Какое животное способны к хоровому пению. Волк животное. Образ жизни и среда обитания волка. Животные в музыкальных проектах

Создано 18.09.2011 04:08

Каждый знает, что птицы и насекомые умеют самозабвенно петь, люди, несомненно, тоже получают удовольствие от пения. А что же насчет других животных? Биологи определяют песню, как "звук, производимый животным во время периода размножения для привлечения внимания партнера и/или защиты территории", но, слушая песни китов, сложно представить, что они нужны только для спаривания или защиты. Получают ли некоторые животные настоящее удовольствие от пения, как люди? Давайте познакомимся с некоторыми земными созданиями, чьи звуки подозрительно напоминают песню.

Рыбы-жабы могут быть тенорами

Рыба-жаба – это единственная в мире рыба, поющая по-птичьи и в два голоса. Песня самца рыбы-жабы предназначена для привлечения самок. Исследователь животных Корнелльского университета Эндрю Басс объясняет, что этот звук не столь сложен, как те, что можно услышать от млекопитающих и птиц, и он является наипростейшим способом общения. Но части нервной системы , производящие эти звуки, легче всего изучать именно у этих рыб.

Мыши поют на ультразвуковом уровне

Знали ли вы, что мыши – такие же обольстительные певцы, как Рики Мартин? Самцы мышей поют ультразвуковые любовные романсы , заигрывая с самкой, но некоторым самцам мышек лучше удается ухаживание с помощью песен, чем другим, что делает их "рок звездами" мышиного мира. Их песни слишком высоки для человеческого уха, но иногда мыши могут понизить звуковой уровень пения. Истории известна поющая мышь, пищавшая и выводившая трели в Чикагском детском доме в начале 20 века.

Горбатые киты поют синтаксически

Известно, что эти величественные животные поют, прежде всего, чтобы привлечь партнеров, но недавнее исследование предполагает, что они издают звуки еще и для определения местоположения. Также в исследовании сообщается, что киты применяют грамматику в песнях. Горбатые киты находятся на грани исчезновения из-за охоты людей. По оценочным данным, до коммерческого китобойного промысла этих китов было около 15 тысяч, сейчас же их всего от 1 до 2 тысяч. вы можете послушать песни горбатых китов.

Бульдоговые летучие мыши поют для любви

Летучие мыши известны своей способностью издавать ультразвук , но знали ли вы, что они используют ультразвуковой уровень для того, чтобы петь романтические песни? Исследователи Техасского университета прослушали сотни часов пения летучих мышей и определили, что бульдоговые летучие мыши поют особенные песни для самок. Эти животные также используют свои трели, чтобы отгонять других самцов.

Антилоповые суслики выводят трели


Антилоповые суслики распространены по пустынным районам юго-запада США и севера Мексики, это всеядное животное любит жить в кустарниках пустынь. Антилоповые суслики умеют отлично рыть норы и делают себе дома в земле, чтобы избежать хищников и жары. Хотя они носят еду за щеками, это не мешает им использовать трели в качестве средства общения.

Дельфины-косатки поют друг для друга

Горбатые киты – не единственные морские млекопитающие, умеющие петь. Дельфины-косатки являются самыми крупными представителями семейства дельфиновых, и они используют одну из самых замысловатых ультразвуковых систем в качестве средства общения. Как отмечается в исследованиях, у них есть не только региональные диалекты, вызывающие легкие вариации звука в зависимости от географического распространения, у каждого животного есть еще и два индивидуальных позывных. Такая улучшенная способность к общению вызвана тем, что они необычайно стадные животные и часто путешествуют стаями по 30-150 особей.

Тихоокеанские болотные квакши поют для звуковых дорожек кинофильмов

Лягушки хорошо известны своими вокальными данными. Тихоокеанская болотная квакша обитает вдоль западного побережья Америки от Канады до Мексики. Как и другие лягушки, эти животные поют, чтобы привлекать партнеров, но также они своим пением информируют о погоде и определяют территорию. Квакающие звуки и песни часто записывают для использования в качестве звуковых дорожек в фильмах.

Белухи – морские канарейки

Белухи – необычайно способные певцы, их часто называют морскими канарейками из-за птичьих звуков, которые они производят. Жан-Мишель Кусто однажды сказал: "Белуху стоит защищать хотя бы лишь ради них самих, за красоту их песен".

"Вечерами тут возникали облака длиной иногда до семи километров, а ширину их я указать не могу. Облака выглядели фантастически: вверх из них вдруг выпячивались купола, медленно превращаясь затем в столбы многометровой высоты. Эти столбы клонились под легким ветром, качались, потом редели, расширялись вверху, как кроны пиний, и медленно растворялись, уступая место новым, поднимающимся из облака. Явление продолжалось до наступления ночи. У земли, где было уже темно, облака медленно исчезали, а их верха еще золотились на солнце. Оттуда все еще вздымались один за другим новые столбы, а само облако непрерывно колебалось, шло волнами".

Чудеса, свидетелем которых стал шведский натуралист К. Везенберг-Лунд, самого обычного происхождения. Такие фантастические облака образуются, когда собирается вместе великое множество звонцов - крошечных комаров, издающих мелодичный звон. Их больше трех тысяч видов, красными личинками одного из них, мотыля, кормят своих рыб аквариумисты. Звонцы не заслужили плохого отношения к себе и потому, что их не интересует ни кровь человеческая, ни кровь каких-либо других живых существ.

Хотя, если до конца сохранять объективность, звонцы могут доставлять людям хлопоты. Поминают их недобрым словом шоферы: склонность звонцов образовывать огромные скопления и останавливаться там, где они считают нужным, приводит к тому, что на дорогах дальше пятидесяти метров ничего не видно. В прежние времена рои звонцов, танцующих в небе над зданиями, не раз вводили в заблуждение пожарников: настолько очертания этих роев были похожи на дым.

Однако гораздо чаще звонцы летают небольшими облачками. Кто не встречал их невдалеке от пруда? Долго толкутся они над кустом или каким-нибудь другим возвышением. Образуют рои и комары других видов. А объединяются они возле водоема, где появились на свет. Но самки покидают место своего рождения, улетают от него далеко, иногда на два километра. Найдут самки пищу - отправятся в обратный путь. Вернутся они домой - влетят в рой.

Что рыбы могут петь хором - уже давно не откровение. Лососи на Камчатке, на реке Озерной и в озере Курильском, устраивают перекличку, используя звуки, которые напоминают стук. Вначале слышны резкие короткие удары, похожие на барабанную дробь: "та-та-та". Спустя немного времени доносится ответный глухой одиночный звук, словно кто-то ударил кулаком по деревянной стенке: "тук". И вот уже пара отделяется от сородичей. Теперь можно приступить к сооружению гнезда.

В хоре поют и речной окунь, и плотва, и щука. А поскольку разные рыбы устанавливают связь друг с другом не одновременно, хор получается, что называется, "кто в лес, кто по дрова". Каждый издает свои звуки. Одни рассылают во все стороны призывы, их соседи заняты уже другим - они приступили к ухаживанию. Рядом с ними раздаются звуки, по которым нетрудно догадаться о происходящем: встретились соперники.

Не услышать многоголосый громкий хор в водоеме нельзя. Он помогает рыбам ориентироваться, дает возможность точно определить, где находится нерестилище. С кем и как образовать пару? Эта сложная проблема значительно упрощается, и самки могут быстрее начать откладывать икру.

Весной, приблизительно в то время, когда щуки, а вслед за ними окуни начинают петь хором, на моховых болотах появляются иссиня-черные птицы с лирообразными хвостами. Прилетают они на болото в полной темноте. Просвистят крылья - наступит тишина. И вдруг лес оглашает громкое протяжное "чуф-фыы". Запевале сразу отвечают все остальные. И замолкают, прислушиваются. Но вот, как по команде, забормотали тетерева. "Концертом" их можно наслаждаться, оказавшись в двух-трех километрах от места, где из года в год собираются краснобровые петухи.

В тетеревином хоре поют десять, пятнадцать, двадцать пять, а то и сто птиц. Поют незатейливо, но своеобразно. Шипящее и свистящее чуфыканье раздается лишь временами. А протяжное бормотанье, несколько напоминающее воркование голубей: "бубубубубу-у-у-у-ууууу", звучит, как настоящая песня, и повторяется много раз подряд. Развернув веером хвост с ослепительно белыми перьями, волоча по земле слегка раскрытые крылья, птицы топчутся на месте, поворачиваются, приседают, взлетают вверх. Увидя соперника, тетерев становится напротив него, птицы опускают головы и начинают наскакивать друг на друга, как домашние петухи. Подпрыгнув, они хлопают крыльями, пускают в ход когти и клювы. На земле появляются выдранные перья. Наконец, один из противников не выдерживает и ретируется.

Неделю за неделей с рассвета до позднего утра, а потом и на вечерней заре продолжается ток. Но сколько бы петухов ни участвовало в хоре и что бы они ни демонстрировали - свои прекрасные внешние данные, вокальные способности, силу, воинственность, - все это в конечном счете делается лишь для одного: произвести впечатление на самок. Тетерева образуют пары на короткое время, они не участвуют ни в сооружении гнезда, ни в выращивании птенцов.

Тетерки, прилетающие на ток, сами выбирают петухов. Но выбор их падает не на каждого. Привилегированное положение на токовищах занимают так называемые "токовики" - умудренные жизненным опытом, сильные и энергичные петухи. Они поют в центре токовища, и к ним самки особенно благосклонны. Второе место занимают "претенденты" - тетерева среднего возраста, которые рассчитывают на главенствующее положение на токовищах. Они часто дерутся между собой и иногда вступают в бой с "токовиками". Если вдруг "токовики" гибнут, самые активные и сильные "претенденты" занимают их места. Тетерева, которым исполнился всего год, - "юнги" - располагаются по периферии токовища. Они отличаются от остальных по окраске, песню могут исполнять не полностью, а нападают друг на друга редко. Рассчитывать на внимание тетерок им не приходится.

Но идет время, и вскоре тетерки перестают обращать внимание даже на "токовиков". В гнездах, устроенных невдалеке от токовищ, уже полные кладки, и пора насиживать яйца. Все меньше и меньше тетерок прилетает на ток, тетерева постепенно теряют интерес к играм и вскоре отправляются в глухие участки леса менять наряд.

Жители восточносибирских и охотско-камчатских лесов - каменные глухари - образуют маломощные хоры. Самое большое число их участников - десять - двенадцать петухов. Едва солнце возьмется как следует прогревать землю, снега тает все больше и глухари становятся особенно оживленными. Они проводят на токовище по тринадцать часов, распевая свои песни с вечера до утра. "Белые ночи", которые наступают в это время, их вполне устраивают.

На собственный участок петух приходит пешком. Исполняя песню, глухарь раздувает зоб, взъерошивает "бороду" и держит открытым клюв. "Так-ррр-так-так", "так-ррр-так-так" быстро повторяет он несколько раз, расставляя, где надо, ударения, потом следует "ррррр" и наконец звонкое "так". И снова все по второму разу.

Если не передавать песню каменного глухаря буквами, а попытаться описать ее иначе, окажется, что состоит она из разных щелчков: обыкновенных, которые напоминают удары кастаньет ("так"), и вибрирующих ("ррр"). А когда одновременно токуют несколько птиц, доносится просто беспорядочный треск.

Серенада глухаря длится обычно пять - семь секунд. Но если рядом самки, глухарь может спеть за минуту шестнадцать песен. Время от времени петухи устраивают перерыв: они или отдыхают, или подкармливаются тем, что подвернется. И с новыми силами токуют. У некоторых птиц способности незаурядные: они могут петь пятьдесят пять минут подряд, не делая ни одной остановки.

Когда давным-давно вырастят своих птенцов глухарки и тетерки и начнет хозяйничать осень, подают голоса благородные олени. Их в нашей стране восемь подвидов. Самые крупные олени Евразии - маралы, которые обитают в Казахстане в Джунгарском Алатау там, где нет леса, в сентябре спускаются в лес. А маралы, живущие в лесу без кустарников, идут в долины, поросшие ивой. В лесу, на открытом склоне, но чаще на гребнях небольших хребтов или на ровном месте днем, вечером, утром - в любое время олени как бы взрыхляют рогами землю и то одной, то другой передней ногой далеко выбрасывают ее. Образуются ямки: олени метят занятую территорию. Первыми начинают кричать маралы с размахом рогов больше метра. Их поддерживают сородичи. И на эти крики со всех сторон идут самки. Добравшись до какого-нибудь оленя, маралухи останавливаются неподалеку, и он присоединяется к ним.

Бухарские олени живут летом в тугаях и тростниковых зарослях по долинам рек. Здесь же у них находятся осенью тока. Центры токов не разделены непреодолимыми преградами и расположены они так, чтобы олени одного тока слышали оленей другого. Если центр тока в разреженном тугае окружен густым тростником с прогалинами и выкосами, а водой могут быть обеспечены все желающие, олени не уходят от него далеко. Как и у маралов, у бухарских оленей запевалы и неутомимые солисты - крупные быки с мощными рогами. Они кричат очень часто. Откликаются им многие, но они удостаивают своим ответом не каждого. Появятся самки у "ведущих" оленей - станут они молчаливей. Зато в это время проявляют активность олени хоть и не столь сильные, но способные оставить жизнестойкое потомство.

Олени, которым исполнилось два-три года, придя на ток, наблюдают, как ревут взрослые. А когда уже почти у всех взрослых будут самки, пробуют голос сами. Узнать молодых легко и по крикам и по их числу. Они могут прокричать сто восемьдесят раз в час с передышками в двадцать секунд. Взрослые олени в состоянии выдать всего пять-семь криков с подобным интервалом. Запала у молодых хватает на час-два. Но вот звучит мощный рев ведущего оленя, и молодой спасается бегством.

Можно сравнивать между собой многих животных, однако кто из них достиг таких высот в сложном искусстве хорового пения, как лягушки? Соперничают с ними лишь кузнечики и сверчки.

У немцев существовало поверье: в каждом пруду есть свой хормейстер. И натуралисты приходили к аналогичному выводу. Но на самом деле лягушка или жаба с сильным голосом вовсе не главенствует, она вовсе не вожак. Певцы, сидящие в водоеме, все равны. Однако поют они не как им вздумается. Квакши объединяются в маленькие группы, в каждой три певца, и весь хор состоит из многочисленных трио. Что это именно так, обнаружить проще, наблюдая за квакшами, поселившимися в горах, по ручьям, или на озерах, когда тянется длинная береговая линия.

Подходит к концу день, спускаются сумерки. Вдруг в тишине застрекотал кузнечик: его песня или любой ритмичный звук легко выводит квакш из равновесия, служат поводом для начала "концерта". Так происходит и сейчас. Застрекотал кузнечик - закричала квакша. Ей вторит другая, а третья встревает в промежуток между криками этой пары. И, соблюдая строгую очередность, они продолжают петь. А чуть подальше образуется еще трио, певцы которого подстраиваются друг под друга и выводят серенады под свой звуковой расчет. В следующем трио каждый, исполняя песню, тоже ориентируется на двух соседей. Хор становится все мощнее и мощнее. Если именно в этот момент оказаться неподалеку от певцов, услышишь лишь сплошное дребезжание: сотни квакш кричат ритмично, но ритм этот не общий, а просто без конца слышится кряканье погромче и потише, потому что сидят амфибии на разном расстоянии от тебя. И трудно уже представить себе, что все они поют, придерживаясь строгого порядка, что у них существует звуковая иерархия.

Озерные лягушки, когда поют, вроде бы не так жестко зависят от соседей. Однако если начнут они галдеть без умолку, а один певец почему-то вдруг замолчит, выяснится, что и его соседи перестанут квакать. Вот и выходит, что и озерным лягушкам не безразлично, поют или не поют ближайшие к ним соплеменники. Но почему замолкают лягушки? Проверяют сложившуюся ситуацию, настораживаются. Раз сосед неожиданно затих - значит, кричать рискованно. Кто знает, может, рядом хищник? Тишина в таком месте может воцариться надолго.

Хор дает возможность лягушкам получить и еще одну очень важную информацию. В, Швейцарии проводили опыты: метили лягушек и выпускали их возле водоемов в двадцати километрах от дома. И они ушли с тех мест. Никто не остался. Лягушки знали, что это чужая территория, они там не кричали. Да им просто и некуда было втиснуться со своими серенадами, все было занято, звуковой расчет был плотен.

Есть ли смысл оставаться здесь? На этот вопрос приходится отвечать и птицам. Возвращаясь весной в родные

края, они обращают внимание на то, как звучит хор соплеменников. Он служит им источником крайне необходимой информации: хор мощный - птиц много, вряд ли тут найдется свободное место. И летят птицы дальше.

Дата публикации: 19.08.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Внеклассное мероприятие.

Тема: Как общаются между собой животные?

«Постижение языка животных - это древняя как само человечество мечта …» К.Фабри

«Задача сохранения животных требует их понимания» Н.Тинберген

Цель: углубить знания учащихся о поведении животных, воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к животному миру.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

В сказках звери разговаривают. Вспомним хотя бы «Маугли» Р.Киплинга. В сказках и сам человек понимает язык зверей и ведет с ними разговоры. В этом проявляется вековая мечта человека - научиться понимать язык животных. Причины этих мечтаний понятны: слишком тесно соприкасается человек со зверем в течение миллионов лет, слишком велика была его зависимость от окружающих животных; ведь животные - это вкусная и питательная еда, это одежда и всевозможные предметы обихода, наконец, животные - это и смертельные враги.

Выследить и добыть зверя на охоте, избежать его смертоносных клыков, сделать из зверей помощников, приручив их, - все это требовало глубокого и тонкого понимания поведения животных и, в частности, особенностей их звуковой сигнализации.

Сегодня, когда «все меньше становится природы, а все больше окружающей среды», мы как- то особенно начинаем ощущать ее недостаток, стремимся к изучению и пониманию законов живого.

А между тем Красная книга природы продолжает заполняться. Поэтому естественно наше желание предотвратить роковое исчезновение видов животных, сохранить их для себя и будущих поколений. Но как справедливо пишет известный натуралист-этолог Нико Тинберген: «Задача сохранения животных требует их понимания». И добавим - понимания их языка.

Итак, в сказках звери разговаривают. А как происходит дело в действительности? У всех животных есть голоса, и подчас довольно разнообразные. Способны ли они общаться друг с другом при помощи этих голосов, передавать друг другу какую-либо информацию? Если да, то что могут звери «сказать» друг другу? Что они думают о себе, об окружающем мире, о нас, людях? Да и думают ли они в том смысле, как мы понимаем это слово?

С ответами на эти и другие вопросы познакомят нас сегодня группа исследователей в составе орнитологов, зоологов, ихтиологов, энтомологов. Со своими наблюдениями поделятся охотники.

Слово имеют зоологи:

ЗООЛОГИ: Язык животных - сложное понятие и не ограничивается только звуковым каналом связи. Животные общаются между собой с помощью языка запахов, звуков, жестов, красок.

Большинство животных обладают более тонким обонянием, чем человек. Например, собака ощущает запах пахучего вещества при его концентрации в сто, а иногда и в миллион раз меньше, чем человек. К органам обоняния водных животных молекулы пахучего вещества доставляются водой.

Очевидно, язык запахов - самый древний из всех языков, ведь им до сих пор пользуются животные, раньше других появившиеся на Земле.

ЭНТОМОЛОГИ:

Пахучими веществами метят свои дорожки муравьи. Запах быстро улетучивается, но когда по одной тропе движется множество муравьев, он сохраняется в течение всего рабочего дня. Направляясь к дому, муравей метит дорогу, только если нашел богатый источник пищи. Большинство муравьев метит дорогу, прикасаясь к ней брюшком.

У шмеля главное назначение пахучих желез - рассказать о себе шмелихам. Наскоро утолив голод, мохнатый кавалер летит от травинки к травинке, от кустика к кустику и везде оставляет пахучие метки. Затем, выбрав на помеченной тропе место поудобнее, он терпеливо ждет. Шмелиха, прочитав пахучее письмо, летит тем же путем и в конце концов находит отправителя.

Языком запахов пользуются и многие позвоночные животные. Сравнительно близорукие пресмыкающиеся - змеи и крокодилы - в брачный период выделяют пахучие вещества, привлекающие особей другого пола. Пользуются ими и некоторые млекопитающие, хотя чаще пахучие метки указывают зверям одного и того же вида, что данная территория занята. Это помогает избежать перенаселения и шире осваивать незанятые угодья.

УЧИТЕЛЬ: А могут ли животные языком запахов сообщать об опасности?

ЭНТОМОЛОГИ:

Некоторые животные сообщают об опасности «химическим» путем. Пчела, ужалив, не может вытащить жало обратно - ведь оно снабжено зазубринками, и погибает. Но оставшееся в теле жало выделяет особое вещество, приводящее в ярость других пчел, и на врага набрасываются все новые и новые их полчища. «Вещество тревоги» не стойкое, и пасечник, ужаленный пчелой, через 10-15 минут может подходить к улью.

ЗООЛОГИ: У некоторых млекопитающих химические сигналы опасности развиты очень хорошо. Так, в новую крысоловку - капкан крысы попадаются, едва успеешь нацепить приманку. Проходит несколько дней: какую бы лакомую приманку вы ни предлагали крысам, они обходят ее стороной. Выяснилось, что, умирая, крыса выделяет капельку жидкости с запахом, предупреждающим: «Здесь опасно, не подходи близко».

Язык запахов очень важен для многих животных-охотников. Собака и ее родственники находят добычу главным образом с помощью обоняния. Как далеко может собака учуять запах дичи, зависит прежде всего от направления и силы ветра и влажности почвы.

Легавые, обнаружив утром вчерашний след тетерева, могут подвести вас к птице, даже если она ушла за это время на расстояние более километра. А если ночью прошел дождь, то собака не сможет найти тетерева по следу.

Хорошим чутьем обладают все родственники собак: волк, шакал, лисица. А вот кошки, тигры, леопарды чувствую запахи совсем плохо. Копытным степей далеко слышать запахи незачем, на открытой местности гораздо важнее глаза, причем зоркие. А вот к обитающим в лесу лосю и зубру, надо подходить против ветра.

Пожалуй, так же часто как язык запахов, животные используют язык звуков. Звуковые коды очень разнообразны. Без преувеличения можно сказать, что сколько есть на Земле животных с голосом, столько существует и языков. Начнем с «рыбьих разговоров». Слово ихтиологам.

ИХТИОЛОГИ:

1.«Все спало для слуха в той бездне глухой..» - писал когда-то В.И.Жуковский, выражая существовавшие в то время мнение об отсутствии каких-либо звуков в морской глубине. Но развитие акустической техники опровергло это представление. Сила звука некоторых морских рыб так велика, что они вызывали взрывы акустических мин, получившие распространение во второй мировой войне и предназначавшихся, естественно, для поражения кораблей противника.

Таким образом, пословица «нем как рыба» была полностью опровергнута. Немые «заговорили» на все голоса, стоило только человеку изобрести гидроакустическую технику.

2. Недавно на Амазонке побывал австрийский биоакустик Фридрих Шаллер, который был поражен многообразием и громкостью звуков «поющих» рыб. Один из живущих там сомов-пирарара, достигающих метра в длину и весящий до 100кг, издает трубные звуки, похожие на рев слона и слышимые на расстоянии до 100 м. Звуки эти издаются сомом путем выталкивания смеси воды и воздуха через плотно сомкнутые жаберные щели и служат, как считают, для отпугивания хищников.

Хараки- -основная промысловая рыба Амазонки - во время нереста издает при помощи плавательного пузыря, заставляя его вибрировать мышцами, сильнейший звук, напоминающий шум мотоцикла. Можно себе представить, что творится на Амазонке, когда сотни самцов хараки, собравшиеся для икрометания, «заводят свои мотоциклы».

3. Обнаружен у рыб и сигнал опасности. Сигнал опасности у карпов - это серия тресков, которые издает вожак, обнаруживший врага. Короткая дробь- сигнал опасности у речных окуней во время их охоты на мальков. Очень разнообразны и «дальнобойны» нерестовые звуки различных рыб, служащие самцам для привлечения самок к местам икрометания. (Запись голосов рыб).

Таким образом, не так уж далек от истины был писатель А.И.Куприн, когда писал: «Рыбы говорят между собой - это всякий рыбак знает. Они сообщают друг другу о разных опасностях и человеческих ловушках, и неопытный, неловкий рыбак может надолго испортить счастливое место, если выпустит из сетей рыбу».

УЧИТЕЛЬ: Лучшими музыкантами среди животных мы считаем певчих птиц, для чего держим их даже в клетках. Но, оказывается, есть и певчие насекомые. Слово энтомологам.

ЭНТОМОЛОГИ:

«Музыкальные инструменты» насекомых весьма разнообразны. Саранча, например, «играет на скрипке». Роль скрипки и струн выполняют надкрылья, а роль смычка - задние ноги со специальными бугорками. Знай себе три ногами о надкрылья, опуская и поднимая поочередно то правую, то левую заднюю ногу, и песня звучит!

У кузнечиков и сверчков роль смычка выполняет не нога, а одно из надкрыльев (обычно левое), что однако, не мешает некоторым из них издавать сильнейшие звуки, слышимые до полутора километров.

Есть среди насекомых-музыкантов и барабанщики. Например, термиты, обнаружив опасность, дружно бьют головами о субстрат, оповещая всех жителей термитника о тревоге.

В отличие от многих других насекомых пчелы могут издавать звуки разной высоты и разных тембров. Это уже говорит о возможности использовать пчелами данных изменений звука для передачи какой-либо информации. Старые пчеловоды давно замечали, что пчелиная семья в улье жужжит по-разному в зависимости от того, в каком физиологическом состоянии они находятся: холодно ли, голодно ли, или семья решила роиться. Исследования биоакустиков позволили изучить характерные звуки, издаваемые пчелами в разных состояниях, с тем чтобы использовать эти данные для диагностики самочувствия пчелиной семьи. Если необходимо ограничить вылет пчел из улья, например, при обработке полей ядохимикатами, воздействуют на пчел определенными звуками и тем самым удается удержать их в улье.

Таким образом, изучение звукового языка животных может дать кое-что и для практики сельского хозяйства.

Волки! Кому из деревенских жителей незнаком их заунывный леденящий душу вой?

ЗООЛОГ: Кроме сольного и хорового воя, у волков зарегистрирован тявкающий визгливый лай, которым обычно завершается хоровое «пение». Наконец, записан также сигнал к нападению - боевой клич, подаваемый очевидно, вожаком стаи. Это вселяющий ужас звук, похожий на рычание разъяренной собаки, бросающейся на человека, чтобы укусить. При помощи голоса волки способны передавать друг другу очень сложную информацию: вести о приближении оленьих стад, о появлении в тундре людей, причем в определенном месте.

Страх перед волками сильно преувеличен, если знать их повадки и психологию. Пристрастие волков к хоровому пению, по его наблюдениям, имеет эмоциональную основу, обостряя в животных чувство принадлежности к стае. Кроме того, это средство общения с другими стаями и отбившимися собратьями.

ОХОТНИК: Очень странные звуки, напоминающие хохот, издают пятнистые гиены, живущие в Южной и Центральной Африке. Это сигнал угрозы либо вызов сопернику. Изредка, преследуя добычу, гиены лают. Неразговорчивы взрослые медведи. Они обычно тихо ворчат и издают хрюкающие звуки. Ревут медведи или когда ранены, или во время брачных поединков.

УЧИТЕЛЬ: «Пудель - самая умная собака, но только не говорите это при владельце таксы!» - «Позвольте не согласиться, самые умные - это овчарки. Вон мой Рекс - все понимает, только что не говорит!» Такие вполне резонные разговоры о собачьем уме и способностях их понимать человеческую речь нередко можно слышать среди владельцев собак.

ЗООЛОГ: Способность собаки понимать слова команды и выполнять по ним сложные действия, всем известна. Конечно, при этом много значат жесты и чувства, что собака тебя понимает, что ты от нее хочешь. Собаки отлично чувствуют изменения силы голоса и его высоты. Оказывается, слуховые механизмы различения звуков речи у собак точно такие же, как у человека. Но сильно развитых специализированных речевых центров в собачьем мозге, как впрочем, в мозге и других животных, не обнаружено. Именно поэтому они и не в состоянии понимать смысл связной человеческой речи в таком объеме и в такой глубине, как это дано человеку. Но тем не менее замечено, и это вполне справедливо, что собаки, подобно детям раннего возраста реагируют на эмоциональную интонацию голоса человеку: она может быть ласковой или гневной. Эта интонация, несомненно, помогает собакам воспринимать смысл сказанного. Именно поэтому опытные дрессировщики советуют владельцам собак при их обучении различным командам («сидеть», «лежать») произносить эти слова не с одной и той же, а с разной интонацией. Собаки обладают и фонематическим слухом, то есть способностью к различению речевых звуков на основе тех же их признаков, что и человек. Поэтому собаки различают и слова, с какой бы интонацией они ни были сказаны.

УЧИТЕЛЬ: «Я пою - следовательно, существую» - так начал одну из своих недавно опубликованных научных статей о птицах американский ученый Дж. Черфаз, подчеркнув тем самым исключительно важное биологическое значение звуковых сигналов в жизни птицы. Слово орнитологам.

Так, птица-самка безошибочно отличит пение своего супруга от пения чужого самца своего же вида. А это уже очень важно для поддержания у птиц семейных отношений. Птицы разных видов способны понимать друг друга. Так, например, всему птичьему населению в лесу понятен крик синички, обнаруживший сову: к этому месту немедленно слетаются десятки птиц, демонстрируя свою агрессивность по отношению к ночному хищнику. Беспокойное стрекотание сороки, обнаружившей в лесу охотника, оповестит о его приближении и насторожит не только других птиц, но также волка, медведя и всех других обитателей леса. (Записи голосов птиц в различных ситуациях).

УЧИТЕЛЬ: Важную роль в обмене информацией между животными играет язык поз и телодвижений. Оскаленная зубастая пасть, вздыбленная шерсть, выпущенные когти - достаточно выразительные свидетельства намерения животного драться.

ЗООЛОГ: В языке поз и телодвижений животных огромную роль играют хвост и уши: например, у кошки эти части тела принимают характерные положения при выражении различных оттенков угрозы и страха.

ИХТИОЛОГИ: Рыбы тоже часто принимают угрожающие позы. Колюшка в нерестовый период, встретив соперника, становится на голову, показывает бока, топорщит иглы на спине. Время от времени рыбка схватывает со дна травинки, как бы говоря: «Я занята постройкой гнезда, плыви своей дорогой».

УЧИТЕЛЬ: Заметную роль в жизни животных играет язык света и красок. Вспомните, как раскрашены различные животные, которым приходится скрываться от врага, пугать его, и как маскируются хищники, подкрадываясь к добыче. Однако цветом можно и «разговаривать».

ИХТИОЛОГ: В глубинах океана обитают рыбы, которым световая сигнализация помогает найти и не потерять сородичей.

Вы помните, что в брачный период брюшко у самца колюшки становится красным и этого достаточно, чтобы вызвать нападение другого самца. Такую же реакцию вызывает любой продолговатый красный снизу предмет.

ЗООЛОГИ: Некоторые животные могут разговаривать на языке огней. Так, тропическим светлячкам световые сигналы помогают найти друг друга. В лесах водится один вид светлячков-иванов червячок. У этого насекомого фонарик есть только у самочки - у нее светится задняя часть брюшка. Зажигать и гасить фонарик она не умеет, а если хочет оставаться незаметной, прижимает брюшко к земле или листу. Когда стемнеет и самка расположена пригласить самца, она забирается повыше и повисает на стебельке. При этом самочка поворачивает брюшко так, чтобы свет был хорошо заметен сверху. Ведь кавалер, собравшись в гости, петляет по воздуху между деревьями, высматривая, не загорится ли где-нибудь призывный огонек.

Довольно надежное средство защиты у жерлянок - кожные ядовитые железы. Их яд распространяет едкий запах, вызывающий слезотечение, а при попадании на царапины - жжение и боль. Сверху кожа жерлянок светло-серая, буроватая или черная, а на животе оранжевая, красная или желтая. Такой яркой окраской животное предупреждает врагов, что оно ядовито, в пищу не годится и трогать его нельзя. В случае опасности жерлянка переворачивается на спину и начинает выгибаться, устрашая преследователя.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, наверное, каждый из вас хотел бы пообщаться с каким-нибудь животным, например, с обезьяной. Но попытки научить обезьяну разговорной человеческой речи производились неоднократно, но не увенчались успехом. Но тем не менее с обезьянами можно общаться. Но как? Слово нашим экспертам.

ЗООЛОГИ: Обезьяну оказывается можно научить не акустическим, а зрительным сигналам, т.е. системе знаков, которой пользуются глухонемые люди для разговора между собой, благо руки и пальцы обезьяны обладают достаточной для этого подвижностью.

А один американский ученый, Дэвид Примак, научил обезьяну разговаривать с человеком при помощи кусочков пластика различных форм и цветов, которые она должна была выкладывать по порядку. Каждому такому кусочку соответствовало определенное слово, и обезьяна, выучив около 130 слов-символов, научилась составлять предложения. Исследователи считают, что разработанный ими метод обучения обезьян языку жестов может быть с пользой применен для обучения языковому общению людей, речевое развитие которых затруднено вследствие мозговых аномалий.

УЧИТЕЛЬ: А для чего же изучают язык животных? Какое это имеет значение?

По вою волка, реву оленей можно не только их обнаружить, но и довольно точно подсчитать количество зверей на данной территории.

Чайки, летающие с криком над каким-нибудь участком моря или озера, подсказывают рыбакам, где искать косяки рыбы.

ЗООЛОГ: Серьезно язык животных начали изучать только с развитием бионики. Особенно перспективно использование акустических приборов для борьбы с различными вредителями. Так, хороший эффект дает прибор, передающий сигнал тревоги насекомых и птиц.

ОРНИТОЛОГ: Значительный урон сельскому хозяйству при массовом скоплении наносят птицы. С развитием авиации растет количество катастроф от столкновения птиц с самолетами. Хороший результат дала трансляция сигналов бедствия птиц на аэродромах.

Заключительное слово учителя.

Мы сегодня познакомились с различными способами общения животных между собой. Наряду с практическим, изучение и использование голосов животных, имеет и большое теоретическое значение. Голоса помогают распознавать виды животных и родство между ними, изучать нервно-психологическую организацию животных и помогает проследить эволюцию их сигналов.

Коллекционирование голосов животных имеет большое научное значение, так как многие птицы или насекомые практически не отличимые внешне, хорошо различаются по голосам, и только на основании этого признака их удается выделить в самостоятельные биологические виды.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Волчьим детям, можно сказать, очень повезло!

Таких терпеливых и преданных родителей встретишь не часто. "Двое волчат пытались оторвать материнский хвост, они рвали и драли его с такой яростью, что шерсть летела клочьями. Двое других делали все, что только могли, чтобы оставить мать без уха…" - так канадский натуралист Фарли Моуэт описывает семейную идиллию у логова. Да, волки любят своих детей, и вместе с тем они очень строгие воспитатели.

Волки - нежные и заботливые родители, но уследить за бойкими малышами нелегко. Семейная идиллия часто сменяется суровой, но справедливой трепкой.

Суровая трепка за малейшую провинность да вдобавок болезненное прикусывание головы - обычный педагогический прием: так малышу указывают, что он перешел границы дозволенного. Надо сказать, волчата прекрасно обучаются, в том числе и при общении друг с другом. Ссоры между ними нередки, известны даже случаи братоубийства в борьбе за лидерство. Но родители почти не вмешиваются в такие конфликты, следуя принципу естественного отбора: выживает сильнейший!

Но там, где это действительно необходимо, волки проявляют много заботы и внимания. Например, отец семейства прежде всего накормит волчат, а уж потом поест сам. После удачной охоты он заглатывает большие куски мяса, а затем отрыгивает их для волчат полупереваренными.

Если дети не наелись, отец снова отправится на охоту, не отдохнув и не насытившись как следует.

Волки умны, восприимчивы, успешно приспосабливаются к разным условиям существования, но приручить волчонка непросто. Он физически силен, хорошо переносит боль и всегда будет бороться за лидерство. Справиться с ним может лишь уравновешенный и последовательный человек.

О чем воют волки?

Волчьи песни начинаются в конце июня - начале июля и звучат на утренней или вечерней заре. Эта торжественная и грустная мелодия выражает эмоциональное единство стаи.

В жизни волка вой может сыграть роковую роль. Уж, казалось бы, такие осторожные и умные звери…

Однако на вабу (подражание вою) охотника кто-нибудь да откликнется - и местоположение логова раскрыто. Лишь опытная самка не поддастся на провокацию и пробежит несколько километров, чтобы найти источник звука.

В повседневной жизни у волков в ходу иной "язык": рычание, ворчание, завывание, хныканье, тявканье, лай, повизгивание, резкий визг. Повизгивая, волк подзывает к себе волчат, тявкая - выражает нетерпение. Если он хочет сообщить собравшимся, как ему приятно всех их видеть, то будет, по словам Лоис Крайслер, "глядеть прямо в глаза и долго, самозабвенно-косноязычно бормотать и повизгивать почти на одной ноте ".

Волчий "язык" очень выразителен. Воя, волки подбадривают друг друга, торжествуют после удачной охоты, подают знак отставшим товарищам и угрожают чужакам. Поджидая матерую волчицу перед охотой, они рычат и тявкают; подзывая волчат, повизгивают; загоняя дичь, лают.

Вой имеет в жизни волков особое значение. Например, они "поют" перед охотой, настраиваясь на общий лад. Однако, охотясь, волки подают голос редко. Французский натуралист Реми Шовен выделяет всего три вида охотничьих сигналов: "… довольно тихое и протяжное завывание - простой сигнал к сбору; завывание более высокого тембра, на двух нотах, - нужно не медля идти по горячим следам; отрывистый лай, сопровождаемый воем, - это уже улюлюканье, значит, дичь на виду".

Словом, вой позволяет волкам общаться на расстоянии и на охоте согласовывать свои действия.

Умение "работать в команде" развивается также в играх, без них волки просто жить не могут и часто устраивают игрища, на которые сходятся близкие и дальние родичи. Веселые забавы затеваются на полянах, широких дорогах, убранных полях и т. п. Расшалившись, звери напрыгаются всласть: и вверх "свечкой", и друг через друга чехардой. Играют и в кошки-мышки, и в догонялки.

На игрищах строго соблюдаются правила поведения. При встрече с матерым молодой должен припасть к земле и подставить шею под его зубы в знак повиновения. Бурно изъявлять чувства не принято. Стоящие выше в семейной иерархии треплют и покусывают за загривок младших членов семьи.

Волчий язык довольно богат и необычайно выразителен. Знак особого расположения - отведенная в сторону передняя лапа. Широкий зевок - признак отличного настроения.

Скребя землю задними лапами, выражают презрение.

Мало того, волки еще и улыбаться умеют! Улыбки у них нежные, веселые, хитрые, застенчивые…

СЛЕДОМ ЗА ЛИСОЙ

Как выглядит обыкновенная лиса?

Оказывается, лисицы бывают не только рыжие!

Хотя у большинства и впрямь верхняя часть туловища ярко-рыжая, на лопатках заметен неясный крестообразный узор, грудь и брюхо белые, внутренняя сторона ушей черная, а кончик хвоста обязательно белый. Звери, которые обитают в северной тайге, обычно крупнее, чем их среднеевропейские сородичи.

Особенно отличаются пышностью меха и величиной яркоокрашенные лисицы Восточной Сибири, их называют огневками .

Нередки, однако, лисицы с темным крестом на плечах и темно-бурым брюхом - их называют крестовками .

Более светлый, буроватый окрас брюха и не так ярко выраженный крестообразный узор у сиводушек .

Еще бывают замарашки с разбросанными по шкуре и морде темными пятнами.

Лисята всех окрасов могут рождаться в одном помете с рыжими. Изредка в природе появляются черно-бурые и черно-серебристые зверьки, именно от них были выведены лисицы, которых теперь разводят на зверофермах из-за их красивого и дорогого меха.

У лисиц зрачок вертикальный, как у всех представителей семейства кошачьих, а у волков и собак - круглый. И еще лисицы похожи на кошачьих тем, что ловко орудуют передними лапами и никогда не охотятся стаями, а только в одиночку.

В России лиса обитает почти везде.

Длина тела 60–90 см, хвост всегда длиннее половины тела с головой, вес 4-10 кг.

Почему лису прозвали Патрикеевной?

Немногие животные имеют отчества. А вот лиса имеет! Патрикей - старинное латинское имя, означает "аристократ". Хотя правильнее Патрицей, но в давние времена на Руси латинское "с" произносилось как "к". Кстати, давали это имя только княжеским отпрыскам.

Говорят, лет 700 назад правил на Новгородчине князь Патрикей Наримунтович, и так он прославился своей хитростью и изворотливостью, что имя его с тех пор стало нарицательным, означая "хитрец". А поскольку народ считал лису самым хитрым зверем на свете, то и прилепилось к ней отчество Патрикеевна.

Мы не можем установить доподлинно, как слышат музыку другие существа, но можем с помощью экспериментов определить влияние различных видов музыки на животных. Животные могут слышать очень высокочастотные звуки и поэтому при дрессировке с ними часто работают с высокочастотными свистками.

Первым, кто проводил изыскания насчет музыки и животных можно назвать Николая Непомнящего. По исследованию этого учёного было точно выяснено, что животные хорошо схватывают ритм, например цирковые лошади безошибочно попадают в такт, когда звучит оркестр. Также хорошо схватывают ритм собаки (в цирке они танцуют, а домашние собаки иногда могут подвывать полюбившейся мелодии).

Тяжелая музыка для птиц и слонов

В Европе на одной птицефабрике был проведен эксперимент. Курице включили тяжелую музыку, и птица от этого начала кружиться на месте, потом повалилась на бок и задергалась в судороге, Но при этом эксперименте возникает вопрос: какой именно была тяжелая музыка и насколько громко? Ведь, если музыка громкая, тут легко кого угодно свести с ума, даже слона. Кстати, о слонах – в Африке, когда эти животные наедаются перебродивших фруктов и начинают буянить, местные жители прогоняют их рок-музыкой, которая проигрывается через усилитель.

А ещё ученые проводили эксперимент над карпами: одних рыб помещали в закрытые от света сосуды, других – в светлые. В первом случае рост у карпов замедлялся, но когда им периодически ставили – их рост становился нормальным. Также было установлено, что деструктивная музыка негативно влияет на животных, что вполне очевидно.

Животные с музыкальным слухом

Ученые провели ряд экспериментов с попугаями жако и установили, что эти птицы любят что-то ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под драматические токкаты Баха. Что примечательно – попугаи обладают индивидуальностью: у разных птиц (жако) отличались музыкальные вкусы: одни слушали регги, другие больше любили классические композиции. Также случайно было установлено, что попугаи не любят электронную музыку.

Было установлено, что крысы любят Моцарта (во время экспериментов им ставили записи ), но немногие из них все же предпочитают классике современную музыку.

Известный своими энигма-вариациями сер Эдуард Уильям Эдгар подружился с псом Дэном, хозяин которого один лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, от чего снискала уважение у сэра Эдуарда, который даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма-вариаций.

У слонов есть музыкальная память и слух, они способны запоминать мелодии из трех нот, и больше любят скрипку и басовые звуки низких медных инструментов, чем пронзительную флейту. Японские ученые установили, что даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на и умеют делать различия в композициях.

Животные в музыкальных проектах

Давайте рассмотрим животных, которые участвовали в различных необычных музыкальных проектах.

Как было замечено уже выше – собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, не смотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока “Howl”; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для и собаки.

Есть еще другие музыкальные коллективы, в которых участвуют животные. Так есть «тяжёлая» группа Insect Grinder, где в роли вокалиста выступает сверчок; а в группе Hatebeak вокалист – попугай; в коллективе Caninus «поют» два питбуля.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: