Мадлен вионне-"архитектор моды". Школа стильных образов и идей Какой мадам мир моды обязан косым кроем

Имя Мадлен Вионне малоизвестно в широких кругах. Гений и классик моды, она творила уникальные платья для аристократок и богемы и потому теперь ее имя служит своего рода паролем среди поклонников Высокой моды.

Madeleine Vionnet (1876 - 1975) - Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в бедной семье.

была известным французским модельером. Ее называли "Королевой косого кроя" и "архитектором среди портных". Родившись в бедной семье в Chilleurs-Окс-Буа, Vionnet начала работать, как швея, с возраста 11 лет

С детства Мадлен мечтала стать скульптором, а в школе проявила большие способности к математике, но бедность вынудила девочку оставить школу и стать помощницей портнихи. В 17 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, в поисках лучшей доли. Дела у молодых складывались прекрасно: Мадлен устроилась работать в известный Дом моды Vincent и вскоре забеременела и родила дочку. Однако здесь фортуна отвернулась от молодой портнихи: девочка умерла, брак распался и она потеряла работу. в 18 лет, она бросила мужа....

В таких условиях Мадлен решилась на отчаянный поступок: на последние деньги, не зная языка, уехала в Англию.
Довольно быстро Мадлен устроилась в ателье Кэт Рэйли(в качестве швеи) которое занималось копированием парижских моделей. Благодаря Мадлен за один год заведение известным и процветающим. Самым большим успехом ателье стало свадебное платье, созданное Вионне для невесты герцога Мальборо.

После этого триумфа Мадлен Вионне пригласили работать к себе сестры Калло. Вионне стала главной помощницей старшей сестры, мадам Мари Жербер, и благодаря ей смогла во всех тонкостях понять технику кроя и мир моды
В 1906 году модельер Жак Дузе пригласил Вионне обновить его старую коллекцию. Мадлен убрала корсеты и укоротила длину платьев, чем вызвала неудовольствие кутюрье.
Тогда Вионне создала первую собственную коллекцию. Платья были раскроены "по косой", что придавало изделиям дополнительную гибкость и позволяло облегать фигуру, подобно неизвестному тогда трикотажу. Во время показа Мадлен не хотелось нарушать гармоничность линий, и она потребовала, чтобы манекенщицы надевали платье на голое тело.

Последовал скандал, привлекший к моделям Мадлен внимание свободомыслящих женщин, богемы и дам полусвета. Благодаря этим клиентам Мадлен смогла создать свой собственный Дом моды.
Он открылся в 1912 году. Вот тогда Вионне смогла воплотить в жизнь свои самые разные идеи. Излюбленным методом Мадлен был раскрой "по косой", т.е. под углом 45% к направлению долевой нити, за что ее называли "мастер косого кроя". Вионне редко рисовала свои модели, обычно она делала эскизы, накалывая ткань на манекен около 80 см высотой, а затем увеличивала полученную выкройку и создавала очередной шедевр. Модели обходились минимумом швов, а рельеф достигался за счет разнообразных драпировок и складок. Мадлен восхищали одежды древних греков, но она утверждала, что современные люди должны идти дальше в умении создавать одежду. И она развивала искусство драпировки и кроя до невероятных высот. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы: "Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней".
Вместе с тем, платья Мадлен Вионне были настоящей головоломкой. Многим клиенткам приходилось обращаться к модельеру, чтобы научиться облачаться в платье. Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры. Чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Самой Мадлен ее творения представлялись простыми, поэтому с 1920 года она постаралась обезопасить себя от подделок: перед тем, как попасть к клиенту, каждое платье фотографировалось с трех сторон и снимки помещались в "Копирайт-альбом". Всего за время работы Дома моды Вионне набралось 75 таких альбомов, на страницах которых отображено около полутора тысяч моделей.

На каждое платье нашивался ярлык, на котором Мадлен ставила подпись и отпечаток своего большого пальца, и эта идея получше, чем наклейки с голограммой, которые тогда еще не были изобретены. Свои модели Вионне старалась не отдавать в магазины, опасаясь, что их будут копировать, зато регулярно устраивала распродажи старых коллекций, которые пользовались популярностью не меньше показов.

Личная жизнь у Мадлен Вионне складывалась неудачно. В 1923 году она вышла замуж за Дмитрия Нечволодова, с которым рассталась в 1943, а оставшуюся жизнь провела в одиночестве.

В 1939 году Вионне выпустила последнюю коллекцию и закрыла свой Дом моды.

Мадлен прожила 99 лет, оставаясь бодрой и в ясном сознании. До последних дней она читала лекции молодым модельерам, которые буквально молились на нее.

О моде Мадлен Вионне отзывалась так: "Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья".

Из нескольких тысяч изделий Вионне уцелело не так уж много вещей. То, что осталось, стало украшением музеев моды в Париже, Лондоне, Токио, Милане и частных коллекций.


выкройки брюк по косой и платья с шарфом.

платье Вионне с заковыристым рукавом:

Французский модельер, оказавший огромное влияние на формирование моды в первой половине 20-го столетия. Сегодня Вионне мало известна широкой публике, хотя среди специалистов она до сих пор считается одной из самых значительных кутюрье Франции (France). Модный дом Мадлен Вионне (La Maison de couture Vionnet), которую называли "Королевой косого кроя" и "Архитектором среди портных", открылся в Париже (Paris) в 1912 году и в Нью-Йорке (New York City) в 1924. Пожалуй, самым известным ее изобретением остаются элегантные платья в греческом стиле и внедрение в широкое употребление косого кроя.


Мадлен Вионне появилась на свет в небогатой семье жандарма, 22 июня 1876 года, в местечке Шайер-о-Буа, департамент Луаре (Chilleurs-aux-Bois, Loiret), и уже в возрасте 11 лет поступила в ученицы к местной швее, жене сельского полицейского. В 16 лет она переехала в Париж, где стала ученицей модного портного с Рю де ла Пэ (rue de la Paix), полной шикарных магазинов, а в 18 лет вышла замуж. Когда Мадлен исполнилось 20 лет, умерла ее маленькая дочь, что стало для молодой матери источником огромных страданий. Мадлен решила полностью изменить свою жизнь. Она оставила мужа и под предлогом изучения английского языка отправилась в Лондон (London), где сначала устроилась швеей в лечебнице для душевнобольных, а затем перешла в мастерскую портнихи, обслуживавшей обеспеченных англичанок, копируя парижские модели. Там Мадлен не только обучилась техническим премудростям отличных британских портных, но и узнала, как более или менее скопировать тот или иной фасон так, чтобы никого не смутить.

На рубеже столетий она увлеклась Айседорой Дункан (Isadora Duncan) и свободной формой и детально изучила искусство драпировки, а затем, вернувшись в Париж, поступила на стажировку в известный Модный дом сестер Калло (Callot Soeurs), и отшлифовала свое мастерство в мастерских великого кутюрье Жака Дусе (Jacques Doucet). Вионне так говорила о сестрах Калло: "Благодаря сестрам Калло я смогла сделать "роллс-ройс". Без них я бы делала "форды"". Благодаря Дусе Мадлен во всех своих моделях отказалась от использования корсета, нача

в и возглавив настоящую революцию в мире моды.

В 1912 году, после огромного успеха своих творений в Доме Дусе, Вионне открыла свой собственный Модный дом, "Vionnet", на Рю де Риволи 222, где с тех пор толпились все модницы Парижа. Два года спустя Первая мировая война заставила ее закрыть свой дом, но это не означало, что она перестала работать. Модели 1917-1919 годов стали, наверно, самыми смелыми среди всех, что Вионне спроектировала. С начала 20-х годов Вионне вызвала фурор путем введения косого кроя, техники раскроя ткани по диагонали, которая позволяет готовому изделию струиться, мягко облегая тело своей владелицы во время движений. Удивительно, но до нее никто до этого не додумался. Использование Вионне косого кроя привело к созданию совершенно нового, облегающего и стройного силуэта, совершило революцию в женской одежде и вознесло ее на вершину мировой моды. Пресса ее буквально боготворила – сохранились газетные фотографии дам из высшего общества и известных актрис в туалетах от Вионне.

Кроме того, припомнив уроки, полученные в лондонской мастерской, Мадлен Вионне разработала систему защиты ее моделей от копирования, положив тем самым начало системе авторского права в индустрии моды. Она наносила серийные номера на каждый предмет одежды или обуви, вышедший из ее мастерских, и вела списки людей, которым официально разрешала скопировать свои модели в нескольких экземплярах. Таким образом, в распоряжении потомков оказалась бесценная архивная коллекция, с подробными фотографиями и описаниям

каждой модели Мадлен Вионне. Ее не зря называли архитектором среди портных. Вионне не любила эскизы, не передававшие форму, и предпочитала работать с небольшими деревянными манекенами, на которых воссоздавала форму будущего платья из куска ткани. Мадлен сохраняла знаменитую статуэтку в своей комнате до конца своих дней и объясняла с ее помощью любознательным посетителям принципы своей работы. Вионне серьезно относилась к благосостоянию своих сотрудников, удобно оборудовала их рабочие места, организовала столовую, детские ясли, работу врача и стоматолога, и давала оплачиваемые отпуска до того, как это было закреплено законом.

Несмотря на то, что Мадлен была на пике своей славы, в день, когда началась Вторая мировая война, она завершила свою карьеру, а в следующем году прекратил существование и ее Модный дом. Вионне прожила еще 35 лет и скончалась в Париже 2 марта 1975 года, дожив почти до 100 лет. Она столько лет работала с бешеным темпераментом, чем же она заполняла свою жизнь на пенсии? Мадлен Вионне не любила роскошь, но ценила красоту и окружала себя замечательными предметами современного искусства. Она работала в саду, наслаждалась природой и вела очень интересную переписку с друзьями, в том числе со звездой Прекрасной эпохи Лианой де Пужи (Liane de Pougy). Ее единственной связью с модой оставалось преподавание техники кроя и богатых традиций высокой моды в модных школах Парижа.

Она похоронена рядом с могилами русских офицеров в местечке Ла Шассань (La Chassagne), откуда был родом ее отец

Еще до появления Шанель на модном Олимпе в Париже жила и творила икона стиля и богиня кроя Мадлен Вионне. Ей принадлежит множество изобретений – крой по косой, одежда без швов, использование этикеток. Она призывала женщин быть свободными, как ее кумир – Айседора Дункан. Однако на долгие годы имя Мадлен Вионне было забыто…

Она родилась в 1876 году в Альбервилле, маленьком провинциальном городке. В детстве она мечтала быть скульптором, но мечте не суждено было сбыться – по крайней мере, так, как это себе представляла маленькая Мадлен. Ее семья была бедна, и вместо художественной школы двенадцатилетняя Мадлен отправилась в ученицы к местной портнихе. Она не получила даже полноценного школьного образования, проучившись лишь несколько лет. Талант к математике ничего не значит, если тебе приходится добывать себе пропитание с юного возраста.

В семнадцать Мадлен, освоившая швейное мастерство, устроилась работать в парижский модный дом – и ее ждала судьба, в общем-то, совершенно заурядная. Некоторое время спустя она вышла замуж за русского эмигранта и родила девочку, но ребенок умер, а муж оставил ее. С тех пор Мадлен больше не связывала себя узами брака.

Вскоре после этой трагедии Мадлен потеряла работу. Совершенно раздавленная, она отправилась в Англию, где первое время соглашалась на любую тяжелую работу – например, прачкой, а затем осваивала дело закройщицы в мастерской, занимавшейся копированием французских нарядов для английских модниц.

Вернувшись в Париж на рубеже веков, она устроилась закройщицей на работу в модный дом сестер Калло, которые увидели в ней потенциал и повысили до помощницы главного художника. Вместе с сестрами Калло Мадлен придумывала новые модели, силуэты и декор. Затем Мадлен начала работать с кутюрье Жаком Дусе, но сотрудничество оказалось недолгим и не особенно удачным – Мадлен обуяла жажда экспериментов, которые оказались слишком экстравагантными.

Она была страстной поклонницей Айседоры Дункан – ее свободы, дерзости, раскрепощенной пластики, и стремилась воплотить в своих моделях ту силу, ту радость жизни, которую видела в великой танцовщице.

Еще до Шанель она заговорила об отказе от корсетов, решительно укоротила длину платьев и настаивала на использовании мягких, подчеркивающих естественные изгибы женского тела платьев. Она предложила Дусе проводить показы моделей, но первый же показ вызвал скандал – даже богемный Париж не был готов к таким новаторствам. Вионне рекомендовала манекенщицам не надевать нижнее белье под ее облегающие платья, по подиуму они шагали босиком, как великолепная Дункан. Дусе поспешил расстаться со слишком активной помощницей, а затем грянула Первая мировая война.

Свое дело Мадлен открыла еще в 1912, но получила известность лишь в 1919 году – и сразу завоевала бешеную популярность. Она боролась с подделками, используя фирменные лейблы и специально разработанный логотип, что сейчас для модной индустрии явление совершенно обыкновенное.
Каждое платье от Вионне фотографировалось с трех ракурсов с использованием специального зеркала и помещалось в альбом – таких альбомов за более чем тридцать лет существования Дом Вионне выпустил семьдесят пять.

Мадлен считала, что одежда должна повторять линии тела женщины, а не тело уродоваться и ломаться специальными приспособлениями, чтобы соответствовать модному силуэту. Она любила простые формы, драпировки и коконы. Именно Мадлен Вионне придумала крой по косой, позволяющий ткани скользить вокруг тела и лежать красивыми складками. Изобрела воротник-капюшон и воротник-хомут. Она часто экспериментировала с бесшовной одеждой – например, создавала пальто из широкого отреза шерсти без единого шва.

Она часто изготавливала комплекты из пальто и платья, где подкладка пальто и платье были выполнены из одной ткани – второе рождение этот прием получил в 60-е годы.

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней» - эту загадочную фразу Вионне повторяла очень часто. Что она значила? Может быть, Мадлен хотела подчеркнуть, что ее платья следуют естественным движениям обладательницы и подчеркивают ее настроение – а может быть, в этих словах таилась какая-то модернистская шарада.

Вионне вдохновлялась скульптурой кубизма и футуризма, а также античным искусством. На фотографиях ее модели представали в позах античной вазописи и древнегреческих фризов. А древнеримские статуи послужили отправной точкой для драпировок, секрет которых дизайнеры и инженеры не могут разгадать и по сей день.

Вионне была равнодушна к цвету, хотя специально для нее была создана новая ткань – смесь шелка и ацетата нежно-розового оттенка.

Мадлен Вионне практически не оставила лекал – каждое платье создавалось индивидуально методом наколки, поэтому в точности повторить ее наряды попросту невозможно. Не оставила она и эскизов. Мадлен считала, что нужно не конструировать платье, а окутывать фигуру тканью, позволяя материалу и телу делать свою работу, предпочитала подстраиваться под индивидуальность клиенток, а не диктовать им свою волю. Она хотела раскрыть, раскрепостить женщин.

Правда, как бы ни были прекрасны платья от Вионне, заказчицы нередко возвращали их создательнице – потому что не могли самостоятельно разобраться в складках и драпировках. В коробке и на вешалке платья выглядели бесформенными тряпками, и лишь на женском теле превращались в настоящие шедевры. Мадлен приходилось проводить для клиенток мастер-классы по одеванию. Удивительно, что эти затруднения возникали именно с платьями художницы, которая мечтала подарить женщинам свободу античных нимф и вакханок!

Мадлен никогда не называла модным то, что она делает. «Я хочу, чтобы мои платья пережили время», - говорила она.

Вторая мировая война оставила Вионне практически без средств к существованию, ее модный дом был закрыт, а имя – забыто на долгие годы. Однако достижения Мадлен Вионне использовались модельерами по всему миру – украденные у той, что так берегла свои работы от подделок. Лишь в 2000-х годах модный дом Вионне возобновил работу с молодыми амбициозными менеджерами и дизайнерами.

1

1

1

"Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней".

Мадлен Вионне

Мадлен Вионе прославилась прежде всего своей техникой кроя, предполагающей раскладку на ткани не как обычно по долевой ните, а по косой, под углом 45 градусов к долевой ните. Нельзя не заметить, что Мадлен не была автором этой техники, но именно она довела ее до абсолютного совершенства. Все началось в 1901 году, именно тогда Мадлен Вионне поступает на работу в ателье сестер Калло, где работает с одной из совладелиц ателье - мадам Гербер. Мадлен замечает, что некоторые детали одежды, а именно небольшие вставки, кроются по косой, однако такая техника используется не слишком часто. Вионне же начинает использовать эту технику повсеместно, раскраивая полностью все детали платья по косой. В результате готовое изделие приобретает совершенно иную форму, платье будто струится и полностью облегает фигуру. Такой подход кардинально изменяет одежду и оказывает огромное влияние на моду в будущем.

НЕ ТОЛЬКО ПОРТНИХА, НО И ТВОРЕЦ

Благодаря огромному опыту, который Вионне получила в ходе работы в различных ателье Лондона и Парижа, она смогла выработать свой собственный непохожий ни на чей другой стиль. Она создала неповторимую технику кроя и тем самым смогла взбудоражить мир моды ХХ века.

Будучи по своей натуре модернистом, Вионне считала, что присутствие на одежде украшений должно быть сведено к минимуму, они не должны утяжелять ткань. Одежда должна сочетать в себе такие качества как комфортность и свобода движения. Вионне считала, что одежда должна полностью повторять формы женского тела, а не наоборот фигура подстраиваться под неудобные и неестественные формы одежды. Она была одной из небольшого количества дизайнеров начала ХХ века, наравне с Полем Пуаро и Коко Шанель, которые создавали женскую одежду на бескорсетной основе. Мало того, модели Вионне демонстрировали свои платья на голое тело, без нижнего белья, что было достаточно провакационно даже для готовой ко многому парижской аудитории. Во многом благодаря Вионне смелые и открытые "новому" женщины смогли отказаться от корсетов и ощутить свободу в движении. В 1924 году, давая интервью The New-York Times, Вионне призналась: "Лучший контроль тела - это естественный мышечный корсет - который может создать любая женщина благодаря физическим тренировкам. Я не имею в виду тяжелые тренировки, а наоборот то, что вы любите и что делает вас здоровыми и счастливыми. Очень важно чтобы мы были счастливы".

В 1912 году Мадлен Вионне открывает свой собственный Дом моды в Париже, однако по истечении 2 лет она вынуждена приостановить его деятельность. Причиной тому стала начавшаяся Первая Мировая война. В этот период Вионне переезжает в Италию, занимается саморазвитием. В Риме Мадлен заинтересовалась античной культурой и искусством, благодаря чему она стала уделять больше внимания драпировкам и последовательно усложняла их. Подход к драпировкам был аналогичен технике кроя - основная идея заключалась в естественности линий и ощущении легкости и воздушности.

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье. С жтого периода и еще на 20 лет вперед Вионне стала законодателем женской моды. Благодаря культу женского тела, ее модели стали настолько ппопулярны что со временем заказов в ателье стало так много, что работающий там персонал просто не справлялся с таким объемом. В 1923 году Вионне, с целью расширения своего бизнеса, приобретает здание на авеню Монтень, которое полностью реконструирует в сотрудничестве с архитектором Фердинаном Шаню, декоратором Жоржем де Фер и скульптором Рене Лалик. Это великолепное здание получило впечатляющие название "храм моды".

Приблизительно в этот же период времени коллекция женской одежды Модного дома Вионне пересекает океан и попадает в Нью-йорк, где пользуется такой популярностью, что спустя 2 года Мадлен Вионне открывает в США филиал, в котором продавались копии парижских моделей. Особенностью американских копий было то, что они были безразмерными и подходили практически на любую фигуру.

Такое успешное развитие Дома моды привело к тому, что в 1925 году в нем работало уже 1200 человек. По численности Дом моды конкурировал с такими успешными модельерами как Скиапарелли, у которой на тот момент работало 800 человек, Ланвин - у которой работало около 1000 человек. Очень важным моментов является то, что Мадлен Вионне была социально-ориентированным работодателем. Условия труда в ее Доме моды существенно отличались от других: обязательным условием работы были короткие перерывы, работницы имели право на отпуск и социальные пособия. Мастерские были оборудованы обеденными зонами и лечебницами.

На фото слева - пригласительный билет на показ коллекции Дома моды Вионне; справа - эскиз модели Вионне в одном из парижских журналов

НЕРАСКРЫТЫЕ СЕКРЕТЫ

Мадлен Вионне была абсолютным виртуозом в вопрсе по работе с тканью, она могла создать необходимую для платья форму, не используя замысловатые приспособления и инструменты - все что было необходимо для этого - это ткань, манекен и иголки. Для своей работы она использовала маленькие деревянные куколки, на которые накалывала ткань, изгибая ее так, как это было необходимо и закалывая ее иголками в нужных местах. Ненужные "хвосты" она обрезала ножницами, после того, как Мадлен была удовлетворена результатом, она переносила задуманную модель на конкретную женскую фигуру. В настоящее время такой способ работы с тканью называется - способом "наколки".

Не лишним будет отметить, что вопреки красоте и изящности получаемых линий, одежда Вионне не отличалась легкостью в эксплуатации, а именно, ее достаточно сложно было надеть. Некоторые модели платьев требовали определенных навыков от своих обладательниц для того чтобы они смогли просто их одеть. В силу такой сложности, имели место такие случаи, когда женщины забывали эти приемы и просто не могли одеть платья от Вионне.

Постепенно Мадлен еще более усложнила технику кроя - ее лучшие модели не имеют ни застежек, ни вытачек - есть лишь один единственный диагональный шов. К слову сказать, в коллекции Вионне есть модель пальто, которая изготовлена вообще без одного шва. В ненадетом виде модели платьев представляли собой обычныые лоскуты ткани. Трудно было даже представить, что только с использованием особых приемов скручивания и завязывания эти куски ткани могли превратиться в элегантные наряды.

На фото выкройка и эскиз вечернего платья Дома моды Вионне

В процессе работы над моделью Мадлен преследовала только одну цель - в итоге платье должно сидеть на клиентке как влитое. Она использовала множество подходов, позволяющих визуально улучшать фигуру, например уменьшить обхват талии или наоборот увеличить линию декольте. Еще одной изюминкой кроя Вионне было сведение к минимуму швов на изделии - в коллекции ее творений есть платья с одним швом. Некоторые из методов работы с тканью, к сожалению, до сих пор остаются нераскрытыми.

Вионне положила начало такому особо популярному в наше время понятию как авторское право. Боясь случаев незаконного копирования своих моделей, она пришивала к каждому издеию специальный ярлык с присвоенным порядковым номером, и отпечатком своего пальца. Каждая модель фотографировалась в трех ракурсах, а затем заносилась в специальный альбом с подробным описанием особенностей, свойственных тому или иному изделию. В целом за период своей деятельности Вионне создала около 75 альбомов.

Вионне была первая кто использовал одинаковую ткань как на верх изделия, так и на его подкладку. Этом прием стал достаточно популярным в те времена, однако применяется и современными модельерами.

МОДЕЛИ ИЗ РАННИХ КОЛЛЕКЦИЙ

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1953

  • Вечернее пальто, Madeleine Vionnet. прибл.1935

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1937

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936

  • Дневной ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936-38

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1938

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. прибл.1925

  • Платье, Madeleine Vionnet. 1917

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1932

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1930

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1932

  • Халат, Madeleine Vionnet. 1932-35

    Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1933-37

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1936

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1934-35

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. 1930

ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ

С момента, как Мадлен Вионне открыла свой Модный дом, прошло уже более 100 лет, но ее идеи по прежнему популярны и востребованы. Конечно ее узнаваемость не так велика, как например Коко Шанель и Кристиван Диор, но ценители модного искусства знают какой неоценимый вклад в модную индустрию сделала эта "великолепная во всех отношениях" женщина. Она смогла достигнуть своей цели - сделать женщину утонченной, женственной и грациозной.

Удивительно, что модели Вионне, даже спустя более чем 70 лет как она отошла от дел, до сих пор востребованы современной содой. Благодаря ее легко узнаваемой эстетике и неоценимому вкладу в дизайн. Вионне повлияла на работы сотен современных модельеров. Гармония форм и пропорций ее платье не перестают вызывать восхищение, а техническое мастерство, которого удалось достичь Вионне, возвело ее в ранг одного из самых влиятельных модельеров за всю историю моды.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

Место рождения: Шийёр-о-Буа, северо-центральная часть Франции.

В 1888 году становится ученицей швеи мадам Буржёй;

В 1895 году едет в Лондон изучать портняжное дело. Там работает для Kate Reilly, ателье, где изготавливали копии парижских моделей;

В 1901 году начинает работать в ателье сестер Калло в Париже, где постигает строгие стандарты искусства конструирования;

В 1906 году Жак Дусе приглашает ее к себе на работу, чтобы освежить традиции своего Дома моды;

В 1912 году открывает собственный Дом моды;

Из-за Первой мировой войны закрывает свой Дом моды в 1914 году, уезжает в Рим, где шьет модели для частных клиенток;

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье, организует судебный процесс против модельера, который занимался подделкой ее моделей. Для того, чтобы защитить свои творения от плагиата, Мадлен решает использовать специальные логотипы, нумерует каждую модель, фотографирует их прямо, спереди, сзади, а затем формирует специальный альбом моделей;

1939 год - после начала Второй мировой войны Вионне решает отойти от дел. Немного позже из-за отсутствия финансирования Модный дом Вионне закрывается;

С 1945 года начинает преподавать в школах моды по направлению драпировка ткани.

В 1952 году Мадлен Вионне безвозмездно передает свои альбомы с платьями и эскизами Музею декоративных искусств В Париже.

Но ее ДОм моды не канул в века времен, он существует и по сей день. Конечно ему было суждено пережить несколько покупок и продаж. В настоящее время Дом является собственностью компании Go TO Enterprise, которой владеет Гога Ашкенази, миллиардерша казахского происхождения.

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», — сказала однажды Мадлен Вионне. Это стало ее жизненным принципом, который она пронесла через всю жизнь. Вы спросите, кем же была эта женщина с замысловатым именем: может быть, философом или заядлой феминисткой. Нет, Вионне была виртуозным модельером, оставившим неизгладимый след на страницах истории моды, она создала свой стиль, которому следовали миллионы женщин по всей планете.

Мадлен хоть и была названа критиками «королевой косого кроя», совсем не имела в своей родословной благородных кровей. Напротив, она родилась в бедной семье 22 июня 1876 года в маленьком французском городке Альбервилле. Девочка с ранних лет мечтала стать архитектором, однако им было суждено не воплотиться в жизнь. Вионне пришлось бросить школу в 12 лет и работать помощницей портнихи. Родители не возлагали на дочь надежд, отсутствие финансовой независимости не позволяли им жить ради Мадлен. Не имея полного образования, она не имела больших перспектив, казалось судьба уже все решила за девушку, однако та однозначно решила – все будет по-моему. И так и случилось: в 18 лет девушка переехала в Париж и устроилась в модный дом «Винсент» швеей. Перед ней открылся совершенно иной мир, в котором жила красота, которую бедная девочка из провинции никогда не видела.

О личной жизни Вионне известно очень мало, в юношеском возрасте Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, что потом обернулся трагедией. Девушка родила дочку, однако малышка скоропостижно скончалась. Этой потери брак не выдержал, вскоре супруги развелись. Потеря ребенка сказалась на всей жизни Вионне, как известно, она до конца жизни оставалась в одиночестве, один на один со своей тяжелой утратой. Мадлен видела одну единственную цель — начать творить, ведь мир моды так неожиданно захлестнул ее, мечты о карьере архитектора испарились. Однако в связи с личностными переживаниями девушка не смогла долго оставаться во Франции и отправилась в Англию.

В 22 года Вионне переехала в Лондон, трудности с поиском работы заставили девушку какое-то время работать прачкой. Это было очень сложное время для нее, однако Мадлен не опускала руки. Вскоре ее взяли в модный дом «Кэти О’Рэйли», в нем создавались копии одежды известных модельеров. Девушка работала с энтузиазмом, внезапно поняв, что способна на большее, чем просто копировать чужие идеи. Набравшись сил в Лондоне, Мадлен возвращается в Париж, полная новых идей и желания творить. Ей сопутствует удача: в 1900 году девушка устраивается в одно из самых престижных модных домов того времени Сестер Калло. Успехи и трудолюбие в работе тут же выделили Вионне, в коллективе она стала лучше, а позже одна из сестер сделала Мадлен своей главной помощницей. Многому Вионне научилась у своей наставнице, ведь именно она показала ей истинный мир моды. Так, Мадлен вспоминает мадам Гербер: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее я выпускала форды.»

Мадлен многому научилась в модном доме сестер Калло, но поняла, что нужно идти дальше. Перейдя к знаменитому Жаку Дусе, начинающий дизайнер работала закройщицей. Роскошные туалеты, влиятельные покупатели и шарм самого владельца модного дома внушали Вионне невероятный энтузиазм. Творческий порыв был настолько силен, что обескуражил и даже напугал метра моды. Политика Мадлен была слишком жесткой, она на прямую говорила Дусе о том, что стоит отказаться от корсетов и подкладок, меняющих фигуру. Залог красоты по ее мнению – усердная работа над собой и собственным телом, одежда должна подчеркивать все достоинства, но никак не скрывать недостатки. Работа у знаменитого модельера закончилась для нее громким скандалом, Вионне, посмевшая диктовать каноны моды самому Дусе, была отстранена от работы. Но это не отбило желание у начинающего дизайнера продолжить свой путь. В 1912 году Мадлен открывает свое ателье, однако и на этот раз жизнь словно ставит перед женщиной преграду – начинается Первая Мировая война, перечеркнувшая планы Вионне. Но модельер находит в себе силы переступить через это препятствие, ателье начало работать в 1919 году, Мадлен слишком долго ждала, пора начать творить.

Война изменила не только людей, но еще и их взгляды, постепенно мир моды начал склоняться к простоте, которую так прославляла Мадлен. Не умея рисовать, она подходила к созданию туалетов при помощи математического склада ума. Соблюдение пропорций и креативность мышления помогли ей прославиться. За эти навыки дизайнер и получила титул «архитектор моды». Изначально костюмы не создавались на бумаге, как это делали прочие кутюрье, Вионне создавали платья на манекене. Долгая, кропотливая работа не надоедала Мадлен, она стремилась к идеалу.

Один из первых показов Вионне поразил публику и затем породил целую вереницу скандалов. Мадлен всегда предпочитала в своих моделях использовать тонкие летящие ткани, не сковывающие движений. Так, она использовала шелк, атлас, кепа, которые так и струились по женской фигуре. Своим маникенщицам дизайнер запрещала носить нижнее белье, что стало настоящим откровением для общества того времени. Эту идею посчитали слишком откровенной даже для свободных нравов Парижа.

Главным новаторством в творчестве Мадлен считается именно косой крой, без которого невозможно представить моду 30-х годов. Этот способ шитья позволял ткани идеально облегать фигуру. Удивительность творений кутюрье заключалась в том, что на вешалке платья смотрелись совершенно бесформенно, однако стоило их примерить и они сидели как влитые. Этот успех она объясняла тем, что любой наряд должен подстраиваться под человеческое тело, под его особенности фигуры и потребности. Крой и форма наряда должны быть индивидуально подобраны под него.

Как ни странно, но Вионне была достаточно равнодушна к цветам, в ее моделях присутствовала практически вся цветовая палитра: от теплых до холодных тонов. Намного больше дизайнера интересовали ткани. По специальному заказу модельера поставщик материалов для ателье Вианни Бьянчини-Ферье создало новую ткань – смесь шелка и ацетата. Вскоре работами Мадлен заинтересовались самые богатые и влиятельные женщины по всему миру. Этому способствовало активное развитие бренда. В 1923 году количество клиентов было на столько велико, что пришлось открыть новое ателье намного больше и просторнее прежнего на улице Монтень. Через год о кутерье заговорила и вся Америка На пятой авеню открылось представительно модного дома Вианни в Нью-Йорке.

Платья Медлен производили настоящий фурор, ведь она придумала совершенно новые формы деталей в форме ромба и треугольника. Она являлась модератором образа вечернего платья с капюшоном и пальто с подкладкой того же цвета и ткани, что и сам наряд. Вианне прославляла не только свободу движений в одежде, она была уверена в том, что одежда освободит женщин от пустых стереотипов. Так, появились платья без застежек или пуговицах на спине. Модели долгое время учились самостоятельно одевать их без посторонней помощи. Эти туалеты были созданы для танцев, их обладательница могла свободно водить машину. В работах Вионне сочеталась простота и роскошь, которая покорила самых стильных и известных женщин всего мира.

В середине 30-х она почти отошла от косого кроя, последовав примеру других модельеров, стала интересоваться античным стилем. Узлы, жгуты, сложный крой, тякучие ткани — все это стало отражаться в работах Медлен, также пользовавшихся успехом.

Как и многие другие кутюрье того времени, Вианне боялась плагиата, поэтому она пришивала к своим моделям бирки и даже придумала лейбл своего модного дома. Новаторством в этой сфере стали альбомы, своего рода первые каталоги одежды, в которые дизайнер помещала фотографии платьев и нарядом с трех ракурсов. Таких альбомов за период своего творчества Вионне выпустила 75 штук.

Медлен стала первой, кто начал воспринимать работу манекенщицы всерьез, выплачивая большую зарплату, организовывая материальную помощь при болезни. Вионне создала даже туристическое агентство и больницу при модном доме для работниц. Именно она сделала работу модели престижной, этот стереотип остался и посей в нашем мире.

Однако при всем успехе и популярности бизнеса кутюрье, он потерпел крах. Наступление Второй Мировой войны поставило крест на дальнейшем его развитии, и в 1940 году модный дом Вионне был закрыт. Еще долгие 36 лет Мадлен следила за жизнью моды, но находясь в полном забвении.

Она умерла в 1975 году, совсем не много не дожив до своего 100-летия. Вионне показала миру пример, как можно подняться на ноги, не опускать руки при самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Она подарила женщинам ощущение легкости, нежности, в каждую свою работу она вложила часть души, наверное, именно это сделала ее одной из великих кутюрье 20 века.

Память о ней сейчас возрождается, в 2007 году модный дом Вионне снова открыл свои двери. Владелец компании Арно де Люммен ценит и чтит память о знаменитой владелице дома. Сейчас арт-директор компании Хусейн Чаян, который совсем не давно представил свою коллекцию. Стоит сказать, что дизайнер не отошел от тех принципов, которые заложила Медлен, все те же прямые линии легкие ткани, не сковывающие движения. Стоит только надеяться, что имя Вионне снова засияет на модном небосводе.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: