Виды православных крестов. Какими бывают православные кресты, значение и отличия

КРЕСТ. РАСПЯТИЕ. ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ ХРИСТА. ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее. Что касается протестантов, то они не признают такой символ как крест и не носят его. Крест для протестантов - символ позорной казни, орудие, посредством которого Спасителю не только причинили великую боль, но и убили Его.

Причина, почему человек носит , у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ СПАСИТЕЛЯ

Как известно, возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.


Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть , что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

ФОРМА КРЕСТА

Четырехконечный крест

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено , однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

РАСПЯТИЕ

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.


Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий» , потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.


Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.
Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль


Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.
Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

В католической и православной традиции крест является великой святыней в меру того, что именно на нем Пречистый Агнец Божий Господь Иисус Христос притерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Кроме крестов, венчающих православные храмы и католические костелы, существуют и нательные распятия, которые верующие люди носят у себя на груди.


Существует сразу нескольких отличий нательных православных крестов от католических, которые сформировались в течение нескольких столетий.


В древней христианской Церкви первых веков форма креста преимущественно была четырехконечной (с одной центральной горизонтальной перекладиной). Такие формы креста и его изображения находились в катакомбах во времена гонений на христиан со стороны римских языческих властей. Четырехконечная форма креста и поныне остается в католической традиции. Православный крест чаще всего являет собой восьмиконечное распятие, на котором верхняя перекладина - табличка, на которой была прибита надпись: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", а нижняя скошенная перекладина свидетельствует о раскаянии разбойника. Такая символичная форма православного креста указывает на высокую духовность покаяния, сподобляющего человека царства небесного, а также сердечного ожесточения и гордости, влекущей за собой вечную смерть.


Кроме этого, в можно встретить и шестиконечные формы креста. В данном виде распятия кроме основной центральной горизонтальной имеет место и нижняя скошенная перекладина (иногда встречаются шестиконечные кресты с верхней прямой перекладиной).


К другим отличиям относят изображения Спасителя на кресте. На православных распятиях Иисус Христос изображен Богом, победившим смерть. Иногда на кресте или же иконах крестных страданий Христос изображен живым. Такое изображение Спасителя свидетельствует о победе Господом смерти и спасении человечества, говорит о чуде воскресения, последовавшем после телесной смерти Христа.



Католические кресты более реалистичны. На них изображен Христос, умерший после страшных мук. Зачастую на католических распятиях руки Спасителя провисают под тяжестью тела. Иногда можно видеть, что пальцы Господа согнуты как бы в кулак, что является правдоподобным отображением следствия вбитых в кисти гвоздей (на православных крестах ладони Христа расскрыты). Часто на католических крестах можно увидеть кровь на теле Господа. Все это акцентирует внимание на страшных муках и смерти, которую претерпел Христос для спасения человека.



Можно отметить и другие отличия православных и католических крестов. Так, на православных распятиях ноги Христа прибиты двумя гвоздями, у католических - одним (хотя в некоторых монашеских католических орденах до XIII века встречались кресты с четырьмя гвоздями вместо трех).


Имеются различия православных и католических крестов и в надписи на верхней табличке. "Иисус Назарянин Царь Иудейский" на католических крестах абривиатурой на латинский манер - INRI. У православных крестов надпись - IHЦI. На православных крестах на нимбе Спасителя надписание греческих букв, обозначающих слово "Сущий":



Также на православных крестах часто есть надписания "НИКА" (обозначает победу Иисуса Христа), "Царь Славы", "Сын Божий".

В христианстве почитание креста принадлежит католикам и православным. Символическая фигура украшает купола церквей, дома, иконы и прочую церковную атрибутику. Православный крест имеет огромное значение для верующих людей, подчёркивая их бесконечную приверженность религии. Не менее интересна история появления символа, где разнообразие форм позволяет отразить глубину православной культуры.

История возникновения и значение православного креста

Многие люди воспринимают крест как символ христианства . Изначально фигура символизировала орудие убийства в казнях евреев во времена Древнего Рима. Таким способом казнили преступников и христиан, подвергшихся гонениям с момента правления Нерона. Подобный вид умерщвления практиковался в древности у финикийцев и перекочевал через колонистов - карфагенян в Римскую Империю.

Когда Иисус Христос был распят на столбе, отношение к знаку изменилось в положительную сторону. Смерть Господа явилась искуплением грехов человеческого рода и признанием всех народов. Его страданиями были покрыты людские долги перед Отцом Богом.

Иисус нёс на гору простое перекрестье, затем воинами было прикреплено подножье, когда выяснилось, до какого уровня дотягиваются ноги Христа. В верхней части находилась табличка с надписью: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский», прибитая по распоряжению Понтия Пилата. С того момента зародилась восьмиконечная форма православного креста.

Любой верующий человек, увидев святое распятие, невольно задумывается о мученической смерти Спасителя, принятой в избавление от вечной смерти человечества после грехопадения Адама и Евы. Эмоциональную и духовную нагрузку несёт православный крест , изображение которого предстаёт внутреннему взору верующего. Как утверждал святой Иустин: «Крест - великий символ силы и власти Христовой». По-гречески «символ» означает «соединение» или проявление невидимой реальности через натуральность.

Привитие символических изображений затруднялось во времена иудеев с возникновением новозаветной церкви в Палестине. Тогда почиталась приверженность преданиям и запрещались изображения, рассматриваемые как идолобесие. С увеличением числа христиан влияние иудейского мировоззрения снижалось. В первые века после казни Господа последователи христианства подвергались гонениям и совершали обряды тайно. Угнетённое положение, отсутствие защиты государства и церкви напрямую отразилось на символике и богослужении.

Символы отражали догматы и формулы Таинств, способствовали выражению слова и являлись священным языком передачи веры и защиты церковного учения. Вот почему крест имел огромное значение для христиан, символизируя победу добра и над злом и даруя вечный свет жизни над мраком ада.

Как изображается крест: особенности внешнего проявления

Существуют различные варианты начертаний распятий , где можно увидеть простые формы с прямыми линиями или сложные геометрические фигуры, дополненные разнообразным символизмом. Религиозная нагрузка у всех конструкций одинаковая, отличается лишь внешнее оформление.

В Средиземноморских восточных странах, России, на востоке Европы придерживаются восьмиконечной формы распятия - православной. Другое его название - «Крест святого Лазаря».

Перекрестье состоит из верхней перекладины малого размера, нижней - большой и наклонного подножья. Вертикальная поперечина, размещённая в нижней части столба, предназначалась для опоры ног Христа. Направление наклона перекладины не меняется: правый конец выше левого. Такое положение означает, что в день Страшного суда праведники встанут по правую руку, а грешники - по левую. Царство небесное даруется праведникам, о чём свидетельствует правый угол, воздетый кверху. Грешники же низвергаются в низины ада - указывает левый конец.

Для православной символики характерно начертание монограммы в основном на концах среднего перекрестья - IC и XC, обозначают имя Иисуса Христа. Более того, надписи располагаются под средней поперечиной - «Сын Божий», далее по-гречески НИКА - переводится как «победитель».

Малая перекладина содержит надпись с табличкой, сделанной по приказу Понтия Пилата, и содержит аббревиатуру Инци (ІНЦІ — в православии), и Инри (INRI - в католичестве), - так обозначаются слова «Иисус Назарей Царь Иудейский». Восьмиконечное отображение с большой достоверностью передаёт орудие смерти Иисуса.

Правила построения: пропорции и размеры

Классический вариант восьмиконечного перекрестья строится в правильной гармоничной пропорции, заключающейся в том, что все воплощённое Творцом - совершенно. Построение основано на законе золотого сечения, которое опирается на совершенстве человеческого тела и звучит так: результат деления величины роста человека на расстояние от пупка до стоп равен 1,618, и совпадает с полученным результатом от деления величины роста на промежуток от пупка до макушки. Подобное соотношение пропорций заключено во многих вещах, в том числе в христианском кресте, фото которого является примером построения по закону золотого сечения.

Нарисованное распятие вписывается в прямоугольник, стороны его приведены в соотношение правилам золотого сечения - высота, разделённая на ширину, равняется 1,618. Другая особенность заключается в том, что величина размаха рук человека равна его росту, поэтому фигура с распростёртыми руками гармонично заключается в квадрате. Таким образом, размер среднего пересечения соответствует размаху рук Спасителя и равняется расстоянию от перекладины до скошенного подножья и характерно росту Христа. Подобные правила должен учитывать каждый, кто собирается написать крест или применить векторный образец.

Нательные крестики в православии считаются теми, что носятся под одеждой, ближе к телу. Не рекомендуется выставлять символ веры напоказ, надевая поверх одежды. Церковные изделия имеют восьмиконечную форму. Но существуют крестики без верхних и нижних перекладин - четырехконечные, такие тоже допускаются к ношению.

Канонический вариант выглядит как восьмиконечные изделия с изображением в центре Спасителя или без такового. Обычай носить на груди церковные крестики, выполненные из различного материала, возник в первой половине IV века. Изначально у последователей христианской веры было принято носить не кресты, а медальоны с образом Господа.

В периоды гонений с середины I и до начала IV века существовали мученики, выражавшие желание пострадать за Христа и наносившие перекрестье в область лба. По отличительному знаку добровольцев быстро вычисляли и предавали мученической смерти. Становление христианской религии ввело в обычай ношение распятий, тогда же их ввели в установление на крышах церквей.

Многообразие форм и видов креста не противоречит христианской религии. Считается, что всяческое проявление символа есть истинный крест, несущий животворящую силу и небесную красоту. Чтобы понять, какими бывают православные кресты, виды и значение , рассмотрим основные типы оформления:

В православии наибольшее значение уделяется не столько форме, сколько изображению на изделии. Более распространены шестиконечные и восьмиконечные фигуры.

Шестиконечный русский православный крест

На распятии наклонная нижняя перекладина выступает в роли измерительных весов, оценивающих жизнь каждого человека и его внутреннее состояние. Фигура на Руси применялась издревле. К 1161 году относится шестиконечный поклонный крест, введённый княжной Ефросинией Полоцкой. Знак использовался в русской геральдике в составе герба Херсонской губернии. В количестве его концов заключалась чудотворная сила распятого Христа.

Восьмиконечный крест

Самый распространённый вид, является символом православной русской Церкви. По-другому называется - Византийский . Восьмиконечье образовалось после акта распятия Господа, до этого форма была равносторонней. Особенностью является нижнее подножие, помимо двух верхних горизонтальных поперечен.

Вместе с Творцом были казнены ещё двое преступников, один из которых стал издеваться над Господом, намекая на то, что если Христос является истинным, то обязан спасти их. Другой осуждённый возразил ему тем, что они настоящие преступники, а Иисус осуждён ложно. Защитник находился по правую руку, поэтому левый конец подножия воздет кверху, символизируя возвышенность над другими преступниками. Правая сторона перекладины опущена, как знак унижения остальных перед справедливостью слов защитника.

Греческий крест

Называется также «корсунчик» древнерусский . Традиционно использовался в Византии, считается одним из древнейших русских распятий. Предание гласит, что князь Владимир крестился в Корсуни, откуда вывез распятие и установил на берегах Днепра Киевской Руси. Четвероконечный образ сохранился и поныне в Софийском соборе Киева, где высечен на мраморной плите погребения князя Ярослава, являвшего сыном святого Владимира.

Мальтийский крест

Относится к официально принятому символическому распятию ордена святого Иоанна Иерусалимского на острове Мальта. Движение открыто противостояла масонству, и, по некоторым сведениям, участвовало в организации убийства Павла Петровича - императора Российского, покровительствующего мальтийцам. Фигурально крест представлен равносторонними лучами, расширяющимися у концов. Выдаётся за воинские заслуги и мужество.

Фигура содержит греческую букву «Гамма» и напоминает по виду древнеиндийский знак свастики, означающей высшее бытие, блаженство. Впервые изображался христианами в римских катакомбах. Часто использовался для украшений церковной утвари, евангелий, вышивался на одежде византийских служителей церкви.

Символ был широко распространён в культуре древних иранцев, ариев, часто встречался в Китае и Египте в эпоху палеолита. Свастика почиталась во многих областях Римской Империи и древнеславянских язычников. Изображался знак на перстнях, украшениях, кольцах, знаменуя огонь или солнце. Свастика была воцерковлена христианством и многие древние языческие традиции переосмыслены. На Руси изображение свастики использовалось в украшении церковных предметов, орнаменте и мозаики.

Что означает крест на куполах церквей

Накупольными крестами с полумесяцем украшали соборы с древних времён. Одним из таких был собор святой Софии Вологодской, построенный в 1570 году. В домонгольский период часто встречалась восьмиконечная форма накупольника, под перекладиной которого размещался полумесяц, повёрнутый рогами вверх.

Существуют различные пояснения подобной символики. Наиболее известное понятие сопоставляется корабельному якорю, считающемуся символом спасения. В другом варианте луна знаменуется купелью, в которую облекается храм.

Значение месяца интерпретируется по-разному:

  • Вифлеемская купель, принявшая младенца Христа.
  • Евхаристическая чаша, содержащая тело Христово.
  • Церковный корабль, ведомый Христом.
  • Змий, попранный крестом и возложенный к ступням Господа.

Многих людей волнует вопрос - в чём отличие католического креста от православного. На самом деле, отличить их весьма просто. В католичестве предусмотрен четырехконечный крест, на котором руки и ноги Спасителя распяты тремя гвоздями. Подобное отображение появилось в III веке в Римских катакомбах, но до сих пор остаётся популярным.

Отличительные признаки:

За минувшие тысячелетия православный крест неизменно охраняет верующего человека, являясь оберегом от злых видимых и невидимых сил. Символ является напоминанием о принесённой жертве Господа во спасение и проявлении любви к человечеству.

На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.

А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков.

Крест Церковный (в виде изображения, предмета или крестного знамения) – освященный Божественной благодатью символ (образ) человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

Почитание креста Господня, неразрывно связано с Искупительной Жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу Слову, изволившему воплотиться и избрать крест знамением победы над грехом и смертью, примирения и соединения человека с Богом, дарования новой, преображенной благодатью Святого Духа жизни.
Поэтому образ Креста исполнен особой благодатной силы, ибо через распятие Спасителя явлена полнота благодати Святого Духа, которая сообщается всем истинно верующим в Искупительную Жертву Христа людям.

«Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом.
И этому всему знаком является Крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой».

«Образ Креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть знамение Креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства Креста».

«…Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест , и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги.) Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,– это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека – крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».

«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».

«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».

На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «разбойники». Постараемся же, по крайней мере, стать «благоразумными разбойниками».

архимандрит Нектарий (Антанопулос)

Церковные службы Кресту Господню

Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы… могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх – высотой, обе же поперечные – широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает по Божественной Воле – под осенением крестным.

Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота) – Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина) – и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца – это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад – это долгота), — и там рука Твоя поведет меня» (). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? «Ты,- говорит он Богу,- повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ощуюю». По той же причине и божественный апостол говорит, что в это время, когда все будет преисполнено веры и ведения. Сущий превыше всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних (; ). По моему мнению, тайна Креста скрыта также и в иной «йоте» (если рассматривать ее с верхней поперечной чертой), которая крепче небес и тверже земли и прочнее всех вещей и о которой говорит Спаситель: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (). Мне кажется, что эти божественные слова имеют в виду таинственно и гадательно () показать, что образом Креста все содержится в мире и что он вековечнее всего содержимого им.
По этим-то причинам Господь не просто сказал: «Сыну Человеческому надлежит умереть», но «быть распяту», для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что в образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нем и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всем!

Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертью Его разрушается средостение преграды и совершается призвание народов, то как бы Он призвал нас, если бы не был распят? Ибо на одном Кресте претерпевается смерть с распростертыми руками. И потому Господу нужно было претерпеть смерть такого рода, распростереть руки Свои, чтобы одной рукой привлечь древний народ, а другой – язычников, и обоих собрать воедино. Ибо Сам Он, показывая, какой смертью искупит всех, предсказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ()

Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна – отсечением головы, ни смерти Исаии – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его .

Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Все части мира были приведены к спасению частями Креста.

Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» (). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» (), держащий «все словом силы Своей» (). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» (). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» (): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» (). «Выходит человек на дело свое» (). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему (). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской.

Крест – знамение истины

Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну», и далее: «Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию премудрость» ().

В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» – говорит апостол (); духовная же премудрость почитается безумием у мира: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (). Мирская мудрость – слабое оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: оружия воинствования нашего… сильные Богом на разрушение твердынь» (); и еще «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ().

Образом и знамением мирской эллинской мудрости являются содомогоморрские яблоки, о которых повествуется, что извне они прекрасны, внутри же их прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит Крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская – прах, а словом крестным мы получили все блага: «се бо прииде Крестом радость всему миру»…

Крест – знамение будущего бессмертия

Крест – знамение будущего бессмертия.

Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные – за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество, смерть – за смерть, тьма – за погребение и возвращение в землю для света.

Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного.

Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.

Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава.

Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников.

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь.

Платон, митрополит Московский (105, 335-341).

Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния

Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…

О поклонении Кресту

Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия» (). Ибо «духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-либо станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание – душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что Божество – благое и всемогущее, и истинное, и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою Уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела – как божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего – Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, — говорит апостол, — в смерть Его крестились» (). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией содержатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом, и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (), разумея Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищете Назарянина, распятого» (). И апостол: «мы проповедуем Христа распятого» (). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил , и, благословив своих сыновей перемененными руками (), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (). О, если бы мы, покланяющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!»

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: