли : "милевцы" обратились к главкому ВВС СССР с жалобой на необъективность состоявшегося конкурса. Под давлением со стороны партийцев, поддерживающих ОКБ Миля, представители ВВС согласились на новые сравнительные испытания, которые затянулись до 1986 года. В итоге НИИ Минобороны предпочел "Ка-50".

Тогда ОКБ М. Л Миля обвинило военных в некомпетентности и отправило соответствующие жалобы в ЦК КПСС и министру обороны. В итоге после многочисленных проверок, комиссий и заседаний выяснилось, что "Ка-50" все-таки лучше "Ми-28".

Но к этому моменту время было безвозвратно упущено, СССР развалился, денег на оборонку не нашли. Справедливости ради отметим, что "Ка-50" был принят на вооружение в 1995 году, "Ми-28" в варианте «Ночной охотник» только в 2009 году после многочисленных доработок.

Кстати, "Ми-28Н" смог выполнять боевые задачи ночью только в 2005 году, "Ка-50" был способен на это еще в 1982-м. Т. е «милевцам» на то, чтобы наверстать разрыв, потребовалось 23 года.

Опасный редуктор

Одним из главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и требовал многочисленных доработок.


"Ми-28Н". Фото: militaryrussia.ru

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из них, в итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на модернизированную версию вертолета "Ми-28Н", запущенную в производство в 2006 году.

Но лучше летать от этого машина не стала, только в 2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.

Также из-за нерасчётных нагрузок на различные элементы редуктора в зубчатых передачах постоянно срезался металл, и мелкая металлическая стружка попадала на сеточки масляных фильтров. А это — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.

Хроника катастроф

Начнем с того, на чем остановились — с редуктора, хотя это и нарушит хронологический порядок.

15 февраля 2011 года во время проведения тренировочного полёта разбился "Ми-28Н" (борт № 05). Причиной падения стала попавшая в редуктор металлическая стружка, в результате экипаж принял решение совершить вынужденную посадку.


При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.


"Ми-28Н" борт № 05 после катастрофы, 15.02.2011 г. Фото: militaryrussia.ru

Трагедия разворачивалась следующим образом: на высоте около 1500 метров обнаружились неполадки в двигателе. Экипажу удалось снизиться до высоты 400 метров, после чего окончательно отказал редуктор, и вертолет, неуправляемо кувыркаясь и вращаясь в воздухе, рухнул на землю. Катапультирование в такой ситуации невозможно.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Похоже трагедия в августе 2015 года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один "Ми-28Н" (бортовой номер «15», регистрационный — RF-95316). Его пилот — ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб.

В августе 2012 года при выполнении учебного полета в районе Моздока совершил жесткую посадку еще один "Ми-28Н". По сведениям журнала «Военно-промышленный курьер», причиной аварии стали проблемы с главным редуктором. Машина пострадала не сильно, экипаж выжил.


Жесткая посадка вертолета "Ми-28Н" в Моздоке. Фото: militaryrussia.ru

Ну и недавняя катастрофа в Сирии, когда 12 апреля в ночь на вторник в районе города Хомса разбился «Ночной охотник». Два члена экипажа — летчики Андрей Окладников и штурман Виктор Панко погибли. По одной из версий причина катастрофы носит технический характер.


Авария "Ми-28Н" борт № 43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. Фото: militaryrussia.ru.

Первая же официально зарегистрированная катастрофа "Ми-28Н" произошла в 2009 году. Во время стрельбы из пушки в режиме зависания произошел отказ автоматики, и бортовая система произвела пуск НАР (неуправляемая авиационная ракета). Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку, в ходе которой вертолет получил многочисленные повреждения.

Что в итоге?

"Ми-28Н" обладает рядом ключевых недостатков, которые существенно снижают выживаемость экипажа на поле боя. На «Ночном охотнике» нет системы реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в самых сложных условиях (на "Ка-52" — есть).


"Ми-28Н".Фото: militaryrussia.ru

На всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления (в том числе и на "Ка-52", который активно воюет в Сирии). Наличие такой системы позволяет управлять вертолетом любому из членов экипажа. Что делать штурману "Ми-28Н", если погиб пилот? Может ли он довести поврежденную машину до базы? Нет.

Правда, «милевцы» заявили о создании учебно-боевой модификации "Ми-28УБ", оснащенной второй ручкой управления. Но это учебно-боевой, да и в планах на производство он значится в расплывчатой формулировке «к 2020 году».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: