Конспект урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненное предложение" (8 класс). СПП с несколькими придаточными: примеры Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой

Левчук Лидия Николаевна

учитель высшей категории

КГУ «Средняя школа №2»,

г.Атбасар, Акмолинской обл.

Данный урок первый в системе уроков о сложноподчинённом предложении. Подобранные задания помогут активизировать знания учеников по теме, получить первичные навыки работы с СПП.

Тема: Сложноподчиненное предложение.

Цель: 1. Образовательные: ученики повторят сведения о сложном предложении, начнут работу с СПП, будут учиться находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

2. Развивающие: развитие мыслительной деятельности учащихся, развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

3. Воспитывать интерес к русскому языку как науке.

Ход урока. 1. Оргмомент

2. Активизация знаний по пройденному материалу.

А) Орфографическая разминка. У доски работает ученик. Записать предложение, сделать разбор. Правила поведения надо знать, а не изобретать всякий раз заново.

Тип сказуемого? «всякий раз» - член П?

В) 2 ученика составляют модуль ССП  проверка

С) ТЕСТ «ТОНКИЕ ВОПРОСЫ». Ресурс №1. Взаимопроверка  комментарий

1. Предложение изучается в разделе… синтаксис

2. Если П поделить на 2 группы, то это… простые и сложные, союзные и бессоюзные

3. ПП от СП отличается… количеством грамматических основ

4. Виды сложных предложений… союзные и бессоюзные

5. ПП в составе СП могут быть связаны… по смыслу, интонацией, союзами, союзными словами

6. Односоставные П … один главный член

7. Грамматическая основа… подлежащее и сказуемое

8. Нераспространённое П… без второстепенных членов

9. В саду спели яблоки и пахло прелой листвой. Сколько, (0)

Критерии: 1 ошибка-«5» 2-3= «4» 4-5 «3»

Полезным было задание?

Д) Восстановить модуль «СП».

Союзные - бессоюзные

ССП СПП

Что знаем? Что надо узнать? О СПП поговорить подробно. Но кое-что мы знаем!

СПП (Общий модуль) РЕСУРС 2

Состоит из главного и придаточного

Придаточное, то, к которому задаётся вопрос

Главное, от которого задаётся вопрос

Средства связи: подчинительный союз, союзное слово

Может ли зависимое П существовать без главного?

Какое место может занимать придаточное по отношению к главному?

? ЗАДАЙ СВОЙ ВОПРОС

РЕФЛЕКСИЯ. Чем полезен был для вас данный этап урока?

4. Закрепление темы.

1. Узнай! ССП ПП БСП СПП

1. Блестело море всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

2. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

3. В умной беседе можно ума набраться, а в глупой – свой растерять.

4. Деревня, где скучал Евгений, ………была прелестный уголок.

1-ССП 2-БСП 3-ССП 4-СПП

Чтобы правильно определить тип П, что нужно учитывать?

2. Запись 4П. ПРОРАБОАТЬ: это СПП, п/что…..

3. Составить СПП с придаточным вначале, в конце.

Берегись всего, что не одобряется твоей совестью.

Где умирает надежда, там появляется пустота.

4. Диалоговое обучение. Ресурс №3

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

Проверка в парах. Ответ: П № 1 2 10 11

Из какого пр-ия взяты предложения? (Л.Толстой, «Детство»)

5. Итог: Нужны ли нам СПП?

Для чего?

В каком стиле их лучше использовать?

Рефлексия. Заверши фразу: На уроке о СПП я узнал,……………..

…………………..я смог повторить…..

…………………..я закрепил……………

6. Д/З Выписать 10 СПП из романа «Евгений Онегин».

Задание1. Дайте определение:

Сложноподчиненным называется предложение __________________________

______________________________________________________________________.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложноподчиненное предложение перед вами. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложноподчиненное предложение.

1вариант Ответ
Дальние горы к..зались как(бы) выреза..ными из (разно)цветного к..ртона (Пауст.).
Посмотри как тихо поз..лоту август ра..сыпа..т на п..лях (Дуд.).
Л..са на дальних (косо)горах как ж..лто(красный) лис..й мех (Бун.).
Все б..резы на дожде как (бы) радос..но плач..т (Пришв.).
На дворе гнулась и м..талась акация как(бу..то) с..рдитый ветер тр..пал ее за волосы (А.Н.Т.).
(Кое)где пад..ли как(бу..то) син..е пол..сы отд..ле..ых д..ждей (Кор.)
В..сною и летом как(бы) под..лив на участки просторы тундры полярные совы в..дут уед..нен..ую ст..р..жевую жиз(?)нь (С.-М.).
В з..ркальных окнах пылало только что поднявш..еся со..нце (Пауст.).
Сегодня день такой что (в)пору про все (не)взгоды п..забыть (М.А.).
Свет луны как наро..но пр..туш..н (Акм.).
2 вариант Ответ
Старайся дать уму как можно больше пищ.. (Л.Т.).
Я д..вно соб..рался написать о том как пишут(?)ся книги (Пауст.).
Люди пон..мают талант как заг..товле..ое от р..ждения счастье (Пришв.).
Андерсен всю свою жизнь умел рад..ват(?)ся хотя детство его (не)давало для этого (ни)каких осн..ваний (Пауст.).
Комната в которой они оч..тились п..ходила скорее на рабочий к..бинет чем на гости..ую (Т.).
Блажен кто веру..т т..пло ему на свет.. (Гр.).
Пр..глян..т день как(будто) (по)неволе и скро..т(?)ся за край окружных гор (П.).
Было сп..койно и тихо как после бури (Ф.).
Сте..ые часы в соседней комнат.. только что мя..ко и глухо пр..били один ра.. (Марш.).
Готов я пр..знат..ся что нынче сильней из птиц перелетных люблю жур..влей (Шв.).

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите место придаточного предложения по отношению к главному. Выберите вариант ответа: 1) перед главным предложением; 2) в середине главного предложения; 3) после главного предложения.



1 вариант Ответ
Когда шуршат в овраг.. л..пухи и никнет гроз..ь р..бины (ж..лто) красной сл..гаю я в..селые стихи (Цвет.).
Ран..ей зимою как только вып..дет сне.. зал..гают в берлоге медведи (С.-М.).
(В)новь я пос..тил тот уголок земли где я пр..вел изгнан..иком два года (не)заметных (П.).
Кто землю леле..т того земля ж..ле..т (Посл.).
Под утро когда буря спала Алексей услыш..л отд..ле..ые звуки боя (Пол.).
Чем дальше мы продв..гались тем глуше ст..новилось (во)круг (Т.).
В мор.. когда гибн..т к..рабль все пас..ажиры с..дят(?)ся в ло..ку (Пришв.).
И в жизни люди соб..рают(?)ся вместе потому что в од..ноч(?)ку (не)возможно сп..стись (Пришв.).
Когда..десь цветы соб..рают в..сною осколки на склонах в..дны (Долм.).
Пусть молодость знает какою ц..ною добились мы этой весны (Долм.).
2 вариант Ответ
В звон.. каждого дня так я счас..лив что нет мне покоя! (Ванш.).
Тот кто вид..л хоть однажды этот край и эту гладь тот поч(?)ти березк.. каждой но..ку рад поц..ловать (Ес.).
Сознание того что чудес..ное было рядом с нами пр..ход..т слишком поз..но (Бл.).
Когда на душе горе то т..жело без людей (Ч.).
Кто самого себя (не)ув..жает того без сомнения и другие уважать (не)будут (Н.Карамз.).
Тот кто жил для вещей все т..ряет с последн..м дыханьем (Шеф.).
Тот кто жил для людей после смерт.. живет средь живых (Шеф.).
Суме..т сер..це заг..рет(?)ся когда потребу..т стр..на (А.Б.).
Человеку чтоб р..сти нужен свет и горяч..я жизнь (Кетл.).
Пока есть в нас кровь и юность буд..м верны буду(?)щ..му (Бл.).

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное.

1 вариант Ответ
Я ост..новился в гости..ице где ост..навл..вались все прие..жие (Л.).
Нет у меня такой м..чты в которой (не)живеш.. и ты (М.А.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар (Т.).
Мне пок..залось что в тон.. его чу..ствует(?)ся какая(то) (не)ловкость (Кор.).
Иной раз нар..дит..ся такой день что рад..сти (не)обереш..ся (Пауст.).
Отец осторожно прош..л в детск..ю п..см..трел спят(ли) мальчишки (Кат.).
Любой уголок з..мли где ты встр..чаеш.. друзей ст..новит..ся р..дным (Як.).
Проснувшись я долго (не)мог сообр..зить где я (Кор.).
От деревн.. где я жил в то лето до озера было двадцать к..лометров (Пауст.).
Ш..гаеш.. и вид..ш.. как быстро и много с..кретов тебе открыва..т д..р..га (С.См.).
2 вариант Ответ
Нет (н..)чего м..лей земли которая тебя взр..стила (Баук.).
На обрыв.. что возвышался..зади в светл..м небе ч..рнела од..нокая ск..мья (Бун.).
Пр..бл..жение вечера тем и пр..крас(?)но что пр..дает густ..ту краскам и (не)обыч(?)н..ю ле..кость воздушным пр..странствам (Пауст.).
Ковш Большой Медвед..ц.. стоит на крыш.. дома что (на)против (Як.).
К..залось что город устал от з..мы (Гран.).
(Не)(в)д..леке от дом..ка где жил писатель рос огромный тополь (Пауст.).
Песча..ая дорога ведет к мост..ку под которым с..чит(?)ся и журчит (не)вид..мая реч(?)ка (Кор.).
Я считаю что лес пр..красное выр..жение силы пр..роды и самый яркий образ..ик ее совершенства (Пауст.).
По старым охотам знаю какими пр..крас..ными могут быть последни.. деньки осени (Пришв.).
Мне пр..помнил..сь нынче с..бака что была моей юности друг (Ес.).

Задание 5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное; 3) придаточное образа действия и степени.

1 вариант Ответ
Нужно читать и уважать только те книги которые учат пон..мать смысл жиз(?)ни пон..мать желания людей и исти..ые мотивы их поступков (М.Г.).
День был так радос..но заполнен трудом что от этого ст..новилось радос..но жить (В.Инб.).
Мы разве помним по в..сне о том что осень п..дойдет? (М.А.).
Крыльц.. и вход в зал штурмовали так что туда ввалились люди с выпуче..ыми глазами без шапок (А.Н.Т.).
Те кто (не)попали на представление (не)долго гор..вали (А.Н.Т.).
Надо жить и поступать так как (будто) на тебя смотр..т следу(?)щее поколение (Св.).
Человеку который сам (н..)чего (не)знает (н..) о (чем) и ра..сказывать людям (Б.Горб.).
Телегин чу..ствовал как кровь зал..вает ему лицо (А.Н.Т.).
Бывает (же) так что пр..стане.т к тебе одно слово и (не)д..ет покоя (Пауст.).
Говорят что человеку время от врем..н.. полезно пожить в од..ноч..стве (Пауст.).
2 вариант Ответ
Спасибо тебе весна что ты ч..ста и чес..на полна надежд и стремлений! (Н.Асеев.).
Кусты местами были так ч..сты что сост..вляли (не)проходимый лес (Гонч.).
Метели что лом..тся в дверц.. с дороги меня (не)соб..ют (Фат.).
Вода была так мутна что тень пар..хода л..жала на ней как на глин.. (Кат.).
И вер..т(?)ся и чуд..т(?)ся и слыш..т(?)ся что лес тебя пр..ветствует (бе..)слов (С.См.).
А туман до того зат..пляет окрес..ности что хоть ло..ку бери и плыви по нему (С.См.).
А прямо к реч(?)к.. возле брода такие краски зал..гли что перед гением пр..роды бл..днеют гении земли (С.См.).
Ран..ей в..сной в половодье река до того переп..лняет..ся водой что уже (н..)куда пр..н..мать в себя воду пр..токов (Пришв.).
Вы зна..те что обл..ка это соверше..о точ(?)ные с..гналы о погод..! (Пауст.).
Воздух так чист что в..дна кажд..я ветка (В.Инб.).

Задание 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) образа действия и степени; 4) сравнительное.

1 вариант Ответ
Душа во мне зам..талась как зв..рек в клетк.. (Наг.).
Мальч..к открыл глаза и долго слуш..л как вывод..т свои серебристые трели (не)вид..мый п..вец (Як.).
Жизнь теченье свое изм..нила как р..ка изм..няет русло (Н.).
Большой поэт почти всегда вид..т мир глазами ребенка как (будто) вид..т его действительно в первый раз (Пауст.).
Любовь к людям это ведь и есть те крылья на которых человек подн..мает(?)ся выше всего (М.Г.).
Сколько раз я уже убеждался что (н..)что хорош..е (не)повторяет(?)ся (Пауст.).
Вспышка была так с..льна что на мгн..вение осл..пила его (Фад.).
Жур..вли л..тели быстро-быстро и кр..чали грус..но как(будто) звали с собой (Ч.).
Закружилась л..ства золотая в роз..ватой воде на пруду словно бабоч..к ле..кая стая с зам..раньем л..тит на зв..зду (Ес.).
Мое первое впеч..тление было столь сильным и чистым что (не)нуждалось в подкреплени.. (Наг.).
2 вариант Ответ
Мне пок..залось что (с)прав.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Тени обл..ков ст..новятся св..тлее точно омылись в..дою реки (М.Г.).
И сер..це (по)старому б..ет(?)ся как билось в д..лекие дни (Ес.).
Старик говорил с увл..чением как(будто) изл..вал перед прое..жим свою душу (Ч.).
(В)скоре я увид..л как из(за) крайних дв..ров хутора выш..л на дорогу мужчина (Шол.).
Стало мне (в)друг хорошо на душе как(будто) де..ство мое вернулось (Пришв.).
На уроках всегда бывало так тихо что одни г..лоса уч..телей зан..мавшихся в разных комнатах разд..вались по всему пансиону (Кор.).
Я вдруг почу..ствовал себя таким счас..ливым что даже сер..це к..льнуло (Шер.).
В думах (не)пр..вычно т..желых Метелица (не)замет..л как выехал в д..лину (Фат.).
Слова сами собой л..жились в том поря..к.. который сейчас был единстве..о нужен (Пауст.).

Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели.

1 вариант Ответ
Вн..мательно сл..жу как золотом п..стреют в л..щинах и в п..лях дубовые л..са (Бун.).
Была светл..я ноч.. когда со..нце на севере за нами подгляд..вает (Пришв.)
Когда сне.. тихо опуска..т..ся самому хоч..т..ся быть еще тише (Пришв.).
Там где р..стет мож..евельник з..мою обыч(?)но держ..т(?)ся тетерева (С.-М.).
Я вернусь когда ра..кин..т ветки (по)весе..ему наш белый сад (Ес.).
Лес (не)высокой ч..ртой в..днелся на той ст..роне (от)куда мы пр..шли вчера (Каз.).
Я поб..гу пока (не)рас..вело (Фад.).
Как только сойдет в л..су сне.. н..бухают на б..резах см..листые душ..стые по(?)ки (С.-М.).
Среди густых бере.. и елей л..жит земля где я ж..ву (С. См.).
Старые лист(?)я легли в перегной что(бы) мол..дые шумели (Вс.Рожд.).
2 вариант Ответ
Трудись мой ум! Трудись пока я жив! (Вин.).
Гриша уже переж..л пери..д безудержного наивного стихотворчества когда рад..вало соч..тание любых слов (Кетл.).
Еще я люблю когда передо мной ст..ят цве..ы пускай самые скромные (В.Инб.).
Когда шумит жестокая война на нежн..сть повышает..ся ц..на (М.А.).
Дож..ву(ль) до осен.. такой что(б) в моей душе настали то(же) с..нева и яс(?)ность и покой (М.А.).
Шумит (в)дали пшеница там где были к..выли (Фат.).
Как только к..телок с водой пр..крыл бе..покойное пламя небо снов.. открыл..сь (Пришв.).
Один среди своих вл..дений что(б) только время пров..дить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.).
Как я счас..лив созн..вать что пон..маю теперь п..сенку любой птиц.. следы всех зв..руш..к много(много) знаю (во)круг.
После того как я бросил курить у меня (не)быва..т мрач(?)н.. и тр..вожн.. настр..ения (Ч.).
3 вариант Ответ
Что(бы) ..делать что(нибудь) великое нужно все силы души устр..мить в одну точ(?)ку (Л.Т.).
По складу своего х..рактера я бол..ше склонен вид..ть все луч(?)шее в людях и имен..о это изобр..жать что(бы) был перед глазами людей хоть какой(нибудь) обр..зец (Фад.).
Едва р..дела ночи мгла Людмила к вод..паду шла умыт(?)ся хладн..ю струей (П.).
Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож.. густая (Майк.).
(Ни)какой городской ш..фер (не)поед..т там где мы с Петей прох..дили т..ж..лую школу езды (Пришв.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар.
Мне по..залось что справ.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Ах, какая мес..ность вдруг ра..п..хнулась перед нами когда мы мин..вали лес! (Гонч.).
Пр..красное пр..красно (от)того что есть и безобразное на свет.. (Сельв.).
Пробуждают(?)ся клены от сна что(б) как бабоч(?)ки лист(?)я захлопали (Заб.).
4 вариант Ответ
Нет такой лошад.. что(бы) (не)спотыкалась (Пословица).
Ист..млен(?)а полдневым зноем в н..мой т..ске земля ждала что(б) ноч.. прохладой и покоем хоть миг забвения дала (Бун.).
Стаи птиц прол..тали над поездом и и..чезли (в)дали где ветер к..чал тр..ву (Пауст.).
Со..нце еще согр..вало в..рхушки сосен когда мы д..шли до места (Каз.).
Как человек оз..ряет те места где он ж..вет! (Пауст.).
Вечерн..я з..ря нач..нает(?)ся когда со..нце уже з..йдет за край земли (Пауст.).
Для того что(бы) попасть к перелеску и на кладбище надо было бы перейти (не)большое поле (Гайд.).
С осен.. когда пруды нач..нали покрыват(?)ся пленкой мы с (не)терпением сл..дили за их зам..рзанием (Кор.).
Пора пр..нят(?)ся мне за дело что(б) озорливая душа уже (по)зрелому запела (Ес.).
(Не)хочу я что(б) ты пр..творялася и к улыбк.. себя пр..нуждала (бы) (А.К.Т.).

Задание 8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели; 6) сравнительное; 7) условия; 8) причины; 9) уступительное; 10) следствия.

1 вариант Ответ
Надо верить в возможность счаст..я что(бы) быть счас..ливым (Л.Т.).
Так много счастья все (от)того что связан я с людьми с пр…родой с миром напр..ж..н..ой связ..ю (Луг.).
Сколько раз пытался я ускорить время что н..сло меня (в)перед (Марш.).
Если я дерево то вы мои корни и моя крона одновреме..о (Тург.).
Все сады, сады так что д..мов (не)видно (Гонч.).
Детство Лермонтова было грус..ное хотя он был окруж..н з..ботой и любовью (Бл.).
На дерев..ях л..жали пуш..стые хлопья точ(?)но сад опять ра..пустился бел..ми лист(?)ями (Кор.).
Пусть хл..ба х..роши а пашню (с)нов.. паши (Пословица).
Приятель мой и пров..дник еще спали когда я проснулся и (по)тихоньку выш..л из дома (Каз.).
Есть (по)всюду хорошие люди где есть небо з..мля и в..да (Ош.).
2 вариант Ответ
Я замет..л что у Петрова отсу..ствует чу..ство страха (Долм).
Если буря шумит на свет.. как в тепле ус..деть могу? (Сурк.).
Но страшен миг когда стремлен..я нет (Бун.).
Что(бы) понять тайну рус..кого народа его велич..е нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое (А.Н.Т.).
М..як заж..г свой красный огонь хотя было еще св..тло (Пауст.).
Петя (ни)когда (не)предпол..гал что город такой большой (В.Кат.).
Как (н..) дробите жизнь она всегда едина (Бел.).
Как пр..красна жизнь между прочим и потому что человек может пут..шествовать (Гонч.).
Память у него была басн..словная так что он перед..вал м..лейшие детали прои..шествия (Гонч.).
Близкое присутствие моря возвр..тило миру свеж..сть и ч..стоту как будто(бы) сразу..дуло с пар..хода и пас..ажиров всю пыль (В.Кат.).
3 вариант Ответ
I Звезды бились и св..ркали серебря..ой ч..шуей как б..ет(?)ся в с..тях пойма..ая камса (Пауст.).
Соловей весе..ей ноч..ю на черемух.. поет потому что в нашей рощ.. ран..ше всех она цв..тет (Фат.).
Небо часто обл..ч(?)но так что мы (не)можем вид..ть (н..)восх..ждения (н..)зах..ждения со..нца (Гонч.).
Елоч(?)ка х..р..ша если одна р..стет (Пришв.).
..дание института к..шело как мур..вейник хотя лекции еще (не)нач..нались (Кор.).
Я выр..с там где мой отец и дед бр..дили ро..ко у ч..жих поместий (Исак.).
Хотя наступила зима река возле деревн..(не) замерзла.
Бер..гите старых людей без которых (не)было (б) вас! (Тат.).
Никита пош..л кругом двора п..см..треть что там делает(?)ся (А.Н.Т.).
Когда в товарищ..х соглас..я нет (не)прочитать им и «Квартет» (А.Барто.).

Задание 9.

1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

Задание 10. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) Дедушка пошел в отведенную ему комнату, откуда и не выходил до утра следующего дня.

2) Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

3) Куда ни взглянешь, всюду золотые, багряные краски осени.

4) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

Задание 11. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?

1) У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

2) Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

3) Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.

4) Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

Задание 12. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.

2) Я утешал себя мыслью, что вдали от моря это изучение было бы не так увлекательно.

3) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это, прежде всего, чувство меры.

4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных рассказов.

Задание 13. В каком сложноподчиненном предложении нет придаточного определительного?

1) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

2) Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру.

3) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли…

4) Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать.

Задание 14. В каком сложноподчиненном предложении придаточное изъяснительное?

1) Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.

Задание 15. В каком сложноподчиненном предложении придаточное меры и степени?

1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.

3) Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной системы.

4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

Задание 16. В каком сложноподчиненном предложении придаточное причины?

1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.

2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.

3) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

Задание 17. В составе какого сложноподчиненного предложения нет придаточного изъяснительного? (Знаки препинания не расставлены).

1) Известно что слоны в диковинку у нас.

2) Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье.

3) Вполне понятно, что самые различные чувства и настроения человека передает музыка.

4) Что волки жадны всякий знает.

Задание 18. В каком сложноподчиненном предложении придаточное цели?

1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.

3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

4) Если за день ничему не научишься, значит весь день шел назад.

Задание 19. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал (П.). ______________________________________________________

2) Я схватил бумаги и поскорее унес их боясь чтоб штабс-капитан не раскаялся (Л.).____________________________________________________________

3) Чичиков объяснил ей что это бумага не такого рода что она назначена для совершения крепостей, а не для просьб (Г.)._______________________________

4) Ей показалось что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей жалостливой любовью матери (М.Г.).________________________________________

5) Шалый долго рассказывал о неполадках в колхозе о том что оставалось невидимым для Давыдова что тщательно скрывалось от него стараниями Якова Лукича (Шол.). _______________________________________________________

6) Чичиков взглянул и увидел точно что на нем не было ни цепочки ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард у него был меньше и не так густ как другой (Г.). _______________________________________________________

7) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая ибо со мной чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (Л.). ______________________________________________________________________

8) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни (Л.). ______________________________________________________________________

9) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица (Л.).___________________________________________________________________

10) Положили цепи под колеса вместо тормозов чтобы они не раскатывались взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (Л.).____________________________________________________________________

11) Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногой в камень и наклоняясь немного вперед чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.)._____________________________________________________________________

12) Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой ибо правой опирается на костыль (Л.). ___________________________

Задание 20. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) Я лежал на диване устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок когда Вернер вошел в мою комнату (Л.). _____________________________________

2) И когда последним медвежковато шагая подошел Ипполит Шалый и сдержанно посмеиваясь, смущенный всеобщим вниманием издали протянул черную раздавленную работой огромную руку Нагульнов шагнул ему навстречу крепко обнял широкие сутулые плечи старого кузнеца (Шол.). _________________________

3) С тех пор как я живу и действую судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм как будто без меня никто не мог бы ни умереть ни прийти в отчаяние (Л.). ___________________________________________________________

4) Грушницкий споткнулся; ветка за которую он уцепился изломалась и он скатился бы вниз на спине если бы его секунданты не поддержали (Л.)._____________________________________________________________________

5) В его кабинете лежала всегда какая-то книга заложенная закладкой на четырнадцатой странице которую он постоянно читал вот уже два года (Г.)._____________________________________________________________________

6) Бричка въехавши во двор остановилась перед небольшим домиком который за темнотой было трудно рассмотреть (Г.). ____________________________

7) Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели один другому в глаза в которых видны были навернувшиеся слезы (Г.).____________________________________________________________________

8) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя (Г.)._____________________________________________________________________

9) Он раздумывал над тем куда положить всю эту силу молодости только раз в жизни бывающую в человеке (Л.Т.).___________________________________

10) Уезжая из Москвы он находился в том счастливом, молодом настроении духа когда осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то (Т.Т.)._________________________________________________________________

Задание 21. А) Образуйте из данных предложений сложноподчиненные, ставя придаточные предложения после определяемых слов главного предложения. Составьте схемы предложений.

1) Берег был низкий, илистый (где остановилась машина). ______________

2) В доме затихла музыка (что напротив). ____________________________

3) (Где равнины соприкасаются с горами) границы обозначены чрезвычайно резко.______________________________________________________

4) (Куда я прибыл) штаб полка маскировался руинами. _________________

5) Рыбы поймали такое множество и поэтому послали за телегой (какого не ожидали). ____________________________________________________________

6) Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба и пригревало изрядно (по которому двигались перистые облачка).____________________________

Б) Замените обособленные члены предложения придаточными определительными предложениями.

1) Воздух, с утра холодный и влажный, постепенно прогрелся.

2) Из-за тучи, неподвижно застывшей на горизонте, поднималась луна.

3) Снег, не тающий даже летом, покрывал горные вершины.______________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Мой дед, опытный охотник, ходил на медведя один.__________________

________________________________________________________________________

5) Облака, подгоняемые легким ветерком, плывут по лазури неба.________

________________________________________________________________________

В) Исправьте данные предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением. Запишите исправленные предложения, составьте их схемы.

1) Мы отыскивали родник, который находился в лощине, которая начиналась за деревней. ___________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Луна, которая виднелась из-за крыш, освещала улицы, которые были пустынными и безлюдными._______________________________________________

________________________________________________________________________

3) Сосна, под которой мы расположились, одиноко возвышалась среди поля, которое было засеяно гречихой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Перестройте простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные слова синонимичными придаточными изъяснительными предложениями. Составьте схемы предложений.

1) Художник с восхищением наблюдал за красивым полетом птицы .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Приятно было смотреть на плавное течение воды в реке .______________

________________________________________________________________________

3) Сообщи нам о дне приезда . ______________________________________

________________________________________________________________________

4) Пассажир спросил дежурного по вокзалу о времени прибытия поезда .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Наши лыжники показали способность вырвать победу на финише .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Добавьте к главным предложениям придаточные цели, расставьте знаки препинания.

1) Надо хорошо учиться __________________________________________

_______________________________________________________________________

2) К старому учителю часто заходили его бывшие ученики для того ______

________________________________________________________________________

3) Я решил поступить в колледж с той целью _______________________

______________________________________________________________________

4) Мои друзья отправились на Дальний Восток с тем ___________________

_____________________________________________________________________

Задание 23. Вставьте вместо точек указательные слова, определите виды придаточных, расставьте запятые, составьте на полях схемы.

Задание 24. Используя знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, напишите свои размышления на тему: «Чем меня привлекает моя будущая профессия».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по русскому языку по теме

«Сложноподчинённое предложение»

8 класс

Вариант 1.

А. Барин смотрел на сад, и ему уже не хотелось уезжать отсюда.

Б. Открыли входную дверь, и с улицы повеяло запахом весны.

В. Конец зимы, и на деревьях без умолку кричат птицы.

Г. Он пригласил в гости товарища, который жил недалеко от него.

2. Найдите

А. Михаил Сергеевич даже не представлял, сколько сил отнимет болезнь.

Б. В саду красовались прекрасные цветы и кустарники, красивые деревья плодовые и хвойные.

В. Не то снег пошёл, не то кто-то разорвал перьевую подушку.

Г. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега полые холмы.

3. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Всё произошло в мае когда деревья уже нарядились листвой.

Б. Дворник не рассказывал об этом случае никому, потому что ему никто бы не поверил.

В. Где нет любви к своему делу, там нет и критики.

Г. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.

4. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Мария вбежала в коридор, где были разбросаны игрушки Феденьки.

Б. В том месте где зашло солнце, ещё рдели багряные полосы.

В. Теперь необычайная тишина стоит там, где раньше гремела война.

Г. Я отдыхал в роще, где красиво пел соловей.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый надеялся(1) что(2) свернув на восток (3) товарищи большую часть пути пройдут по суровой местности(4) где не встретится ни одного поселения(5) и выйдут к южным склонам горного хребта.

А 1,3, Б 1,3,5 В 1,2,3,4. Г 1,2,4,5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сегодня каждый слушает радио (1) смотрит телевизор (2) читает печатные издания(3) чтобы узнать всё (4) что происходит в нашем обществе (5) нашей стране.

А 1,2,3, Б 2,3,4, В3,4,5, Г 1,2,3,4,5

7. Укажите предложение с придаточным места.

А. В том саду, где маялись от солнца мелкие зверьки, пытались выжить и растения.

Б. Они не знали, где останутся на выходные.

В. Мы мечтали уйти туда, где можно спокойно поговорить наедине.

8. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.

А. Он поведал, где прошло детство брата.

Б. Он поспешил туда, где прошло детство брата.

В. Он побывал в городе, где прошло детство брата.

9. Укажите предложение с параллельным подчинением .

А. И потому, что я готовился все дни, я прошепчу, что всё на свете повторимо.

Б. Не думали они, что я в непроглядном тумане, в быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас страшный поток.

В. Мечталось мне, что сердце ярче вспоминает деревню, где под музыку сверчков я встретил тебя.

10. Укажите предложение, соответствующее данной схеме [ ,(), ]

А. Старик дошёл до нижнего пруда, куда врезался овраг, и повернул к деревне.

Б. Вот тот пригорок, где я недавно отдыхал.

В. Открыв глаза, я не смел подумать даже, где я, и долго-долго надо мной кружили птицы.

11. Укажите предложение, соответствующее данной схеме

, (), (), ()

А. Солнечным утром, когда пели птицы, когда ещё не просохла роса на кустарниках, вся команда прибежала встречать Гальку.

Б. В жизни девочки есть дни, которые ничто не радует из подаренных свертков, которые так ярко бросаются в глаза.

В. Мы отправились в путешествие, когда пошел теплый дождь, выглянуло из-за туч солнце.

12. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощь союзного слова.

А. Мирон исполнил так, как требовалось по закону.

Б. Пишу на фантике, потому что нет визитки.

В. С тех пор как я тебя нашел, прошло не меньше века.

13. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. В город мы попали вместе, что было всем понятно.

Б. Дожди размыли дорогу, так что дальше пришлось идти пешком.

В. Свет был очень тусклый, так что пришлось включить лампу.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

г

а

а

б

в

г

в

б

а

а

а

б

а

Вариант 2

1.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Не соседи говорят о человеке, а те, кто с ним живет

Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В. Их было очень много, все хотели пить.

Г. Кофе подали на веранде, где еще догорали последние лучи солнца.

2.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Он то поднимался вверх, то начинал спускаться, то выбегал из дома.

Б. К утру совсем потеплело, зато в квартире стало заметно холоднее.

В. По вибрации пола можно было догадаться, едет машина или нет.

Г. Чем больше он слышал, что она пела, тем быстрее ему хотелось сбежать.

3. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания.

А. Наконец все знали, что Тамара не могла играть и, что недостаток это ничем нельзя было исправить.

Б. Скоро ты поймешь, сколько горя она тебе принесет.

В. Санки катились с горки словно, имели сзади огромный мотор.

Г. Ты не думай, что я шучу.

4. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания .

А. Мы совсем не помнили где сестра, оставила свою шубу и туфли.

Б. Как ни старался сторож, огурцы исчезали с поля всё чаще.

В. Все понимали, как Санька страдал в последние дни.

Г. Мари часто провожала сиротку до школьного забора, где всегда встречала подружка.

5. Укажите предложение, в котором на месте всех цифр должны стоять запятые.

А. Смысл задания заключался в том (1) чтобы все вовремя прибежали к столбу (2) окрашенному красной лентой (3) и поставили флаг на место.

Б. Мы с тобой еще не знали (1) мама (2) и папа с Таней будут ждать до вечера.

В. Снег падал крупными хлопьями (1) поэтому нам очень хотелось (2) чтобы он не заканчивался.

Г. Пес жалобно посмотрел на хозяина(1) который стоял (2) не двигаясь (3) и начал жалобно (4) во весь голос скулить.

6. Укажите цифры в каждом предложении, на месте которых должны стоять запятые.

А. А я утверждал ( 1 ) что все вместе ( 2 ) должны покупать продукты.

Б. Оттуда ( 1 ) где до этого теплился огонек ( 2 ) веяло совсем не добром ( 3 ) и заботой.

В. Трясясь все больше ( 1 ) при одной мысли ( 2 ) что они не вернутся ( 3 ) Василий понимал ( 4 ) всю опасность операции.

Г. Мишка долго не мог заснуть (1) потому что в мечтах приходила она (2) и манила мысль в те моменты совсем в другую сторону.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Только на сегодня было заказано меню, когда приезжали на целую неделю.

Б. Мы проснулись ровно в тот момент, когда все уже собирались по домам.

В. Ты знаешь, сколько времени?

8 . Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Человек живет ровно столько, сколько ему отмерил Бог.

Б. Ты спроси, как долго он будет меня изводить.

В. Машка знала, как долго продлится наказание.

9 . Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

А. В то время проходили солдаты, поэтому в деревне было шумно, а собаки лаяли все разом.

Б. Мы знали, как больно было расставаться, как слезы капали из глаз.

В. Самой большой ошибкой в своей жизни она считала момент, когда поступила в колледж и стала заниматься этим делом.

10.Укажите предложения, соответствующие схемам:

1. , (что), (что) и ().

2. , (которая), (как будто).

А.Когда я вспомню, что это случилось на моем веку и что нынче дожил я до царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения.

Б. Он вдруг перестал думать о войне, которая уже с год грозила государству, как будто опасности вовсе не было.

В. Пьер подумал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается и что Пьер должен прийти на помощь ему.

Г. Я был твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос, выдержу ли я экзамен.

11. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ,(), ].

А) Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей.

Б) Чтоб избавиться от них, он закрыл глаза.

В) Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шепот.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

, (когда…), (где).

А) Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

Б) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски.

В) Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

Г) Никогда не следует одному бродить по тем местам, где вы были вдвоем.

Ответы.

1-В 2-Б

Среди сложноподчиненных предложений также выделяются предложения минимальной структуры, являющиеся объединением двух простых - главного и придаточного, и предложения усложненной структуры, представляющие собой различные комбинации сложноподчиненных предложений минимальной структуры.

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений минимальной структуры разнообразны. Некоторые из них не связаны (или связаны в незначительной степени) с определенными типами придаточных, т. е. являются общими для разных типов сложноподчиненных предложении, другие характерны для конкретного типа придаточного.

1. Объединение сочинения и подчинения

Известно, что в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, несмотря на их существенное формальное различие, могут выражаться одни и те же или чрезвычайно близкие грамматические значения. Это позволяет говорить в ряде случаев об их синонимичности. Так, значение временного следования может быть выражено как сложносочиненным, так и сложноподчиненным предложением. Ср.: Я поступая, и мне сразу открыли и Когда я постучал, мне сразу открыли. Синонимичные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения могут быть использованы для выражения значений сопоставления, следствия, обусловленности и ряда других. В речи школьников встречаются ошибки, которые можно было бы охарактеризовать как случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложносочиненное, заканчивается как сложноподчиненное (при сохранении того же общего грамматического значения) и, наоборот, предложение, начатое как сложноподчиненное, заканчивается как сложносочиненное. Объединяются всегда структуры, являющиеся грамматическими синонимами. Сбой происходит на границе между предикативными единицами. Примеры первого типа (с переходом от подчинения к сочинению): «Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать» (соч., 4) (ср.: «Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать» и «Мурке надоедало возиться, и она уходила куда-нибудь поспать»); «Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином» (соч., 5); «Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло» (соч., 5). Примеры второго типа (с переходом от сочинения к подчинению): «Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с ним» (соч., 6) (ср.: «Мы с мамой очень дружим, и папа обижается...» и «Мы с мамой так дружим, что папа обижается...»). Предложений такого рода, в которых выражается значение следствия, совмещенное со значением степени, в речи детей чрезвычайно много: «Мурзнк как зарычал и залаял, что Васька бросился бежать» (изл., 5). Встречаются они даже у старшеклассников: «Володе больше всех достается, что даже Вера Матвеевна говорит, что не знает, как он выдержал» (соч., 9).

2. Не соответствующее норме употребление инфинитивного

придаточного предложения

В ряде сложноподчиненных предложений (с придаточными цели, условия, времени и некоторыми другими)*в качестве придаточных могут употребляться инфинитивные предложения. Эго возможно только в тех случаях, если в главном и придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице: «Прежде чем взяться за топор, он засучивал рукава рубахи»; «Он поехал в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь». В речи учащихся встречаются ошибки, связанные с нарушением этой закономерности: «Прежде чем начать писать сочинение, учительница рассказала нам о плане» (соч., 7); «Родители послали его в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь» (соч., 8); «Он подал прошение генералу Р., чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости» (соч., 7).

3. Мнимо логические ошибки в построении сложноподчиненных

предложений

Иевыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-нибудь явления или его оценкой, часто приводит к речевым ошибкам, которые выглядят как логические, например: «Хозяйка этой комнаты не очень аккуратная, потому что школьная форма девочки лежит не очень хорошо» (соч., 5). Можно ли по этому предложению заключить, что автор сочинения считает небрежно сложенное платье причиной неаккуратности хозяйки комнаты? Разумеется, нет. При логическом развертывании предложение выглядело бы так: «Мы можем сделать вывод о том, что хозяйка этой комнаты не очень аккуратная, потому что школьная форма девочки лежит не очень хорошо». Аналогичные примеры: «Утро было холодным, потому что земля подернута инеем» (изл., 5); «В библиотеке холодно, потому что на стул надета шаль» (соч., 4). Случаи пропуска «звена восприятия» известны и нормативному языку, но там такие предложения, отражая типичные ситуации.

не осознаются в качестве какой бы то ни было аномалии и представляют собой особую разновидность сложноподчиненных предложений с придаточным причины - предложения со значением логического обоснования1.

Пропуск «звена восприятия» возможен и в предложениях другого типа: «Он был так расстроен, что даже курица клевала его червяков» (соч., 4) -т. е. «так расстроен, что не замечал, что...»; «Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий» (соч., 7) и т. п.71.

4. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

а) Отрыв придаточного предложения от определяемого слова. Известно, что основным пра- вилом построения сложноподчиненных предложений с определи- тельными придаточными является следующее: придаточное пред- ложение должно располагаться непосредственно за тем сущест- вительным главной части, которое является определяемым словом. Между тем это правило в речи учащихся нарушается очень часто. Отрыв придаточного предложения от опре- деляемого слова связан с трудностями композиционного характера: нужно либо поместить определяемое слово на послед- нее место в главном предложении (что требует достаточно высоко развитой способности «упреждения»), либо расчленить главное предложение, введя придаточное внутрь его (что связано с достаточ- но развитым композиционным мастерством). Поэтому часто встре- чаются предложения такого типа: «Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы» (соч., 4); «Ребята глядели в окно и увидели фашистов, которое было заклеено крест-накрест» (соч., 5). Аналогичные примеры распространены и в речи старшеклассни- ков: «К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден бывать» (соч., 9). Если в главном предложе- нии есть еще одно существительное, имеющее ту же форму рода и числа, что и определяемое слово, может возникнуть двусмыслен- ность: «Собака гуляла с тетей Валей, у которой был надет наморд- ник» (из рубрики «Привет от Митрофана» газеты «Ленинские искры»)72.

б) Союзные слова (относительные местоимения), при- соединяющие придаточное предложение, могут быть ошибочно согласованы в роде и числе не с тем существи- тельным главного предложения, которое является определяемым. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда главное предложение представляет собой двусоставное предложение тождества: «Белка -зверь, которая живет на дереве» (анкета, 3); «Бритва - предмет, которой бреются» (анкета, 5). Такие ошибки могут встречаться и в речи старшеклассников: «Пьеса «На дне» - это произведение, в которой содержится обвинение капитализму» (соч., 10). Наблюдается определенная закономерность - союзное слово согласуется с сущест-ительным, обозначающим не родовое (как требовалось), а видовое понятие.

в) В соответствии с нормами современного языка относи- тельное местоимение который должно распо- лагаться на первом месте в придаточном предло- жении1. Между тем это правило в речи учащихся может нарушать- ся: «Мцыри - это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом» (соч., 7); «Он видит парк из тонких чах- лых деревьев, в газете о котором писалось, что благодаря заботам городничего город украсился великолепным садом» (соч., 8); «Бо- рис, дядя которого реишет отослать в Сибирь, приходит простить- ся» (соч., 9).

г) Пропуск соотносительного с лова - ука- зательного местоимения - в главном предложении встречается в особой разновидности определительных придаточных- местоименно-определительных предложениях. В роли определяе- мого слова, конкретизируемого придаточным предложением, высту- пает не существительное, а местоимение: «Он разбил то, что стояло на столе», «Пригласите того, кто спас ребенка». В речи учащих- ся распространены случаи пропуска местоимения, являющегося определяемым словом: «Он разбил, что стояло на столе» (соч., 4); «Офицер приказал, чтобы к нему пригласили, кто спас ребенка» (изл., 4). Пропуск указательных местоимений распространен в раз- говорной речи и в ее рамках, видимо, не представляет собой на- рушения нормы, однако применительно к речи письменной такой пропуск должен рассматриваться как существенный недочет.

5. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным

а) Как известно, в роли опорных слов в главном предложении употребляются глаголы, существительные, прилагательные, наречия, имеющие значение речи, мысли, чувства, оценки, бытия, обнаружения. Однако не все слова, обладающие данными значениями, могут выполнять эту функцию. Кроме того, некоторые опорные слова проявляют избирательность по отношению к придаточному предложению: одни сочетаются только с придаточным предложением, содержащим вопрос, другие -только с придаточным, не содержащим вопроса.

В речи учащихся можно обнаружить различные случаи нарушения закономерностей, диктуемых языковой нормой: «О Хлестакове отзывались, что у него ученая голова» (соч., 7) - ср. говорили, чпо...\ «Султан написал письмо, чтобы казаки сдались» (соч., 6); «Он замучил сестру и мать, чтобы они в десятый раз выслушали Торжественное обещание» (изл., 4); «Мне даже страшно стало, что мне сейчас будет от мамы» (соч., 4) - при слове страшно возможно только придаточное, не содержащее вопроса, например: «Мне стало страшно, что она сейчас уйдет».

б) Указательное местоимение то не употре- бляется в составе главного предложения, если придаточное пред- ложение занимает позицию винительного падежа при переходных глаголах (например, таких, как видеть, понимать и т. п.). Упо- требление то при подобного рода глаголах является ошибкой: «Он понял то, что хорошо иметь такого преданного друга» (изл., 4). Не сочетаются с то и некоторые другие опорные слова (нужно, необходимо, требуется и др.). Поэтому ошибочными являются предложения: «Необходимо то, чтобы ты ко мне зашел » (устн., 5); «Требуется то, чтобы все мы жили дружно и не ссорились» (за- метка, 4).

Вместе с тем указательное слово является обязательным элементом конструкции в тех случаях, когда придаточное предложение выступает в позиции однородности по отношению к члену предложения. Ср. соответствующее норме предложение «Мне вспомнился поход и то, как мы пели у костра» и расходящееся с нею «Мне вспомнился поход и как мы пели у костра» (соч., б)1.

Использование местоимения то расширяет синтаксические возможности многих слов, позволяя им употребляться в качестве опорных. Ср. не соответствующее норме предложение «Володя заинтересовался, что написал Саша» (изл., 4) и вполне правильное «Володя заинтересовался тем, что написал Саша». Пропуск указательного местоимения то можно видеть и в предложениях: «Мать призадумалась, как ему плохо тут живется» (соч., 3); «По дороге мы рассказывали, что случилось с нами за лето» (соч., 4); «Мы восхищались, что море такое красивое» (заметка, 5).

в) В речевой практике часто возникает необходимость пере- вести прямую речь в косвенную. При этом пря- мая речь подвергается преобразованиям, связанным главным об- разом с глагольными формами и личными местоимениями. В речи учащихся широко распространены ошибки, заключающиеся в том, что прямая речь занимает позицию придаточного изъяснительного предложения, не претерпевая какой бы то ни было перестройки: «Ребята дали клятву, что не отдадим знамя фашистам» (соч., 5); «Когда Гринев поправился, он сказал Маше, что я посылаю письмо и жду родительского благословения» (соч., 7); «Тарас сказал, что завтра же едем на Запорожье, чего откладывать» (соч., 6).

г) В предложениях с косвенной речью учащиеся иногда используют одновременно два средства присоединения придаточных предложений - изъяснительный союз что и относительное местоимение или частицу ли: «Писатель понял, что какой преданный друг у него есть» (изл., 4); «Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать один год» (соч., 9); «Вожатый спросил, что где же наша макулатура» (заметка, 5).

6. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

с придаточным времени

Самой распространенной ошибкой в данной области является неверный выбор союза. Очень часто союз как заменяет более уместные с точки зрения современной языковой нормы союзы когда, как вдруг и др.: «Как мы приехали домой, мама сразу же начала варить уху» (соч., 4) - ср.: Когда мы приехали... или Как только мы приехали...; «Коротыш хотел уже спрятаться за брата, как вспомнил, что брата у него больше нет» (соч., 4). Неверно используются некоторые составные союзы, например: «И это продолжалось до того, пока у разъяренного зверя не отнимали бочку» (изл., 5).

7. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

с придаточным цели

В главной части сложноподчиненных предложений с придаточным цели обычно выражается активное произвольное действие или необходимость какого-нибудь действия или состояния. Самая распространенная речевая ошибка школьников состоит в том, что в качестве главного используется предложение, в котором выражается пассивное состояние, отношение и т. п.: «Гринев любил Машу от чистой души, а Швабрип - чтобы замучить» (соч., 7); «Лампочки на катке горят ровно, чтобы освещать каток» (соч., 4); «Ваня преклоняется перед Володиным стремлением к археологии, чтобы человек поверил в свои силы и возможности» (соч., 9).

8. Случаи отнесения придаточного обстоятельственного предложения не ко всему главному предложению в целом,

а к одному из его членов

Это явление известно и нормативному языку, но в нем оно встречается гораздо реже. В речи школьников такие предложения распространены достаточно широко: «На стене висит его портрет, когда он был молодой» (соч., 5) - придаточное предложение относится к слову портрет", «Это подтверждают слова Тихона,

91когда он видит труп Катерины» (соч., 9) - «слова, когда...»; «Один из грехов - порка унтер-офицерши, хотя телесные наказания были запрещены» (соч., 7) - «порка, хотя...».

9. Ошибки в конструировании сложноподчиненных предложений

усложненной структуры

а) Последовательное подчинение опреде- лительных придаточных предложений с ме- стоимением который. Хотя теоретически ряд включенных одно в другое однофункциональных предложений может быть неограниченно длинным («Дом, который построил Джек...»), одна- ко наше эстетическое чувство запрещает повторение однотипных придаточных. Этот речевой недочет чрезвычайно широко распрост- ранен как в детской речи, так и за ее пределами: «Подбородок у меня закругленный, после которого идет тонкая длинная шея, которую каждый раз натирает белая рубашка» (соч., 6); «Воробь- ев, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, ко- торые стоят на врытом в землю столике» (изл., 4).

б) Соподчинение изъяснительных прида- точных предложений, связанных с главным разными способами.

В соответствии с нормами языка к одному и тому же слову главного предложения не могут присоединяться два изъяснительных придаточных, одно из которых присоединяется союзом, а другое - относительным местоимением. В речи, однако, это правило нарушается: «Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений и голода, какой он смелый, какой обладает несокрушимой волей» (соч., 7); «Писатель понял, что Булька бежал двадцать верст и какой преданный друг у него есть» (изл., 4).

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Представляется возможным выделить три основных типа лексических неправильностей: 1) ненормативные значения- слов (семантические ошибки); 2) ненормативная сочетаемость слов; 3) тавтологические ошибки и повторы73. Особую группу составляют фразеологические ошибки.

Подробное описание лексических неправильностей, основанное на анализе богатого фактического материала, представлено в статье: С у л и м е н к о Н. Е. О критериях однотипности речевых недочетов. - В сб.: Оценка знаний, умений н навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1978.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: