Краткие сведения о проповеди и о судьбе святых апостолов. Послание св. Павла к Филиппийцам. ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам. Соборные послания. Послание к Евреям Совместные труды и дружба с Апостолом Павлом

Святой апостол и евангелист Марк

Последование Божественной литургии Святаго Апостола и Евангелиста Марка

После пения славословия (отпуста) агрипнии священник в предшествии свещеносцев выходит на амвон и благословляет народ: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Помолимся.

Хор, протяжно: Кирие, элейсон (трижды).

Священник (тихо):

Благодарим Тя, и паки благодарим усердно, Господи, Боже наш, Отче Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа за вся благодеяния Твоя на всяком времени и месте. Ты бо защищаеши, спасаеши, помогаеши, и наставляеши нас во вся дни жизни нашея. Ты бо привел еси нас в настоящий час, сподобив предстати пред Тобою во святем храме Твоем, да испросим прощение прегрешений наших и милость всему народу Твоему.

Просим и молим Тя, милостивый Боже, даруй нам по благости Твоей прейти день сей святый и вся дни жития нашего без греха, в совершенней радости, здравии, безо всякаго вреда, во святости и преподобии Твоем. Всякую же зависть, всякий страх, всякое искушение и действие сатаны, и всякое коварство злых людей, Господи, отжени от нас и от Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви. Даруй нам, Господи, вся благая и праведная. Всякий грех, содеянный нами или словом, или делом, или помышлением, прости нам по велицей Твоей милости. Не остави нас, Господи, уповающих на Тя, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго и рабства его, чрез благодать, милость и любовь Единороднаго Твоего Сына,

(Возглас)

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Священник: Помолимся о властех державы нашей Российстей.

Хор, протяжно: Господи, помилуй (трижды).

Священник (тихо):

Владыко, Господи Боже, Отче Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Просим и молим Тя: даруй Главе Отечества нашего пребывати в мире, и да будет он справедлив и храбр. Покори ему, Боже всех врагов его и супостатов. Приими оружие и щит и восстани в помощь его. Даруй ему победы на враги, о Боже, утверди в мире сердце его, да восхвалит имя Твое Святое. Мы же в мирном правлении его тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и страхе Божием, чрез благодать и милость, и любовь Единородного Твоего Сына:

(Возглас) Чрез Него и с Ним (и в Нем)

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Священник: Помолимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе АЛЕКСИИ и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем Архиепископе... .

Хор, протяжно: Господи, помилуй (трижды).

Священник (тихо):

O Владыко, Господи Боже, Отче Бога и Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Просим и молим Тя: огради Своею милостию Великаго Господина и Отца нашего АЛЕКСИЯ, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго... , Архиепископа... , и сохрани их в мире на многая лета.

По святой Своей и благословенной воле сподоби священных пресвитеров Твоих совершити свое служение и право правити слово истины вкупе со всеми епископами православными, пресвитерами, диаконами, иподиаконами, чтецами, певцами и мирянами в полноте тела святей Твоей и единой соборной Церкви. Милостивно даруй им мир, здравие и спасение.

Приими, Господи, молитвы, возносимые Тебе за нас и за них, к Твоему святому, небесному и мысленному жертвеннику. Всех же врагов Твоей Святой Церкви скоро им покори, через благодать, милость и любовь Единороднаго Твоего Сына,

(Возглас) Чрез Него и с Ним (и в Нем) Тебе сила и слава подобает со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Восстаните на молитву.

Хор, протяжно: Господи, помилуй (трижды).

Священник (тихо) читает молитву входа и фимиама:

О Владыко Господи, Боже наш, избравший двенадцать апостолов яко двенадцать светильников и давший им силу благовестия, весь мир научая Евангелию Царствия Твоего, исцеляти недужныя и немощныя среди человеков. Вдохнувший в лица их и рекший: приимите Духа Святаго Утешителя, и кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком оставите грехи - на том останутся. Вдохнувший также Духа Святаго и в нас, служителей Твоих, окрест предстоящих святыне Твоей, ожидая входа к святей Твоей службе вкупе с епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами, певцами и мирянами по всей земли - полнотою тела Святой Твоей, Соборной и Апостольской Церкви.

От отлучения, и проклятия, осуждения, темничных уз и изгнания и от участи диавола, Господи, избави нас. Очисти наши жизни и сердца от всякия скверны и злобы, да с чистым сердцем и совестью принесем Тебе благоуханное кадило сие во оставление наших грехов и грехов всего народа Твоего, чрез благодать, милость и любовь Единороднаго Твоего Сына (влагает фимиам в кадило и кадит во святых вратах),

(Возглас) Чрез Него и с Ним (и в Нем) Тебе сила и слава подобает, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон или чтец: Восстаните.

Хор поёт гимн "Единородный Сыне… "

Диакон или чтец подносит священнику Евангелие на плате (покрове). Священник кадит его, отдает кадило и принимает Евангелие. После пения священник творит крест Евангелием и произносит: Господу помолимся. (Премудрость прости.)

Хор поёт тропарь праздника. Священнослужители входят в алтарь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник (тихо) читает молитву Трисвятого:

О Владыко Господи Иисусе Христе, совечное Слово Превечнаго Отца, сотворивший вся без греха. Ради спасения человека пославший святых Своих учеников и апостолов проповедовать, научая Евангелию Твоего Царствия и исцеляя всякий недуг и всякую язву в людях. Буди милостив ныне, о Господи. Пошли свет Твой и истину Твою и просвети очи ума нашего к разумению божественных словес Твоих. Даруй нам быти слышателями, и не только слышателями, но же делателями Твоего слова, да принесем достойные дары и благие плоды от тридесяти к сотенному стаду, и да достойны будем Царствия Небеснаго.

(Возглас) Да приидет скоро милость Твоя на нас, о Господи. Яко Ты еси благовеститель, Спас и Хранитель душ и телес наших и Тебе славу, благодарение и трисвятую песнь возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. и Трисвятое.

Затем священник благословляет: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Чтец: К (имя) послания святаго апостола Павла чтение.

Священник: Вонмем.

Читается Апостол. Диакон или алтарник, подавая кадило, тихо произносит: Господи, благослови.

Священник, влагая фимиам, тихо благословляет кадило:

Да благословит нас Господь Своею милостию и да поможет нам ныне и присно и во веки веков.

Приими к Твоему святому, небесному и умному алтарю, о Господи, кадило, еже приносим священной славе Твоей. Ниспошли нам благодать Святого Духа, яко благословен еси, и да оградит нас слава Твоя.

Принимает кадило и кадит по обычаю.

После чтения сразу поется Аллилуйя .

Диакон или чтец после пения:

Господи, благослови.

Священник: Да благословит и укрепит нас Господь, благословенный Бог, и сотворит нас слышателями Святаго Своего Евангелия, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Священник: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Священник: От (имя) Святаго Евангелия чтение.

Хор:

Священник: Вонмем , и читает Евангелие.

Хор после чтения: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Произносится проповедь.

Священник: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник тихо:

Призри милостивым состраданием, Господи, и исцели болящих в народе Твоем. Даруй путешествующим братиям нашим во Отечестве нашем и за пределами его безо всякаго вреда всякое нужное им благое дело сотворити во благовремении. Ниспошли щедрыя дожди на жаждущие земли, и сотвори реки полноводными, по милости Твоей. Плоды земли Твоея наполни семенами и умножи их во всяком изобилии.

В мире, храбрости, правосудии и спокойствии сохрани державу раба Твоего (имя), егоже поставил еси правити страной нашей. От злых дней, голода, недуга, нашествия иноплеменных, защити, Господи, сей христолюбивый град, смиренный и недостойный Твоего сострадания, якоже древле пощадил еси Ниневию. Ты бо еси исполнен милости и сострадания и не помянеши беззакония людей Твоих. Ты бо рекл еси через пророка Исаию: "защищу град сей, спасу его Мене ради и раба Моего Давида". Сего ради просим и молим Тя: огради милостивно сей град, ради мученика, апостола и евангелиста Марка, показавшего нам путь спасения, чрез благодать, милость и любовь Твоего Единороднаго Сына,

(Возглас) Чрез Него и с Ним (и в Нем)

Хор: Аминь.

Диакон или чтец: Помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник, тихо:

О Владыко, Всемогущий Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Просим и молим Тя: исполни сердца наши миром небес, наипаче же даруй мир жизни нашей.

Сохрани на многая лета Великаго Господина и Отца нашего, Святейшаго Патриарха АЛЕКСИЯ и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Архиепископа..., и по Твоей святой и благословенной воле мирно сподоби их совершити свое служение и право правити слово истины вкупе со всеми православными епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами, певцами и мирянами - полнотой тела Святей Твоей, Соборной и Апостольской Церкви. Благослови собравшихся зде, Господи. Даруй нам и впредь собираться по святей Твоей воле. Буди милостив и даруй нам и рабам Твоим будущим храмы хваления и молитвы навеки.

Воскресни, Господи, и да расточатся враги Твои, и да бежат все ненавидящи Святое имя Твое. Благослови Твой верный и православный народ. Умножи их тысячами и десятками тысяч. Не дай смертным грехам одолеть святой народ Твой. Чрез благодать, милость и любовь Твоего Единороднаго Сына,

(Возглас) Чрез Него и с Ним (и в Нем) Тебе сила и слава подобает, со Всесвятым, благим и животворящим Твоим Духом во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Да никто от оглашенных.

Затем поется Херувимская песнь "Да молчит всякая плоть…" . Священник кадит алтарь и молится:

О Господи, Боже наш! Не имеющий нужды ни в чем. Приими кадило сие, недостойною рукою моею Тебе приносимое, приведи нас к досточтимому жертвеннику Твоему и соделай нас достойными Твоего благословения, яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем.

Если не было проскомидии до литургии, то священник здесь с обычными молитвами полагает большую просфору на дискос и вливает вино с водою в чашу. Затем с каждением покрывает все покровами.

Предложение переносится с обычным поминовением на престол, затем священник молится:

О святый, высший, внушающий трепет Боже, во святых почиваяй. Освяти нас и сотвори нас достойными Твоего честного пресвитерства. Даруй нам приступить к честному жертвеннику Твоему с доброй совестью, и очисти сердца наши от всякия скверны. Отжени от нас всякое нечистое помышление и освяти нашу душу и ум. Даруй нам в преподобии совершити служение святых отцов наших и молитися Тебе на всякое время.

Яко Ты благословляеши и освящаеши всяческая, и Тебе славу и благодарение возсылаем.

Диакон или чтец после пения Херувимской:

Приветствуйте друг друга.

Священник приветствует стоящих в алтаре и в храме словами: Христос посреде нас.

Все отвечают: И есть и будет.

Священник: В единомыслии исповедуем.

Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Священник тихо читает молитву приветствия:

О Владыко, Вседержителю Господи! Призри с небесе на Церковь Твою, на весь народ Твой, и на всю паству Твою. Спаси всех нас, недостойных рабов Твоих, овец стада Твоего. Даруй нам Твой мир, Твою помощь и Твою любовь и пошли нам дар Святаго Твоего Духа, да с чистым сердцем и благой совестью приветствуем друг друга священным лобзанием, без лицемерия и вражды, но в простоте души и чистоте во едином духе, в союзе мира и любви, в едином теле и духе, в единой вере взывая в единой надежде нашего призывания, да соединимся в божественной и безмерной любви во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже благословен еси.

Затем священник кадит престол и молится:

Кадило приносим Твоему имени. Да вознесется оно, молим Тя, от рук Твоих бедных и грешных рабов к небесному жертвеннику Твоему благоуханием и умилостивлением за весь народ Твой.

Возглас: Яко вся слава, честь, поклонение и благодарение подобает Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков (отдает кадило).

Хор: Аминь.

Затем диакон или чтец возглашает: Восстаните и сотворите должное приношение.

Священник крестит дискос и чашу, начиная петь с народом Символ веры.

Затем диакон или чтец: Восстаните на молитву.

Священник: Мир всем.

(Хор: И духови твоему ).

Диакон или чтец: Помолимся за приносящих.

Хор: Господи помилуй.

Священник:

О Владыко Господи, Христе Иисусе, Слове, равный по власти Безначальному Отцу и Святому Духу, великий Архиерей, хлеб, нисшедший с небес и спасший души наши от тления, давший Себя Самого, яко непорочнаго Агнца за жизнь мира.

Просим и молим Тя, Господи. По милости Твоей пребуди в хлебе сем и чаше сей, предлежащих на святом престоле Твоем, егоже яко ангелы и архангелы обстоят окрест ныне и священнослужители Твои, служа славе Твоей во обновление душ наших,

Возглас: чрез благодать, милость и любовь Единороднаго Твоего Сына, через Негоже и с Ним Тебе слава и сила подобает во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник благословляет народ:

Господь со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Священник: Вознесем сердца.

Хор: Вознесем ко Господу.

Священник: Возблагодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно.

Священник:

Господи, Боже, Владыко и Всемогущий Отче, воистину достойно и праведно, свято и должно и благо для душ наших Тя хвалити, Тя благословити, Тя благодарити, исповедатися днем и нощию неустанным гласом, устами и сердцем Тебе, сотворшему небеса и яже в них, землю и яже на ней. Море, источники, реки, озера и вся, яже в них. Тебе, по образу Своему и подобию сотворившему человека, емуже даровал еси Рая сладость. И не пренебрегл еси согрешившим Тебе и не оставил его, Блаже Господи, но воззвал еси его законом Твоим, наставил чрез пророков Твоих, восставил и обновил еси его Твоими страшными, жизнеподательными и небесными таинствами.

И вся сия сотворил еси через Твою мудрость и Свет истины, Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чрез Него же благодарим Тя с Ним и со Святым Духом, и приносим сию умную и бескровную жертву, которую все народы от востока до запада солнца, от севера и юга, приносят Тебе, Господи. Яко велико есть имя Твое среди всех людей, и на всяком месте каждение, жертва, приношение и благодарение приносится Святому имени Твоему.

Просим и молим Тя, человеколюбче и блаже Господи, помяни милостиво Единую святую, соборную и апостольскую церковь по всему миру и весь народ Твой и всех овец Твоего стада. Удостой сердца всех нас мира небеснаго и умири жизнь нашу.

Путеводи и направи во всяком мире власти, палату, воинство, судей, людей и ближних наших, и все входы и исходы наши.

О Царю мира, даруй нам Твой мир в единстве и любви. Да будем мы Твоими, Господи, яко несть иного Бога разве Тебе, и иного имени имже спасемся, кроме Твоего. Даруй жизнь душам нашим и не попусти смертным грехам овладеть нами и всем народом Твоим. Призри в милости и сострадании, Господи, и исцели болящих в народе Твоем. Избави их и нас, о Господи, от всякой болезни и немощи и отжени от нас дух зла и лукавства.

Восстави со одра болезни долго страждущих, и исцели обуреваемых злыми духами.

Помилуй пребывающих в заключении, рудниках, искушениях, осуждениях, ссылке и горьких работах и дани. Избави их, Господи, яко Ты еси Бог наш, пленныя свобождаяй, возводяй низверженныя, дающий надежду безнадежным и помогающий беспомощным, восставляющий падших, дающий пристанище в кораблекрушениях и отмщение угнетенным.

Помилуй, облегчи и возврати каждую христианскую душу страждущую и странствующую. Сам, Господи, Врачу душ и телес наших, хранителю всякой плоти! Призри и спасительной Своей силой исцели всех болящих душою и телом.

Направь и споспешествуй братьям нашим путешествующим в отечестве нашем и за пределами его. Шествующих по земле или воде или небе приведи в тихую и спокойную гавань. Милостив будь им на суше и на море и здравыми и радостными возврати каждого из них в радостные и благополучные дома их.

Присно огради, Господи, путь наш через всю жизнь сию от волнения и бури.
Ниспошли богатые и обильные дожди на сухую и жаждущую землю.

Возрадуй и обнови лице земли источниками и возвесели каплями дождя и разливом воды. Соделай реки полноводными. Наполни каналы потоками и умножи плоды земли. Благослови, Господи, плоды земли, и сохрани их безопасны и невредимы. Наполни их семенами и умножи урожай их.

Благослови ныне, Господи, венец лета Твоего благословения ради бедного народа Твоего - вдов, сирот и странников, и ради всех нас, уповающих на Тя и призывающих Твое святое имя. Очи бо всех на Тя, Господи уповают, и Ты даеши им пищу во благовремение.

Дающий пищу всякой плоти! Исполни сердца наши радости и веселия на всякое время, даруй всякий достаток, да будем готовы на всякое доброе дело во Христе Иисусе, Господе нашем.

О Царю царей и Господи господ, защити правление Твоего раба, нашего православного и Христолюбивого Главы (имя), Егоже удостоил править страною сей в мире, храбрости и справедливости. Покори под ноги его, о Господи, всякого врага и супостата в отечестве нашем и за пределами его. Приими оружие и щит и востани в помощь его. Изыми меч Свой и помоги ему побороть борющих его. Защити его в день битвы. Милостив будь ему, Господи, ради святой Твоей и Апостольской Церкви и всего Твоего Христолюбивого народа, да и мы в мирное правление его тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии, святости и чистоте.

О Господи Боже наш! Даруй мир душам усопших во Иисусе отцов и братий наших, помяни наших древних праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, епископов и души всех святых и праведников, умерших о Господе.

Изрядно помяни святых (имя), ихже память ныне совершаем, и святаго апостола, и евангелиста, и отца нашего Марка, показавшего нам путь спасения.

Диакон или пономарь, поднося заупокойные диптихи (записки) и кадило священнику:

Господи, благослови нас.

Священник, благословляя: Господь да благословит тя Своею благодатию ныне и присно и во веки веков. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих…

И читает поминальные записки об усопших.

Хор протяжно поёт: Господи помилуй (трижды).

Затем кланяется и молится, кадя:

Даруй мир, о Владыко Господи, Боже наш, душам всех, обитающих в селении святых Твоих. Милостивно даруй им обещанное блаженство во Царствии Твоем, егоже око не видело, ни ухо не слышало, ни входило в сердца человеческие еже уготовал еси, Боже, любящим святое имя Его. Даруй мир душам их, и удостой их царствия небеснаго.
Даруй нам христианскую кончину жизни нашей приятную Тебе и безгрешную, и подай нам часть и наследие со всеми святыми Твоими.

Приими, Боже, чрез служащих Тебе архангелов,ко святому Твоему, небесному и мысленному жертвеннику в Небе небес, благодарение принесших Тебе жертву и приношение, и тех, кто желал принести более и менее, тайно или явно, но не возмогох. Приими приношение благословною виною отшедших и благодарение предстательствующих за них в день сей, якоже приял еси дары праведнаго Авеля. Якоже приял еси жертву отца нашего Авраама, кадило Захарии, милостыню Корнилия, и вдовы две лепты, приими также благодарение их и даруй им вместо земных даров небесные, и вместо временных вечные (отдает кадило).

Сохрани, Господи, Великаго Господина и Отца нашего АЛЕКСИЯ, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, егоже поставил еси пасти Святую Твою, Соборную и Апостольскую Церковь, и Господина нашего Высокопреосвященнаго..., Архиепископа..., имже даруй многая лета мира по Твоей святой и блаженной воле. Сподоби их должно и верно проповедати слово Твоея истины.

Помяни, Господи, всех епископов православных, пресвитеров, диаконов, иподиаконов, чтецов, певцов, монахов, дев, вдов и мирян (имена).

Здесь читаются поминовения о живых.

Хор протяжно поёт: Господи помилуй (трижды).

Помяни, Господи, святой Град нашего Бога Иисуса Христа Иерусалим, и царствующий град наш Москву, и град сей..., и вся грады и страны, и даруй мир и безмятежие в них живущим православным христианам.

Помяни, Господи, возвращение отпадших и всякую христианскую душу, озлобленную и угнетенную, и нуждающуюся в Твоей божественной милости и помощи. Помяни, Господи, братий наших плененных. Даруй им обрести милость и сострадание у пленивших их.

Помяни и нас, Господи, Твоих грешных и недостойных рабов, и изглади грехи наши по благости и милости Твоей.

Помяни и меня, Твоего смиренного, грешнаго и недостойного раба, и по милости Твоей изглади грехи моя. Буди, Господи, с нами, служащими святому и мени Твоему.

Благослови нашу Церковь, Господи. Совершенно искорени идолослужение с лица земли. Покори под ноги наши сатану и вся его нечистое действия. Смири ныне, яко прежде, врагов Церкви Твоея. Скоро отыми силу их. Посрами гордыню их. Ни во что же вмени злобные наветы сопротивных.

Воскресни, Господи, да расточатся враги Твои и да бежат все ненавидящии святое имя Твое. Благослови тысячи тысяч Твоих верных и православных христиан, творящих святую волю Твою.

Диакон или чтец: Сидящие востаните.

Священник: Освободи плененных, спаси бедствующих и голодающих, утеши малодушных, обрати заблуждающихся, просвети во тьме сущих, восстави падших, утеши колеблющихся, исцели болящих и приведи всех нас, Блаже Господи, на путь спасения во святое Твое стадо. Избави нас от наших беззаконий, защити и сохрани на всякое время.

Диакон или чтец: На востоки зрите.

Священник кланяется и молится:

Яко Ты еси превыше всякаго царствия и силы и власти и владычества, и всякаго именованного имени не токмо в мире сем, но и в грядущем. Окрест тебе предстоят тьмы тем святых ангелов, духов архангелов, честнейших и многоочитых херувимов и шестикрылых серафимов. Двема крыльями лица закрывающих, двема ноги покрывающих, двема летающих и вопиющих един ко другому вечный глас хвалы и славы Тебе, о Господи, возгласно воспевая победную и трисвятую песнь великой славе Твоей:

(Возглас) Ты бо присно освящаеши всякого человека, и со всеми, славословящими Тя, приими, Владыко Господи, наше освящение, с ними празднующе Твою хвалу и восклицающе:

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Священник творит звездицей знак креста над святыми Тайнами:

Воистину небо и земля полны славы Твоея через явление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Исполни, Боже, жертву сию благословением Твоим чрез наитие Твоего всесвятаго Духа.

Яко Сам Господь, Бог наш и Царь всех Иисус Христос на вечери в ночь, в нюже предал Себя за грехи наши и умер плотию за всех, взял хлеб во Свои святые, пречистые и непорочные руки, возвел очи ко Отцу Своему, Богу нашему и Богу всяческих, возблагодарил, благословил, освятил и преломил хлеб, подал его святым Своим и блаженным ученикам и апостолам, возгласив:

(Возглас) Приимите, ядите.

Диакон или чтец: Молитеся усердно.

Священник, указывая рукою на Св. Хлеб: Сие есть Тело Мое, еже за вас ломимое и разделяемое во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Священник:

Тем же образом после вечери, Господь принял чашу вина, смешанного с водою, возвел очи Свои к Тебе, Отцу Своему, Богу нашему и Богу всяческих, благодарил, благословил и исполнил чашу Духа Святаго, подал ю святым Своим и блаженным апостолам, рек:

(громче) Пийте от нея вси

Диакон или чтец: Паки молитесь усердно.

Священник, указывая рукою на Св. Чашу: Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вас и за многих изливаемая и раздаваемая во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Священник: Сие творите в Мое воспоминание. Всякий раз, егда вкушаете от хлеба сего и пиете чашу сию, смерть Мою возвещаете и воскресение Мое исповедаете и вознесение до дня пришествия Моего.

О Владыко и Вседержителю Господи, Царю Небесный! Возвещая ныне смерть Единороднаго Твоего Сына, Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, и исповедуя Его благословенное воскресение из мертвых в третий день, дерзновенно возвещаем Его на небеса возшествие и одесную Тебе, Бога и Отца, седение, ожидая Его второе и страшное пришествие, егда приидеши судити праведно живых и мертвых и воздати каждому человеку по делам его.

О Господи, Боже наш! Приносим Тебе Твоя от Твоих милостей. Просим и молим Тя, Блаже и милостиве Боже, ниспосли с небесе святаго Твоего, от святого жилища Твоего, и от Твоих бесконечных недр, Самого Утешителя, святаго, сильнаго и животворящего Духа истины, глаголавшего чрез закон, апостолов и пророков. Иже везде Сый и вся исполняй, обильно освящающий, в Немже и пребудет по велицей Твоей милости. Единый по природе, многообразный в дарованиях, источник божественного благословения; единосущный Тебе и исходящий от Тебя, сидящий с Тобою на троне Твоего Царствия, и с Единородным Твоим Сыном, Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Ниспошли на нас, и на Хлеб сей и на чашу сию Духа Святаго Твоего, да всесильным и божественным действием освятит и преложит их, и сотвори хлеб сей телом (благословляет Св. Хлеб)

Хор: Аминь.

Священник: И чашу сию Кровью Новаго Завета истиннаго Господа и Бога и Спаса и Всецаря Иисуса Христа (благословляет Св. Чашу) .

Диакон или чтец: Преклонитесь.

Священник:

Всех же нас, причащающихся из нея, утверди в вере, здравии, трезвении, умеренности, освящении, обновлении души, тела и духа, причастии блаженства вечной жизни и безсмертия, славы Твоего наисвятейшаго имени и оставления грехов, да Твое святое, драгоценное и славное имя восхвалится и прославится в сем, как и во всяческих.

Хор: Якоже было и есть.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Помолимся.

Хор: Господи помилуй.

Священник тихо: О Боже света, Отче жизни, Виновниче благодати, Творче миров, Источниче знания, Подателю мудрости, Сокровище святости, Учителю чистой молитвы, Благодетелю душ наших. Давший нам, малодушным, возложить упование свое на Тя, причащаясь тайнам, ихже ангелы созерцати чают. О Владыко Господи, изведший нас из глубины тьмы ко свету, преведший нас от смерти к жизни, милостивно даровавший нам свободу от рабства, рассеявший в нас темноту греха, чрез пришествие Единороднаго Твоего Сына, сотвори ныне также чрез посещение Твоего Всесвятаго Духа, просвети умные наши очи, да без боязни осуждения причастниками будем Твоея небесныя и безсмертныя пищи, и совершенно освяти наши души, тела и духи.

(Возглас) И сподоби нас, Владыко Господи, по милости Твоей со святыми Твоими учениками и апостолами, без принуждения, без страха осуждения, с чистым сердцем и просвещенною душею, с лицем непостыдным и освященными устами, смети называти Тя, Святаго Бога, иже на небесех, Отцом нашим, и глаголати:

Все читают (поют) Молитву Господню.

Священник, тихо: Поистине, Господи, Господи, не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго, зрим бо, по преобильной милости Твоей, великую немощь нашу и не можем противостати ему. Даруй нам путь, на немже возможем противостати искушениям, яко даровал еси нам силу попирати змею и скорпиона и всю силу вражию.

(Возглас) Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Главы ваши ко Господу Иисусу преклоните.

Хор, протяжно: Тебе, Господи.

Священник, тихо: О Владыко, Всемогущий Боже, сидящий на херувимех и славословимый серафимами, сотворивший небеса из воды и покланяемый хором звезд; положивший бестелесные души ангелов в вышних небесах присно воспевати хвалу Тебе. Пред Тобою преклоняем наши души и тела, освобожденные от бремени страстей. Молим Тя, отврати темные напасти греха от разума нашего и возрадуй наш ум божественным сиянием Святого Духа Твоего, да исполняемии ведением Твоим, сподобимся причастия милостей, преподанных нам: Пречистого Тела и драгоценной Крови Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прости все грехи наши по обильной Твоей и неизреченной благостыне, через благодать, милость и любовь Единороднаго Твоего Сына,

(Возглас) Чрез Него и с Ним (и в Нем) Тебе сила и слава подобает, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Со страхом Божиим.

Священник:

О святый, высший, страшный Боже, во святых почиваяй. Освяти нас словом Твоея благодати и нашествием Твоего Всесвятаго Духа, якоже рекл еси, Господи Боже наш: "будьте святы, якоже Аз Свят". О Слове Божий, явленный прежде всех век, Единосущный и Совечный со Отцем и Святым Духом, совладычествующий. Приими чистую песнь херувимов и серафимов, победно воспеваемую недостойными устнами Твоих грешных и недостойных рабов.

Хор: Кирие, элейсон (трижды).

Священник возглас: Святая святым!

Хор: Един Отец Свят, Един Сын Свят, един Дух Свят, во единстве Святаго Духа. Аминь.

Диакон или чтец: Во спасение и помощь.

Священник: Господь да будет со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Затем священник преломляет Св. Хлеб со словами:

Хвалите Господа.

Хор поёт 150-й псалом.

(Здесь можно закрыть врата и завесу)

Священник разделяет Св. Хлеб по количеству причастников, говоря: Господь да благословит нас и поможет нам по велицей Своей милости.

Диакон или алтарник: Повели.

Священник, вливая теплоту в чашу: Дух святый повелевает и освящает. Виждь освященное и преложенное.

Диакон или алтарники: Един Отец Свят, Един Сын Свят, Един Дух Свят, во единстве Святаго Духа. Аминь.

Священник у престола благословляет стоящих в алтаре и в храме: Господь со всеми вами.

Диакон или алтарники: И со духом твоим.

Священник молится по обычаю: Вечери Твоея тайныя… или

Якоже елень жаждет источники водныя, тако и душа моя, Господи, к Тебе чает и на Тя уповает. Даруй мне, недостойному иерею (имя), Владыко, по великому человеколюбию Твоему достойно причаститися святых и животворящих таин Твоих не в осуждение, ни в тяжесть, ни в муку, но во оставление грехов и в жизнь вечную, аминь.

И причащается по обычаю, или с древней молитвой: Святое Тело. Аминь и Честная Кровь Господа и Бога и Спаса нашего. Аминь.

Священник выходит на амвон с чашей (если есть диакон или второй священник, то он выходит с дискосом) и молится: Сам, Господи, благослови сие.

Хор: Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Священник читает молитву перед причащением и затем причащает мирян раздельно или с лжицей.

Когда преподает Хлеб, говорит: Святое Тело. Или: Раб Божий (имя) причащается святаго тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
И когда дает Чашу, говорит: Честная Кровь Господа и Бога и Спаса нашего.

Хор поёт во время причащения: Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко Благ Господь.

После причащения: Аллилуия (трижды) и 33-й псалом. В это время священник относит чашу и дискос на жертвенник, потребляет Св. Тайны, возвращается к престолу и складывает антиминс по обычаю.

После пения диакон или чтец возглашает:

Восстаните на молитву.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон или чтец: Помолимся.

Священник читает молитву благодарения:

О Владыко Господи Боже наш! Благодарим тебя за принятие Твоих святых, чистых, безсмертных и небесных таинств, яже даровал еси ради нашего блага, и во освящение и спасение наших душ и телес. Просим и молим Тя, Господи, даруй нам по Твоей благой милости, чрез принятие Святого Тела и честной Крови Твоего Единороднаго Сына, веру непостыдную, любовь нелицемерную, полную святости и силы избежать зла и сохранить Твои заповеди. Да будет оно нам пищей вечной жизни и чаемым заступлением на Страшном и Последнем Суде Христовом.

Громко: Чрез Него и с Ним (и в Нем) Тебе сила и слава подобает, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник поворачивается к народу и говорит:

О всесильный Царю, совечный Отцу, могуществом Твоим сокрушивший ад, и поправший смертию смерть, связавший сильного, и Твоей чудесной силой и блистающим сиянием Твоего неизреченного Божества воздвигший Адама от гроба. Пошли Твою невидимую благословляющую десницу и благослови всех нас. Помилуй нас, Господи, и укрепи нас твоей божественной силою. Отжени от нас греховное и нечистое действие плотских желаний. Да возсияет свет в душах наших и разгонит окружающую тьму греха. Соедини нас во всеблаженную Церковь, благоприятную Тебе.

Яко чрез Тебя и с Тобою все хваление, честь, сила, поклонение и благодарение подобает Отцу и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон или чтец: Отпускаетесь в мире.

Хор: Во имя Господне.

Священник: Любовь Бога-Отца, благодать Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и причастие и дар Всесвятаго Духа да будет со всеми вами ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Благословенно имя Господне.

Священник молится в алтаре:

О Господи, давший нам освящение чрез принятие Всесвятаго Тела и драгоценной Крови Единороднаго Сына Твоего! Даруй нам благодать и дар Всесвятаго Духа. Сподоби нас жити свято и сынами и наследниками внити в вечную радость грядущего царства.

Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Священник отпускает людей, говоря:

Да благословит вас Бог, благословляющий и освящающий, защищающий и сохраняющий всех нас чрез принятие святых Его Таин. Бог, благословенный во веки!

Хор: Аминь.

Священник произносит напутственное слово и преподает молящимся Крест, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник осеняет крестом народ и возвращается в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.

© 2006, игумен Силуан (Туманов)

Св. Первоверховный ап. Петр (Симон) проповедовал сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, в Асии, во Иллипице, а также по всей Италии и в самом Риме. В Риме он был распят вниз головой, при императоре Нероне. Ап Петр, вместе с апостолом Павлом, как более всех потрудившиеся в проповеди веры Христовой, наименованы Св. Церковью первоверховными .

Св. Первоверховный ап. Павел (Савл) проповедовал во многих странах начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном.

Св. ап. Андрей Первозванный , был в пределах нашего Отечества, он водрузил крест на киевских горах, предсказав будущее просвещение России Христовой верою. Проповедовал он по берегам Черного моря и в других странах. В Византии он рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии (Греция), язычники распяли его на кресте особой формы, на подобие буквы X, который поэтому стал называться Андреевским крестом .

Св. ап. Иаков Заведеев - проповедовал в Иерусалиме, и первый из апостолов пострадал за Христа. По повелению иудейского царя Ирода Агриппы, он был обезглавлен в Иерусалиме.

Св. ап. евангелист Иоанн Богослов , после мучений в Риме, был сослан на о. Патмос. Св. ап. Иоанн жил дольше всех апостолов и мирно скончался в Азии в гор. Ефесе. По преданию, св. апостол по собственному желанию, был погребен его учениками живым. Когда же, вскоре после погребения, пришедшие христиане разрыли его могилу, то там тела св. ап. Иоанна не оказалось.

Св. ап. Филипп - проповедовал в Асийских странах вместе с апостолом Варфоломеем и сестрою своею Мариамиею. Во Фригии (провинция Малой Азии) в гор. Иераполе, принял мученическую смерть - был распят вниз головою.

Св. ап. Варфоломей (Нафанаил) - проповедовал сначала вместе с ап. Филиппом в Сирии и Асии, затем был в Индии и перевел Евангелие от Матфея на индийский язык; потом проповедовал в Армении, где и принял мученическую кончину в гор. Альване: по одним сведениям он был распят вниз головою, по другим сведениям, был запорот до смерти.

Св. ап. Фома (Близнец) - проповедовал во многих азиатских странах, дойдя до Индии, где принял мученическую смерть за Христа. Он был прободен копьями, а затем усечен мечем.







Св. ап. евангелист Матфей - проповедовал долгое время в Иудее, а затем во всей Эфиопии (нынешняя Абиссиния, Нубия, Кардафан, Дарфур и др.). Он был убит мечем в одном из городов Эфиопии.

Св. ап. Иаков Алфеев - проповедовал в Сирии, Египте и других различных странах. В одной из них был распят на кресте, приняв мученическую смерть за Христа.

Св. ап. Иуда Иаковлев (Фаддей или Левей) - проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, в Аравии, Сирии и Мессопотамии. В Араратской стране был повешен на древе крестном, и расстрелян стрелами.


Св. ап. Симон Зилот или Кананит - проповедовал в Мавритании и в Африке. Был также в Англии (раньше называвшейся Британией). За проповедь веры Христовой, он был распят на кресте, по одним сведениям в Грузии, по повелению иверийского царя Адеркия, а по другим сведениям -в Персии.


Св. ап. Матфий , избранный из числа 70-ти, на место отпавшего Иуды. Проповедовал в Иудеи и во внешней Эфиопии. Возвратившись в Иудею принял страдание за Христа, будучи сначала побит камнями, а затем обезглавлен.


Св. ап. евангелист Марк - из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Петра. Проповедовал также на берегах Адриатического моря. Принял мученическую кончину в Александрии.


Св. ап. евангелист Лука - из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Павла. Проповедовал затем в Ливии, Египте, в Фиваиде и Фивах. Окончил свои подвиги мученическою смертью.

Св. ап. Иаков (из числа 70-ти),
брат Господень, первый Иерусалимский епископ

Св. ап. Иаков, Праведный , из числа 70-ти. Первый Иерусалимский Епископ, поставленный самим Господом. Он именуется Братом Господним. По преданию он был сыном Иосифа Обручника, от его первого брака. Св. Иаков был сброшен иудеями с крыши Иерусалимского храма, а затем убит ударом по голове. Это было около 62 года.

Св. ап. Иаков первый изложил чин Божественной Литургии которая и положена в основу совершаемых теперь Литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Литургия св. ап. Иакова и теперь совершается в Иерусалиме в день его памяти.

Святой апостол Лука

Святой евангелист Лука не входил в число двенадцати апостолов, самого ближнего круга Христа. Он принадлежал к семидесяти — следующей группе учеников. Но жизнь его так складывалась, что он часто оказывался очевидцем всех важнейших событий зарождения и становления христианства.

Конечно, каждый из апостолов был по-своему яркой личностью. Но Лука и на этом фоне выделялся необыкновенным разнообразием талантов. По первой профессии он врач. Потом, оказавшись в окружении Христа, как и другие апостолы, стал проповедником, миссионером, богословом. И христианским писателем. Это он написал одно из четырех Евангелий. А еще знаменитые Деяния святых апостолов, которые, кроме прочего, представляют собой и увлекательное сюжетное чтение. Особенно, когда речь заходит о погонях, скитаниях и кораблекрушениях, описанных очевидцем очень живо, с точными и неожиданными деталями. Наконец он, по существу, стал основоположником христианской иконописи. Именно ему принадлежит авторство первых икон Богородицы, а также апостолов Петра и Павла. Причем это была уникальная иконопись с натуры.

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан», «Луциан», а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания» , т.е., иудеев. Однако из трудов святого апостола Луки совершенно очевидно, что он был очень хорошо знаком с иудейским верованием – законом Моисеевым и обычаями. Это позволяет думать, что еще до обращения в Христову веру святой Лука принял иудаизм.

С юных лет Лука посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Однако, услышав о Спасителе, к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею - на поиски явившегося там Учителя праведности. Здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «вдали» и со скорбью взирал на Распятого. Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы даже раньше, чем в собрании ближайших избранников, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. Господь явился Луке и апостолу Клеопе по дороге в Емаус. Они долго беседовали, не узнавая Христа. А когда узнали, потеряли из виду. Это одна из самых таинственных и глубокомысленных ситуаций, описанная в Евангелии. Встреча человека с Христом, узнавание, переход из видимого мира в невидимый — все это так важно для каждого, кто идет к вере. И апостол Лука здесь хороший попутчик. Поэтому к нему обращаются за помощью в духовном поиске.

По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю.)

Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братии во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного Апостола Павла - просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия Апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову.

Всевышний, приуготовляя Апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть - тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного Апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным.

Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за Апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда Апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. И святой Апостол Павел писал из темницы: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало… Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною».

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых Апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному Апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста.


Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1:1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного Апостола от семидесяти, святого Луки.

Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше -Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими ; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,- он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали.

Двухчастный труд святого Луки - Евангелие и Деяния святых апостолов - добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии. Для него характерны точность и внимание к деталям. Именно его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает так подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Только он рассказывает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте.

Как Матфей приводит в деталях ветхозаветные пророчества, как Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, так Лука особенно подробно говорит о Его жертвенной смерти и её спасительном значении для человечества. Именно поэтому его символом, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Но главное отличие этого Евангелия от остальных - это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили: тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме, иначе они и слушать не станут. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии.

Как известно, Новый Завет написан на греческом диалекте «койне», то есть на таком обиходном греческом диалекте, который был тогда языком международного общения (как сейчас – английский). Однако писания Луки - замечательное литературное произведение, написанное на отменном классическом греческом языке, и особенно его пролог. Оказывается, академик Аверинцев спрашивал своих студентов: «где в Новом Завете можно увидеть классическую античную речь?» Ответ: «в начале Евангелия от Луки».

Вершина его литературного мастерства, пожалуй, притчи . Именно у Луки мы встречаем те истории, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Перед нами проходит череда бытовых сценок, которые легко запомнить, но сделать из них однозначные выводы получается не всегда. Почему, например, Христос похвалил неверного управителя, который списал должникам своего господина часть долга? До сих пор толкователями предлагаются разные ответы.

Или, например, притча о блудном сыне . Разве этот сын - её главный герой? В его поведении все понятно. Совершенно нелогичным кажется поведение отца. Он не препятствует своему дерзкому сыну уйти, терпеливо ждёт его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Не так ли ожидает нашего покаяния Небесный Отец? Вот и выходит, что притча вовсе не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце. А может быть, она ещё и о старшем брате? Он так старательно выполнял все повеления, он был образцовым сыном. Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остаётся для тебя братом.

Немного подробнее хочется остановиться на книге Деяние святых апостолов . Деяния Апостолов — книга, входящая в состав Нового Завета, в ней апостол Лука проводит через множество стран и городов, гор и морей. Это география от Иерусалима до Рима. Апостолы, которым было велено свидетельствовать о Христе, прошли тысячи километров. Если взглянуть на маршрут их путешествия то убедимся сколько стран ими было пройдено. Это- Израиль, Сирия, Турция, Кипр, Греция, Италия. А какие города: Иерусалим, Антиохия, Дамаск, Коринф, Афины, Рим!

В Деяниях Апостолов отражается деятельность в основном двух апостолов — Петра и Павла. В первых главах рядом с Петром, говорится и об Иоанне, но главная роль отведена Петру, как главе Иерусалимской церкви. Он проповедует, исцеляет, воскрешает, смело стоит перед судом Синедриона, совершает крещение римского офицера. После чудесного освобождения из тюрьмы, он вынужден покинуть Иерусалим.

Во второй части Деяний главным героем становиться Павел, некогда яростный гонитель христиан, в один миг преображенный силой Божественной любви и ставший Его самым преданным и плодотворным служителем. Именно он с Антиохии начинает свои Евангельские проповеди, обходит пешком всю Малую Азию, затем достигает Европы, основывает церкви в Греции. К 20-й главе голос христианских проповедников прозвучал по всему Средиземноморью. В лице Павла христианство достигло столицы тогдашнего мира.

Евангелист Лука в написании святого Евангелия и Деяний поставил перед собой грандиозную задачу — рассказать, как возникла, стала расти и развиваться, обращая к вере новые страны и народы Церковь Христа, в которой продолжает действовать Его Дух.

Вполне возможно, что святому апостолу Луке довелось воочию увидеть и пережить мученическую кончину святого апостола Павла. А после того как отошли ко Господу все первоверховные апостолы, святой апостол Лука покинул Рим и проповедовал Христову веру в Италии, Галлии (ныне Франция), Далмации (ныне территория Хорватии и Черногории), вновь в знакомой ему Македонии.

Уже в старости святой апостол Лука посетил Ахайю, Ливию, Египет. Это путешествие принесло ему множество тягот, связанных не столько с морским путешествием, сколько с трудностями миссионерской деятельности, особенно в Египте, где он многих обратил в Христову веру. В Александрийской Церкви он рукоположил в епископский сан Авилия, до которого епископом был Анниан. Он был рукоположен святым евангелистом Марком и прослужил здесь 22 года.

После похода в Египет святой апостол Лука вернулся в область Греции Беотию, устраивая церкви, рукополагая в священнический сан их будущих настоятелей и служителей. Он не забывал и своей миссии врача, исцеляя больных духом и телом – кого словом Божиим, а кого – и словом Божиим, и своим врачебным ремеслом, знания о котором, очевидно, были изрядно им пополнены в годы апостольских странствий. Исследователи его трудов, и древние и современные, отмечали, что в его трудах встречается много современных тому периоду медицинских терминов, и полагали, что ему доводилось быть судовым врачом. Это весьма вероятно, учитывая его морские путешествия и неизбежные недомогания моряков и странствующих в сложных морских переходах.

«Евангелист Лука, рисующий Деву Марию», Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), 1652-53

Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Его Пречистая Матерь с праведным Иосифом. А затем, написав еще две иконы Пресвятой Богородицы, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская икона Божией Матери (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция), Киккская икона Божией Матери, или«Милостивая» (хранится в монастыре Киккос, о.Кипр), и Тихвинская икона Божией Матери.

Свой земной путь святой апостол-евангелист Лука мученически окончил в Ахайе 84 лет, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Однако древний историк Иулий Африкан в рассказе о жизни святого апостола Луки ничего не говорит о его мученичестве, упоминая только, что умер он преисполненный Святого Духа. Его честные мощи были погребены в столице Беотии Фивах, в древней мраморной усыпальнице, и при них свершалось множество замечательных исцелений. По фиванскому преданию, усыпальница источала некое вещество в виде пасты, название которого по-гречески звучит как «колидио», а на латыни – «каллурий», и им исцелялись все глазные недуги.


Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Там на древнем кладбище есть церковь, где справа от алтаря стоит та самая мраморная усыпальница, которая стала первой гробницей святого апостола и евангелиста Луки. Ее почитают, и каждый год 31 октября по новому стилю, в день памяти святого Луки здесь совершается полный чин праздничных богослужений, проводится крестный ход и всеобщее празднество.

Церковь св.Иустины в г.Падуя

Базилика святой мученицы Иустины находится в центре города на красивой площади Прато делла Валле. Огромная площадь (88620 квадратных метров) — Прато делла Валле — многое повидала за века своего существования. В римскую эпоху здесь размещался императорский театр, в Средние века проходили церковные праздники и представления, палио (конные скачки), выставки и ярмарки.

В настоящее время базилика входит в состав аббатства и принадлежит ордену монахов-бенедитинцев.

Внутри базилики почивают мощи многих святых: святой мученицы Иустины, двух первых святителей Падуи — Максима /San Massimo/ и Просдокимо /San Prosdocimo//.святых мучеников Даниила /San Daniele/ и Фиденцио /San Fidenzio/, часть мощей святого апостола Матфия /San Mattia Apostolo/.


В базилике с левой стороны находится капелла святого апостола и евангелиста Луки, где в престоле почивают его святые мощи за исключением главы. Над престолом находится икона Божией Матери, которую написал сам евангелист Лука. Капелла украшена фресками художника Джованни Сторлато /Giovanni Storlato/, которые повествуют о жизни святого апостола и евангелиста Луки.

Базилика святой мученицы Иустины была постоена на месте мученической кончины первой святой города Падуи, претерпевшей мученическую кончину в 304 году. В XVI веке базилику украсили девять куполов. А над интерьером базилики трудились многие итальянские мастера.

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

В средние века, точнее в XI и XII веках, на территории кладбища, прилегающего к монастырю св. Джустины в Падуе. Один за другим обнаруживались мощи разных святых. Рукописи XIV и XV веков, основанные на более древних житийных текстах, повествую о последнем обнаружении в 1177 году с отожествлением именной надписи и символа трех быков на саркофаге, содержащем мощи. Данный факт побудил Аббата монастыря Доменико и епископа г.Падуи Джерардо Офредучи обратиться к Папе Александру III, находившемуся в тот период в г.Феррара, с прошением об установлении принадлежности этих мощей святому Луке.

Одни рукописи говорят о перенесении святых мощей из Константинополя в период правления римского императора Юлиана Алпостата (361-363 гг). Другие упоминают дату перенесения в VIII веке во время иконоборчества, достоверность обеих версий до сих пор анализируется историками.

Фактом остается, что бенедиктинские монахи монастыря св. Джустины, начиная уже с X века, особыми ритуалами почитают святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 году монахи создают мраморную гробницу для хранения свинцового саркофага, из которого в 1354 году по настоянию Люксембургского Императора и Короля Богемии Карла IV глава передается в дар городу Праге, являвшейся в ту эпоху столицей империи, в Кафедральном Соборе которой он хранится до сих пор.

На протяжении веков в монастыре св. Джустины создавалось множество литературных произведений, богослужебных текстов, научных работ, подтверждающих подлинность святыни. Часовня, хранящая святые мощи, была расписана в 1436 году живописцем Джованни Сторлато, который украсил ее сценами из жизни Евангелиста и серией фрагментов, рассказывающих о переносе святых мощей с Востока и ее обнаружении в Падуе.

К моменту завершения строительства этого храма в 1562 году мраморная гробница из часовни была установлена в левый неф базилики, где и находится по сегодняшний день.

Митрополит Греческой Православной Церкви Иеронимос из г.Тебе, совершая в 1992 году паломничество к святыням Падуи, выразил желание приобрести для своей Церкви «часть святых мощей, чтобы положить в гробницу первоначального захоронения, которая по сей день почитается, несмотря на то, что пусты», Падуанский епископ Антонио Матияцо удовлетворил просьбу митрополита.

Честная глава святого Луки почивает в соборе святого мученика Вита в Праге.


Частицы мощей святого апостола Луки есть в трех монастырях Афона – Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

Взирая на подвиг жития апостола Луки, каждый христианин должен понять: Бог наделяет человека умом и талантами не для развлечения, расточения или тем более обращения их во зло, предмет гордыни или соблазн для ближних. Как писатель святой Лука стал духоносным евангелистом. Как художник он сделался зачинателем священной иконописи. Как врач он облегчал болезни страждущего Апостола Павла, а впоследствии исцелял и ныне исцеляет телесные и душевные недуги множества людей. Так да последуем и мы святому его примеру, на служение Господу отдавая все силы и способности свои, чтобы не принесли они нам погибель вместо спасения.

Тропарь, глас 5:
Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:
Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Господь Иисус Христос совершил наше спасение через страдание и крест­ную смерть. Он воспринял нашу плоть и кровь, чтобы «смертию ли­шить силы имеющего державу смерти» (Евр. 2,14). Он во всём уподобился братии, чтобы «как Сам… претерпел, быв искушен», мог помочь и иску­ша­е­мым» (Евр. 2,18). Страданием Христос «навык послушанию» (Евр. 5,8) «и сде­лался для всех послушных ему виновником вечного спасения» (Евр. 5,9).

Потому страдания в жизни человека – не бессмысленны. В первую оче­редь, они – путь христианина, которым он уподобляется Христу, соединяется с Ним и, таким образом, участвует в Его спасении. Страдания должны вос­п­ри­ниматься, как подражание Господу Иисусу Христу и следование за Ним (1 Пет. 2, 21; Иак. 1, 3–4).

Чтобы с постоянством нести страдания и скорби, «нужно иметь тер­пе­ние и крепкую веру, взирая на будущее воздаяние, как делали все, ветхо­за­вет­ные праведники» (Евр. 11). Нам, имея такое количество свидетелей, сле­ду­ет идти указанным путём, взирая на «Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12,2).

Через скорби, страдания и наказания мы становимся детьми Божиими (Евр. 12,7). Как любящий Отец, Бог наказывает того, кого Он усыновил. Стра­дания и скорби – путь к исправлению и очищению. Страдая, человек «пе­рестаёт грешить» (1 Пет. 4, 1–2). Сейчас нам кажется, что наказания – по­вод для печали, но потом наученным через него они «доставят мирный плод праведности» (Евр. 12,11). Если человек страдает за совершенные им злые дела, это, конечно, не может восприниматься, как награда, но как вполне спра­ведливое воздаяние. Невинные же страдания уподобляют человека Хри­с­ту, поскольку и Он претерпел крестную смерть, будучи безгрешным (1 Пет. 2, 19–20,22–24; 3,17–18; 4,14–19). Св. ап. Пётр призывает терпеливо и с кро­тостью переносить незаслуженные страдания, напоминая верующим проро­чество Исаии о кротости Христа, ранами Которого мы исцелились (1 Пет. 2, 19–25). Каждому своя мера страданий и своя за него ответственность (Иак.1, 9–12). Утешением в страданиях для нас является будущая радость и тор­жес­т­во в явление Христа (1 Пет.4,13).

Страдания христиан – это свидетельство истинности исповедуемой ими веры, поскольку воодушевляют и других к исповеданию Христа. Так узы св. ап. Павла послужили к успеху евангельской проповеди (Флп. 1,14).

Подобно тому, как Сын Божий, добровольно приняв страдания, уни­чи­жил Себя, «приняв зрак раба, смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7,8) «навык послушанию» Отцу, и нас наши стра­дания научают смирению и послушанию (Евр. 5, 7–9).

Страдания Христа послужили к Его славе (Флп. 2,9). Верующему в Го­с­пода нужно участвовать в страданиях Христа, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3,10), чтобы достичь воскресения и вечной жизни с Ним. Наше уничи­женное тело Господь в будущем «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп. 3,21).

Социальным вопросам, интересующим первых христиан, но акту­аль­ных для всех поколений в посланиях святых Апостолов уделяется довольно много внимания. Одним из таких можно назвать вопрос об отношении хри­с­ти­ан к светской власти.

Согласно учению Апостолов, христиане должны оказывать почтение (1 Пет. 2,17; Рим. 13,7), благорасположение, проявлять покорность и верность (Тит. 2, 9–10; 1 Пет. 2,13) гражданским властям:

ü поскольку всякая власть, особенно наказывающая зло и поощряющая доб­ро, должна восприниматься, как данная от Бога, в силу чего повиновение ей является знаком благоговения перед Богом и, напротив, противление ей является противлением воле Божией (Рим. 13,1–2);

ü из страха наказания за злые, не угодные дела, не забывая при этом, что ис­тин­но бояться стоит лишь наказания Божия (Рим. 13,3–4; 1 Пет. 2,14);

ü по нравственным причинам, т.е. по требованию христианской совести ра­ди Господа (Рим. 13,5; 1 Пет. 2, 13; 1 Тим. 2,3–4), помня, что «если хрис­ти­анская совесть… противится исполнению требований власти, идущих про­тив этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу со­вести, чем требованию власти… Право неисполнения повелений власти пре­доставляется… исключительно в делах религии, когда власть государ­с­твенная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру» ;

Христианам надлежит молиться за власть придержащих, ибо от них во многом зависит мирное течение нашей жизни (1 Тим. 2, 1–3).

Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам

Послание св. ап. Павла к Филиппийцам можно назвать «посланием ра­дости», поскольку в нем Апостол многократно выражает свою радость об ус­пехе евангельской проповеди и вере братьев во Христе, а также призывает к радости о Господе всех верующих, к единодушию в вере (Флп. 1 ,25; 2 ,1–2; 3 ,1). Св.Апостол говорит о том, что сам он с радостью приносит молитву Го­споду за участие филиппийцев в благовествовании (Флп. 1,4–5) и радуется их верности Господу и Его служению (Флп. 2,2; 4,1).

Филиппийцы были искренне преданы ап.Павлу и всячески старались со­действовать его служению. Апостол радуется этому, поскольку оказывая милосердие ему, как служителю Христову, его ученики служат Господу (Флп. 2,17–18) и отвечает филиппийцам горячей любовью и радостью за них (Флп. 4,10). Преданные ап.Павлу филиппийцы были обеспокоены заклю­че­ни­ем его в узы и св.Апостол ободряет их, говоря, что и узы его послужили для пользы дела, ибо «большая часть из братьев в Господе, ободрившись уза­ми,.. начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Бо­жие». (Флп. 1,14).

Еп.Кассиан, упоминая о том, что в современной науке посл. к Филип­пийцам было названо «посланием радости», высказывает мнение, что Апос­тол, увидев то, что способно помешать радости возлюбленных его учеников (вероятно, речь идёт о проповеди иудействующих, поскольку в Флп. 3,3 го­во­рится об обрезании), решил предостеречь их (Флп. 3,2).

Св.ап. Павел сам о себе говорит, что он оставил всю свою прежнюю об­разованость и положение в обществе ради познания Господа, веры во Хрис­та, участия в Его страданиях и достижения воскресения (Флп. 3, 8–11). И всех верующих во христа он призывает мыслить так же, стремиться к подра­жанию Христу в Его смирении и страданиях. Как и все христиане, «фи­лип­пийцы должны подражать Павлу. Его путь последования за христом должен стать и их путём» .

Следовать же за Христом нужно путём Его смирения и послушания Бо­гу, ведущим к славе (Флп. 2, 5–11). Восприняв образ человеческий, Христос в Своём предельном послушании Богу Отцу дошел до предельного уничи­же­ния – позорной крестной смерти. Но за этим следовало и прославление от От­ца, заключающееся в даровании Ему имени «выше всякого имени» (Флп. 2,9).

Делу воплощения, а значит и уничижения Христова послужила Пресв. Богородица. Путём же, «который привёл Деву Марию к тайне безмужного зачатия, было беспредельное смирение… Следующие за Христом путём Его смирения, должны вместе с Ним войти в славу» .

Послание св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам

Согласно учению св. апостола Павла:

v Христос есть истинный Бог (Кол. 1 , 15–17; 2 ,9).

v В Господе Иисусе Христе открылась тайна превечного предопределения ко спасению (Еф. 1 , 4,9; 3 , 9,11).

v Искупление есть откровение божественной любви. (Еф. 3 , 18–19).

v Спасение совершает вся Святая Троица – по благоволению Отца Христом в Духе Святом (Кол. 1 , 19).

v Искупление совершено без всякой заслуги с нашей стороны (Еф. 2 , 8).

v Крестная смерть Спасителя – Жертва, которая принесена всей Пресвятой Троице (Еф. 5 , 2).

v Постредством этой жертвы Господь Иисус Христос примирил человека с Бо­гом (Кол. 1,20), «убив вражду» (Еф. 2,16).

v В человеческой природе Христа мёртвое по преступлению человечество оживотворено, воссоздано и вознесено на небеса (Еф. 2 ,5–6; Кол. 3 ,10–11).

v Христос разрешил от грехов, разрушил клятву, избавил от власти диавола, искупил Своею Кровию (Еф. 1 , 7; Кол. 1 , 12–13, 2 , 14–15).

v Христос стал залогом нашего воскресения. (Кол. 1 , 18, 3, 3,4).

v На Кресте была создана Церковь (Еф. 1 , 22–23; 5 , 25–27), в которой разру­ше­на преграда между иудеями и язычниками. (Еф. 2 , 14–16,18. Кол. 1 , 21–22).

v Для спасения необходимо пребывать в Церкви. (Еф. 5, 23; Кол. 2, 18–19).

v Спасение имеет универсальный характер (Еф. 1 , 10; Кол. 1 , 20,23).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: