Описание конструкции. Ненужный разведчик Отличия от серийного Pz.Kpfw.38(t)

Официальное обозначение: LT vz.38
Альтернативное обозначение: Pz.38(t), TNH
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в различных вариантах до 1944 г., оставался на вооружении армии Перу до 1988 г.

Чаще всего история легкого танка LT vz.38 связывается с чехословацкой и немецкой армиями, но при этом большинство авторов вскользь упоминают о его экспортных модификациях, как о вторичном продукте. На самом деле, всё обстояло с точностью до наоборот.
В 1935 году под руководством конструктора Александра Сурина, эмигрировавшего из России и работавшего на фирме ČKD (Ceskoslovensko-Kolben-Danek) с начала 1920-х гг., началась проектирование легкого танка TNH, предназначенного для экспортных поставок. Чехословацкие специалисты создали достаточно интересную боевую машину, сильно отличавшуюся от танков серии P-II и S-II.

Вместо многоколёсной “тележечной” ходовой части, типичной для чехословацкого танкостроения того времени, были установлены 8 опорных катков. Передняя и задняя пары соединялись в общий балансирный блок с амортизацией на листовых рессорах. Несмотря на столь простую конструкцию подвески она неплохо держала полный вес танка (8500 кг) и позволяла сэкономить пару сотен килограмм. Ведущее колесо было литым, с зубчатыми венцами, направляющее колесо располагалось сзади. Трансмиссия была механической, с 5-скоростной коробкой передач Praga-Wilson (впоследствии ставшей стандартной для всех танков этого типа), дифференциалом, а также бортовыми фрикционами и передачами. Крутящий момент от двигателя к КПП передавался при помощи многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Система охлаждения была жидкостной и включала 50-литровый радиатор установленный позади двигателя.

Рисунки — М.Дмитриев

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

LT.vz.38 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 9500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4619
Ширина, мм 2135
Высота, мм 2252
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Skoda А7 (длина ствола 42 калибра) и два 7,92-мм пулемета vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ 42 выстрела и 2400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицелы TZF и MGZF (только на танках выпуска после 1939 г.)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса — 15 мм
макса орудия — 25 мм
лоб башни — 25 мм
борт башни — 15 мм
корма башни — 15 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga EPA, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 123 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка и 2 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 42-48 км\ч по шоссе
15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА 230 км по шоссе
160 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 29°
Высота стенки, м 0,80
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG 37 (только на Pz.38(t))

У принятого на вооружение немецкого разведывательного танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, был воплощенный в металле конкурент, который разрабатывался фирмой BMM (бывшей чехословацкой ČKD). Танк Pz.Kpfw.38(t) n.A. превосходил своего соперника как минимум по надежности и вооружению - но в серию пошел все-таки Luchs. Почему так получилось и что же представлял собой легкий разведывательный танк, разрабатывавшийся для вермахта в оккупированной Чехословакии?

Спрос диктует предложение

По результатам применения легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.D в польской кампании стало понятно, что вермахту необходима новая боевая машина легкого класса. В середине сентября 1939 года, еще до завершения боевых действий, немецкое Министерство вооружений и боеприпасов получило заказ на разработку быстроходного разведывательного танка.

Первоначально над ним работали MAN и Daimler-Benz: первая фирма разрабатывала шасси, вторая башню и подбашенную коробку. Проект получил индекс VK 13.01 (опытная машина, 13-тонный класс, первый образец). Новая машина должна была развивать скорость до 70 км/ч, иметь двухместную башню, бронирование до 30 мм и боевую массу в 11 тонн.

Первый прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации нового вооружения в ставке Гитлера «Волчье логово» 4 января 1943 года. Крайний справа – Гитлер, рядом с ним стоит Альберт Шпеер

Новые конкуренты

В июле 1940 года ситуация с проектом резко изменилась. Появились два конкурента, о которых еще год назад MAN и Daimler-Benz даже и не задумывались. В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, и под контроль немцев попали чешские промышленные предприятия. В их числе оказались ŠKODA и Českomoravská Kolben-Daněk (ČKD), основные производители чехословацкой бронетехники. После оккупации заводы продолжили выпуск танков, но уже для новых хозяев. Сохранились и заводские КБ, продолжившие разработку новых образцов боевых машин.

И ŠKODA, и ČKD (сменившая при новых хозяевах вывеску на BMM) имели большой опыт в создании легких танков, причем по своим характеристикам заметно превосходящих немецкие аналоги. Неудивительно, что обе фирмы оказались вовлечены в конкурс на создание нового танка-разведчика. Согласно заданию, от чешских фирм требовалось создать боевую машину с боевой массой 12–13 тонн и с максимальной скоростью 50–60 км/ч. Предполагалось, что каждая фирма изготовит по пять опытных образцов.

Первый опытный образец танка-разведчика BMM выкатила в декабре 1941 года. Это было почти на полгода позже машины MAN (ее Pz.Kpfw.II n.A. появился на свет в июле 1941 года), но разрыв нивелировался изменениями предъявляемых заказчиком требований. Только за 1941 год в техническое задание несколько раз вносились серьезные правки. Наполеоновские планы по выпуску 250 VK 1303 и более легких VK 903 пришлось серьезно корректировать. Ни осенью, ни зимой 1941 года MAN так и не запустил производство новых танков. Дополнительно сказывалась на планах и большая загрузка MAN по выпуску средних танков Pz.Kpfw.III – Вторая мировая война была в самом разгаре. Это дало чешским фирмам большую фору, и в итоге они догнали конкурента.


Третий прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. в ходе испытаний двигателя Tatra Typ 103. Как и у первого прототипа, корпус с башней клепаные, но обвес сильно отличается

Отличия от серийного Pz.Kpfw.38(t)

Проект BMM, который изначально носил индекс TNH n.A. (n.A – «neuer Art», то есть «нового типа»), создавался далеко не на пустом месте. Коллектив завода максимально использовал опыт разработки танка TNH, более известного как LT vz.38 и Pz.Kpfw.38(t). Общая компоновка машины, а также значительная часть корпуса перекочевали от освоенного в производстве танка. Силовая установка находилась сзади, трансмиссия и ведущие колеса - впереди. Вместе с тем, называть новую машину поверхностной переделкой LT vz.38 нельзя.

Два с лишним года конструкторское бюро не сидело сложа руки, да и требования на новый танк-разведчик заставляли заняться серьезной переделкой. В качестве силовой установки TNH n.A. был выбран V-образный 8-циллиндровый двигатель Praha NR1, развивавший мощность 220 л.с. Новая силовая установка была длиннее, чем использовавшаяся на LT vz.38 рядная «шестерка» Praha TNHPS/II (лицензионная версия шведского мотора Scania-Vabis typ 1664), так что моторное отделение пришлось удлинять. Ходовая часть, на первый взгляд, была очень похожа, но впечатление обманчиво. Увеличившаяся более чем на тонну боевая масса потребовала переделать ее. Диаметр опорных катков увеличился с 775 до 810 мм, а ширина трака выросла с 293 до 305 мм. Изменилось и ведущее колесо.


Четвертый или пятый прототип танка, серийные машины должны были выглядеть так же

Существенные изменения пришлось вносить и в конструкцию корпуса. Помимо удлинения моторного отделения, массу изменений пришлось вносить в конструкцию лобовой части. От курсового пулемета пришлось отказаться, вместо него помощнику механика-водителя поставили большой смотровой прибор, по конструкции напоминающий смотровой прибор механика-водителя среднего танка Pz.Kpfw.III. Точно такой же прибор получил и механик-водитель. Более существенно переработали башню, от оригинальной конструкции LT vz.38 почти ничего не осталось. В качестве основного вооружения TNH n.A. получил 37-мм пушку Škoda A-19, с которой был спарен пулемет MG-34. От командирской башенки создатели нового танка отказались, а вместо нее появился один общий уступ, снабженный по периметру смотровыми приборами.

Особенности конструкции

Отдельно стоит упомянуть технологию изготовления корпусов и башен TNH n.A. Практически все танки производства Škoda и BMM имели клепаную конструкцию корпусов и башен. Эта конструкция имеет ряд недостатков, одним из которых являются вторичные осколки, которые образовывают обратные стороны клепок после попадания в танк вражеских снарядов. В итоге TNH n.A. стал первым танком BMM, на котором применили сварку. Согласно имеющейся информации, первый прототип изготовлялся клепаным и из неброневой стали, второй из неброневой стали и со сварным корпусом, третий был клепаный и из броневой стали, а последние два танка построили сварными и из броневой стали. Согласно плану, BMM выпускала каждый месяц по одному прототипу, получившему индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A. Последний танк изготовили в апреле 1942 года. Надо отметить, что ни один из прототипов не имел полностью сварной конструкции. Кормовая часть и створки моторного отсека все так же делались с применением клепок.

Стоит отметить, что прототипы Pz.Kpfw.38(t) n.A. отличались друг от друга не только конструкцией корпуса и башен. Первый прототип отличался тем, что установленные на нем надгусеничные полки без изменений были взяты с серийного Pz.Kpfw.38(t). Штатные смотровые приборы так и не установили, их место занимали ветровые щитки со стеклоочистителями. На полках размещались два фонаря «Нотек», а на правой стороне лобового листа корпуса крепился автомобильный клаксон. Второй прототип отличался сварными корпусом и башней, также он получил надгусеничные полки измененной конструкции. Третий прототип по конструкции был больше схож с первым, но получил измененные надгусеничные полки и прожектор на крыше башни. Кроме того, позже на машину установили 12-цилиндровый дизельный мотор воздушного охлаждения Tatra Typ 103 мощностью 220 л.с. Смотровых приборов третий прототип, как и первый Pz.Kpfw.38(t) n.A., не получил. Привычный внешний вид танк приобрел только на четвертом и пятом прототипах. Эти же машины получили и полные комплекты смотровых приборов.


Моторное отделение нараспашку. Видно, что крыша моторного отделения и корма у танка остались клепаными

Испытания и недобросовестная конкуренция à la Третий рейх

Основная нагрузка в виде ходовых испытаний легла на первую опытную машину. В конце января 1942 года танк доставили на полигон Куммерсдорф, где он проходил серию совместных испытаний с танками Pz.Kpfw.II n.A. и Skoda T-15. За несколько месяцев прототип накатал 3866 км без существенных поломок, выгодно отличаясь этим от конкурентов. Казалось, что чешская машина обходит немецкую, но все решилось на втором этапе испытаний, походившем в мае-июне 1942 года. В вину Pz.Kpf.38(t) n.A. и Т-15 поставили более низкий дорожный просвет и увеличенный расход топлива. Кроме того, указывалось, что использование вооружения в виде 37-мм пушки уменьшает полезный объем башни, в то время как на немецком Pz.Kpfw.II n.A. стояла более компактная 20-мм автоматическая пушка.

Замечания по отчету дают основания говорить о том, что фирма MAN, вероятно, воспользовалась административным ресурсом. Особенно это касается вопроса о вооружении. Те, кто писал замечания по вооружению, не мог не знать, что уже в марте 1942 года 20-мм пушка в качестве вооружения танка-разведчика немецких военных не устраивала. Весной 1942 года появилась спецификация, согласно которой Pz.Kpfw.II n.A., обозначенный как Pz.Spw.Wg II Ausf. MAN, должен был получить двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм орудием. Речь идет о башне для разведывательного танка VK 16.02, известного как Gefechts Aufklärer Leopard (боевой разведывательный танк “Леопард”). Еще интереснее другое. Рядом со спецификациями на Pz.Spw.Wg II Ausf.MAN нашлись данные и на другую машину - Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM, то есть «бронированная разведывательная машина разработки BMM». И там тоже 50-мм пушка указана как основное вооружение в башне конструкции Daimler-Benz. Простое наложение корпуса Pz.Kpfw.38(t) n.A. и этой башни говорит о том, что ее установка на машину фирмы ВММ теоретически была вполне возможной. Впрочем, даже в случае с немецким альтернативным танком дальше бумажной переписки и эскизов дело не продвинулось.


Так мог выглядеть Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM с установленной на нем башней Daimler-Benz

Победа немецкого танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, в итоге оказалась пирровой. Загруженность MAN привела к тому, что таких танков-разведчиков выпустили всего 100 штук. Получи BMM заказ на изготовление Pz.Kpf.38(t) n.A., ситуация могла оказаться иной. Так или иначе, дело ограничилось всего пятью прототипами. Бесследно опыт создания Pz.Kpf.38(t) n.A. не прошел: модернизированная ходовая часть, разработанная для этого танка, использовалась на истребителе танков Jagdpanzer 38(t) («Hetzer»).


Переживший войну Pz.Kpf.38(t) n.A., который использовался в качестве тестовой лаборатории

Судьба прототипов сложилась по-разному. Третий опытный образец, например, послужил тестовой лабораторией для обкатки дизельного мотора Tatra Typ 103 и решений, планировавшихся к использованию на легком танке TNH 57–900. Дальнейшая судьба остальных машин остается неизвестной, но как минимум один этот танк войну пережил. Судя по конфигурации крыльев, это был либо второй, либо третий прототип. Определить, сварной или клепаный у пережившей войну машины корпус, не позволяет качество снимков.

Источники:

  • V. Francev, C. K. Kliment. Praga LT vz.38. MBI, 1997
  • T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzer Tracts №18: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. A to G and S Production, Modification, and Operational History from 1939 to 1942.
  • BAMA (Bundesarchiv)

PzKpfw 38(t) Praga

Чешский танк на немецкой службе

В ночь на 15 марта 1939 года немецкие войска почти без единого выстрела заняли Чехию, после чего указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Между двумя мировыми войнами Чехословакия, образовавшаяся на одном из осколков Австро-Венгрии, сумела создать развитую оборонную промышленность, способную выпускать лёгкие и средние танки. В 1935-36 годах лёгкий в чехословацкие войска начал поступать танк .

Боевая масса – 10,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 37-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Бронирование – лоб корпуса – 25 мм, борт – 16 мм, башня – 25 мм. Двигатель – Шкода Т11, 120 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 190 км.

Однако он отличался малой надёжностью, и было решено оставить LT-35 на вооружении только как временный вариант до тех пор, пока не будет полностью разработан и не начнёт выпускаться LT-38.

Танк LT-38 создавался отнюдь не на пустом месте. Параллельно с танком LT-35, производимым Шкодой, пражская фирма ЧДК, впоследствии известная автомобилями Татра и Прага, выпускала лёгкий экспортный танк TNH. В 1935–1937 годах 50 единиц этого типа было изготовлено для песидской армии, где танки TNH использовались вплоть до 1957 года. Танк TNH представлял собой модернизированный вариант LT vz.34 с изменённой ходовой частью, в которой в отличие от прототипа использовались опорные катки большего диаметра. В 1938 году этим танком заинтересовались и чехословацкие военные. Испытания улучшенной версии TNHP завершились удачно, и 1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного лёгкого танка чехословацкой армии. LT-38 начал производиться в 1938 году, и к моменту захвата страны немцами на заводах ЧДК имелось 150 недостроенных машин. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140.

Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода ЧКД, который немцы переименовали в БММ - Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику, 22 мая 1939 года.

При 9,7-тонной массе LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 47,8 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда в 762 м/с, а также двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 орудийных выстрелов и 2700 пулемётных патронов.

На танке использовался двигатель «Прага» ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л с. при 2200 об/мин. Такая мощность позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересечённой местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперёд и одна – назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт – 0,57 кг/см 2 .

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой – 15, кормы –12. крыши – 10, днища – 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15–25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам лёгкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк первых поколений. К явным недостаткам чехословацкой машины немцы отнесли устаревшую для конца 1930-х годов технологию изготовления корпуса и башни – клёпкой на каркасе из уголков. кроме того, то, что экипаж танка состоял из трёх человек, не обеспечивало полного разделения труда. Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных ещё для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Кроме того, экипаж был увеличен до четырёх человек. На слабые же тактико-технические характеристики немцам пришлось закрыть глаза ввиду того, что их собственные танки обладали ещё худшими данными - на момент оккупации Чехословакии немцы располагали лишь танками и , асопоставимый с LT vz.38 по ТТХ немецкий танк имелся лишь в 45 экземплярах.

Следующий вариант – Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.

Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и изменённым расположением глушителя.

На 105 машинах модификации D был введён прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.

С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы Вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941–1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960–1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортёров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 1970-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.

Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика для амуниции. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года после выпуска 1414 танков всех модификаций производство Pz.38(t) прекратили.

Кроме линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 % от общего числа произведённых машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемёта в корпусе.

Боевое применение PzKpfw 38(t)

К началу Польской кампании танками Pz.38(t) были укомплектованы 67-й танковый батальон 3-й лёгкой дивизии Вермахта, которая накануне вторжения в Польшу входила в состав 15-го лёгкого корпуса 10-й полевой армии группы армий «Юг». Всего к началу Второй мировой войны фирма БММ изготовила 78 Pz.38(t), 57 из них поступили в 67-й батальон – 55 Pz.38(t) и 2 Pz.Bef.38(t). 3-я лёгкая дивизия действовала на правом фланге 10-й армии. Прорвав польскую оборону в районе Ченстоховы, она начала продвигаться в направлении Конецполя, где была атакована эскадронами Краковской бригады кавалерии. В этом бою, закончившемся плачевно для польской конницы, были подбиты два танка Pz.38(t). После форсирования р. Пилица 3-я лёгкая дивизия участвовала в операции по пресечению попытки отхода польских войск от Радома за Вислу. В 20-х числах сентября дивизию перебросили под Модлин, где она и встретила окончание Польской кампании. За время боёв было безвозвратно потеряно семь танков Pz.38(t). После завершения боевых действий в Польше все лёгкие дивизии Вермахта переформировали в танковые. 3-я лёгкая дивизия стала 8-й танковой, а 67-й танковый батальон развернули в 10-й танковый полк. По данным, приводимым в зарубежных источниках, в операции по оккупации Дании и Норвегии принимали участие 15 танков Pz.38(t). Накануне Французской кампании (операция «Гелб») танки Pz.38(t) имелись в составе двух немецких танковых дивизий – 7-й и 8-й. По состоянию на 10 мая 1940 года в 7-й танковой дивизии насчитывалось 34 танка Pz.1, 68 Pz.II, 91 Pz.38(t), 24 PZ.IV и 8 Pz.Bef.38(t). В 8-й танковой дивизии – 58 Pz.II, 116 Pz.38(t). 23 Pz.IV и 15 Pz.Bef.38(t). Особенно отличилась 7-я танковая дивизия, которой командовал генерал-майор Эрвин Роммель. После форсирования р. Мёз и прорыва «Линии Мажино» 7-я танковая 15 мая близ Флавиона нанесла поражение 1-й французской бронетанковой дивизии (1.DCR). Конечно же, лёгкие Pz.38(t) немцев были бессильны в открытом бою против тяжёлых французских В1bis. Они выиграли бой за счёт превосходства в тактике, в манёвре, в инициативе младших командиров. Ну и, наконец, командир немецкой танковой дивизии был явно талантливее своего французского коллеги. Спустя пять дней 7-я танковая вышла к Ла-Маншу в районе Абвиля, отрезав Британские экспедиционные силы от их базы в Шербуре. 22 мая танкисты Роммеля отражали ожесточённые, но безуспешные контратаки англичан в районе Арраса. Конец Французской кампании дивизия встретила в Шербуре. Что касается 8-й танковой дивизии, то в боях у Ретеля и Шамона её главным противником стала 3-я французская механизированная дивизия (3.DLM) За время Французской кампании потери 7-й и 8-й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны безвозвратно.

В апреле 1941 года танки Pz.38(t) 8-й танковой дивизии приняли участие в операции «Марита» – нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население которой встречало немцев как освободителей. Окончание боёв на Балканах, последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в Сараево. За время операции дивизия потеряла семь танков.

Советские танкисты пересаживаются в захваченный танк Pz.38(t)

В операции «Барбаросса» принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая – Pz.35(t), остальные – Pz.38(t). Как известно, на 22 июня 1941 года на Востоке, включая резерв Главного командования Вермахта (2-я и 5-я танковые дивизии), было сосредоточено около 3680 танков и штурмовых орудий. Таким образом, Pz.38(t) составляли 17 % танкового парка Германии того периода. Четыре танковые дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой группы генерала Гота (группа армий «Центр»), 8-я танковая действовала в составе 4-й танковой группы генерала Гёпнера (группа армий «Север»). 3-я танковая группа нанесла главный удар по стоявшим вдоль границы частям 126-й и 128-й советских стрелковых дивизий. Немецкие войска имели на этом участке многократное превосходство в людях и абсолютное в танках. Поэтому в первый же день советские стрелковые дивизии, так и не успев развернуться, были смяты и отброшены от границы. Оказывая сопротивление, они начали отходить на северо-восток. 7-я и 20-я немецкие танковые дивизии устремились к городу Алитус. Здесь их встретила наша 5-я танковая дивизия полковника Фёдорова из состава 3-го мехкорпуса. 10-й танковый полк 5-й дивизии в трех километрах западнее Алитуса первым встретил и уничтожил передовой отряд фашистских мотоциклистов. Затем танкисты 9-го танкового полка, артиллеристы 5-го мотострелкового полка и отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 5-й танковой дивизии, подпустив танки врага на 200-300 метров, открыли по ним огонь прямой наводкой. За 30 минут боя они подбили 16 вражеских машин. Продвижение врага было приостановлено. Однако к вечеру запас снарядов в наших танках иссяк. Подходил к концу и запас горючего. Поэтому наши танкисты вынуждены были отступить, оставив в заслоне один танковый полк, которому отдали все оставшиеся снаряды.

В дальнейшем части 3-й танковой группы воевали под Смоленском и Витебском. Здесь они часто сталкивались с тяжёлыми советскими танками и , против которых лёгкие Pz.38(t) были совершенно бессильны. Но и танки оказались для Pz.38(t) весьма грозным противником. Так, 24 июня экипаж танка БТ-7 из всё той же 5-й танковой дивизии в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова уничтожил 12 немецких Pz.38(t).

По состоянию на 10 сентября 1941 года в строю 7-й немецкой танковой дивизии осталось 62 танка Pz.38(t), безвозвратные потери при этом составили 59 машин. На эту же дату в 8-й танковой дивизии имелось 78 боеготовых Pz.38(t) (безвозвратно потеряно 20 танков). В 12-й танковой дивизии на 26 августа оставалось в строю 42 Pz.38(t) (47 машин этого типа были уничтожены). На 25 августа в 19-й танковой числилось в строю 57 исправных Pz.38(t) (безвозвратные потери 21 танк), а в 20-й – 52 (безвозвратные потери 37 танков).

Тем не менее 3-я танковая группа продолжала продвигаться в глубь советской территории. Через Ржев, Калинин и Клин её танки наступали на Москву, охватывая её с севера но к 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал, перешли к обороне.

В начале 1942 года наибольшим количеством танков Pz.38(t) располагала вновь сформированная 22-я танковая дивизия. Её боевое крещение состоялось в марте 1942-го при атаке позиций советских войск на Керченском полуострове. В утреннем тумане части 22-й дивизии столкнулись с готовившимися к атаке советскими частями, смешались и понесли большие потери. К началу немецкого летнего наступления помимо 22-й танковой дивизии танки Pz.38(t) имелись ещё в шести соединениях Вермахта.

Весной 1943 года Pz.38(t) были практически изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях – три и девять единиц соответственно. Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204 боеготовых танка этого типа. По состоянию на октябрь 1944 года (этим месяцем заканчивается статистика по Pz.38(t)) в Вермахте имелось ещё 229 этих боевых машин.

Легкий танк Pz.38(t) Ausf.F. 1941 r.


Легкий танк, разработанный фирмой CKD для чехословацкой армии в 1938 г, в развитие конструкций танков TNH, LTP и LTH, поставлявшихся на экспорт, Получил армейское обозначение LT vz. 38. Серийное производство началось только в 1939 г., уже после немецкой оккупации, под индексом Pz.38(t). С 1939 по 1942 г. заводами ВММ (Bцhmisch – Mahrische – Maschinenfabrik) – такое название получила фирма CKD – было выпущено 1414 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Pz.38(t) А – танки полностью идентичные тем, что предназначались для чехословацкой армии. Двигатель Praga ЕРА мощностью 125 л.с. Вооружение: 37-мм пушка KwK А7 и два пулемета Бронирование 10 – 25 мм. Танк имел две антенны: штыревую и поручневую. закрепленную на левом борту корпуса. Радиостанция немецкого образца. Экипаж 4 чел. Изготовлено 150 единиц.

Pz.38(t) В – ликвидирована поручневая антенна, установлена фара Notek. Изготовлено 110 единиц.

Pz.38(t) С – чешская антенна заменена немецкой, введены другие мелкие изменения. Изготовлено 110 единиц

Pz.38(t) D – введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовая

броня была доведена до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть – без изменений. Изготовлено 105 единиц.

Pz.38(t) Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса 10,14 т. На левой надгусеничной полке смонтирован ящик ЗИП большого размера. Изготовлено 275 единиц.

Pz.38(t) F – идентичен по конструкции варианту Е. Введены кронштейны для крепления канистр с топливом. Изготовлено 250 единиц.

Pz.38(t) G – последняя серийная модификация От варианта Е отличалась цельным лобовым листом корпуса и отсутствием ящика ЗИП. Изготовлено 306 единиц.

Pz.38(t) S – экспортный вариант. По конструкции идентичен моделям А – С, за исключением 50-мм лобовой брони, Предназначался для Швеции, но поставлен не был Изготовлено 90 единиц.

Pz.Bef.38(t) – несколько десятков танков модификаций В – G были переоборудованы в командирские танки Panzerbefehlswagen 38(t). Курсовые пулеметы демонтированы (отверстие под шаровую установку заглушено круглой бронекрыш- кой), вместо пушки установлен деревянный макет. Командирские танки ротного звена оснащались радиостанциями Fu 5 и Fu 6, батальонного и полкового – Fu 5 и Fu 8. Первые оснащались штыревыми антеннами, вторые штыревыми и поручневыми.




Pz.38(t) Ausf.A 7-и танковой дивизии во Франции. Май 1940 г.


Aufklarungspanzer 38(t) – разведывательный танк. Изготавливался путем переделки линейных танков Pz.38(t), снятых с вооружения. Двигатель Praga АЕ мощностью 160 л.с. Корпус – клепаный, башня – сварная, многогранная, открытая сверху. Вооружение: пушка KwK 38 калибра 20 мм и пулемет MG 42. Боекомплект: 300 выстрелов и 1500 патронов. Изготовлено 70 единиц.

Танки LTvz.38 были формально приняты на вооружение, но в подразделения чехословацкой армии поступить не успели – 15 марта 1939 г. Чехию и Моравию оккупировали немецкие войска. Новым заказчиком этих боевых машин стал гитлеровский Вермахт. К августу 1939 г. танками Pz.38(t) укомплектовали 67-й танковый батальон 3-й легкой дивизии Вермахта, которая накануне Польской кампании входила в состав 15-го легкого корпуса 10-й полевой армии группы армий "Юг". Всего к началу Второй мировой войны фирма ВММ изготовила 78 Pz,38(t), 57 из них поступили в 67-й батальон.



Pz.38(t) Ausf.B из состава 9-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, лето 1941 г. Судя по отсутствию курсового пулемета это командирская машина



Рж.ЭВЦ) Ausf.G из состава 20-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, июль 1941 г.


После завершения боевых действий в Польше все легкие дивизии Вермахта переформировали в танковые. 3-я легкая дивизия стала В-й танковой, а 67-й танковый батальон развернули в 10-й танковый полк. Накануне Французской кампании (операций "Гелб") танки Pz,38(t) имелись в составе двух немецких танковых дивизий – 7-й и 8-й. По состоянию на 10 мая 1940 г в 7-й танковой дивизии насчитывалось 34 танка Pz.I , 68 Pz.II, 91 Pz,38(t). 24 Pz.IV и 8 Pz Bef,38(t) В 8-й танковой дивизии – 58

Pz.II, 116 Pz.38(t), 23 Pz.IV и 15 Pz Bef.38(t) За время Французской камлании потери 7- й и 8-й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны безвозвратно.

В апреле 1941 г. танки Pz.38(t) 8-й танковой дивизии приняли участие в операции "Марита" – нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население которой встречало немцев как освободителей Окончание боев на Балканах, последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в Сараево. За время операции дивизия потеряла семь танков.


Вверху – командирский танк Pz.Bef.38(t). Слева – танки Pz.38(t) Ausf.S словацкой армии во время тактических занятий





Красноармейцы осматривают подбитый танк Pz.38(t) Ausf.G. Июль 1941 г.


В операции "Барбаросса" принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая – Pz.35(t), остальные – Pz.38(t). Pz.38(t) составляли 17% (660 единиц, включая командирские) танкового парка Германии того периода. Четыре танковых дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой группы генерала Гота (группа армий "Центр"), 8-я танковая действовала в составе 4-й танковой группы генерала Гёпне- ра (группа армий "Север"). Общие же потери Вермахта в танках Pz.38(t) за 1941 г. составили 796 единиц.



Легкий танк Pz.38(t) Ausf.G съезжает с платформы немецкого бронепоезда. По ненадобности на таких машинах установка курсового пулемета изымалась



Красноармейцы осматривают захваченный немецкий танк Pz.38(t) Aus f. F. 1942 г.


В начале 1942 г. основная масса танков этого типа была объединена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г.Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943- 1944 гг. оставшиеся е строю танки 38(t) использовались главным образом в полицейских и учебных целях.

С весны 1940-го до начала 1941 г. словацкая армия получила 37 танков Pz.38(t) Ausf.S. Все они вошли в состав так назы ваемой "быстрой группы", развернутой 8 июля 1941 г. в "быструю бригаду" – единственное моторизованное соединение словацкой армии, принявшее участие в операции "Барбаросса", Словацкая охранная дивизия, воевавшая против партизан на Украине, в апреле 1943 г. получила роту из пяти LT-38. Эти танки участия в боях не принимали, а использовались главным образом для охраны штаба дивизии.

Очередную партию из 58 машин словаки заказали в июне 1943 г. Однако немцы передали им только 37 танков разных модификаций, по-видимому из числа проходивших ремонт. Эти машины находились на территории Словакии и впервые пошли в бой только в августе 1944 г., когда началось Словацкое национальное восстание. Правда воевали они уже с немецкими войсками и почти все были уничтожены.



Разведывательный танк Aufklarungspanzer 38(t) во дворе завода ВММ в Праге



Легкие танки Pz.38(t) венгерской армии


Башня Pz.38(t) Ausf.G крупным планом



Трофейные Pz.38(t) после ремонта и замены пулеметов на отечественные активно использовались частями Красной Армии. На фото – эшелон с трофейными танками направляется на фронт. Август 1942 г.


В Румынию единственная крупная партия танков Pz.38(t) – 50 единиц – была поставлена в 1943 г. в рамках программы восполнения потерь, понесенных румынскими танковыми частями под Сталинградом.

Болгарская армия получила первые танки Pz.38(t) в период с сентября 1943 по февраль 1944 г., на который пришлись наиболее массовые поставки немецкой техники. Среди прочих боевых машин было получено и 10 Pz-38(t), которые принимали участие в противопартизанских операциях в Македонии. Следует отметить, что Pz.38(t) эксплуатировались в Болгарии и некоторое время после окончания Второй мировой войны.

В октябре 1941 г. в Венгрии была сформирована 1-я бронетанковая дивизия. Когда в 1942 г. дивизия отправилась на Восточный фронт в ее 30-м танковом полку наряду с 19 венгерскими танками "Толди" насчитывалось 89 танков Pz.38(t). В общей сложности Венгрия получила от Германии 111 боевых машин этого типа – 105 линейных танков и шесть командирских. Большинство из них ждал печальный конец – 1-я бронетанковая дивизия, попавшая под молот советского наступления под Сталинградом, была полностью уничтожена.

Aufklarungspanzer 38(t) поступили на вооружение нескольких танковых дивизий, в том числе – 2-й танковой, действовавшей на Западном фронте. Несколько таких машин стали трофеями союзных войск.

На базе Pz.38(t) строились самоходно- артиллерийские установки, командирские и разведывательные танки, тягачи для подвоза боеприпасов.



Легкий танк Pz.38(t) Ausf.G на НИБТПолигоне в Кубинке. 1946 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.38(t) AusF.G.

БОЕВАЯ МАССА, т: 9.7

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм- длина – 4610, ширина – 2135, высота – 2252, клиренс – 400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK А7 L/42 калибра 37 мм, 2 пулемета MG 37(t) калибра 7.92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ. 72 артвыстрела, 2700 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 50; борт – 30; корма – 12; крыша – 10; днище – 8; башня-15-50.

ДВИГАТЕЛЬ- Praga ЕРА. 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин., рабочий объем 7754 см³.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач (5+1), дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 93 трака шириной 293 мм, шаг трака 104 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 42.

ЗАПАС ХОДА, км: 230.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 28,7; ширина рва, м – 2,1; высота стенки, м – 0,8, глубина брода, м – 0,8.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t)

1 июля 1938 года в Чехословакии на вооружение был принят новый танк LT vz.38 в качестве стандартного танка чехословацкой армии. Захватив Чехию в марте 1939 г., Германия продолжила производство этих танков на заводе ЧКД, который был переименован в БММ (Богемско-Моравская машиностроительная фабрика).

Танк LT vz.38 вооружался 37,2-мм пушкой «Шкода» А-7 и двумя 7,92-мм пулеметами ZB 53 vz. 37, по немецкой классификации – MG 37(t). Толщина броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 25 мм, бортовой и кормовой – 15 мм. По своим тактико-техническим характеристикам легкий танк LT vz. 38 не уступал, а по некоторым показателям даже превосходил немецкий средний танк Pz Kpfw III. Изготавливались корпус и башня чехословацкого танка клепкой на каркасе из уголков, что к тому времени являлось недостатком. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения функциональных обязанностей.

Первая серия из 150 машин LT vz.38, заказанных еще для чехословацкой армии, производилась с мая по ноябрь 1939 года. Экипаж танка был увеличен до 4-х человек за счет сокращения боекомплекта к пушке. Была установлена немецкая стержневая антенна впереди на левом борту корпуса. Танк получил новое обозначение – Pz Kpfw 38(t) Ausf A.

Всего с 1938 г. по июнь 1942 г. было выпущено 1411 легких танков Pz Kpfw 38(t) разных модификаций.

Основные тактико-технические характеристики легкого танка
Pz Kpfw 38(t)

Экипаж - 4 чел.
Длина - 4,61 м. Ширина - 2,14 м. Высота - 2,4 м.
Двигатель - «Прага» ЕРА. Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 250 км.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК 38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf А

Выпущено 150 машин с мая по ноябрь 1939 года.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf A

Боевая масса - 9,5 т.

Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 25 мм, борт и корма – 15 мм.

Радиостанция - FuG 37(t).

В 1939 году 59 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf А участвовали в Польской кампании в составе 3-й легкой дивизии. В 1940 году 15 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии. Потом эти танки воевали на всех фронтах, кроме африканского.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf B, Ausf C, Ausf D

Pz Kpfw 38(t) Ausf B выпущено 110 машин с января по май 1940 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf C выпущено 110 машин с мая по август 1940 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf D выпущено 105 машин с августа по декабрь 1940 г.

Незначительные изменения по сравнению с модификацией А. Была убрана антенна с левого борта, добавлено оборудование для дымообразования.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf E/F

Pz Kpfw 38(t) Ausf E выпущено 275 машин с ноября 1940г. по май 1941 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf F выпущено 250 машин с мая по октябрь 1941 года.


Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf E

Опыт польской кампании показал недостаточность бронирования всех немецких легких танков. С ноября 1940 г. лобовые детали брони Pz Kpfw 38(t) стали усиливаться с 25-мм листами, которые крепились заклепками. Было также усилено бронирование бортов башни и надстройки. При этом боевая масса танка достигла 9,85 т. Установлена немецкая радиостанция FuG 5. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для крупных инструментов. Были установлены новые приборы наблюдения для водителя и наводчика.

Боевая масса - 9,85 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 50 (25+25), борта башни и надстройки – 30, борт и корма корпуса – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).
Радиостанция - FuG 5.

Танки модификации D, Е, F поступили в основном во вновь сформированные 12-ю , 19-ю и 20-ю танковые дивизии , а также в 7-ю и 8-ю танковые дивизии , которые уже были вооружены чешскими танками Pz Kpfw 38(t) модификаций А, В и С.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf S

Всего было выпущено 90 машин с мая по декабрь 1941 года.

Боевая масса - 9,5 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 25 мм, борт и корма – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).

Эта серия первоначально предназначалась для вооруженных сил Швеции. В 1938 г. шведское правительство заказало 90 танков. Весной 1940 г. эти танки реквизировал вермахт. В начале 1941 г. шведы получили лицензию на изготовление этой модификации и дали своим танкам обозначение Strv m/41. Танки Pz Kpfw 38(t) Ausf S были переданы Словакии. В составе словацкой «быстрой» дивизии воевали в 1941-42 гг. на Украине и на юге России.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf G

Выпущено 321 машина с октября 1941 г. по июнь 1942 г.

Последняя серийная модификация чешского танка, которая получила 50-мм лобовую броню башни, надстройки и корпуса. Был удален ящик для амуниции.
Боевая масса - 9,35 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 50 мм, борт башни и надстройки – 30 мм, корма башни – 22 мм, борт и корма корпуса – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG38(t).
Радиостанция - FuG5.

К 1942 г. танк Pz Kpfw 38(t) конструктивно устаревал и Гитлер приказал использовать шасси этого танка для производства противотанковых САУ. На базе танка Pz Kpfw 38(t) выпускались различные бронированные машины : истребители танков «Гетцер», противотанковые САУ «Мардер», тяжелое пехотное САУ «Грилле», 20-мм ЗСУ, бронетранспортеры боеприпасов и БРЭМ. Некоторые танки позже были переделаны в разведывательные машины и огнеметные самоходные установки.

Боевое применение

В 1939 г. 59 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf A участвовали в польской кампании в составе 3-й легкой дивизии. В 1940 г. 15 танков Pz KPfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии. Во французской кампании танками Pz Kpfw 38(t) были вооружены 7-я и 8-я танковые дивизии вермахта. 7-я танковая дивизия , которой командовал генерал Роммель, вышла к Ла-Маншу, окружив британские экспедиционные силы, а 8-я танковая дивизия сражалась с французской 3-й механизированной дивизией. В апреле 1941 г. танки Pz Kpfw 38(t) в составе 8-й танковой дивизии вошли в Хорватию, участвуя в операции «Марита» (оккупация Югославии и Греции).

При нападении на СССР все танки Pz Kpfw 38(t) использовались на Восточном фронте. В строю находилось 625 линейных и 35 командирских танков Pz Kpfw 38(t). Из 17 танковых дивизий, принимавших участие в операции «Барбаросса», шесть дивизий были вооружены чехословацкими танками: одна (6-я ) – Pz Kpfw 35(t), пять (7, 8, 12, 19 и 20-я) – Pz Kpfw 38(t). Доля всех чехословацких танков в общем количестве танков, участвовавших во вторжении на территорию СССР, достигала 25 %.

В сентябре 1944 г. боеспособных танков Pz Kpfw 38(t) всех модификаций осталось 229 единиц. Они использовались в основном в составе бронепоездов, к которым прицеплялась платформа с двумя танками. Различные модификации этого танка поставлялись союзникам Германии - Венгрии, Румынии, Словакии.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: