Как научиться делать верхнюю передачу в волейболе. Прием и передача мяча в волейболе. Передача снизу двумя руками

Ю.Д, Железняк, Ю.М. Портнов предполагают, что освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей (пространственно-временной и мышечной координации) волейболиста. При разучивании атакующего удара применяют расчлененный метод: изучаются заключительное движение (финальное усилие) - замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбега; удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с различных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивлении блокирующих .

Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему характеру для всех способов атакующих ударов.

Подводящие упражнения:

1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлет вертикальный; то же после перемещений и остановки; то же с поворотом на 90, 180, 360; прыжок вверх толчком двумя ногами с разбегу в один, два, три шага. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней.

2. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).

3. Освоение удара кистью по мячу: удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате. Замах небольшой, в момент удара рука выпрямлена; удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; серия ударов по мячу у тренировочной стенки.

4. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.

5. Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке: с места и с разбегу.

6. Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе.

7. Освоение удара по летящему мячу. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера.

8. Нападающий удар через сетку по мячу, направленному с помощью мячемета, позволяющего посылать мяч по строго установленной траектории. Если такого устройства нет, мяч подбрасывает тренер или партнер.

Нападающие удары -- это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам .

Основной способ нападающего удара -- прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Нападающий удар с переводом -- разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после удара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком .

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающихся правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих) .

А.В.Беляев, М.В.Савин рекомендуют обучение начинать с прямого нападающего удара по ходу, затем переходят к освоению нападающего удара с переводами. В дальнейшем по мере освоения прямого, можно изучать боковой нападающий удар. Обучение проводить только расчленено в такой последовательности:

1. Прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук;

2. Разбег вместе с прыжком и замахом;

3. Удар по мячу.

Примерные упражнения для обучения:

1. Прыжок с места вверх с махом руками.

2. То же, но с поворотом на 90, 180, 360.

3. Прыжок вверх толчком двумя ногами после одного шага вперед, в сторону.

4. Прыжки с подкидного мостика.

5. Спрыгивание с возвышения.

2.1. Сделать вперед широкий шаг, ставя ногу на пятку, приставить другую ногу и выполнить прыжок (в момент первого шага отводят назад).

2. То же, но выполнить быстро.

3. То же, но первый (стопорящий) шаг выполнить скачком.

4. То же, но выполнить с двух, трех шагов.

5. То же, но с доставанием предмета на высоте.

6. То же, но разбег с линии нападения.

При прыжке обе руки махом выносятся вверх.

1. Имитация ударного движения на месте, в прыжке, с разбега.

2. Удар по мячу кистью, стоя на коленях.

3. Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу.

4. Удар в стенку через пол на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар в парах на месте и в прыжке (один набрасывает мяч и пасует).

6. Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега.

7. Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса.

8. То же, но мяч набрасывает партнер.

9. Удар через сетку с места в прыжке с собственного подброса (удары из разных зон).

10. То же, но мяч набрасывает партнер.

11. То же, но с одного, двух, трех шагов.

12. То же, но с передачи партнера.

Ошибки при обучении:

Стопорящий шаг на носок;

Остановка перед отталкиванием;

Отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;

Удар согнутой в локте рукой;

В момент удара опускание локтя вниз;

Ранний или поздний разбег;

Неправильный ритм или разбег;

Неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;

Медленное отталкивание;

Недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;

Приземление после удара на прямые ноги.

Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны атаки, расположения блока и защитников соперника, старается выбрать наиболее рациональный (для конкретной обстановки) способ удара. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к проигрышу очка или подачи .

Игрок, выполняющий удар, должен:

1 - оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;

2 - следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;

3 - с “ неудобных “ передач не проиграть мяч;

4 - владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными ударами, ударами от блока и т. д.;

5 - перед разбегом для нападающего удара - быстрый взгляд на сторону соперника для оценки расположения игроков обороняющейся команды.

Совершенствование техники нападающих ударов включает следующие группы упражнений:

а) нападающие удары со всех видов передач по цели;

б) нападающие удары против одиночного и группового блока с определенным заданием для противоборствующих сторон;

в) нападающие удары в защитников с определенным заданием для противоборствующих сторон;

г) нападающие удары после приема подач против блока и защитников.

Примерные упражнения:

1. Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 - перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне 4 и т. д.

2. Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

3. Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).

4. Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

5. Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

6. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).

7. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

8. Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком:

Со всех видов передач по цели;

Протии одиночного и группового блока;

Против блока и защитников.

9. Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

10. Нападающий удар 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и защитниками .

А.Г. Айриянц предлагает следующие методы технической подготовки:

На первом этапе главное - этот ознакомление с разучиваемым приемом.

1. Показ. Он должен быть образцовым и дополняться демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, схем, макетов площадки и т. д.).

2. Объяснение. Оно должно быть кратким и понятным для занимающихся. Обычно показ чередуют с объяснением.

На втором этапе главное - изучение приема в упрощенных условиях.

1. Метод целостного обучения. Целостное разучивание технического приема создает более полное представление об изучаемом действии и прочную логическую основу для формирования двигательного навыка. Обычно этот метод используют при разучивании простых технических приемов, несложных по структуре.

2. Расчлененный метод. Технический прием делят на фазы или части, выделяя при этом основное звено или то, что труднее всего дается занимающимся. Не следует долго задерживаться на изучении отдельных частей приема. Занимающихся по возможности быстрее подводят к выполнению движения в целом.

На третьем этапе главное - изучение приема в усложненных условиях.

1. Повторный метод. Только многократное повторение способствует становлению и закреплению навыков и знаний, стабильности и надежности техники. Повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) с целью формирования гибкого навыка.

2. Усложнение и затруднение заданий по сравнению с соревновательными (введение нескольких мячей, увеличение числа действий в единицу времени, быстрые переключения и т. д.).

3. Выполнение технических приемов на фоне утомления (в конце занятий, после интенсивных упражнений).

4. Выполнение упражнений в условиях единоборства с сопротивлением.

5. Игровой метод.

6. Сопряженный метод. Он позволяет решать задачи совершенствования техники и развития специальных качеств, а также технической подготовки и формирования тактических умений.

7. Соревновательный метод.

На четвертом этапе главное - это закрепление прима в игре.

1. Анализ выполненных движений (с помощью специальных видов записи игры).

2. Специальные задания по технике в учебной игре.

3. Игровой метод.

4. Соревновательный метод.

5. Интервальный метод.

Обучение начинается с прямого нападающего удара по ходу. Затем переходят к освоению нападающего удара с переводами. Обучение ведется только расчлененным методом. Вначале изучают разбег и прыжок, добиваясь закрепления ритма движений. Особое внимание следует уделить правильной постановке ног при отталкивании. Для изучения прыжков рекомендуются следующие примерные упражнения:

1. Прыжок с места вверх, вверх-вперед, в сторону, вверх-назад.

2. Прыжок с места с поворотом (от 90 до 360) вправо и влево.

3. Прыжки в сериях по 5-10 раз, акцентируя внимание на высоте взлета .

Для изучения техники прыжка с разбега следует после показа и объяснения выполнять его вначале с одного шага, далее с двух и, наконец, с трех шагов. Примерные упражнения:

1. Сделать шаг, вынося вперед прямую правую ногу (стопорящий шаг), приставить левую и выполнить прыжок вверх.

2. То же, акцентируя внимание на опережающем маховом движении двумя руками.

3. Сделать шаг, стопорящий шаг и прыжок вверх с махом руками.

4. То же, но стопорящий шаг выполнить скачком. Особое внимание следует обратить на постановку стопорящей ноги и согласованную работу ног и рук.

5. Выполнить разбег в 2-3 шага, стопорящий шаг и прыжок вверх.

6. Выполнять прыжки к нападающему удару с разбега, по сигналам преподавателя в сочетании с другими упражнениями.

В начале обучения технике разбега и прыжка необходимо следить за активным отталкиванием от опоры после напрыгивания, а также активной работой рук в маховом движении, способствующем высокому прыжку.

При выполнении прыжков с разбега наиболее часто встречаются следующие ошибки: в стопорящем шаге нога ставится не на пятку, а на носок, в результате чего нет стопорящего эффекта, а полет проходит в горизонтальной плоскости; перед отталкиванием игрок останавливается, из-за чего уменьшается высота прыжка; нет опережающего махового движения руками, что уменьшает высоту прыжка и нарушает общую координацию движений (1).

Ошибки устраняют с помощью дополнительных объяснений и показа, а также подводящих упражнений и повторений изучаемых упражнений в медленном темпе.

Особое внимание необходимо уделить приземлению. Игрок должен приземлиться на прямые ноги и тут же согнуть их, чтобы подготовиться к последующим действиям. Освоению приземления способствуют специальные упражнения:

1. Прыжки с места, обращая внимание на приземление.

2. Спрыгивание с гимнастических снарядов (коня, скамейки, гимнастической лестницы).

3. Прыжки с подкидного мостика, обращая внимание на приземление.

После овладения прыжком с разбега или параллельно с ним следует изучать удар по мячу в упрощенных условиях - без прыжка, используя следующие примерные упражнения:

1. Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу, обращая внимание на выпрямление руки при ударе.

2. Занимающиеся располагаются парами. Один игрок подбрасывает мяч левой рукой и выполняет удар правой в направлении партнера, который принимает его снизу двумя руками.

3. Занимающийся располагается у стены (5-6 м) и выполняет нападающий удар с собственного набрасывания об пол на расстоянии 1 м от стены.

4. То же, но удары выполняют непрерывно по отскакивающему от стены мячу.

После овладения частями нападающего удара занимающиеся могут выполнять его в целом, но в упрощенных условиях. Примерные упражнения:

1. Имитация нападающего удара. Необходимо обратить внимание на правильную последовательность работы звеньев тела и их согласованность.

2. То же, но у сетки в зонах 4, 3, 2. Затем важно следить за местом отталкивания и приземления.

3. Игроки располагаются в колонну по одному в зонах 4, 3, 2. По сигналу преподавателя игрок выполняет разбег, прыжок и бросок теннисного мяча через сетку нападающим ударом.

4. Нападающий удар по подвешенному над сеткой мячу. Здесь создаются упрощенные условия для последовательной и согласованной работы звеньев тела при выполнении приема в целом.

5. Игроки располагаются парами. Один из них находясь со стороны бьющей руки другого игрока, подбрасывает мяч вверх; другой, находясь на расстоянии 2-3 м от него, разбегается и выполняет нападающий удар.

Это упражнение можно выполнять и у стены.

6. Расположение то же, но игрок 1, подбрасывающий мяч, стоит у сетки. Игрок 2 разбегается и выполняет нападающий удар через сетку.

7. Игроки расположены как ив упражнении 5. Вместо подбрасывания игрок передает мяч сверху двумя руками, а партнер выполняет нападающий удар с этой передачи.

8. Игроки с мячами становятся в колонну по одному в зоне 4, один игрок в зоне 3. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3, игрок зоны 3 передает мяч на удар в зону 4, игрок зоны 4 разбегается и осуществляет нападающий удар.

Передающего игрока зоны 3 можно не менять, а если сменить, то игроком, выполнившим нападающий удар.

После овладения ударом из зоны 4 можно выполнять нападающие удары из зоны 3 с передачи из зоны 2, а затем из зоны 2 с передачи из зоны 3. В последнем случае следует обратить внимание на то, что передача осуществляется со стороны слабейшей руки; поэтому выполнение удара несколько специфично.

Типичные ошибки в нападающем ударе в начальном периоде обучения:

при разбеге - запаздывание с выходом к мячу или пробегание мяча, выход боком к сетке;

в прыжке - прыжок выполняется не вверх, а в длину, из-за чего касается сетки; недостаточно активные движения руками в маховом движении;

при ударе - удар согнутой рукой по краю мяча;

при приземлении - приземление на прямые ноги без последующего сгибания их в коленях.

Для устранения ошибок при выполнении нападающего удара целесообразно использовать детальный показ и объяснение структуры движений, имитационные и подводящие упражнения, выделение ошибочного движения и его детальное изучение, а также выполнение нападающего удара в упрощенных условиях.

После овладения структурой движения можно переходить к его совершенствованию, осваивая более сложные варианты нападающих ударов, постепенно повышая степень трудности упражнений и условия их выполнения. Для этого можно использовать типичные упражнения:

1. Нападающие удары с собственного набрасывания из различных зон в различных направлениях.

2. Нападающие удары с длинных передач: из зоны 4 с передачи из зоны 2; из зоны 2 с передачи из зоны 4.

3. Нападающие удары с укороченных передач: из зоны 4 с передачи из зоны 4; из зоны 3 с передачи из зоны 3; из зоны 2 с передачи из зоны 2.

4. Нападающие удары с передачи из глубины площадки: из зоны 4 с передачи из зоны 6; из зоны 2 с передачи из зоны 6 и т. д.

5. Нападающие удары со скоростных и ускоренных передач длинных и коротких: из зоны 4 с передачи из зон 3 и 2; из зоны 3 с передачи из зоны 2; из зоны 2 с передачи из зон 4 и 3.

6. Нападающие удары со скоростных и ускоренных укороченных передач: в зоне 4 из зоны 4 и 6; в зоне 3 из зоны 3; в зоне 2 из зоны 2.

7. Нападающие удары с далеких от сетки передач: из зон 1, 5, 6 с передачи от сетки; из зон передней линии с передачи, отдаленной от сетки.

8. Нападающие удары с переводом туловища влево и вправо в различных направлениях.

9. Нападающие удары с переводом руки влево и вправо в определенные зоны площадки.

10. Нападающие удары с первой передачи и откидки.

11. Нападающие удары с перемещением в соседние зоны.

12. Серии нападающих ударов (10-15), выполняемые с максимальной быстротой.

13. Нападающие удары против одиночного и группового блоков. На определенном этапе совершенствовать нападающие удары следует обязательно с противодействием, что наиболее соответствует условиям ведения игры.

14. Нападающие удары после передачи, блокирования, прыжков и т. д. Упражнения такого типа способствуют формированию навыка использования нападающего удара в игре.

Процесс обучения и совершенствования нападающим ударам должен строиться так, чтобы занимающийся постепенно овладел всеми их способами и вариантами, научился выполнять любой рукой из различных исходных положений в различных условиях .

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Нападающие удары
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяются два способа (прямой и боковой) и несколько разновидностей.

Прямой нападающий удар (рис. 13). При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное по­ложение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовитель­ная фаза включает разбег, прыжок в замах. Разбег служит для достиже­ния достаточной горизонтальной скорости движения и его максималь­ного использования для прыжка.

Длина разбега - 2-4 м (как правило, три шага). Первый шаг относи­тельно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление раз­бега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратится мень­ше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная ско­рость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения еще больше возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгибания. Только при

Рис. 13. Прямой нападающий удар

такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой.

Для координации движений звеньев тела в безопорном положении важно расположение стоп при отталкивании. Наиболее рационально не­много повернуть их носками внутрь или расположить параллельно. При уменьшении длины разбега и переходе на двухшажный разбег выпол­няют второй и третий шаги, при одношажном - только третий, на-прыгивающий шаᴦ.

Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки - по дуге сзади-вниз-вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой рук в тот момент, когда кисти вынесены над головой.

Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры; их при этом разгибают во всœех суставах. Высота прыжка зависит от махового движения рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. При этом данный угол не должен быть меньше 90".

С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза взлета. Для борьбы с так называе­мым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перераспределяет массу тела вокруг ОЦТ тела и создает некоторый вращательный момент, направленный в противоположную горизон­тальной составляющей силы сторону. Это способствует уменьшению дли­ны траектории полета тела.

Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх-вниз. Та­ким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махово­го, тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной мас-

сы. Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направления движения. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьи­руется исходя из индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение ʼʼлукʼʼ - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, благодаря чему растягивается большая грудная мышца.

Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение за­дает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх и несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть наклады­вают на мяч в расслабленном состоянии сверху-сбоку (угол наклона руки - примерно 750) хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с мячом продвигают вперед-вниз, кисть сгибают в лучеза пястном суставе. Мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед-вниз. Далее пле­чо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры дви­жущейся вперед-вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плав­но, к моменту удара она должна быть наибольшей.

Эффективными при ударе бывают:

опускание подбородка, оно позволяет использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в данном положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока;

выдох во время удара, что способствует более быстрому его выпол­нению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания.

После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.

Разновидности нападающего удара определяются параметрами вто­рой передачи и имеют некоторые особенности. При передачах, различа­ющихся по длинœе (длинных, коротких, укороченных), характер дви­жений во время выполнения нападающих ударов практически одина­ков, однако с увеличением времени полета мяча изменяется темпо-ритмическая структура разбега: увеличивается время выполнения пер­вого и второго шагов разбега, улучшается согласование действий напа­дающего игрока с передачей. В практике передачи высокие и средние по высоте - медленные, а низкие - ускоренные и скоростные. Техника выполнения нападающего удара с высоких (средних) медленных пере­дач нами уже описана. Стоит сказать, что для нападающего удара с низких скоростных (ускоренных) передач характерны:

уменьшение длины разбега до 1-2 шагов;

более быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в конце разбега;

Рис. 14. Боковой нападающий удар

меньшая амплитуда замаха и меньшее сгибание руки в локте при отведении назад;

меньшее сопровождающее движение руки после удара. При выполнении нападающего удара с отдаленной от сетки (более 1 м) передачи существуют некоторые особенности:

место удара определяется вытянутой рукой, угол наклона 800 - одновременно с ведением руки в ударном движении игрок сгибается в тазобедренных суставах;

руку к ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки. Боковой нападающий удар.
Размещено на реф.рф
В современной игре боковые нападающие удары сравнительно редки. Разбег принципиально не отличается от разбега при прямом нападающем ударе, только выполняют его под более острым углом к сетке, а иногда параллельно ей. Отталкивание также аналогично описанному. Во время взлета выполняют замах по типу замаха при верх­ней боковой подаче: руку отводят вниз-в сторону, левую руку поднимают вверх, туловище наклоняют в сторону бьющей руки. Ударное движение выполняют аналогично движению при верхней боковой подаче. Оно начи­нается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед право­го плеча и махового движения правой рукой снизу-сзади вверх-вперед к мячу, удар по которому осуществляют кистью сверху-сбоку. Далее поворот тела, движение плеча и руки вперед-вниз продолжаются но инœерции. По окончании удара игрок приземляется на обе ноги (рис. 14).

Особенности техники нападающих ударов при их тактической реализации (варианты нападающих ударов)

В современной игре нападающие удары - основное средство атаки, позволяющее выиграть очко или право на подачу. Общей тактической задачей в данном случае является достижение выигрыша с помощью на­падающих ударов, точных, скоростных, специфических для борьбы с блоком соперника. По направлению полета мяча нападающие удары подразделяют на удары по ходу (направление разбега игрока совпадает с направлением полета мяча после удара) и удары с переводом руки или поворотом туловища (направление полета мяча не совпадает с направлением разбега). По скорости полета мяча после удара их делят

на медленные (до 10 м/с), ускоренные (до 16 м/с) и скоростные (бо­лее 16 м/с - такой удар часто называют силовым).

При выполнении нападающих ударов на точность используют пря­мые ускоренные удары (их часто называют кистевыми).

Ускоренный нападающий удар.
Размещено на реф.рф
Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре описанного ско­ростного удара. В ударном движении руку выносят вверх несколько со­гнутой в локте. Собственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается; сопро­вождающее движение минимально.

Для увеличения скорости полета мяча используют варианты напада­ющих ударов: прямые, скоростные по ходу, боковые. При этом ампли­туда замаха увеличивается, туловище прогнуто в грудной и пояснич­ной частях (положение ʼʼлукʼʼ), ноги согнуты в коленях, ударное дви­жение имеет значительную амплитуду.

В игре (особенно команд старших и высших разрядов) точные и скоростные нападающие удары могут и не принœести ожидаемого эф фекта͵ так как соперник организует у сетки надежную защиту - блок. По этой причине используют варианты борьбы против блока:

удары мимо блока - прямой скоростной нападающий удар с пово­ротом туловища, прямой ускоренный с переводом рукой;

удар выше блока - прямой ускоренный по ходу;

обман выше блока - прямой медленный удар по ходу;

обман мимо блока - прямой медленный удар с переводом руки;

удары по блоку с отскоком в аут - прямой скоростной по ходу, боковой.

Нападающий удар с поворотом туловища. Удар выполняют в три этапа (рис. 15):

1-й этап - подготовительные действия (разбег, прыжок, замах), выполняемые, как и при обычном ударе. Особенности их таковы: при

Рис.15. Ускоренный нападающий удар Рис.16. Нападающий удар

с низкой (быстрой) передачи с переводом вправо (перевод)

ударе с переводом вправо игрок оставляет мяч с правой стороны удар­ной зоны (он не долетает до игрока); ударная зона находится между сагиттальной осью и вытянутой вперед-вверх правой рукой; при вы­полнении удара с переводом влево мяч должен быть с левой стороны ударной зоны (игрок немного пропускает его);

2-й этап - поворот тела в воздухе вправо или влево;

3-й этап - выполнение нападающего удара походу в новом направ­лении, не совпадающем с продолжением направления разбега.

Нападающий удар с переводом рукой. Подготовительная фаза здесь такая же, как и в ударе по ходу. В ударном движении при переводе вправо руку ведут по дуге влево-вперед так, чтобы кисть ложилась на мяч с левой стороны. Одновременно кисть проецируют, большой палец правой руки опускают; правое плечо несколько поднимают, а левое опускают. После удара по мячу руку немного опускают, придавая на­правление полету мяча (рис. 16).

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед-вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинируют, большой па­лец поднимают вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз-вперед.

Медленные удары (обманы). Иногда в игре крайне важно направить мяч близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняют, как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в уско­ренном нападающем ударе; на вертикаль выносят несколько согнутой, локтем вперед, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев, сложенными ʼʼрюмкойʼʼ (по образцу пе­редачи сверху одной рукой). При обманах мимо блока используют мед­ленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево.

Нападающие удары - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нападающие удары" 2017, 2018.

Прямые нападающие удары в практике принято делить на силовые и кистевые. Это деление не совсем удачно, так как сравниваются два разных понятия: сила и кисть. По характеру выполнения прямые удары могут быть выполнены четырьмя способами:

  1. Удар с приложением возможно большей массы тела игрока. При этом движение отдельных частей рассчитано так, чтобы сообщить наибольшую скорость ударяющей по мячу кисти.
  2. Удар также с приложением возможно большей массы тела игрока, но при этом отдельные части тела тесно соединены друг с другом. Поэтому скорость движения ударяющей руки не наибольшая.
  3. Удар в основном за счет очень быстрого движения предплечья и особенно кисти с незначительным приложением массы всего тела игрока
  4. Замедленные удары (обманные)

Первый способ прямого нападающего удара. Первый из перечисленных способов дает наибольшую силу удара, поэтому в практике его и называют силовым. В этом способе удара, в создании наибольшей скорости движения кисти участвуют туловище, плечо и предплечье. Вначале движение для замаха начинает туловище, а затем рука. Отведение руки назад производится также в определенной последовательности: вначале поднимается и отводится назад плечо, локоть, затем предплечье и кисть. Такая последовательность движения создает лучшие ус-ловия для работы мышц руки, так как при этом происходит предварительное их растягивание, а известно, что белее эффективная работа мышц получается пря сокращении их на полную амплитуду из растянутого состояния.

Движение вперед для совершения удара начинается с энергичного сокращения мышц живота, которое приво-дит к выпрямлению туловища. Рука, получив предвари-тельное ускорение, начинает свое собственное движение вперед. Подобно замаху при ударе, движение отдельных частей тела происходит также последовательно, вслед за туловищем движется плечо, затем в движение активно вклю-чается предплечье и наконец, кисть.

Для улучшения условия предварительного растягива-ния мышц требуется плавное, с достаточной амплитудой отведение туловища и руки на замах. Чрезмерное отклоне-ние туловища назад не рекомендуется, так как из физио-логии известно, что только растянутая до определенного оптимума мышца сокращается сильнее и быстрее.Движение кисти ударяющей руки — наиболее важная часть техники удара, ее финальная скорость определяет силу удара.

В своем движении кисть вначале отклоняется назад и поворачивается в сторону мяча, затем движется с ускоре-нием вперед и окончательно выпрямляется примерно к моменту соприкосновения с мячом. На этом участке пути должна быть самая активная работа кисти, так как даль-нейшее сгибание кисти вперед зависит уже от возможностей игрока и характера передачи.Так, например, если игрок небольшого роста или передача далеко от сетки, то значительное сгибание кисти вперед при-ведет к удару в сетку

Второй способ прямого нападающего удара . Удары с активной работой туловища — (нескоростные).Здесь преобладает фактор массы, а скорость движе-ния кисти перед ударом меньше, так как удар про-изводится в основном за счет маятникообразного дви-жения туловища и сравнительно жестко связанной с ним бьющей руки. При подобной технике удара нет последовательного включения в работу отдельных частей тела, где предварительное растяжение более крупных групп мышц дает ускорение для движения вышележащих частей, и потому скорость движения кисти в финальном усилии значительно меньше.

Третий способ прямого нападающего удара . так называемые кистевые удары. Здесь масса тела игрока, участвующая в ударе, невелика, удар производится в основном за счет быстрого движения предплечья и особенно кисти. Замах туловища и руки при этом незначителен, удар производится за счет активного движения предплечья и особенно кисти. Работа кисти здесь резко отличается от работы кисти при ранее описанном способе с активным движением туловища. Если там кисть сравнительно жестко соединена со всей рукой и туловищем и потому мяч при ударе некоторый момент как бы протаскивается вперед, то при кистевых ударах, непосредственно перед встречей с мячом, предплечье также замедляет свое движение и удар производится за счет короткого, но очень быстрого дви-жения кисти. Так как здесь рычаг действия силы очень мал, это движение носит захлестывающий характер.


Четвертый способ прямого нападающего удара
. Медленные удары (обманные). Иногда в игровых условиях требуется мяч положить близко к сетке (чаще за руки блокирующих или где нет страховки). В этом случае если произвести удар по мячу ладонью, то будет не удар, а бросок, так как движение кисти при этом должно быть сравнительно медленным. Чтобы избе-жать этого броска (он не разрешается Правилами!) В этом случае удар через сетку производят способом пере-дачи. Обычная передача здесь не будет эффективна: игрок, видя, что сейчас будет передача, всегда к ней подготовится и легко примет этот мяч. Эффективной она будет толь-ко при условии неожиданности! Поэтому передаче пред-шествуют движений, характерные для подготовительных движении к удару, а именно; игрок в прыжке, как для обычного удара, отводит на замах руку назад и перед ударом сдерживает ее выполняя тычкообразный удар пальцами.

Действия команды в нападении завершаются направлением мяча через сетку с целью затруднить его прием командой соперников и добиться выигрыша очка или права на подачу. Самый эффективный способ при этом - атакующий удар, который производят по мячу выше верхнего края сетки.

У квалифицированных волейболистов выигрыш очка при атакующих ударах превышает 50 %. Удар, выполняемый по мячу ниже верхнего края сетки (в прыжке или в опорном положении), называется нападающим. Вероятность выигрыша очка здесь проблематична. Атакующие удары подразделяются по направлению (по ходу направления полета мяча, когда оно соответствует направлению разбега, и с переводом, когда такого совпадения нет); по скорости полета (скоростные или силовые удары, ускоренные или кистевые, медленные или обманные); по технике выполнения (прямые - лицом к сетке и боковые - боком к сетке); по месту выполнения (у сетки и с задней линии). Последовательность обучения атакующим ударам такова: прямой удар по ходу из зон 4, 2, 3; прямой удар с переводом вправо из зон 4, 2, 3; прямой удар по ходу левой рукой из зон 2, 4, 3; прямой удар с переводом влево из зон 3, 4, 2; боковой удар из зон 4, 3 правой рукой, из зон 2, 3 - левой; прямой удар по ходу с/задней линии из зон 5, 1, б". Медленный или обманный удар в первой своей стадии (разбег, прыжок) такой же, как и прямой по ходу, в заключительной части он представляет собой передачу обеими или одной рукой.

В прямом атакующем ударе по ходу (рис. 1)
выделяют разбег, прыжок и замах, удар по мячу, приземление, В разбеге делают от одного до трех шагов. В последнем шаге игрок выставляет
вперед одну ногу (чаще правую), руки от водит назад. Затем быстро приставляет другую ногу, руки одновременно совершают движение вниз-вперед. Во время прыжка игрок быстро разгибает ноги, а. руки резко поднимает вверх. Большое значение имеет согласованность движений; в момент приставления левой ноги руки посылаются вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх.
Движение на замах начинают с прогибания туловища, затем игрок поднимает и отвадит
При условии, что сильнейше руна правел; для левши-положение зеркальное: прямой удар по ходу из зон 2, 4, 3 и назад плечо, локоть, предплечье и кисть. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем игрок активно включает в работу правую (бьющую) руку.
Движение на удар начинают с энергичного сокращения мышц живота, туловище выпрямляют, одновременно придается движение руке. Вначале движется плечо, затем предплечье и кисть, Эффективность удара зависит от заключительного движения кисти. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания кистью мяча, При этом игрок напрягает кисть и выполняет ударное движение исключительно активно. .После удара он приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет быстро перейти к другим действиям.

Атакующие удары с переводом по структуре схожи с прямым ударом по ходу. При ударе с переводом направление полета мяча не совпадает с направлением разбега атакующего игрока. Разбег выполняют в основном так же, как в ударе по ходу. Это важно в тактическом отношении. Изменение направления удара производят уже в прыжке во время замаха. Перевод осуществляется поворотом туловища или кисти руки. При переводе вправо (рис. 2) туловище и кисть поворачивают вправо. Удар по мячу производят сверху-слева. При переводе влево (рис. 3) туловище и кисть поворачивают влево, удар по мячу производят сверху-справа.

Боковой атакующий удар (рис. 4) в фазе разбега почти ничем не отличается от предыдущих, только при отталкивании игрок располагается боком к сетке. Движение рук при разбеге и отталкивании такое же, однако после отрыва ног от поверхности площадки правую руку направляют вниз в сторону на замах. Туловище наклоняют в сторону бьющей руки. В ударном движении туловище выпрямляют, плечи поворачивают влево, левая рука посылается вниз, правую дугообразным движением перемещают к мячу, при этом вперед идет плечо, предплечье и кисть отстают. В момент удара рука выпрямлена и напряжена, туловище наклонено вперед. Для бокового удара характерна активная работа туловища. После удара рука продолжает движение вниз по дуге, затем игрок мягко приземляется.

Атакующий удар с задней линии

Атакующий удар с задней линии выполняют в основном так же, как у сетки. Однако для удара характерно поступательное движение вперед после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперед-вниз, мячу придают более пологую траекторию.
Подлинное мастерство в атакующих ударах определяется следующими факторами:
владение в совершенстве техникой всех способов ударов как правой (сильной), так. и левой (слабой) рукой; высокий уровень овладения навыками индивидуальных тактических действий при ударах; высокий уровень развития специальных физических качеств, от которых зависит эффективность ударов; надежность опорно-двигательного аппарата, систем организма, несущих основную нагрузку при ударах.


Последовательность освоения атакующих ударов

1. Укрепление костно-связочного аппарата; развитие силы мышц стопы, кистей, плечевого пояса, туловища, силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении атакующих ударов, прыгучести, пространственно-временной дифференцировки (умения сочетать игровые действия с учетом направления и скорости полета мяча, особенно в прыжке, в без опорном положении).

2. Освоение составных частей атакующего удара: вертикального взлета при отталкивании двумя ногами; ритма разбега в три шага; заключительного удара кистью по мячу.

3. Последовательное соединение составных частей в целостном выполнении атакующего удара: разбег и отталкивание обеими ногами (прыжок с разбега); удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) - с места, с разбега; удар по движущемуся мячу по заданной траектории с различной скоростью (медленно - быстро) при помощи тренажера; нападающий удар после передачи мяча; соединение специальных физических качеств с составными частями навыка и удара в целом.

4. Совершенное владение способами атакующих ударов правой и левой рукой (при ведущей роли сильной руки). Умение максимально реализовывать специальные физические качества посредством совершенной техники.

5. Умение целесообразно использовать способы атакующих ударов и нападающих действий с учетом игровой обстановки. Последовательность освоения атакующих ударов осуществляется выполнением комплекса упражнений: обще-развивающих и подготовительных, подводящих, по технике и тактике. Ниже предлагается последовательность разучивания данных упражнений при обучении всем способам атакующих ударов,

Общеразвивающие и подготовительные упражнения при совершенствование атакующих ударов

1. Из положения спиной, боком, лицом к гимнастической стенке упражнения с резиновым амортизатором для плечевого пояса; то же на тренажере.

2. Упражнения с гантелями для плечевого пояса: круговые движения; поднимание рук вверх, отведение назад и сгибание в локтевых суставах; встречным энергичным движением поднимание вверх и движение вперед.

3. Жим штанги (в станке) лежа (учащиеся старших классов, до 30 % от собственного веса).

4. Приседание со штангой (мешок с песком) до 50 % от собственного веса.

5. Лежа на скамейке (наклонной доске), сгибание и разгибание туловища.

6. Наклоны, вращение туловища, держа на плечах мешок с песком весом 6-15 кг.

7. Приседание, затем быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с 1-2 набивными мячами в руках; то же с прыжком вверх.

8. Из глубокого приседа на одной ноге на гимнастической стенке, другая нога опущена вниз, руками держась за стенку, быстрое разгибание опорной ноги.

9. Упражнение для кистей на тренажере - вращательными движениями поднимание и опускание груза.

10. Сжимание кистью теннисного мяча (кистевого эспандера).

11. Отталкивание от стены: обеими руками одновременно; попеременно правой и левой рукой.

12. В упоре лежа передвижение на руках по кругу вправо, влево, ноги на месте.

13. В упоре лежа передвижение вправо и влево, одновременно переставляя руки и ноги (приставные шаги).

14. Вырывание и выкручивание набивного мяча у партнера,

15. Броски набивного мяча весом 1 -2 кг из-за головы обеими руками, одной рукой над головой («крюком»),

16. Кистевые броски набивного мяча весом 1 кг - одной (правой, левой) и обеими из положения руки вверх.

17. Броски литых резиновых (теннисных, наполненных свинцовой дробью) мячей, стоя на месте и в прыжке.

18. Удары кистью {рука горизонтально) по набивному мячу весом 1 кг либо гандбольному мячу, стоя на коленях на гимнастическом мате.

19. В прыжке бросок набивного (баскетбольного) мяча в стену, затем приземление, прыжок и ловля мяча в прыжке.

20. В прыжке броски набивного мяча весом 1 кг в стену из-за головы обеими руками; то же через сетку (на силу, точность, с места и с разбега).

21. Метание теннисных мячей через сетку в прыжке-на точность, на силу.

22. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом, боком, спиной вперед.

23. То же с отягощением (набивные мячи в руках, мешок с песком на плечах).

24. Спрыгивание с гимнастического коня (стенки) на гимнастический мат (мальчики).

25. Спрыгивание с высоты 40-80 см с последующим прыжком вверх,

26. Прыжки с места, с разбега и доставание предметов (набивных, волейбольных, теннисных мячей), подвешенных на различной высоте.

27. Сочетание перечисленных выше упражнений с перемещениями различными способами в ответ на условные сигналы.

Подводящие упражнения при совершенствование атакующих ударов

1. Толчком обеими прыжок вверх с 2-3 шагов разбега. Длина разбега определяется разметкой, ритм движений зависит от звукового сигнала (хлопки в ладони, магнитофонная запись и т. п.).

2. Стоя на коленях на гимнастическом мате, удар по волейбольному мячу кистью (замах небольшой, в момент удара рука прямая, движение кистью максимально быстрое).

3. Удар по мячу на резиновых амортизаторах (мяч над правым плечом на высоте вытянутой руки, немного впереди).

4. Многократные удары по мячу кистью у стены (пол - стена).

5. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, воспроизводя движение атакующего удара.

6. Удар по мячу на резиновых амортизаторах в прыжке с места, с разбега.

7. Удар по мячу в держателе у сетки в прыжке с места, с разбега (рис. 5).

8. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар по мячу над головой стоя и прыжке.

9. То же, но мяч подбрасывает партнер, стоящий напротив.

10. Удар через сетку, мяч подбрасывает партнер.

11. Удар через сетку после передачи мяча партнером (учителем).

Упражнения по технике

1. Удар по ходу из зоны 4 с высокой передачи из зоны 3. В зону 3 мяч посылают из зон 4, 6, 5.

2. Удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3. В зону 3 мяч направляют из зон 2, 6, 1.

3. Удар по ходу из зоны 3 с высокой передачи из зоны 2. В зону 2 мяч посылают из зон 3, 6, 4, 5.

4. Удар из зоны 4 с высокой передачи из зоны 2. В зону 2 мяч направляют из зон 3, 6, 4, 5, 1,

5. То же, что в упр. 1-4, но удар со средних по высоте передач.

6. То же, что в упр. 1-4, но удар с высоких и средних, удаленных от сетки на 1 -2 м передач.

7. Удары из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3, стоя спиной к атакующему.

8. То же, что в упр. 1-4, но удар с низкой передачи.

9. То же, что в предыдущих упражнениях, но удары на точность (в обозначенные участки площадки, расставленные мишени).

10. Удар с переводом вправо из зоны 4 с высокой передачи из зон 3, 2.

11. Удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

12. То же, что в упр. 10, передачу на удар выполняет партнер, стоящий спиной к атакующему.

13. То же, что в упр. 10-12, но передачи на удар средние по высоте.

14. Удар по ходу левой рукой из зон 4, 2 с передачи из зоны 3.

15. Удар с переводом влево из зоны 3 с передачи из зоны 2; из зоны 4 с передачи из зоны 3.

16. Последовательное выполнение ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3: по ходу, с переводом вправо, влево, слабейшей рукой. То же, с передачи из глубины площадки.

17. То же, но удары из зон 2, 3.

18. То же, но удары со средних передач.

19. То же, но удары с низких передач.

20. Чередование ударов различными способами с различных по высоте передач.

21. Боковой удар из зоны 4 с передачи из зоны 3 у сетки и из глубины площадки.

23. Учащиеся располагаются, как показано на рис. 6. Игрок 5 набрасывает мяч к сетке игроку 4, который осуществляет передачу на удар в зону 4, игрок 1 выполняет удар и переходит в зону 3. Упражнение повторяют, затем после удара из зоны 3 игрок 1 переходит в зону 2, а в это время упражнение выполняют игроки 5, 4 и 2, Пока игрок 2 переходит в зону 3, упражнение выполняют игроки 5, 4 и 1: передача стоя спиной к атакующему, удар из зоны 2 и т. д. После удара игроки переходят из зоны 2 в зону 4. В зоне 3 игроки у сетки и в глубине площадки периодически меняются.

24. По два игрока с мячами располагаются в зонах 4, 3, 2 (атакующие), один в зоне 3 (связующий). Удары из зон 4, 3, 2; игрок в зоне 4 набрасывает мяч связующему и с его передачи выполняет удар, после чего переходит в зону 3. Осуществив передачу, связующий получает мяч от игрока зоны 3. Выполнив ему передачу на удар, он поворачивается лицом к зоне 2, получает мяч, делает передачу на удар и т. д. После удара игрок из зоны 3 идет в зону 2, из зоны 2 - в зону 4 и т. д.

25. Учащиеся располагаются, как показано на рис. 7. Игрок 1 посылает мяч к сетке и идет в зону 2, где выполняет удар с передачи игрока 3 назад, за голову.

26. Учащиеся располагаются, как показано на рис. 8. Игрок 1 посылает мяч к сетке, игрок 2 идет в зону 3, где выполняет удар с передачи игрока 3.

27. Упражнения из числа приведенных выше, но первая передача связующему к сетке осуществляется со стороны соперника. Используют также подачи (нижнюю, верхнюю). Способы ударов и характер передач чередуют. Этим создают условия, приближенные к игровым.

28. Атакующие удары при противодействии блокирующих. Блок (имитатор блока, блокирующие на подставке) закрывает какое-либо направление. Необходимо ударом послать мяч в открытом направлении. Например, при ударе из зоны 4 блоком закрыты зоны 6 и 5, удар наносят в зону 1 («по линии»), закрыта «линия» - удар в зоны 5 и 4. Так же осуществляют удары из зон 2 и 3.

29. Боковой удар левой рукой из зон 2 и 3 с передачи из зоны 3.

30. Прямой и боковой удары из зоны 4 с передачи из зон 3, 6° 1 и удары из зоны 2 с передачи из зон 3, 6, 5. Вначале передачу выполняют после подбрасывания мяча над собой, затем с передачи через сетку и подачи. Прием мяча от соперника осуществляют сверху двумя. руками или снизу двумя руками.

31. Имитация нападающего удара и передача в прыжке через сетку обеими руками и одной, Организация упражнений по типу предыдущих.

32. Имитация удара и передача мяча в прыжке партнеру (откидка), удар с передачи в прыжке (откидка). Вначале откидку выполняют вперед (лицом к атакующему), затем назад (спиной к. атакующему).

33. Трое атакующих располагаются в зонах 4, 3, 2. Мяч из глубины площадки направляют к сетке (между зонами 3 и 2), куда выходит из-за линии нападения связующий игрок. Передачу он выполняет поочередно в зоны 4, 3, 2 (за голову). В зоне 4 удар с высокой передачи, в зоне 3 - с низкой, в зоне 2 - со средней.

34. Расположение игроков, как в упр. 33. Задания: а) игрок в зоне 3 имитирует удар с низкой передачи, игрок из зоны 2 выходит в зону 3 и выполняет удар сзади игрока зоны 6) игрок зоны 4 имитирует удар с низкой передачи, игрок зоны 3 выполняет удар в зоне 4 сзади игрока зоны 4.

35. Атакующие располагаются в зоне 4 (2), блокирующий (двое) - на подставке в зоне 2(4), закрывая «линию». Нападающий удар с переводом влево в зоне 4 и вправо в зоне 2. Задача - послать мяч так, чтобы он от блока ушел в аут.

36. Поочередное выполнение ударов от блока и обманных передач после имитации удара,

37. То же, что в упр. 33-36, но первая- передача является одновременно приемом мяча, направленного соперником через.сетку (передачей, ударом одной рукой с 3-6 м, подачей).

38. Удары прямые и с переводом на точность при максимальной силе удара.

39. Атакующий удар с задней линии. Организация, как в предыдущих упражнениях, только передача на 3-2 м от сетки. Отталкивание на удар из-за линии нападения (3 м от сетки), приземление может быть в площади нападения, это не является нарушением правил.

40. Упражнения из числа приведенных выше. Атакующие применяют различные способы ударов, блокирующие стремятся преградить путь мячу над сеткой. Можно проводить в вид соревнования.

Представленный в статье материал рассчитан на многолетний период работы секции волейбола. Вначале при помощи общеразвивающих и подготовительных упражнений у учащихся развивают физические качества, от которых зависит успешное овладение техникой атакующего удара. Затем следуют подводящие упражнения, ускоряющие правильное овладение основой техники удара. После этого идут упражнения по технике, которые посредством усложнений содействуют формированию гибкого навыка атакующего удара. Таким образом, в занятиях имеют место упражнения общеразвивающие, подготовительные, подводящие, по технике.

Общеразвивающие и особенно подготовительные упражнения применяют на протяжении всего периода работы с юными волейболистами. Подводящие упражнения используют для исправления ошибок в технике или совершенствования отдельных звеньев удара (разбег, удар по мячу). Сложность упражнений зависит от подготовленности учащихся.

При обучении надо ориентировать ребят на искусное применение атакующих ударов. Стремление бить сильно, бездумно не должно доминировать у юных волейболистов, особенно на начальном этапе обучения. Максимальные усилия следует применять при уже сложившейся технике, начале вне игровой обстановки и лишь затем в игре.

Волейбол - это спорт с высокими требованиями к технике и мастерству спортсменов. Значение физической подготовки особенно важно для нападающих игроков. Им необходимо владеть значительным набором приёмов. Техника спортсмена должна быть на высоком уровне, а его физическая подготовка соответствующей: приём, силовая подача, атака, перемещения, блок, защита на задней линии. Но среди всех элементов нападающий удар — решающий, так как до 65% выигранных командных очков относятся к нападению.

Правила волейбола и важность физических качеств игрока

Кажется, что волейбол - это простая игра. Но это не так. Прежде чем делать выводы, нужно изучить правила игры в волейбол FIVB. В каждой игре есть нюансы. В правилах описаны определённые моменты, делающие игру зрелищной. Любительский и профессиональный уровни отличаются. Понятно, что у профессионалов всё строже, нет поблажек. У любителей судьи могут лояльно отнестись к расстановке игроков, к верхней передаче.

Есть главные моменты, которые считают за ошибки: касание сетки, переход средней линии, мяч на одной стороне подбит может быть лишь три раза, запрещено играть открытой ладошкой, игрок на задней линии не атакует мяч в прыжке с передней линии, игроки точны в расстановке, не должно быть касание антенн, касание мяча на стороне соперника, агрессивные игроки.

Процесс тренировки волейболиста по обучению технике движения, действия, необходимых для ведения игры, её совершенствования — это техническая подготовка спортсмена. Спортивная техника нападающего удара в волейболе непосредственно связана с уровнем развитости физических качеств. Чем этот уровень выше, тем успешнее обучение и результативность тренировок.

Разновидность нападающего удара определена параметрами второй передачи. Сама передача различается по длине - длинная, короткая, укороченная. По характеру движения при нападающем ударе она практически одинакова. Но, с расширением временного промежутка полёта мяча будет изменён темп и ритмика разбега. Таким образом, увеличится временной период выполнения первого и второго шагов разбега, улучшится согласованность действий нападающего с передачей.

Задачи технической подготовки

В реалии передачи средние и высокие по высоте - медленные, а низкие - скоростные. Нападающий удар с низких скоростных передач характерен:

  • меньшей длиной разбега (от одного до двух шагов);
  • быстрым отталкиванием в результате меньшей согнутости ног в финале разбега;
  • меньшей амплитудой замаха и меньшим сгибанием руки в локте (рука отведена назад);
  • меньшим сопровождающим движением руки после удара.

К задачам по подготовке техники относятся:


Сложность в овладении навыками

Подготовка, которую требует техника нападающего удара в волейболе предполагает многолетний процесс, условно состоящий из следующих этапов:

  • начальное обучение;
  • совершенствование.

Наибольшую сложность при овладении навыком нападающего удара представляет точность расчёта игроком своих действий в соответствии направленностью и высотой полёта мяча, а также сам удар в прыжке на высшей точке. Ошибки возникают тогда, когда игрок торопится или, наоборот, запаздывает в прыжке. Для того чтобы техника нападающего удара в волейболе была максимально совершенной, не нужно торопиться с отработкой всех навыков сразу. Особенно это касается перехода от атаки вверху передачи к удару нападающему. Сначала тренируется и прочно закрепляется навык чёткого и точного выхода на мяч. Также будет правильно периодами возвращаться к передаче вверху через сетку с контролем скорости и точности выхода под мяч.

Принципы тренировки

Тренировочный процесс предполагает использование:

  • принципа постепенности при овладении техникой - переход к следующему возможет только после закрепления предыдущего;
  • целенаправленность физподготовки - это база для выработки двигательных навыков, особенно таких как подачи в волейболе, выхода на мяч и удары;
  • понятий биомеханики закономерностей движения;
  • опыта и анализа причин ошибок и их исправление;
  • совершенствования техники ведения игры;
  • упражнений, тренажёров и обучающих устройств, способных сделать технику движений неискажённой и доступной для детей.

На тренировках нужно развивать навыки, позволяющие выполнять подачи в волейболе, которые могут быть прямыми и боковыми с планирующей траекторией полёта и в прыжке. Начальный этап обучения волейболиста предполагает смену прямой нижней подачи.

Особенности игры

Волейбол - это игра зрелищная и эмоциональная. Две команды разделяет сетка. Игра в женский волейбол и мужской мало чем отличается по правилам, но высота сетки у них разная. Для мужской игры сетку натягивают на высоте двести сорок три миллиметра от поверхности площадки, а в женском - двести двадцать четыре миллиметра. В волейболе простые правила и минимальные требования к инвентарю. Он бывает пляжный и классический.

В самом начале очень важно чтобы спортсмен добился согласованности звеньев тела. В дальнейшем условия приёмов усложняются. Нужно менять исходные положения. Особенно это касается приёмов предварительного перемещения, площади действия, простейших игровых ситуаций, сбивающих факторов. Овладение техникой в игре подчинено закономерностям, способствующим формированию двигательных навыков с:

  • физиологической точки зрения;
  • психологической точки зрения;
  • методической точки зрения.

Как и мужской, женский волейбол ничем не отличается по методике тренировки, выработке двигательных навыков и отработке ударной техники. Мужской просто немного мощнее по ударам и высоте прыжков. Он более стабилен и, возможно, менее эмоционален.

Ошибки

В чём заключаются методика обучения нападающему удару в волейболе и ошибки обучения?

Ошибки при обучении технике - это результат неправильного понимания действий тренера. Как правило, такая ситуация возникает, когда имеет место недооценка способностей спортсменов, нет активного восприятия показа и объяснения, когда не доведено до волейболиста, до его осознания ошибок, которые он совершил при выполнении упражнения. Безусловно, несмотря на то, что волейбол - это командная игра, тренер должен к каждому игроку найти индивидуальный подход.

Методика

Разъясняя спортсменам, как бить нападающий удар в волейболе, тренер делает акцент на том, что это приём атаки, перебивающий мяч одной рукой, выше края верха сетки, на сторону соперника. Существует прямой и боковой нападающий удары. При прямом ударном движении выполняется в сагиттальной плоскости. Первоначальное положение - как в стойке передачи. Подготовительная фаза:

  • разбег;
  • прыжок;
  • замах.

Чтобы координировать движения тела (его звеньев) в безопорном положении необходимо расположить стопы при отталкивании так, что носки немного повёрнуты внутрь или параллельны друг другу. Если длина разбега уменьшается и есть переход на разбег двух шагов, то выполняют второй, потом и третий шаги. Если имеет место одношажный, то есть только третий шаг скачок.

Совершенствование техники

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара в волейболе при работе в парах

Рука спортсмена должна быть прямой, после броска она свободно движется вдоль туловища. Удар наносят прямой рукой. Необходимо быть внимательным и не оставлять контроль движения мяча.

1. Бросок, ловля мяча из-за головы с левой и правой рукой.

2. Бросок отскоком мяча от пола из-за головы левой и правой руками.

3. Удары левой и правой руками по мячу, лежащему на ладони выставленной вперёд-вверх руки, направляя его в пол с места.

4. Первый спортсмен после наброса мяча делает нападающий удар с места, второй принимает снизу и направляет мяч партнёру для очередного удара.

5. Нападающий удар с передачи партнёра.

Упражнения выполняются непрерывно, без потери и ловли мяча. Если мяч летит на уровне груди и головы, то его принимают двумя руками сверху. Если же он летит на уровне пояса, то нужно принимать снизу.

Шаги в прыжке

При обучении спортсмена умению выполнять прямой нападающий удар в волейболе техника является приоритетом в тренировочном процессе. Для достижения нужной горизонтальной скорости и максимума прыжка тренер разъясняет, что длина разбега, как правило, это два - четыре метра (около трёх шагов). Каждый шаг имеет значение. Первый - небольшой, скорость маленькая, он определяет выбор направления разбега. Второй - корректирует направление, длина увеличена, время сокращается, скорость возрастает. Третий - это переход из горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость прыжка, длина небольшая, скорость возрастает. Последний шаг - это скачок.

Правая нога вытянута и выносится вперёд, ставится на пятку, стопа в положении разбивания. Только если присутствует жёсткая постановка правой ноги на опору возникнет стопорящий эффект. Высота прыжка имеет зависимость от маха рук и сгибания ног в коленях в конце разбега (угол не меньше 90°). В момент отрыва от опоры ног, верхнюю часть туловища отводят назад. Когда ноги оторваны, наступает фаза взлёта и правой рукой делают замах вверх/вниз.

Техника прыжка

Прыжок вверх, когда происходит обучение технике нападающего удара в волейболе, должен достигнуть максимальной высоты. Поэтому спортсмен отталкивается на полную силу, одновременно выполняя замах бьющей рукой вверх назад, прогибаясь в груди и пояснице. При этом ноги слегка согнуты в коленных суставах, а правое плечо при ударной правой руке отведено назад. Левая рука немного согнута в локте и отведена вверх в сторону. В момент удара бьющая рука выпрямлена, а растянутые мышцы груди, живота и руки будут резко сокращаться. При выпрямленной расслаблена, и в таком состоянии она накладывается на мяч. В определённое направление осуществляют удар. После удара спортсмен приземляется на переднюю часть стоп. Выполняет это он на согнутых в коленных суставах ногах.

Толчок

Интересным фактом является то, что техника выполнения нападающего удара в волейболе не зависит от того, какая нога будет толчковой. Выражение "толчковая нога" — чисто условное. Это понятие идёт от свойственного большинству мнения считать сильнее ту ногу, которой спортсмен отталкивается. Но в действительности возможности двух ног одинаковы. Это подтверждено квалифицированными легкоатлетами-многоборцами, прыгающими в высоту и отталкивающимися одной ногой, а при прыжке в длину — другой.

Если спортсмен наделён большей ловкостью у правой руки, то чаще он отталкивается левой ногой. Поэтому в скачке перед прыжком он посылает вперёд правую ногу, что наиболее целесообразно для удара правой рукой. Мощный, полный энергии замах рукой и отвод плеча поворачивают немного вправо туловище спортсмена. При этом правая нога коснётся площадки раньше левой.

Бывают игроки, которые выполняют скачок с посылом вперёд левой ноги при ударе правой рукой. Они стремятся к равномерному распределению нагрузки на две ноги и подпрыгивают, за счёт чего успевают опередить левую ногу правой. Однако, учитывая правила нападающего удара в волейболе, это выглядит как запутывание ног. Такие движения будут особенно опасными, когда у спортсмена при выходе на удар не выработана уверенность и твёрдые навыки. Такой игрок не может быть стабильным и успешным в нападении.

Ударная техника

Движение ударной техники начинается с поворота вокруг вертикали тела и выведения вперёд с подъёмом правого плеча. Такое движение задаст начальную скорость руке, включённой в работу чуть позже. Она выпрямляется в локте и вытягивается вверх немного вперёд. Именно так обеспечивается необходимая высота удара. Кисть накладывают хлестообразно. Скорость движения руки набирает большее значение плавно и к моменту удара станет наибольшей.

Эффективным приёмом при ударе является опускание подбородка. Это позволит использовать шейно-тонические рефлексы с наибольшей пользой. При таком положении будут напряжены группы мышц туловища передней поверхности. Вдох во время удара способствует быстрейшему его выполнению, поскольку есть ряд мышц, отвлечённых от дыхательных функций.

Место удара

Когда осуществляется нападающий удар с передачи более одного метра, нужно учитывать некоторые особенности:

  • место удара определяют вытянутой рукой;
  • непосредственно с ведением руки при ударном движении спортсмен в тазобедренных суставах сгибается;
  • при ударном движении руки ведут по направлению к верхнему краю сетки.

Если нужно выполнить нападающий удар на точность, то применяют технику прямых ускоренных ударов, так называемых - кистевых.

Важность отработки техники удара не оставляет сомнений, так как в современном волейболе нападение - это решающий элемент игры.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: