Что нужно употреблять для голоса. Какая еда смазывает голосовые связки

Знаете ли Вы о том, что красивый голос, подаренный Вам природой, требует ухода и заботы? Причем заключаются они не только в предупреждении и лечении заболеваний горла и голосовых связок, но и в обеспечении правильного питания, особенно если вы занимаетесь пением или часто провозглашаете речи перед огромной аудиторией. О том, каким оно должно быть, и пишут известные физиологи и диетологи.

Питание и голос

От рациона питания того или иного человека зависит и его здоровье, и здоровье всех его органов и систем. Детально исследуя влияние отдельных продуктов на голосовые связки, ученые выделили, а многие профессиональные артисты подтвердили, что существуют те из них, присутствие которых в рационе положительно сказывается на их общем состоянии. Эти продукты делятся на группы: мясные, молочные (употребляя их, нужно быть крайне осторожными), овощи, фрукты и крупы.

Между тем, есть и такие продукты, употреблять которые желательно или нежелательно непосредственно перед выступлениями. Оказывая мгновенное влияние на хрупкие голосовые связки, или проще говоря, действуя местно, они могут предотвращать их пересыхание и раздражение, а, значит, и дарить Вам фантастический, красивый голос. Или, наоборот, создавать дискомфортные ощущения и усугублять ситуацию.

Витамины для голосовых связок

Безусловно, разнообразное питание – это залог здоровья не только всего организма, но и самих голосовых связок. Однако ранее были выделены витамины и полезные вещества, которые обязательно должны входить в рацион человека, жаждущего сохранить свой чистый голос. К ним относятся:

  • Витамин А . Они принимает активное участие в регенерации, или восстановлении, поврежденных голосовых связок после болезни или больших нагрузок.
  • Витамин С . Он оказывает непосредственное воздействие на иммунную систему и, соответственно, помогает организму бороться с различными инфекциями, которые могут поражать горло и влиять на качество голоса.
  • Витамин Е . Это антиоксидант, который защищает стенки клеток от пагубного воздействия свободных радикалов, а также помогает повысить иммунную систему.
  • Белок . Это источник энергии тела, и, соответственно, здоровья голосовых связок. Тем не менее, полезны лишь неприправленные белковые продукты. Так как специи и приправы могут нанести вред голосовым связкам.
  • Клетчатка . Это пищевые волокна, которые помогают организму самоочищаться и нормально функционировать. Содержится она преимущественно в овощах, фруктах и злаках.

Топ-13 продуктов для голоса

. Крайне важно соблюдать свой питьевой режим и выпивать достаточное количество жидкости. Это предотвратит пересыхание голосовых связок, а значит и позволит предупредить любой дискомфорт, особенно во время выступлений. Непосредственно перед ними пить нужно воду комнатной температуры. Слишком холодная или горячая вода может привести к негативным последствиям. Кстати, именно нарушением питьевого режима медики объясняют периодическое покашливание у человека без явных на то причин.

. Он прекрасно успокаивает горло после болезни или после больших нагрузок. К тому же, он обладает антибактериальными свойствами и заботится о состоянии здоровья голосовых связок и тканей, расположенных в непосредственной близости к ним. Нередко перед выступлениями артисты заменяют воду теплым чаем с медом, акцентируя внимание на том эффекте, который этот напиток оказывает на состоянии голоса. Но не рекомендуют добавлять в него лимон. Кислота, которая в нем находится, приводит к пересыханию связок и появлению дискомфортных ощущений в самый неподходящий момент.

Нежирные виды рыбы – щука, сом , минтай, хек и т.д. Они содержат белок. Чрезмерно жирная рыба зачастую приводит к расстройствам желудка и выведению жидкости из организма.

Нежирное мясо – курица, кролик , телятина, нежирная свинина. Это тоже источники белка.

. Его можно использовать в качестве полезного перекуса, так как он богат белком.

Все виды круп . Они обогащают организм полезными веществами, улучшают пищеварение и легко перевариваются, не вызывая тяжести в желудке и других неприятных ощущений.

Цитрусовые. Это кладезь витамина С, а также каротиноидов и биофлавоноидов. Их недостаток приводит к снижению иммунитета. Главное, не употреблять цитрусовые непосредственно перед выступлениями, чтобы не спровоцировать пересыхание горла.

. Еще один источник витамина С.

. В ней содержится огромное количество антиоксидантов, оказывающих положительное влияние на состояние голосовых связок. Заменить ее можно ежевикой, краснокочанной капустой, маслинами, синим виноградом.

Брокколи. Это кладезь витамина С и антиоксидантов . В случае ее отсутствия подойдут и другие виды капусты.

Зеленые яблоки. В них есть не только витамин С, но и железо, недостаток которого приводит к анемии и снижению иммунитета.

Чеснок и лук. В них содержится аллицин, который высоко ценится за свои антибактериальные свойства. Помимо защиты организма от инфекций, он влияет и на уровень холестерина в крови, снижая его, и улучшая самочувствие человека.

. Это источник жидкости и клетчатки. Заменить его можно дыней или огурцами.

Кроме того, можно воспользоваться советами автора популярной книги «Правила еды» Майкла Поллана, разработавшего диету «по цветам». Он утверждает, что «для здоровья всего организма, в том числе и голосовых связок, достаточно съедать хотя бы один фрукт или овощ определенного цвета в день». Зеленые, белые (чеснок), темно-синие, желтые и красные – они восполнят дефицит всех витаминов и минералов и подарят вам прекрасное самочувствие.

Что еще нужно делать для сохранения своего голоса

  • Следить за здоровьем горла и своевременно лечить все заболевания. В случае появления недомогания и боли лучше воздержаться от разговоров и, уж тем более, криков, и дать голосовым связкам отдохнуть. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к необратимым последствиям.
  • Высыпаться. От крепкого и здорового сна зависит общее состояние здоровья всего организма, в том числе и голосовых связок.
  • Всегда разогревать свой голос, или распеваться, перед предстоящими концертами и выступлениями на публике. Это позволить минимизировать нагрузки на голосовые связки и сберечь их здоровье.
  • «Давать голосу отдохнуть! Чередовать время разговоров и молчания. Иными словами, делать 2-х часовые паузы после 2-х часовых разговоров» - эта рекомендация размещена на одном из сайтов для вокалистов.
  • С осторожностью принимать лекарственные препараты, так как некоторые из них способны пересушивать горло, например, антигистаминные. А принимая их, увеличивать потребление жидкости.
  • Кушать за пару часов до выступлений. Голод и переедание приводят к возникновению дискомфортных ощущений в горле.
  • Следить за температурой в помещениях, в которых запланированы выступления. Высокая температура, как и низкая влажность, приводят к пересыханию голосовых связок.
  • Не употреблять молочные продукты непосредственно перед выступлениями. Они способствуют повышенной выработке слизи, что приводит к возникновению дискомфортных ощущений.
  • Отказаться от курения и алкоголя. Они отравляют организм и выводят из него жидкость.
  • Ограничить потребление кофе,

юФП Ц, ОБУФБМБ РПТБ ЮФП-ФП РПТЕЛПНЕОДПЧБФШ Й ЧПЛБМЙУФБН. юЕУФОП РТЙЪОБЕНУС, Ч ТЕДБЛГЙЙ ОЙЛФП РЕФШ ОЕ ХНЕЕФ - ОЕЮЕН. рПЬФПНХ РТПГЕУУ ЙЪЧМЕЮЕОЙС ФБЛПЗП ПРЕТОПЗП ЪЧХЛБ, ЮФПВЩ ДТПЦБМЙ МАУФТЩ (ЙМЙ, ОБПВПТПФ, ПФ ЪБЧЙУФЙ УПМПЧШЙ ПУПМПЧЕМП РБДБМЙ ЪБНЕТФЧП), ДМС ОБУ ОЕСУЕО. юФП-ФП, ЛПОЕЮОП, УНХФОП РПНОЙН ЙЪ ЛХТУБ БОБФПНЙЙ РТП ДЙБЖТБЗНХ, ОП ЛБЛ ОБ ОЕЈ ДЩИБОЙЕ РПУФБЧЙФШ - ДМС ОБУ ФПЦЕ ЪБЗБДЛБ. еДЙОУФЧЕООПЕ, ТЙУЛОЕН РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП НПЪЗЙ Ч ДЕМЕ ЧПЛБМЙЪЙТПЧБОЙС - ФПЮОП ОЕ РПНЕИБ. рП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ВЕЪ ЬФПЗП УЙУФЕНОПЗП ЛПНРПОЕОФБ МЙЮОПУФША ОЕ УФБОЕЫШ, ДБЦЕ РПМЕОП ЧЩУФТХЗЙЧБФШ ОХЦОП У ХНПН, ОЕ ФП ЮФП ТБВПФБФШ ОБД ЗПМПУПН…

ч ПВЭЕН, МПЗЙЮОЕЕ РПЗПЧПТЙФШ ПВ ЬФПН УП УРЕГЙБМЙУФБНЙ. фЕН ВПМЕЕ ЮФП ЙИ Ч ОБЫЕК alma mater ИЧБФБЕФ. й ПОЙ Л ФПНХ ЦЕ МАВЕЪОП УПЗМБУЙМЙУШ РПДЕМЙФШУС ОБЛПРМЕООЩН ПРЩФПН.

лПОЕЮОП, НЩ ОЕ РТПУЙМЙ ЙИ ДБФШ ЪБПЮОЩЕ ХТПЛЙ РПУФБОПЧЛЙ ЗПМПУБ (ЙВП УЙЕ ОЕЧПЪНПЦОП) - УЛПТЕЕ, ТБЪЗПЧПТ РПКДЕФ ПВ ПЛПМПНХЪЩЛБМШОЩИ ЧЕЭБИ. б ФХФ ЧПЛБМЙУФЩ, Л УПЦБМЕОЙА, - ЧЕУШНБ ХСЪЧЙНЩК ОБТПД. еУМЙ Х УЛТЙРБЮБ ЙМЙ ЗЙФБТЙУФБ Ч ТХЛБИ ЕУФШ ИПФС ВЩ УЛПМШЪЛЙК, ЛБЛ ТЩВБ, ОП ЪБТБОЕЕ ЛЕН-ФП ЙЪЗПФПЧМЕООЩК ЙОУФТХНЕОФ, ЕУМЙ РЕТЕД РЙБОЙУФБНЙ ЧППВЭЕ УФПЙФ РПЮФЙ ЗПФПЧБС ЖПОПЗТБННБ П ЮЕФЩТЕИ ОПЦЛБИ (ЪОБК, ЦНЙ У ОБУМБЦДЕОЙЕН ОБ ЛМБЧЙЫЙ), ФП РЕЧЕГ РПМОПУФША ЪБЧЙУЙФ ПФ ОЕРПОСФОПЗП УЕВС Й ОЕЧЙДЙНЩИ УОБТХЦЙ РТПГЕУУПЧ. йФБЛ, РПРТПВХЕН ЧЩСУОЙФШ, ЛБЛ ЦЙФШ ДБМШЫЕ, ЕУМЙ ЧЩ - ЧПЛБМЙУФ.

зБМЙОБ йЗХНОПЧБ: рЕОЙЕ - ЬФП ЮХДП

рЕОЙЕ, ЛБЛ УЮЙФБЕФ РЕДБЗПЗ ОБЫЕК ЫЛПМЩ зБМЙОБ йЗХНОПЧБ, - ЮХДПДЕКУФЧЕООПЕ ПУНЩУМЕОЙЕ ТЕБМШОПУФЙ, РПУЛПМШЛХ РЕЧЮЕУЛЙК ЗПМПУ ДБО ЮЕМПЧЕЛХ ФПМШЛП ОБ ПРТЕДЕМЕООПК УФБДЙЙ ЬЧПМАГЙЙ, РТЙЮЕН ДБО ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ homo sapiens ЕЭЕ МХЮЫЕ РПЪОБМ УЕВС Й ПЛТХЦБАЭЙК НЙТ, УФБМ ВПМЕЕ УПЧЕТЫЕООЩН. рТЙ ЬФПН зБМЙОБ бМЕЛУБОДТПЧОБ РТЙЪЩЧБЕФ РПНОЙФШ УМПЧБ ыБМСРЙОБ П ФПН, ЮФП «ТБЪХН ЧПЪЧЕМЙЮЙЧБЕФ РТЙТПДХ», РПЬФПНХ ТБЪХНОПЕ РПМШЪПЧБОЙЕ ЗПМПУПН СЧМСЕФУС ЗМБЧОЩН ХУМПЧЙЕН ЕЗП ОПТНБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ДМЙФЕМШОПЗП УПИТБОЕОЙС.

нОПЗП МЕФ ТБВПФБС У ЧПЛБМЙУФБНЙ, ПОБ УЮЙФБЕФ ЧБЦОЩНЙ УМЕДХАЭЙЕ РТБЧЙМБ.

оБДЕЕНУС, УПЧЕФЩ зБМЙОЩ бМЕЛУБОДТПЧОЩ ПЛБЪБМЙУШ ЧБН РПМЕЪОЩ.

оП ЬФП ЕЭЕ ОЕ ЧУЈ!

оБФБМШС уХИБОПЧБ: ОЕУЛПМШЛП СЧОЩИ Й ФБКОЩИ ТЕЛПНЕОДБГЙК

оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ - ЧЩРХУЛОЙГБ нПУЛПЧУЛПК ЛПОУЕТЧБФПТЙЙ Й РТЕДУФБЧЙФЕМШОЙГБ, ЛБЪБМПУШ ВЩ, ДТХЗПК РЕЧЮЕУЛПК ЫЛПМЩ (ПОБ ХЮЙМБУШ Х ъХТБВБ уПФЛЙМБЧЩ). пДОБЛП ПОБ РПЮФЙ ЧП ЧУЕН УПЗМБУОБ У НОЕОЙЕН зБМЙОЩ бМЕЛУБОДТПЧОЩ, РПЬФПНХ ЙЪ ЕЈ ЙНРТПЧЙЪЙТПЧБООПЗП ЙОФЕТЧША НЩ ПУФБЧЙН МЙЫШ ФП, ЮФП ОЕ РПЧФПТСЕФ УЛБЪБООПЕ ЧЩЫЕ.

    йФБЛ, оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ХФПЮОСЕФ, ЮФП ДМС ОПТНБМШОПК ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЖПТНЩ РЕЧГХ (Й РЕЧЙГЕ ФПЦЕ - РТЙНЕЮ. ТЕД .) ОХЦОП УРБФШ ОЕ НЕОЕЕ 8 ЮБУПЧ. рПУМЕ РТПВХЦДЕОЙС РТЙНЕТОП 2-3 ЮБУБ ЗПМПУ «РТЙИПДЙФ Ч УЕВС», «РТПУЩРБЕФУС» - ЬФП УМЕДХЕФ ХЮЙФЩЧБФШ, ЕУМЙ ЧБН РТЕДУФПЙФ ТБООЙК ЛПОГЕТФ. хФТЕООАА ФТБРЕЪХ ОХЦОП ЪБЧЕТЫЙФШ ОЕ РПЪДОЕЕ 1,5 - 2 ЮБУПЧ ДП ЧЩУФХРМЕОЙС, ЙОБЮЕ РЕТЕРПМОЕООЩК ЦЕМХДПЛ ВХДЕФ ДБЧЙФШ ОБ ДЙБЖТБЗНХ. рПНЙНП ХЦЕ ХРПНСОХФЩИ ЪБРТЕФОЩИ РТПДХЛФПЧ, ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЧЛХЫБФШ ПУФТХА, УМЙЫЛПН ЗПТСЮХА ЙМЙ ЮТЕЪНЕТОП ИПМПДОХА РЙЭХ. рТЙ МАВПН ОЕДПНПЗБОЙЙ, ЛПОЕЮОП, ОХЦОП ПФЛБЪБФШУС ПФ ЧЩУФХРМЕОЙС.

    еУМЙ ЧБЫ ЗПМПУ «ХУФБМ», ФП ЕУФШ ЧЩ ВЩМЙ ЧЩОХЦДЕОЩ ДП ЧЕЮЕТОЕЗП ЛПОГЕТФБ ЮЙФБФШ МЕЛГЙА ЙМЙ ЧЕУФЙ ФЕМЕРЕТЕДБЮХ, ФП МХЮЫЕЕ УТЕДУФЧП ДМС ЧПУУФБОПЧМЕОЙС ЗПМПУБ - ПФДЩИ Й РПМОПЕ НПМЮБОЙЕ . еУМЙ ЧБН Л ФПНХ ЦЕ ОЕЪДПТПЧЙФУС - ПЮЕОШ ЧТЕДОП ОЕ ФПМШЛП РЕФШ, ОП Й РТЙУХФУФЧПЧБФШ ОБ ТЕРЕФЙГЙЙ ЙМЙ ДБЦЕ РТПУФП УМХЫБФШ НХЪЩЛХ: ЧП ЧТЕНС УМХЫБОЙС ЗПМПУПЧЩЕ УЧСЪЛЙ ЙОУФЙОЛФЙЧОП ОБРТСЗБАФУС РПНЙНП ЧБЫЕЗП ЦЕМБОЙС. фБЛ ЮФП, ЛТПНЕ НПМЮБОЙС, ДМС ЧЩЪДПТПЧМЕОЙС ФТЕВХЕФУС ФБЛЦЕ ФЙЫЙОБ . еУМЙ Х ЧБУ УЕМ ЗПМПУ, ОЕ ЗПЧПТЙФЕ ЫЕРПФПН - ЫЕРПФ ЗПТБЪДП УЙМШОЕЕ ОБРТСЗБЕФ УЧСЪЛЙ, ЮЕН ПВЩЮОБС (ДБЦЕ ИТЙРМБС) ТЕЮШ.

    еУМЙ ЦЕ ЧЩ ЪДПТПЧЩ Й У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ИПДЙФЕ ОБ ЪБОСФЙС - ЦЕМБФЕМШОП ОЕ РЕФШ ДПМЗП ВЕЪ РЕТЕТЩЧБ. оБЮЙОБАЭЙЕ РЕЧГЩ ДПМЦОЩ ПФДЩИБФШ РПУМЕ ЛБЦДЩИ 15-20 НЙОХФ ЪБОСФЙК, РТПЖЕУУЙПОБМЩ - ЮЕТЕЪ 40-45 НЙОХФ, РПУЛПМШЛХ ЮТЕЪНЕТОЩЕ ТЕЗХМСТОЩЕ ОБЗТХЪЛЙ ПУМБВМСАФ ЗПТФБООЩЕ НЩЫГЩ, ЗПМПУ ФЕТСЕФ УЧЕЦЕУФШ, ЪЧХЮОПУФШ Й ИХЦЕ РПДДБЕФУС ЛПОФТПМА, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ЧЕТПСФОПУФЙ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ЛТПЧПЙЪМЙСОЙК. вПМШЫПК ЧТЕД НПЗХФ ОБОЕУФЙ ЖПТУЙТПЧБОЙЕ ЪЧХЛБ Й НОПЗПЛТБФОПЕ, ЮБУФПЕ РПЧФПТЕОЙЕ ФТХДОЩИ ХРТБЦОЕОЙК, ЧЩУПЛЙИ ОПФ, Б ФБЛЦЕ РЕОЙЕ ОЕ Ч УЧПЕК ФЕУУЙФХТЕ (ДЙБРБЪПОЕ).

    оЕМШЪС РЕФШ Ч РТПЛХТЕООЩИ РПНЕЭЕОЙСИ, УБНП ЛХТЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ПУМБВМСЕФ ПТЗБОЙЪН, ОП Й ЧЕДЕФ Л ПУЙРМПУФЙ ЗПМПУБ.

    уТБЪХ РПУМЕ РЕОЙС ЧТЕДОП ЧЩИПДЙФШ ОБ ХМЙГХ Ч ИПМПДОХА РПЗПДХ . еУМЙ ХЦ ЬФП ОЕЙЪВЕЦОП Й ЧЩ ЛХДБ-ФП УРЕЫЙФЕ - ЧЩРЕКФЕ РЕТЕД ХИПДПН ОЕНОПЗП ЧПДЩ ЛПНОБФОПК ФЕНРЕТБФХТЩ. оЕЦЕМБФЕМШОП ОБ ИПМПДЕ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ (ОЕ ФПМШЛП Ч ДОЙ ЛПОГЕТФПЧ ЙМЙ ХТПЛПЧ).

    дЩЫБФШ Ч МАВХА РПЗПДХ Й Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ЦЙЪОЙ МХЮЫЕ ЮЕТЕЪ ОПУ: ЬФП РТЕДПИТБОСЕФ ДЩИБФЕМШОЩЕ РХФЙ ПФ РПРБДБОЙС РЩМЙ, ЙОЖЕЛГЙЙ, Б ФБЛЦЕ УПЗТЕЧБЕФ Й ХЧМБЦОСЕФ ЧДЩИБЕНЩК ЧПЪДХИ.

нЩ ТЙУЛОХМЙ РПЙОФЕТЕУПЧБФШУС Х оБФБМШЙ еЧЗЕОШЕЧОЩ Й П ФПН, ЮФП НЩ ИПФЕМЙ ХЪОБФШ, ОП УФЕУОСМЙУШ УРТПУЙФШ. й ПОБ ОБН РП УЕЛТЕФХ ПФЧЕФЙМБ.

чП-РЕТЧЩИ, П «МЙЮОПК ЦЙЪОЙ» . оЙЮФП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ЧПЛБМЙУФБН, ЛБЛ ЙЪЧЕУФОП, ФПЦЕ ОЕ ЮХЦДП (ФЕН ВПМЕЕ ЮФП МАДЙ ПОЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, РПЮФЙ ЙМЙ ХЦЕ ЧЪТПУМЩЕ), ОП ЧПФ МЙЮОХА ЦЙЪОШ, ПЛБЪЩЧБЕФУС, ЙН ОХЦОП ПЗТБОЙЮЙЧБФШ «ТБЪХНОЩНЙ РТЕДЕМБНЙ». лПМЙЮЕУФЧЕООЩИ ТЕЛПНЕОДБГЙК НЩ ДБЧБФШ ОЕ УФБОЕН, ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ФТЕВХЕФ ОЕХЛПУОЙФЕМШОПЗП УПВМАДЕОЙС - Ч ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ «ЛТЙФЙЮЕУЛЙЕ ДОЙ» РЕФШ ОЕМШЪС ЧППВЭЕ.

чП-ЧФПТЩИ, ПВ БМЛПЗПМЕ . (пРСФШ ЦЕ, ДЕФЕК РТПУЙН ЧП ЧТЕНС ЮФЕОЙС ЬФПЗП БВЪБГБ ПФЧЕТОХФШУС ПФ НПОЙФПТБ). вЩФХЕФ НОЕОЙЕ, ЮФП РЕТЕД ЛПОГЕТФПН ЙОПК ТБЪ ОЕ ЗТЕИ РТПРХУФЙФШ ТАНПЮЛХ ДМС ТБЪПЗТЕЧБ ЗПМПУБ Й ЪБПДОП ДМС РТЕПДПМЕОЙС УГЕОПЖПВЙЙ. рП ПЮЕОШ ВПМШЫПНХ УЕЛТЕФХ оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ЫЕРПФПН УЛБЪБМБ, ЮФП ДМС НХЦУЛЙИ ЗПМПУПЧ ФБЛПЕ ДПРХУФЙНП Ч ТБЪХНОПК ЖПТНЕ , ЙОПЗДБ : РПД ТБЪХНОПУФША РПДТБЪХНЕЧБЕФУС ЮБЫЛБ ФЕРМПЗП ЮБС, Ч ЛПФПТЩК ДПВБЧМЕОБ 1-2 УФПМПЧБС МПЦЛБ ЛПОШСЛБ. оП ЬФП - УЛПТЕЕ ЙУЛМАЮЕОЙЕ ДМС НБЮП Й РТПЮЙИ «УЙМШОЩИ ОБФХТ». вПМШЫЙОУФЧХ ЧПЛБМЙУФПЧ БМЛПЗПМШ РЕТЕД ЛПОГЕТФПН БВУПМАФОП РТПФЙЧПРПЛБЪБО - ПО ОБТХЫБЕФ ОБТБВПФБООЩЕ ЧП ЧТЕНС ЪБОСФЙК БМЗПТЙФНЩ Й Л ФПНХ ЦЕ УХЫЙФ УМЙЪЙУФХА ПВПМПЮЛХ, РТЙЮЕН МЕЗЛЙЕ УРЙТФОЩЕ ОБРЙФЛЙ (Ч ПУПВЕООПУФЙ ЫБНРБОУЛПЕ) ОЕ НЕОЕЕ ЧТЕДОЩ, ЮЕН ПУФБМШОЩЕ.

ч-ФТЕФШЙИ, ЕУМЙ ЧЩ РТЙВПМЕМЙ, ОП РЕФШ ЧУЕ-ФБЛЙ ОХЦОП - МХЮЫЕ РПУПЧЕФПЧБФШУС У ЧТБЮПН-ЖПОЙБФТПН. еУФШ РТЕРБТБФЩ, ЧТЕНЕООП УОЙНБАЭЙЕ ПФЕЮОПУФШ (Л РТЙНЕТХ, ДЙБЪПМЙО), ОП ВЕЪ ЛПОУХМШФБГЙЙ УП УРЕГЙБМЙУФПН РТЙОЙНБФШ ЙИ ОЕВЕЪПРБУОП. оЕМШЪС ДЕМБФШ РЕТЕД ЧЩУФХРМЕОЙЕН Й УНСЗЮБАЭЙЕ НБУМСОЩЕ ЙМЙ ДТХЗЙЕ ЙОЗБМСГЙЙ - ПОЙ ТБУУМБВМСАФ УЧСЪЛЙ Й НПЗХФ ФПМШЛП ХИХДЫЙФШ ЧБЫЕ УПУФПСОЙЕ.

уХДС РП ФПНХ, ЮФП оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ОБИПДЙФУС Ч РТЕЛТБУОПК ЧПЛБМШОПК ЖПТНЕ (ЕЕ ЧЩУФХРМЕОЙС НЩ ЮБУФП УМЩЫЙН ОБ ПВЭЕЫЛПМШОЩИ ЛПОГЕТФБИ), ПОБ Й УБНБ УФБТБЕФУС УМЕДПЧБФШ УЖПТНХМЙТПЧБООЩН ДМС ОБУ РТЙОГЙРБН.

зПЧПТСФ, ЮФП…

оЕУЛПМШЛП МАВПРЩФОЩИ УПЧЕФПЧ ОБН ХДБМПУШ ЙЪЧМЕЮШ ЙЪ УЕФЕЧЩИ ЙУФПЮОЙЛПЧ. рПРТПВХКФЕ ЙУРЩФБФШ ЙИ ОБ УЕВЕ.

уЙМБ, ЛБЮЕУФЧП Й ФЕНВТ ЗПМПУБ ЪБЧЙУЙФ ОЕ ФПМШЛП ПФ ЗПМПУПЧЩИ, ОП Й ПФ НЩЫГ МЙГБ, ЗХВ Й Ф. Д. ъБ ЬФХ ТБВПФХ ПФЧЕФУФЧЕООЩ ВПМЕЕ ЮЕН 200 НХУЛХМПЧ, РПМХЮБАЭЙИ ЛПНБОДЩ ЙЪ ПУПВПЗП ТЕЮЕЧПЗП ГЕОФТБ ЗПМПЧОПЗП НПЪЗБ. пЮЕОШ РПМЕЪОП ЙОПЗДБ ОЕ РТПУФП МАВПЧБФШУС ОБ УЕВС Ч ЪЕТЛБМП, ОП Й ЧЩРПМОСФШ ФБЛПЕ, ОБРТЙНЕТ, ХРТБЦОЕОЙЕ:

уМПЦЙФЕ ЗХВЩ ФТХВПЮЛПК Й РПУЧЙУФЙФЕ. ъБНЕФШФЕ, ЛБЛ ЙЪНЕОЙМПУШ РТЙ ЬФПН ЧБЫЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ. б ФЕРЕТШ РПРТПВХКФЕ РТПУЧЙУФЕФШ ЙМЙ «РТПНЩЮБФШ» ЛБЛПК-ОЙВХДШ НПФЙЧЮЙЛ У ЧБЫЙН ПВЩЮОЩН ЧЩТБЦЕОЙЕН МЙГБ. юЕТЕДХС ПВЩЮОПЕ Й «УЧЙУФСЭЕЕ» ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ ОЕУЛПМШЛП ТБЪ, ЧЩ РПЮХЧУФЧХЕФЕ, ЛБЛ РТПЮЙУФЙМБУШ ЗПТФБОШ Й ЛБЛ ЙЪНЕОСЕФУС ЪЧХЛ ЗПМПУБ.

иПТПЫП ЧМЙСАФ ОБ УЧСЪЛЙ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ЦХЦЦБЭЙЕ ЪЧХЛЙ. рТЙ ЬФПН ОЕРМПИП ЕЭЕ УПЧЕТЫБФШ ЮЕМАУФСНЙ ЦЕЧБФЕМШОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС. ьФП ХРТБЦОЕОЙЕ РТЙНЕОСЕФУС ДМС ТБУУМБВМЕОЙС БТФЙЛХМСГЙПООПК НХУЛХМБФХТЩ.

оБРТПФЙЧ, ДМС ХЛТЕРМЕОЙС НЩЫГ ЗПТФБОЙ РПМЕЪОП УМЕДХАЭЕЕ ХРТБЦОЕОЙЕ: УЙМШОП ОБДХФШ ЭЕЛЙ, Б РПФПН ТЕЪЛП ЧЩРХУФЙФШ ЧПЪДХИ ОБТХЦХ.

рЕТЕД ЧЩУФХРМЕОЙЕН, ЛПЗДБ ОБЮЙОБЕФУС «НБОДТБЦ», РПРТПВХКФЕ ЪБУФБЧЙФШ УЕВС ХУРПЛПЙФШУС , ФП ЕУФШ РПУФЕРЕООП ОБЮБФШ ДЩЫБФШ УРПЛПКОП, НЕДМЕООП Й ЗМХВПЛП (ОП ЧОХФТЕООЕ ОЕ ТБУУМБВМССУШ), Й НЩУМСНЙ РПМОПУФША УЛПОГЕОФТЙТПЧБФШУС ОБ ЬФПН РТПГЕУУЕ. рПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ РПРЩФПЛ ЧЩ ЪБНЕФЙФЕ, ЮФП ЧБН ХДБЕФУС ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЕВС! (еУФШ, ЛПОЕЮОП, Й ВПМЕЕ ЛБТДЙОБМШОЩЕ УРПУПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ЧПМОЕОЙС ЧП ЧТЕНС ЛПОГЕТФБ: ДЕТЦБФШ УЛТЕЭЕООЩНЙ РБМШГЩ, ЙМЙ РЕФШ УРЙОПК Л ЪБМХ - РТЙНЕЮ. ТЕД. )

мЕЮЙФШУС ОХЦОП ЧДХНЮЙЧП! уПЧЕФЩ ЖПОЙБФТБ

еУМЙ ЧЩ РТПУФЩМЙ Й Х ЧБУ УЕТШЕЪОП ЪБВПМЕМП ЗПТМП - ЛПОЕЮОП, ОЙЛБЛПЗП РЕОЙС! оХЦОП МЕЮЙФШУС, МЕЮЙФШУС Й ЕЭЕ ТБЪ МЕЮЙФШУС.

у МЕЮЕВОПК ГЕМША ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЮБУФПЕ ФЕРМПЕ РЙФШЕ ЮБС (МХЮЫЕ ЪЕМЕОПЗП), ЮБС У НПМПЛПН, ПФЧБТБ ЫЙРПЧОЙЛБ, ФТБЧСОЩИ ЮБЈЧ (НСФБ, МЙРПЧЩК ГЧЕФ, ДХЫЙГБ, ТПНБЫЛБ, ЫБМЖЕК Ч ЙЪПВЙМЙЙ ЙНЕАФУС Ч БРФЕЛЕ Ч ХДПВОПК ХРБЛПЧЛЕ «РБЛЕФЙЛБНЙ»), ФЕРМПЗП НПМПЛБ УП УМЙЧПЮОЩН НБУМПН Й НЕДПН. тБЪХНЕЕФУС, НПЦОП ЗПТМП ЮЕН-ОЙВХДШ РПРПМПУЛБФШ - ОБУФПСНЙ ФТБЧ (ЛБМЕОДХМЩ, ЬЧЛБМЙРФБ), ТБУФЧПТПН УПДЩ У УПМША Й ЛБРМЕК КПДБ, ТБУФЧПТПН ЖХТБГЙММЙОБ, СВМПЮОЩН ХЛУХУПН (ЮБКОБС МПЦЛБ ОБ УФБЛБО ФЕРМПК ЧПДЩ). иПТПЫП РТЙОЙНБФШ НЙЛУФХТХ У БМФЕКОЩН ЛПТОЕН, ФЕТНПРУЙУПН.

оП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧП ЧТЕНС МЕЮЕОЙС ДМС ЗПМПУБ ВЕЪПРБУОЕЕ ЙОЗБМСГЙЙ, ЮЕН РПМПУЛБОЙС (ОБРТЙНЕТ, ЧДЩИБОЙЕ ЛБТФПЖЕМШОПЗП ПФЧБТБ), ОП ЬФП Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УФЕРЕОЙ ЪБВПМЕЧБОЙС. оЩОЮЕ ЧЩРХУЛБЕФУС Й НОПЦЕУФЧП БЬТПЪПМЕК ДМС ЗПТМБ - ПОЙ ОЕТЕДЛП ДПУФБФПЮОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩ, ФЕН ВПМЕЕ ЮФП ЕУФШ НОПЦЕУФЧП ЙИ ТБЪОПЧЙДОПУФЕК: Й У ФТБЧБНЙ, Й У НБУМБНЙ, Й У НЈДПН... рТЙ УТЕДОЕК ФСЦЕУФЙ РТПУФХДЩ ЙМЙ ЛБФБТБ ВЩЧБЕФ ЧРПМОЕ ДПУФБФПЮОП УПВМАДЕОЙС РПУФЕМШОПЗП ТЕЦЙНБ Й ЙУРПМШЪПЧБОЙС ФБЛЙИ ЧПФ РПМХДПНБЫОЙИ УТЕДУФЧ МЕЮЕОЙС.

пДОБЛП УЕТШЕЪОЩЕ ЧТБЮЙ ЪОБАФ НОПЗП УЕЛТЕФПЧ. оБРТЙНЕТ, ПОЙ УЮЙФБАФ, ЮФП ЧБЦОП ОЕ УФПМШЛП, ЮЕН РПМПУЛБФШ, ОП Й ЛБЛ РПМПУЛБФШ . чЕДШ ЮЕТЕУЮХТ ЙОФЕОУЙЧОПЕ РПМПУЛБОЙЕ РТЕЧТБЭБЕФУС Ч НБУУБЦ НЙОДБМЙО, Б ЧПУРБМЕООЩК ПТЗБО НБУУЙТПЧБФШ ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕ УМЕДХЕФ. рТЙ БОЗЙОЕ Ч УЛМБДЛБИ НЙОДБМЙО НПЦЕФ УЛБРМЙЧБФШУС ЗОПК, Й ЬОЕТЗЙЮОПЕ ДБЧМЕОЙЕ ЦЙДЛПУФЙ ОЕ УНЩЧБЕФ, Б, ОБПВПТПФ, ЧДБЧМЙЧБЕФ ЕЗП ЗМХВЦЕ. пФ ЬФПЗП ВПМЕЪОШ НПЦЕФ ЪБФСОХФШУС, РПЧЩУЙФУС ТЙУЛ ЧПУРБМЕОЙС УПУЕДОЙИ ФЛБОЕК, МЙНЖБФЙЮЕУЛЙИ ХЪМПЧ. фБЛ ЮФП Ч ЬФПН УМХЮБЕ РПМПУЛБФШ ОХЦОП ОЕЦОП, ПУФПТПЦОП, РПЮБЭЕ ЧЩРМЕЧЩЧБС ТЕЪХМШФБФ РТПГЕДХТЩ . уМЙЫЛПН ЮБУФП РПМПУЛБФШ ЗПТМП ФПЦЕ ОЕФ ОЕПВИПДЙНПУФЙ - ДПУФБФПЮОП ЮЕФЩТЕИ-РСФЙ ТБЪ Ч ДЕОШ, Ч РТПНЕЦХФЛБИ ЦЕ УМЕДХЕФ РПВПМШЫЕ РЙФШ, Й ОЕ ЪБМРПН, Б УРПЛПКОЩНЙ НЕДМЕООЩНЙ ЗМПФЛБНЙ.

йЪДБЧОБ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ВПМШ Ч ЗПТМЕ ИПТПЫП УНСЗЮБЕФ НПМПЛП. еЗП ГЕМЕВОЩЕ УЧПКУФЧБ ХУЙМСФУС (РТБЧДБ, ЧЛХУ ОЕ УФБОЕФ РТЙСФОЕЕ), ЕУМЙ ОБ УФБЛБО НПМПЛБ ДПВБЧЙФШ РТЙНЕТОП РПМПЧЙОХ ЮБКОПК МПЦЛЙ РЙЭЕЧПК УПДЩ. нПЦОП ТБЪВБЧМСФШ НПМПЛП НЙОЕТБМШОПК ЧПДПК «вПТЦПНЙ» (ВЕЪ ЗБЪБ), РЙФШ МАВЩЕ СЗПДОЩЕ НПТУЩ, ПФЧБТЩ УХИЙИ ЖТХЛФПЧ. пВЙМШОПЕ РЙФШЕ ОБЪОБЮБАФ РТЙ НОПЗЙИ ЙОЖЕЛГЙПООЩИ ЪБВПМЕЧБОЙСИ ЛБЛ УТЕДУФЧП, «РТПНЩЧБАЭЕЕ» ПТЗБОЙЪН, РПНПЗБАЭЕЕ ВЩУФТЕЕ ЧЩЧПДЙФШ ФПЛУЙОЩ - РТПДХЛФЩ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЪМПЧТЕДОЩИ НЙЛТПВПЧ Й ЧЙТХУПЧ. оБ ОБЮБМШОПК УФБДЙЙ ЪБВПМЕЧБОЙС ЧЪТПУМЩН НПЦОП ЧЩРЙФШ ЮБЫЕЮЛХ ОЕ УМЙЫЛПН ЗПТСЮЕЗП ЗМЙОФЧЕКОБ.

чП ЧТЕНС ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ РПМЕЪОП ЕЗП УПЗТЕЧБОЙЕ ЛПНРТЕУУПН, ЛПФПТЩК УФБЧСФ ОЕ ВПМЕЕ, ЮЕН ОБ ДЧБ ЮБУБ. фТБДЙГЙПООЩК ЛПНРТЕУУ - РПМХУРЙТФПЧПК, ОП НПЦОП УДЕМБФШ НБУМСОЩК (ЛХУПЛ ФЛБОЙ, МХЮЫЕ МШОСОПК, УНБЮЙЧБАФ РПДПЗТЕФЩН ТБУФЙФЕМШОЩН НБУМПН) Й РТПУФП ЧПДОЩК ЛПНРТЕУУ (ЧПДБ, ТБЪХНЕЕФУС, ДПМЦОБ ВЩФШ ФЕРМПК). пВЕТОХЧ ЫЕА ХЧМБЦОЕООПК Й ПФЦБФПК ФЛБОША, РПЧЕТИ ЕЕ ЛМБДХФ ЧПЭЕОХА ВХНБЗХ, ДБМЕЕ УМПК ЧБФЩ ЙМЙ НСЗЛЙК ЫЕТУФСОПК ЫБТЖЙЛ Й ЪБЛТЕРМСАФ ВЙОФПН ЙМЙ ЛПУЩОЛПК. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ, ЮФП РПУМЕ УОСФЙС ЛПНРТЕУУБ ОЕДПРХУФЙНП ПИМБЦДЕОЙЕ - ОХЦОП ПВЕТОХФШ ЫЕА ОБ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ЮЙУФЩН УХИЙН РМБФЛПН.

зМБЧОПЕ - ВЕЪ МЕЛБТУФЧ! уПЧЕФЩ ЪОБИБТЕК Й ЪОБИБТПЛ

нОПЦЕУФЧП ТЕГЕРФПЧ МЕЮЕОЙС ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ РТЕДМБЗБЕФ ОБТПДОБС НЕДЙГЙОБ . еУМЙ ЧЩ УЛМПООЩ Л ЬЛУРЕТЙНЕОФБН ОБД УПВПК, НПЦЕФЕ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ ЙУРЩФБФШ ОБ РТБЛФЙЛЕ.

оБРТЙНЕТ, ЮЕУОПЮОЩЕ ЙОЗБМСГЙЙ: ЧПЪШНЙФЕ ВЙОФ ЙМЙ НБТМА ТБЪНЕТПН 10И40 УН, ОБФТЙФЕ ОБ ФЕТЛЕ ОЕУЛПМШЛП ДПМЕЛ ЮЕУОПЛБ Й ВЩУФТП, РПЛБ ОЕ ХМЕФХЮЙМЙУШ ЖЙФПОГЙДЩ, УНБЦШФЕ ЛБЫЙГЕК РПЧЕТИОПУФШ ВЙОФБ, УЧЕТОЙФЕ Ч ТХМПОЮЙЛ Й ВЩУФТП ПРХУФЙФЕ ЕЗП ОБ ДОП РХУФПЗП ЮБКОЙЛБ, ЪБЛТЩЧ ЛТЩЫЛПК. чПЪШНЙФЕ ОПУЙЛ ЮБКОЙЛБ Ч ТПФ, ЪБЦНЙФЕ ОПУ РБМШГБНЙ Й НЕДМЕООП ЧДЩИБКФЕ ЮЕУОПЮОЩК БТПНБФ Ч ФЕЮЕОЙЕ 8-10 НЙОХФ. чЩДПИЙ ДЕМБКФЕ ЮЕТЕЪ ОПУ, Ч ЮБКОЙЛ ЧЩДЩИБЕНЩК ЧПЪДХИ РПРБДБФШ ОЕ ДПМЦЕО.

дМС МЕЮЕОЙС БОЗЙОЩ ЙУРПМШЪХАФ ФБЛЦЕ УХИПК ЙОЦЙТ (РЕТЕД УОПН 4-6 СЗПД РПЧБТЙФШ Ч УФБЛБОЕ НПМПЛБ, ЙОЦЙТ УЯЕУФШ, Б НПМПЛП ЧЩРЙФШ), ЕЦЕЧЙЛХ (2 УФПМПЧЩЕ МПЦЛЙ МЙУФШЕЧ ЪБМЙФШ ДЧХНС УФБЛБОБНЙ ЛЙРСФЛБ, ОБУФПСФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЮБУБ Й РЙФШ РП 2 УФПМПЧЩЕ МПЦЛЙ 4 ТБЪБ Ч ДЕОШ РЕТЕД ЕДПК).

пДОП ЙЪ МХЮЫЙИ УТЕДУФЧ РТПФЙЧ ЛБФБТБМШОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ - РПДПЗТЕФБС НПТУЛБС ЧПДБ (ЕК, ТБЪХНЕЕФУС, РПМПЭХФ ЗПТМП, РЙФШ ЕЕ ТЕЫЙФЕМШОП ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС).

уРЕГЙБМШОЩК ОБТПДОЩК ТЕГЕРФ ДМС ЧПЛБМЙУФПЧ , ЪБВПМЕЧЫЙИ МБТЙОЗЙФПН Й «РПФЕТЕК ЗПМПУБ»: Ч ЛБУФТАМА ЧМЙФШ УФБЛБО ЗПТСЮЕК ЧПДЩ Й РПМУФБЛБОБ БОЙУПЧЩИ УЕНСО , ЛЙРСФЙФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ 15 НЙОХФ; УМЕЗЛБ ПУФЩЧЫЙК ПФЧБТ РТПГЕДЙФШ, УНЕЫБФШ У ЮЕФЧЕТФША УФБЛБОБ МЙРПЧПЗП НЕДБ Й ЕЭЕ ТБЪ РТПЛЙРСФЙФШ, ЪБФЕН УОСФШ У ПЗОС Й ДПВБЧЙФШ УФПМПЧХА МПЦЛХ ЛПОШСЛБ. рТЙОЙНБФШ РП ПДОПК УФПМПЧПК МПЦЛЕ ЛБЦДЩЕ РПМЮБУБ. ъОБИБТЙ ХФЧЕТЦДБАФ, ЮФП ЬФП УТЕДУФЧП УРПУПВОП ЧПУУФБОПЧЙФШ ЗПМПУ ЪБ УХФЛЙ!

оЕНБМП ОЕХДПВУФЧ РЕЧГХ ДПУФБЧМСАФ ОЕ ФПМШЛП ЪБВПМЕЧБОЙС ЗПТМБ, ОП Й ОБУНПТЛ . пДОП ЙЪ РЕТЧЩИ ПЗТБОЙЮЕОЙК РЙФБОЙС РТЙ ОБУНПТЛЕ, ПУПВЕООП ИТПОЙЮЕУЛПН - ПФНЕОБ ХРПФТЕВМЕОЙС Ч РЙЭХ НПМПЛБ Й НПМПЮОЩИ РТПДХЛФПЧ (ОБДП ЦЕ! - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

оБТПДОЩЕ ГЕМЙФЕМЙ ХФЧЕТЦДБАФ, ЮФП ПФ ОБУНПТЛБ РПНПЗБЕФ УНЕУШ НЕДБ У УПЛПН ЛТБУОПК УЧЕЛМЩ (ЙОФЕТЕУОП, Б ВЩЧБЕФ ЕЭЕ УЧЕЛМБ ДТХЗЙИ ГЧЕФПЧ? - РТЙНЕЮ. ТЕД. ), ДМС ЕЕ РТЙЗПФПЧМЕОЙС УНЕЫЙЧБАФ ЮБКОХА МПЦЛХ НЕДБ Й 3 МПЦЛЙ УЧЕЛПМШОПЗП УПЛБ. уНЕУШ ЪБЛБРЩЧБАФ Ч ОПУ РП ОЕУЛПМШЛП ЛБРЕМШ 3-4 ТБЪБ Ч ДЕОШ.

иПФЕФШ - ЪОБЮЙФ НПЮШ! рТПЮЙЕ УПЧЕФЩ

еУМЙ Х ЧБУ БММЕТЗЙС ОБ ЧУЕ МЕЛБТУФЧБ Й ЧУЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ РТПДХЛФЩ - ЧЩ ВПМШЫПК РПДБТПЛ ДМС УЕНШЙ, ПТЗБОПЧ УПГПВЕУРЕЮЕОЙС Й РТБЧЙФЕМШУФЧБ. оП ЕУМЙ ЧЩ РТЙ ЬФПН ЕЭЕ Й ЛБЫМСЕФЕ - ОЕ ПУФБЕФУС ОЙЮЕЗП ВПМШЫЕ, ЛБЛ ЧЪЩЧБФШ Л РПФХУФПТПООЙН УЙМБН. дМС ЧБУ Х ОБУ Ч БТУЕОБМЕ ЕУФШ РБТПЮЛБ ЬЛУФТЕНБМШОЩИ ТЕГЕРФПЧ.

рЕТЧЩК - ЪБЗПЧПТ РТПФЙЧ ВПМЕЪОЕК ЗПТМБ. мАВПРЩФОП, ЮФП ЪБЗПЧБТЙЧБФШ ОХЦОП ОЕ ЪХВЩ ВПМШОПНХ, Б ЧПДХ, ТБЪЧЕДЕООХА У НЕДПН (ЪБЗПЧПТЕООХА ЧПДХ ПРСФШ ЦЕ ОХЦОП ДБФШ ВПМШОПНХ ЧЩРЙФШ): «оБ ПЛЕБОЕ, ОБ НПТЕ, ОБ ПУФТПЧЕ, ОБ ВЕТЕЦЛХ ЧЩТБУФБМБ ФТПУФШ ЙЪ ЪЕНМЙ ДП ОЕВБ. лФП ФХ ФТПУФШ ЧЩТЧЕФ? б ЧЩТЧЕФ ФХ ФТПУФШ нЙИБЙМ-БТИБОЗЕМ, рЕФТ Й рБЧЕМ. й ОЕ С РПНПЗБА, ОЕ С РПУПВМА, РПДУПВМСЕФ УБН ЗПУРПДШ ВПЗ, УБН йЙУХУ иТЙУФПУ. бНЙОШ.» (оЕ ЪОБЕН, ДЕКУФЧХЕФ МЙ ЬФПФ ТЕГЕРФ ОБ НХУХМШНБО Й ЙОДХУПЧ - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

б ЧПФ ЕЭЕ ВПМЕЕ ПТЙЗЙОБМШОЩК (Й, ЗПЧПТСФ, ПЮЕОШ ВЩУФТЩК) УРПУПВ МЕЮЕОЙС БОЗЙОЩ: ЛП ТФХ ВПМШОПЗП ВМЙЪЛП РПДОПУСФ ВПМШЫХА МСЗХЫЛХ Й ЪБУФБЧМСАФ ВПМШОПЗП ДЩЫБФШ РТСНП ОБ ОЕЈ. пФ ЬФПЗП УЕТДГЕ МСЗХЫЛЙ ОБЮЙОБЕФ ХЮБЭЕООП ВЙФШУС, Й ВПМШОПНХ РПЮФЙ НЗОПЧЕООП УФБОПЧЙФУС МХЮЫЕ. уЮЙФБЕФУС, ЮФП ФБЛПЕ МЕЮЕОЙЕ РПМЕЪОП ФСЦЕМЩН ВПМШОЩН, ЛПФПТЩЕ ОЕ ФПМШЛП ОЕ НПЗХФ РЙФШ ЙМЙ ЕУФШ, ОП Й ЗПЧПТЙФШ - ЮЕТЕЪ 8-10 НЙОХФ ВПМЕЪОШ РПМОПУФША РТПИПДЙФ. мСЗХЫЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ОЕРТЕНЕООП ВПМШЫБС - УЕТБС, ЪЕМЕОБС ЙМЙ ЦБВБ. (дХНБЕН, ЮФП ДЕМП ОЕ Ч МСЗХЫЛЕ: ВПМШОПК УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ТЕЫБЕФ, ЮФП МХЮЫЕ НЗОПЧЕООП РПРТБЧЙФШУС, ЮЕН МЕЮЙФШУС ФБЛЙН ОЕРТЕЪЕОФБВЕМШОЩН УРПУПВПН - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

рЕОЙЕ - ЬФП…

пЮЕОШ ИПЮЕФУС ЧЕТЙФШ, ЮФП ЧУЕ ЧПЛБМЙУФЩ ПЭХФЙМЙ ГЕМЙФЕМШОПЕ ВМБЗПМЕРЙЕ ХЦЕ ПФ ЮФЕОЙС ОБЫЕК УФБФШЙ, Б РПУМЕ ЧОЕДТЕОЙС Ч ЦЙЪОШ ЧУЕИ ПРЙУБООЩИ РТБЧЙМ Й УПЧЕФПЧ Й ЧПЧУЕ УФБОХФ ОПЧЩНЙ юЕЮЙМЙСНЙ вБТФПМЙ ЙМЙ ьОТЙЛП лБТХЪП… зМБЧОПЕ - НЕЮФБФШ Й РТЙМБЗБФШ ЧУЕ ХУЙМЙС ДМС ТЕБМЙЪБГЙЙ ЧБЫЕК НЕЮФЩ. фПЗДБ ЛПЗДБ-ОЙВХДШ ЧЩ ПВОБТХЦЙФЕ ГЙФБФХ ЙЪ УЧПЙИ ЙОФЕТЧША Ч УРЙУЛЕ ОЙЦЕ.

б РПЛБ ПЪОБЛПНШФЕУШ У НЩУМСНЙ ФЕИ, ЛФП ХЦЕ УПУФПСМУС ЛБЛ РТПЖЕУУЙПОБМ.

ї рТЙЧБМПЧ у.в.

ї йЗХНОПЧБ з.б.

Советы врача вокалисту и не вокалисту.

1. Ингаляции - лучшего прямого воздействия на связки, кроме как аэрозольных ("вдыхательных") методов нет. И потому, если воспалены именно они (скажем ларингит и пр.), то лучше делать ингаляции- в миску или широкую чашку наливаем кипяток, туда 3-4 капли эфирного масла эвкалипта или шалфея. Закрываемся полотенцем и дышим, медленно вдыхаем через рот и спокойно выдыхаем через нос.

2. Фалиминты и пр. пастилки для горла могут помочь при воспалении горла. Здесь несколько другое (горло на голос влияет мало, если только процесс не запустить и инфекция не спустится вниз на связки), тогда уж лучше опять же использовать аэрозоль какой-нибудь (каметон, йокс) и выпить таблетку чего-нибудь противовоспалительного (парацетамол,колдрекс и пр). Кто не любит таблетки, то никогда лишним не бывает заварить чай из лечебных трав: ромашка, шалфей, эвкалипт. Опять же, они такие же сильные противовоспалительные средства как и таблетки.

3.Люголь. Имея практику работы на скорой помощи, могу сказать верное средство при начинающемся першении, сипении, сопении, щекочении в области горла -раствор Люголя (продается в аптеке очень дешево). На палочку намотать кусочек ватки, но так чтобы она не слетела, обмокнуть в раствор Люголя и смазать горло (то есть миндалины и заднюю стенку глотки(по возможности, как получится) и там где болит.

4.Питье. Вообще при любом недомогании(простудном и пр.), особенно когда подряд много выступлений и нагрузок, советую пить обильное количество жидкости(при чем чай, кофе и соки не в счет), нужна именно минеральная вода, просто вода или горячее питье (травки, морсы в термосе и пр.) и обязательно высыпаться.

5.Горячее вино или глинтвейн ,- разогревает связки, но это скорее как экстренная, а не лечебная мера, да лучше и не увлекаться.

6.Диазолин относится к противоаллергическим средствам, он снимает отек с воспаленных мест (того же горла, связок и пр.), но обладает седативным эффектом, так что только на ночь, иначе не сможете толком собраться петь, уже не из-за горла и связок, а от того, что сознание притупится. и будет банально хотеться спать. Честно советую, если аллергии ни на что нет, то лучше им не увлекаться. Снимает мокроту с горла, откашливает прям кусками!

Народные рецепты
1.Гимнастика языка. Высунуть язык изо рта и тянуть, например, сначала к подбородку, потом к носу и т.д.
Поза Льва: сесть, расслабиться, язык высунуть максимально изо рта и произносить звук, похожий на букву Ка.

2. Капнуть на корень языка пару капелек репейного масла.

3. Шоколадное масло:
Мед (сколько не жалко 100гр. например), сахар (гр.50-100), шоколад или какао все растопить и в самом конце - масло сливочное, (гр.200-250). Остужая, все время помешивать. Можно есть ложками и поварешками. Очень вкусно и помогает хорошо, даже при воспалении легких.

4. Горячее молоко- литр с медом на ночь.

5. рецепт Юли Савичевой:
а). «Экстренный»: Нагреть 50 грамм коньяка, добавить в него 3 чайные ложки мёда и 3 капли лимона. Выпить. Через 5 минут голос восстанавливается.

Б). «Щадящий»: Этот коктейль нужно пить исключительно на ночь. Взбить 2 яичных белка с 2-мя чайными ложками сахара. Добавить 50 грамм коньяка. Налить в отдельный стакан тёплой воды. Каждый глоток приготовленного коктейля нужно запивать глотком воды. После этого сразу нужно лечь спать. На утро голос полностью восстанавливается.

7. Водка с добавлением анисовых капель.

8. Красного не креплёное вино подогреть до приятной температуры и мелкими глотками так, что б на связки попадало.

9.Сухой инжир разрезать на две части. Поставить на плиту молоко Соскребаем мякоть из этих двух половинок и бросаем в подогреваемое молоко. Потом чайной ложечкой размазываем по стенкам посуды с молоком. Не доводить до кипения, но что бы было горячим. Молоко приобретает цвет. Два раза в день можно пить.
Метод, который используют многие оперные вокалисты.

10. Желательно после часа пения дать отдохнуть связкам минимум 20 мин, при этом пить сильно тёплый (не кипяток) чай с лимоном, если без машины КОНЬЯК мелкими глоточками! Или чай с коньяком!


Запрещено:

1. перед пением щелкать: семечки, орешки, фисташки (сушит и першит в горле).

2. Во время работы, пить минеральную воду, тем более со всякого рода красителями, особенно ОРАНЖ.

3. Есть шоколад.

Упражнения для голосовых складок
Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков,восстановлению смыкания связок.
Итак, упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.

В первые три дня выполняем КАЖДЫЙ ЧАС следующие упражнения (естественно, на ночь упражнения не распространяются!):
1.Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.

2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.

3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.
Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя также, каждый час:

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.

5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".

6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

7. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ", на конце согласную "эМ" не бросаем, а продолжаем, выдыхая носом, мычать, одновременно постукивая пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания. Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим "Мам" и медленно поворачиваем голову из положения "прямо - направо", постукивая пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды. (Принципиально пить именно маленькими глотками, тогда работают голосовые связки!). И третий этап упражнения - с "прямо - влево", постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыхание.Тоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мэм".
Через два дня, меняем слог "Мам" на "Бам" (следовательно "Бам", "Бом", "Бум", "Бим" и т.д.), ещё через два дня на "Зам" и ещё через два дня на "Жам".

Следующий этап:

1.Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь - ещё рано. Мычим распевочку (c,#c,d,#d,e,f,#f,g и назад - g,#f,f,e,#d,d,#c,c) толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой, сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.

2.Самая лучшая песня для лечения и профилактики голосовых связок "Подмосковные вечера". Глубоко берём дыхание ртом, затем медленно, слева направо поворачивая голову, мычим в нос известный мотив "Не слышны в саду даже шорохи", при этом постукиваем указательным пальчиком левой руки по левой ноздре. Соответственно, и в другую сторону: головой крутим справа налево, пальцем правой руки постукиваем по правой ноздре. Повышаем на полтона, опять мычим. Ещё на полтона и т.д.
Наконец-таки, начинаем петь исключительно на стаккатто:

1.Не спешите голосить! Песни пока не поём. Начинаем известную хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!) После мычания попевки, поём её с открытым ртом, на " А! А! А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.

2.По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.

3.На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.

4.Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля". На стаккатто, на одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (c,d,e,f,g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля" (g,a,h,c,d) и вниз сперва подобным образом (сперва на "Ля" квинту вниз, затем повторяясь на ноте"g" переходим на "лё".

И только когда вы убедились, что сип и хрипота не появляется, осторожно переходим на легато. Сперва - это короткие попевки, распевки (можно использовать детские песенки), затем, постепенно увеличивая нагрузку, переходим к песням. Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение №1 (полоскание горла), и начинать распевки с закрытым ртом. Большое внимание следует уделять дыханию.

Для развития певческого дыхания также существует ряд упражнений:
1. На расстоянии 10см дуем на зажжённую свечу так, чтобы пламя слегка накренялось, но не тухло.
2. Вспоминаем собачек в жару. Также, раскрываем рот, вываливаем язык, и дышем животом.

Полезные советы для вокалистов.
Практически все вокалисты (в том числе и наши шоу-звёзды) на своём творческом пути сталкиваются с такой проблемой, как потеря голоса. Это происходит из за ряда причин:
-неправильного способа звукоизвлечения (как правило, наших вокалистов никто не обучает правильной подаче голоса)
-перенапряжения голосового аппарата
-работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзилита и пр. заболеваний.
-реже - под воздействием вирусных заболеваний или функционально.

Рано или поздно у любого человека, занимающегося вокалом, возникает вопрос: а правильно ли я обращаюсь со своим инструментом? К сожалению, часто этот вопрос встает, когда уже что-то не так: голос не звучит, сипит или хрипит и прочее. Между тем, этот вопрос очень важен, ведь инструмент у вокалиста один, и дается он на всю жизнь. Поэтому попробуем разобраться, какие из наших действий вредят голосу, а какие для него полезны.

Прежде всего, отметим очевидную вещь — занятия вокалом должны приносить пользу. Если вы после урока не можете даже говорить, а на следующий день хрипите, то стоит серьезно задуматься о том, что вы делаете не так, естественно, после похода к фониатру. Вредно петь много часов подряд, а так же «пробовать» крайние верхние и нижние ноты много раз подряд.

Итак, если ваши вокальные занятия проходят успешно, вы видите, точнее, чувствуете, что ваш голос развивается. Вы поете лучше, кто-то со стороны это отмечает, у вас развивается диапазон, вы можете спеть те произведения, которые раньше были не под силу. Короче говоря, вы поете правильно. Немаловажно еще, ЧТО вы поете, потому что нужно петь только подходящие для вашего типа голоса произведения . Итак, если вы поете правильно, то можете петь еще долгое время.

Но поскольку певец носит свой инструмент в себе, и носит постоянно, на этот инструмент воздействует окружающая среда и привычки самого певца. Самая очевидная вредная привычка – курение. Курящий певец это просто самоубийца… Кто-то скажет: ведь даже Карузо курил! Ну да, курил, но вы знаете, какими были его последние дни жизни? Вы знаете, что он пережил несколько операций на связках? Не факт, что из-за курения, но пример не самый лучший. К сожалению, сейчас встретить курящего вокалиста можно на каждом шагу, причем это не состоявшиеся певцы, а студенты консерваторий и музыкальных колледжей (среди состоявшихся певцов курильщиков тоже хватает)! Общеизвестно, как эта привычка вредна, в том числе для голоса. Поэтому избегайте этой зависимости, ничего хорошего в вашу жизнь она не добавит.

Чтобы продолжить разговор о вредном и полезном для вокалиста, вспомним тот факт, что каждый человек уникален и имеет свое ни с кем не сравнимое строение организма. Это кажется очевидным, но только вдумайтесь: ваша гортань и весь певческий аппарат не имеет идентичного во всем мире! Это имеет значение, прежде всего для овладения вокальной техникой. Но сейчас о другом. Если вы так уникальны, то вы должны «подстроиться» под свой аппарат. Что это значит? Иногда у певцов, поющих в душном помещении, начинает подсаживаться голос, немного срываясь; в то же время в одном из интервью певец Хосе Каррерас признался, что любит, чтобы у него дома было очень жарко, даже душно, так как у него от этого лучше звучит голос. Лучано Паваротти перед пением предпочитал подержать пару кубиков льда во рту. У других от холодного заболевает горло. Одним нужно попить воды с лимоном перед вокалом, у других лимон сильно сушит горло. Можно бесконечно приводить примеры. Одним словом, методом проб и ошибок определите, на что ваше горло реагирует положительно, а на что отрицательно. Этим вы себе сильно облегчите жизнь.

Но есть и общие, справедливые для всех правила. О курении поговорили. Теперь о еде . Если вы знаете в общих чертах , то вы удивитесь, при чем тут еда. Ведь все равно во время глотания надгортанник закрывает вход в дыхательное горло, где и расположены связки. Но есть слизистая оболочка. Ее состояние непосредственным образом влияет на звук. Здоровая слизистая должна быть ровной, гладкой, увлажненной. Когда вы простужены, ваша слизистая воспалена, она красная и раздраженная, поэтому: ЕСЛИ ВЫ ПРОСТУЖЕНЫ, ПЕТЬ НЕЛЬЗЯ! Если вы едите что-то сильно острое, это опять же раздражает ваше горло. Рамон Варгас (тенор) в одном интервью с сожалением сказал, что, несмотря на то, что он мексиканец, он старается не употреблять традиционную мексиканскую еду, которая, как известно, очень острая, чтобы сохранить голос свежим и хорошо звучащим. То же самое относится к орехам, семечкам, разным крошащимся печеньям. Их особенно вредно есть перед вокалом, так как мелкие частички такой еды будут першить у вас в горле. Кроме этого, следите за температурой вашей еды. Конечно, не нужно делать, как один тенор в 19 веке, носящий с собой всюду термометр и опускающий его то в суп, то в чашку чая. Но если задуматься, смысл в этом есть… В любом случае, ваша еда не должна быть обжигающе горячей. А с мороженым поэкспериментируйте сами, его можно, но не всем. То же относительно сладкого, часто от него слипается горло, что мешает нормально петь. Сильно кислое тоже вредно. Что касается количества еды, то лучше хотя бы за час до вокала не есть, чтобы пища не давила на диафрагму. С другой стороны, на голодный желудок тоже петь не стоит, силы же нужно откуда-то брать! Оптимально поесть за час-полтора до занятия.

Теперь пара слов для дам. Нелишним будет напомнить, что во время определенных дней петь нельзя, даже говорить громко не рекомендуется. Какое количество дней соблюдать голосовой пост, зависит от вашего цикла, одним достаточно 3 дней, другим даже 5-6, все индивидуально. И пара слов 18+. Еще лет 7 назад в книгах зарубежных авторов можно было прочитать о пагубном влиянии оральных контрацептивов на голос певца. Современная литература заявляет, что современные средства контрацепции не оказывают влияния на голос. Как говорится, доверяй, но проверяй, будьте бдительны.

Касается всех: кричать вредно. А еще вредно петь нераспетым , особенно если вы начинающий вокалист и еще не вполне освоили технику пения. Отчего еще может сесть голос? От сильного стресса. Если человек переживает какое-то сильное потрясение, его голос может сесть вплоть до сипа. Получается, что связки вроде и в порядке, но голоса нет. Оградить себя от всех стрессов мы не можем, в жизни всякое случается, но создать себе по максимуму комфортные условия жизни и работы мы в состоянии. Одним словом, наблюдайте за собой и адаптируйтесь к себе и к окружающей среде, думайте, что вы делаете и как.

Вконтакте

Если вы решили серьезно заняться вокалом , то должны помнить, что помимо регулярных занятий непосредственно с голосом, придется соблюдать и правила здорового питания . Да-да, это не шутка. Наш организм – это своего рода машина, где каждая деталь взаимодействует друг с другом. Поэтому к неисправности голосовых связок может привести в частности и недомогание в области желудочно-кишечного тракта.

Чтобы ваши внутренние шарниры и шестеренки не дали сбой в самый неподходящий момент, о них нужно заботиться и придерживаться особой диеты для вокалистов .

Принимаем меры (как должное)

Понятно, что в каждом деле важно не перестараться. Вокалистам также следует избегать крайностей в плане собственной массы тела и объема пищи, которую они принимают, и соблюдать меру .

Людям как с худощавой комплекцией, так и плотного телосложения, одинаково тяжело исполнять песни подолгу. Первые страдают от слабости и недостатка физических сил, а вторые часто являются заложниками проблем с дыханием на длинных фразах и нотах.

Так что, дорогие наши певцы, кушать нужно обязательно! Причем, делать это регулярно, а именно, трижды в день. (По умолчанию объем пищи не выставляем на максимальные значения). Если у вас было выступление или длительное занятие по вокалу, необходимо восстанавливать силы, в том числе, через пополнение организма питательными веществами. Но и перед выступлением рекомендуется также подкрепиться, разумеется, не очень плотно.

Делать это нужно за час-два до выхода на сцену, чтобы пища не давила на диафрагму, успев отдать свою пользу организму и обеспечив его необходимой энергией для выступления. Многие специалисты советуют есть гречневую кашу с курицей. Куриное мясо насытит вас белком, а гречка – хорошая профилактика осиплости голоса.

Запретный плод – какой он на вкус?

Любой профессионал, как «Отче наш», знает основные правила диеты для собственного голоса. Если вы стремитесь к тем же вершинам и мечтаете , позаботьтесь о собственных связках и запомните главные принципы здорового питания вокалиста. Приведем перечень запрещенных (или, скажем, не особо рекомендованных) к употреблению продуктов.

— Исключите соленую и острую пищу

Опасность такого питания в том, что оно способствует повышенной секреции желудка, которая приводит к раздражению слизистой оболочки гортани. Петь в таком состоянии неудобно, потому что горло будет все время першить, а значит, и звук будет не тот, что нужно.

— Газированные напитки, шоколад и алкоголь

Здесь тоже смело ставьте знак «минус». Минеральную воду с содержанием углекислого газа не следует пить как раз из-за содержания в ней этого самого углекислого газа. Его пузырьки вызывают раздражение гортани и глотки, плюс усложняют процедуру дыхания, повышая вероятность такого неприятного во всех смыслах явления, как отрыжка. Сами понимаете, что зритель будет явно не в восторге, если во время концерта, взяв ноту на открытом звуке, вы сопроводите ее «голосом» из глубин вашего организма.

Шоколад грозит возыметь тот же эффект, что и острая пища. Сладость шоколада (особенно, молочного и, тем более, белого) способна вызвать стойкие позывы на откашливание, даже если на самом деле горло и не першит. Кашель – дополнительная нагрузка на связки, снижающая их «певческие» кондиции.

Что касается алкоголя , то его вред в сужающем свойстве. Есть такое поверье среди вокалистов, что перед выступлением можно «принять» коньяка, граммов 50 — не больше, с целью размять связки. Вынуждены предостеречь вас от такой «разминки». Разогревающий эффект алкоголя длится максимум полчаса. После – сосуды, питающие голосовые связки, начинают сужаться. Появляется сухость в горле, голос слегка отдает сипом.

И если при этом вы все еще , то петь вам будет тяжело. Если же вам нужно исполнить всего пару-тройку композиций – можете рискнуть. Но, с другой стороны, зачем лишний раз вредить своему организму алкоголем, если его можно заменить на хорошую ? Так что прежде, чем опробовать метод, о котором вы «где-то что-то слышали», подумайте, а нет ли ему какой-то проверенной замены…

— Самое главное, что не сочетается с понятием «здоровое питание вокалиста» – это холодные и горячие продукты и напитки

Горячая пища приведет к излишней выработке ферментов желудком, вызвав опять же дискомфорт в слизистой гортани. Холодная же может стать причиной воспалительных процессов и, как следствие, таких заболеваний, как ангина.

Альтернатива всем «нельзя»

«А что же можно? » – задаетесь вы логичным вопросом. Ответ кроется в принципе вокальной работы. Для того, чтобы качественно «построить» звук необходима помощь мышц организма. А строительный материал для мышц – что? Правильно – белок ! Так что употребление белковой пищи может помочь вам в ваших занятиях любимым делом. Сюда можно отнести рыбу, вареное мясо, гречневую крупу, а также яйца, желательно, тоже вареные, но жарить их тоже изредка можно.

Большое значение имеют продукты, богатые витаминами , потому что помогают держать организм в тонусе и не дают вам при этом набирать лишних килограммов. Речь идет об овощах и фруктах, которые всегда вписываются в правила здорового питания и являются одними из составляющих практически каждой диеты для похудения.

И напоследок развеем еще один миф о тех же яйцах. Почему-то считается, что напиток в виде сырого яйца должен помогать связкам и делать голос мягче. На деле же получается просто самовнушение, идущее вразрез с реальностью, в которой яйца придают ощущение вязкости на связках, а петь при нем не очень комфортно.

Одним словом, уважаемые будущие звезды, соблюдайте правила здорового питания для желудка, и ваш голос скажет вам «Спасибо!», помогая развивать ваши вокальные способности. Удачи!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: