Веселая сказка про мягкий и твердый знак. Про твёрдый и мягкий знаки (Э. Мошковская). Д. Новый год

Текстовая часть публикации

Тема урока: Буква Ь и Ъ знак
.
Цель:
обобщить знания о разделительных ь и ъ знаках, закрепить знания о правописании ь и ъ знаков в словах; отрабатывать навыки выделения орфограмм. Оборудование: проектор, ноутбук,презентация, толковые словари С.Ожёгова.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Пусть книги друзьями приходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Этот домик не в леске,

А в нашем классе, на доске.

Результатов, чтоб добиться,

Вам придётся потрудиться.

Ребята, сегодня урок у нас будет необычный.

Кто вместе с нами присутствует на уроке?

Д. Злая Колдунья и добрая Фея

Какой праздник у нас на пороге?

Д. Новый год

У. А в новогоднюю ночь происходят чудеса!!!

Посмотрим какие чудеса произойдут с нами сегодня.
Слайд 1.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
Уч.:
– Какое слово лишнее?

Д.:
– Лебедь – начинается с мягкого согласного звука, остальные – с твердого.
Уч.:
– Что общего во всех этих словах?
Д.:
– Во всех словах нет мягкого знака на конце слов, он смягчает согласный звук.
Уч.:
– Какую закономерность заметили во всех словах?
Д.:
– Во всех словах букв больше, чем звуков. Мягкий знак не обозначает звук. Какие две буквы не обозначают звуков? Разделительный мягкий и твёрдый знак. Слайд 3.
3
.
Объявление темы урока учащимися.
Уч.: – Ребята, посмотрите на доску. (На доске написано столбиком (семя– сем…я, сели –с..ели) Все ли в порядке со словами? Д.:– Нет порядка в словах второго столбика. Не хватает букв ь и ъ знака. Уч.:–Если этих знаков не будет в словах, что изменится? Д.:– Лексическое значение слов. Уч.:–Какова же тема сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться? Д.:–Буквы ь и ъ знак в словах. Будем различать ь и ъ знаки, познакомимся с их правописанием.
Работа в парах.
Составьте слова, которые оканчивались бы на –СЬ,-НЬ,-ЛЬ.
4.Словарная работа. Работа над развитием речи
Красногрудый,чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине, Он появится опять (Снегирь)
Слайд 4. Запись предложения. Птицы – наши друзья. Кто изображён на фото? Д.:–снегири. Уч.:– Поставьте это слово в форму единственного числа. (снегирь),составьте текст про снегиря.
Вам предстоит поработать в группах.
Каждая группа зачитывает предложения. Для записи на доске выбирает одно. Объясняют орфограммы. –Слайд 5. Снегирь– красивая птица. Грудка у него красная, спинка –чёрная. Снегирь любит рябину.Он похож на яркий шарик, на румяное яблоко. – Можно ли данные предложения назвать текстом? Докажите. –А теперь каждая группа должна определить, как она поработала. На парте 3 яблочка разных цветов.
Зелёное яблоко
- выбирает та группа, которая считает, что поработала безошибочно.
Жёлтое яблоко
-допустила недочеты,1 ошибку.
Красное яблоко
- были ошибки, была оказана помощь другими группами. Составьте схему слова:яблоко. Вспомните секрет про «я» Буква я обозначает два звука в начале слова После гласного Один звук после мягкого согласного Яблоко –это словарное слово 5.
Работа над темой.

6.Физминутка

Уч. Ребята, а что любят взрослые и дети?

Д.Сказки.

Уч. А какие бывают сказки?

Д.Волшебные, бытовые и сказки о животных.
Слайд 6 Сказка про ь и ъ знак. Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в гости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковые: ми, ми, ми, ля, ля, ля… Но жили среди них буквы, с которыми никто не дружил. Гласным и согласным буквам не нравилось, что ь и ъ знак не обозначают звуки, не умеют говорить, все время молчат. И жилось этим буквам плохо, одиноко, поэтому они такие хмурые. Жил ь знак в деревне глухой.И у него не было друзей, скучно ему жилось одному. Решил ь знак пойти по белому свету, по соседним деревням искать себе друга и верного товарища. Шёл он долго горами,. полями, лесами. Забрёл он в деревню из 32 домов где жили 32 буквы. И все были ему не рады. Никто его не приютил и чаем не угостил.Постучался ь знак в 33 дом ик и к к нему навстречу вышел … Всем известно без подсказки: Твердый знак- как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Обнял он ь знака,пригласил его в дом,отогрел и сладким чаем угостил. Обрадовалдся ь знак.Вот так и стали они верными товарищами и друзьями. Но было у знаков любимое занятие, они занимали в словах нужное место. Мы помогли ь и ъ знаку занять достойное место в алфавите! Мы доказали, что некоторые слова без них существовать не смогут. Слайд 7 Чай в семье тогда пьётся,когда в семье дружно живётся.
Работа с учебником.

6
. Слайд 9. Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить. Сядь – сядьте! Пальчики как веер расставьте. (Пальчиковая гимнастика) Фонарики погасли (сжимают пальцы в кулак),фонарики зажглись(распрямляют пальцы).
7.Закрепление изученного.

9.Рефлексия.
– Я научился (-лась)… – Я понял (-ла)… – Я смогу…

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    В сказочной городе «Алфавитске» жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:
    - Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.
    Гласные радостно заголосили, а согласные согласились.
    - Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.
    - Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.
    И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.
    В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.
    Тяжелые времена наступили в жизни букв.
    - Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.
    Ее поддержала буква Д:
    - Нужно собираться в дорогу!
    Буква А скомандовала:
    -Завтра в поход!
    Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:
    -Внимание! Мы садимся на мель!
    Но вместо этого получилось:
    -Мы садимся на мел!
    Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.
    Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:
    “Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул”.
    Но голос не слушался ее. Вырвалось: “Чтобы каждый остановился, сел, отдохнул”.
    Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.
    - Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.
    Но все услышали только “разжигайте угол” и послушно подожгли края палатки. Начался
    сильный пожар и буквам пришлось его тушить.
    Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.
    Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.
    С тех пор у каждого жителя города «Алфавитска» была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

    На вопрос сочинение на тему сказка о ь и ъ заданный автором Slava Moshnikov лучший ответ это Два брата
    В некотором государстве Русский язык есть небольшой город под названием Алфавит. Этот городок небольшой, в нём живут всего тридцать три буквы. Среди них было два брата: одного звали Мягкий знак, а другого – Твёрдый знак.
    Жили все буквы дружно и никогда не ссорились. Каждая буква городка Алфавит обозначала какой-то звук. Только Мягкий и Твёрдый знаки не обозначали никакого звука. Один брат – Твёрдый знак – обладал твёрдым характером, другой – Мягкий знак – был помягче. Оба брата дружили с согласными буквами. Все жители Алфавита принимали участие в составлении слов. Если последний согласный в слове произносился мягко, значит после него стоял Мягкий знак (сласть, радость). После твёрдого согласного в приставке, перед гласными е, ё, ю, я стоял Твёрдый знак, его ещё называли разделительным (подъезд, объявление). Мягкий знак тоже, как и брат, мог быть разделительным, если стоял между согласной и гласными е, ё, ю, и, я (перья, жильё, ручьи) .
    Так и жил городок Алфавит спокойно и тихо, но однажды буквы решили посмеяться над братьями – знаками. Они смеялись и шутили над тем, что все жители Алфавита обозначают определённые звуки, а Твёрдый и Мягкий знаки не обозначают никакого звука. Братья сначала не обращали никакого внимания на эти шутки и считали их глупыми, но буквы не унимались, слишком уж весело им было. Тогда Мягкий и Твёрдый знаки обиделись. Они собрали все свои вещи, и ушли из Алфавита. Всем было так весело, что они и не заметили, как исчезли из города братья.
    А братья поселились в пригороде и спокойно наблюдали, как же без них будет жить городок.
    Уже на следующее утро в городе Алфавит объявили чрезвычайное положение. Все составляемые слова либо потеряли вообще смысл, либо приобретали другой. Например, вместо слова «вьюга» получалось «вюга» , вместо «съёмка» – «сёмка». По радио не могли даже сказать «объявляю» потому, что не хватало Твёрдого знака. Получалось «обявляю». Весь город впал в тоску и печаль. Как же вернуть братьев? Но братья вернулись сами, им стало жалко Алфавит. Все жители городка очень обрадовались и долго извинялись за свои шутки.
    А самое главное, все поняли, что Алфавит не может существовать без Твёрдого и Мягкого знаков. И пусть Твёрдый и Мягкий знаки не обозначают звука, но всё же играют немаловажную роль в жизни Алфавита и всего громаднейшего государства Русский язык.
    ***
    Разделительные Ъ и Ь
    Давным-давно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно, потому что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на смотреть королеве Орфографии. И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять только на стыке приставки и корня после согласных перед буквами Е, Ё,Ю, Я. А Ь пусть займёт место перед буквами Е, Ё,Ю, Я, И в корне и перед окончаниями слов. » Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый стал занимать своё место.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: