Вознесенский собор (Новочеркасск). Новочеркасский вознесенский собор Новочеркасский вознесенский кафедральный собор

Адрес объекта:
Ростовская обл., г. Новочеркасск, пл.Ермака, д.2.

Работы, проводимые на объекте:
полный комплекс обмерных и обмерно-фиксационных работ

Историческая справка:


Вознесенский Войсковой Кафедральный собор в городе Новочеркасск был заложен и освящен в праздник Вознесения Господня в день основания Новочеркасска 18 (30) мая 1805 года. Изначально храм был деревянный, к постройке каменного соборного храма приступили только в октябре 1811 года.

Первый проект каменного Вознесенского собора создал придворный архитектор из Петербурга Алоизий (Луиджи) Русско (Руска) по просьбе знаменитого донского атамана М.И.Платова. Работы по строительству собора возглавил (до своего увольнения в отставку в 1818 г.) родной брат знаменитого архитектора - Иероним. Так как донские казаки все свои силы и средства отдавали борьбе с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. и заграничным походам 1813 - 1814 годов, работы на строительстве собора проводились в основном в 1816 и 1817 году. В последующие 2 года храм не строился совсем из-за нехватки строительных материалов. И лишь в 1820 г. работы по созданию собора возобновились.

После увольнения И.Русско здание собора было освидетельствовано комиссией, в результате чего было принято решение об укреплении здания, за что взялся архитектор К.С. Амвросимов. В 1822 г. работы вновь были прекращены вплоть до 1844 года, т.е. на целых 22 года. Здание собора к этому времени возвели на высоту в 7 сажень из 26 запланированных (около 15 м. из более 50 м.).

В 1844 г. архитектором собора состоял И.О. Вальпред. Уже оставалось достроить всего два аршина, т.е. окончить своды куполов собора, когда вдруг в 9 часов вечера 29 августа 1846 г. произошло обрушение здания собора. На другой день об этом было доложено Наказному Атаману Войска Донского генералу от кавалерии М.Г.Власову, а уже 31 августа он отрапортовал об этом императору. Государь повелел составить теперь же новый проект в византийском вкусе, поручив это архитектору К.А.Тону – автору проекта храма Христа Спасителя в Москве. Проект был утвержден, но смета на его строительство оказалась «не по силам» Войску Донскому. Поэтому 16 апреля 1850 года был утвержден другой проект и смета архитектора И.О. Вальпреда. 2 ноября 1850 года был заложен 2ой вариант собора, при этом событии присутствовал будущий Император Александр II - наследник Цесаревич, Августейший Атаман всех казачьих войск Александр Николаевич.

Не смотря на то, что смета на строительство собора была утверждена в 1851 году, работы на объекте начались только в 1852. И вновь работы были приостановлены на 2 года из-за плохого качества строительных материалов. В ночь с 10 на 11 июля 1863 года, когда работы по строительству храма были практически закончены, главный купол «обрушился во внутрь собора и увлек за собою еще часть одного из малых куполов и 5 боковых сводов». Так закончилась еще одна попытка строительства, теперь уже второго варианта Войскового собора в Новочеркасске.
Комиссия объявила, что в случившемся винить некого и надо храм достраивать. За следующие 2 года восстановили строительные леса, установили временную крышу, убрали мусор и … работа остановилась. Желающих достраивать храм не находилось, лишь в 1868 году составили новую смету на достройку собора, которую 1 августа 1868 года подписал Император, уволили архитектора и распустили комиссию.

Весной 1872 г. атаман М.И.Чертков назначил новую комиссию по осмотру собора, которая в целом признала состояние собора хорошим и сочла возможным возобновить его достройку. Однако осталось сомнение в качестве материалов и в результате в 1875 году на строительство была прислана специальная комиссия от инженерного управления и архитектор А.А.Ященко, который разработал свой проект достройки второго варианта собора, но инженерный комитет, признал летом 1878 г. возможным "оставить представленный проект без последствий и вместо предполагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же войска Донского".

В начале 1880 г. Наказной Атаман Н.А.Краснокутский послал Военному министру новый проект А.А.Ященко, который оценивался в 624 тыс. руб., а разборка прежнего собора - в 100 тыс. руб. Военный Совет в связи с этим решил:
1) обвалившийся в 1863году в Новочеркасске каменный собор разобрать;
2) на разборку эту назначить из войскового капитала войска Донского 106 тыс. руб., с разделением этой суммы на два года, на 1880 и 1881.
Император Александр II утвердил это решение 17 мая 1880г.

К октябрю 1882 г. второй вариант здания каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора разобрали.Проект третьего варианта собора поручили областному архитектору, академику архитектуры А.А.Ященко, в августе 1891 г. начались работы по устройству фундамента: разобрали старый фундамент и углубили котлован под новый. В 1893г. скоропостижно скончался архитектор А.А.Ященко и его место в качестве строителя Вознесенского собора занял войсковой архитектор Илья Петрович Злобин.

17 октября 1893 г . в день традиционного войскового праздника "при многочисленном стечении народа", колокольном перезвоне и пушечной стрельбе состоялась торжественная закладка нового варианта собора. На закладной доске, замурованной в специальном каменном футляре в фундаменте, нанесли следующую надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основался сей Соборный Храм в честь и память Вознесения Господня, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего Императора Александра Александровича, супруге Его Государыне Императрице Марии Феодоровне и Наследнике Его Государе Цесаревиче Николае Александровиче; в управление войском Донским Войсковаго Наказнаго Атамана Генерал-Адьютанта, Генерал-от кавалерии, князя Николая Ивановича Святополк-Мирскаго, при святительстве же Высокопреосвященнаго Макария, Архиепископа Донскаго и Новочеркасскаго, по проекту Академика Архитекторы Ященко, в присутствии Войсковаго Наказнаго Атамана Войска Донскаго, Архиепископа Донскаго, членов Соборостроительной Комиссии, членов всех присутственных мест Области войска Донскаго, Дворянства и Христолюбивых Донских воинов в лето от сотворения мира 7401, от Рождества Христова же по плоти Бога Слова 1893 года Октября 17 дня".

В 1894 году докладной инженер-полковник К.Х.Лимаренко перепроектировал собор (не нарушая внешнего облика, предложенного архитектором А.А.Ященко), а также уменьшил его вес на 20 тыс. тонн. В 1897г. работы на строительстве собора продолжились. В 1898-1899г.г. производилась кладка кирпичных стен. В 1900 году проводилась кладка главного купола. При его сооружении велась беспрерывная работа в течение 36 часов, не допускавшая ни минуты простоя, чтобы не обрушился главный купольный свод диаметром более 18 м. Верхняя часть главного барабана складывалась из пустотелого кирпича. Главный купол и пять других покрыли листовой медью в шашечном порядке, а остальные полукупола - железом. Впоследствии, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом, будут покрыты таким же золотом - главный купол и 5 куполов вокруг него.

23 июля 1900 г. происходило поднятие 9 колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняли с колокольни временного деревянного Вознесенского собора и поставили при входе в новый храм. Вскоре их стали поднимать через специально оставленное отверстие, сделанное в своде. Кроме четырех прежних колоколов, подняли пять новых. Купола для возводимого собора были вызолочены, а в Богемии изготовили самый большой крест на главный купол, весом в 80 пудов, т.е. 1.280 кг и высотой в 16 футов, т.е. 4,9 м. В его перекрестие вставили 80 монолитов из горного хрусталя, граненые под алмазную грань и оправленные каждый в медную посеребренную оправу.
В этом же году подняли колокола на колокольню и остеклили все окна, в т.ч. в 16 окнах вставили цветные кафедральные стекла с орнаментом и в 7 окнах - на библейские мотивы.

В 1901 г. окончены штукатурные и скульптурные работы, а также вставлены железные переплеты во всех 136 окнах собора. В этом же году устроили три гранитных крыльца только с западной стороны (с тем, чтобы исключить сквозняки). На главном входе устроили 16 гранитных ступеней.

В 1902 г. произвели заготовку мраморных плит для полов и внутренних ступеней, а также мрамора для иконостаса. Белый мрамор для полов и иконостаса доставляли из Италии, а розовый (для колонн), привозили из Франции.
В 1902 г. на фасаде собора были установлены часы диаметром около 2-х метров с часовым механизмом внутри собора. Рядом выставили два образа - "Донской Божией Матери" и "Благословляющего Христа". Они выполнены на позолоченной меди под стеклом размером свыше 2-х квадратных метров каждый.
В 1902 г., когда собор вчерне построили, из Петербурга приехала комиссия под председательством профессора Инженерной академии Генерал-лейтенанта Веденяпина. Комиссия признала выполненные работы правильными и подписала акт о приемке здания собора. В 1903 году начали монтировать мраморный иконостас, отличающийся великолепной кружевной вязью. Работу по его устройству и живописи отдали по конкурсу профессору А.В. Пряхову.
Всех живописных работ художники выполнили на 100 тыс. руб., не считая стоимости использованного сусального золота на 17 тыс. руб. Всего художественных работ в соборе (в т.ч. икон в иконостасах) до 200.

Самая большая картина в Новочеркасском соборе - "Страшный суд". Она занимает площадь более 35 квадратных сажень, т.е. около 75 кв. м. Естественно, что в соборе есть картины, отображающие суть всех 12 главных православных праздников. На центральном куполе мы видим огромное погрудное изображение Христа Спасителя (характерное для оформления ранних русских церквей), Пантократора, Вседержителя, Царя Царствующих, выполненное художником И.Ф.Порфировым. От пола, до купола, диаметром более 18 м., на котором изображен Иисус Христос, более 50 метров. О том, что это достаточно высоко убеждает тот факт, что между глазами образа Иисуса Христа ровно один метр. Над алтарем на золотистого цвета полусфере художником М.Е.Ватутиным по эскизу И.Ф.Попова нарисована "Святая Троица". Ниже ее в алтарной части в открытые царские врата видна огромная 13 метровая картина художника Вениамина Попова "Тайная вечеря", выполненная по эскизу художника И.Ф.Попова. Сам же Иван Федорович Попов, оставшийся после росписи собора жить в Новочеркасске, написал четыре картины в притворе собора: "Исцеление дочери Хананеянки", "Притча о Блудном Сыне", "Отрок Иисус во храме" и "Благословение детей".

В 1904 г. проводились столярные работы. В этом же году производилось мощение площади вокруг собора и устройство скверов. Весной 1904 г. закончились все оформительские и мраморные работы. Царские врата и двери исполнены из отлитой чеканной бронзы. Все лицевые части вызолочены, а задние - посеребрены.


3 проекта Вознесенского войскового кафедрального собора

Выстроенный к весне 1904 г. Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске, вмещающий на одну службу до 5 тысяч человек, представлял собой одно из самых величественных в России церковных зданий, по величине уступающее только храму Христа Спасителя в Москве (10 тыс.чел.) и Исаакиевскому собору в Петербурге (7 тыс. чел.).

Его технические характеристики составили:
полная высота внутри храма - 51,2 м.,
полная высота снаружи с крестом - 74,7 м.,
длина внутри - 72,5 м.,
длина снаружи - 76,8 м.,
ширина внутри - 57,6 м.,
ширина снаружи 62 м.,
диаметр купола внутри - 18 м.,
диаметр купола снаружи - 21,5 м.

Собор имеет два подвала - нижний и верхний общей глубиной около 15 м. Нижний подвал служит для хранения свечей, лампадного масла и т.д., а верхний приспособили для несгораемого войскового архива в северном крыле, а в центре - под усыпальницу великих людей Дона, состоящую из 24 мраморных саркофагов, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, атамана Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова. Рядом сооружена однопрестольная Покровская церковь, которая символизировала первые деревянные церкви на Дону.

9 мая 1904 года , в день, совпавший с праздником святого Николая, в Новочеркасске состоялось освящение нижней церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в новом, еще не открытом каменном Вознесенском кафедральном соборе. 8 мая в новой церкви отслужили всенощное бдение и сделали необходимое приготовление к освящению храма.

6 мая 1905 г. , т.е. практически через сто лет после его закладки 18 мая 1805 года, каменный Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске был торжественно освящен и открыт.

Строительство третьего варианта Войскового Вознесенского кафедрального собора, который при освящении назвали "памятником религиозной ревности" донцов, обошлось казакам в 2 миллиона рублей, что оказалось в два раза дороже строительства известного Владимирского собора в Киеве.
Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет!) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

В первые годы советской власти внешне все оставалось по старому. Собор работал, совершались богослужения, верующие посещали храм, но все, кто посещал собор, попадал под подозрение и идеологическую оценку "церковного прихвостня". В итоге число посещающих собор стало резко падать, а проблемы по его содержанию - резко возрастать. Из храма похители икон, церковной утвари и драгоценностей на сумму более 2 млн. руб. Большая группа Новочеркасских священнослужителей, в том числе и бывший соборный протоиерей Захария Лобов, который уже был епископом Чирким, викарием Донской епархии, были высланы на Соловки, где многие из них закончили свою земную жизнь.

В 1934 г. с крыши собора сняли листы позолоченной меди, так и не заменив их на железные. Собор закрыли и длительное время он подвергался природной, в подвалах соборах стали хранить вначале керосин, а потом зерно для солодового (пивоваренного) завода.
В первые дни оккупации Новочеркасска гитлеровскими захватчиками летом 1942 г. по просьбе городских казаков Вознесенский собор был открыт для богослужения. С изгнанием гитлеровцев и уходом прогермански настроенных казаков под управлением Атамана С.В.Павлова, собор в Новочеркасске продолжал функционировать.


В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы.

В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска.

В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада.

С осени 1990 года понемногу стали ремонтировать и реставрировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона. При осмотре полов с разрушившимся бетоном над 24 саркофагами было решено проверить много лет ходившие слухи о том, что эти захоронения раскрыты в первые годы советской власти и осквернены. 1 марта 1992 года комиссия вскрыла древние захоронения и обнаружила черепа, кости, строительный мусор, обломки иконостаса и др. Казаки приняли решение привести в порядок донские святыни и торжественно перезахоронить останки знаменитых людей Дона. 15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона.


В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты.


В 2005 году , к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад.

В 2010-2011 году купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.

Работы, выполненные компанией НПП «Фотограмметрия»:


Составление обмерно-фиксационной документации для разработки проекта реставрации для современного использования
«Вознесенский Войсковой собор-усыпальница героев Отечественной войны 1812г.: Платова Матвея Ивановича (1753-1818), Орлова-Денисова Василия Васильевича (1755-1843), Ефремова Ивана Уфремовича (1774-1843)».

Фотограмметрическая фиксация живописи Вознесенского собора выполнена специалистами ООО «НПП «ФОТОГРАММЕТРИЯ» в период с ноября 2010 г. по апрель 2011 г. с целью подготовки научно-проектной документации к проекту его реставрации.

Для фиксации состояния живописи в храме использовалась технология создания ортофотопланов высокого разрешения (разработка «НПП Фотограмметрия»). Использовались данные трехмерного лазерного сканирования и цифровой фотограмметрической съемки. Сканирование выполнялось лазерной сканирующей системой IMAGER 5006 (Z+F, Германия). Фотограмметрическая съемка выполнялась на фотокамеру Hasselblad H3DII-39 (Швеция) со штатива. При этом для каждого кадра выставлялось освещение с помощью профессионального оборудования фирмы Broncolor (Швейцария). Всего было сделано около 1400 снимков. После калибровки снимков и предварительной обработки результатов сканирования были изготовлены цветные ортофотопланы стен. Разрешение полученного материала находится в пределах от 1.0 до 2.2 мм/pix. Всего изготовлено 111 ортофотопланов высокого разрешения.

Результаты проведенных работ в соответствии с техническим заданием выдаются в следующем составе:
1. Детальные цветные ортофотопланы стен и плафонов в электронном виде в форматах SPO (трехмерные данные), BMP (двухмерные данные).

Внешнее и внутреннее убранство храма.

Внутреннее убранство Вознесенского собора

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный шестиглавый собор построен в ново-византийском стиле. Выполнен из кирпича. Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м, полная высота внутри храма - 51,2 м, подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню - лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней.

Главный престол собора освящен в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того имеется еще два придела: во имя Воскресения Христова и иконы Божией Матери «Одигитрия». Все три иконостаса изготовлены из трехцветного мрамора превосходной работы по эскизам русских мастеров. Все живописные и орнаментные работы исполнены Обществом русских художников. Богатый орнамент представляет собой прекрасный образец убранства древних церквей Византии, с ее богатыми яркостью фантазией и торжественной гармонией красок. На фасаде собора расположены часы с боем диаметром около двух метров. Над часами в небольшом углублении расположен список с образа Донской иконы Божьей Матери, а в углублении над дверными створками главного входа образ Христа Благословляющего.

Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу ».

На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова , героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Якова Петровича Бакланова . Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

История соборного храма.

Первый вариант собора (1811-1846)

Второй вариант собора (1850-1863)

Третий вариант собора (1893-1904)

Заложен собор в Новочеркасске был в 1893 году, а освящён и открыт - в 1905 году. Как известно, первый собор хотя и чисто символически, но всё же был заложен ещё при основании Новочеркасска в 1805 году. Автором проекта первого собора в Новочеркасске был Луиджи Руска . Грандиозный собор предполагалось возвести в стиле русского классицизма. Собор должен был стать крупнейшим в Российской империи, так как более крупные -Исаакиевский в Петербурге и Христа Спасителя в Москве - заложат только лишь в 1818 и в 1832 годах. Строительство собора шло с большими перерывами до 1846 года. И вот, 29 августа в 9 часов вечера, как доносил донской атаман Власов императору Николаю I, «собор внезапно обрушился и большая часть этого великолепного здания превратилась в развалины». Постигшая строителей собора неудача привела донцов в уныние: 40-летний труд пошёл прахом. Срочно был заказан новый проект войскового храма. Его разработал автор проекта московского храма Христа Спасителя архитектор К.А.Тон . Но из-за высокой сметной стоимости его проект был отклонён. Следующий проект стоимостью в 640 тысяч рублей разработал академик И.О.Вальпреде . Проект второго варианта был выполнен в смешанном стиле: наряду с присущими русским храмам элементами явно просматривалось также влияние псевдоготики. После утверждения этого проекта в апреле 1850 года, новый вариант войскового храма был заложен в ноябре этого же года. На этот раз собор было решено возводить уже не из "грушевского камня", качество которого явилось одной из причин обрушения, а из кирпича. Однако и по поводу его качества сразу же стали возникать разногласия. Сомнения эти привели к пятилетней приостановке строительства. Однако начавшемуся строительству опять не повезло. Поспешность кирпичной кладки с непродолжительной её просушкой в конце концов привела к тому, что в полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол храма обрушился внутрь сооружения. Заодно он увлек за собой часть одного из малых куполов и пять боковых сводов. Затем было много различных предложений как по достройке уже существующего сооружения, так и по его сносу и постройке нового. В итоге было принято решение: собор с обрушившимся куполом разобрать, а на его месте начать строительство нового. Этот план и утвердил 17 мая 1880 года император Александр II . В результате проведенного конкурса торговый казак Н.И.Лимарев получил подряд на слом собора, разборка которого закончилась в октябре 1882 год.

Проект третьего варианта собора был разработан донским войсковым архитектором А.А.Ященко , незадолго до этого ставшего академиком архитектуры. Александр Александрович предложил проект собора в нововизантийском стиле. Проект был принят. Но, поскольку Ященко скоропостижно скончался в 1893 году, при нём успели лишь произвести заготовку строительных материалов, довести углубление котлована до проектной глубины и начать возведение фундамента. Руководить строительством теперь стал архитектор И.П.Злобин. В 1986 году инспекция обнаружила кучу недостатков в строительстве, на котором, как оказалось сильно "экономили". Строительство в очередной раз было приостановлено и продолжено после назначения руководителем - инженер-полковника К. Х. Лимаренко, как раз закончившего строительство православного собора в крепости города Ковно . По ходу строительства Лихмаренко предложил и воплотил множество оригинальных решений. Например, первым в России применил бетон и железобетон. К концу 1900 года собор был внешне уже закончен. А в 1901 году закончились штукатурные и лепные работы. Таким образом, всего через 10 лет с момента начала работ, над зданиями и сооружениями Новочеркасска вознеслось на 75 метров вверх грандиозное сооружение, по своим размерам уступающее лишь храму Христа Спасителя да Исаакиевскому собору. 6 мая 1905 года (то есть практически через 100 лет после его закладки 18 мая 1805 года) новооткрытый войсковой Вознесенский кафедральный собор наконец-то освятили. На этом трудности в его судьбе не прекратились.

Временный собор.

Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет - !) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805г., т.е. после освящения в ней места под новую столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Но затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили "придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии" . В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал строиться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному.

В 1904 г., т.е. через 99 лет после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор "был разобран и перенесен в богоугодные заведения" города.

Почти вековая драматичная история строительства трех вариантов каменного Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске затмила в сознании людей скромные 99 лет повседневного служения во ВРЕМЕННОМ ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе. Но судьба каменного собора немыслима без судьбы деревянного собора, ибо каменный поднялся до вершины "Второго солнца Дона" именно потому, что рядом все эти почти 100 лет строительства работал временный деревянный Вознесенский кафедральный собор.

История и современность.

В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы, собиравшие в разные годы и на разные праздники различное количество верующих и неверующих. В 1950 году разобрали фонтан на Соборной площади, в котором освящали воду. В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска. В 60-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды и требованиями построения атеистического и коммунистического общества уже в начале 80-х годов. Как же можно было войти в коммунизм, объявленный Н.С.Хрущевым , при работающих церквях и в частности, действующем соборе? Но жизнь брала свое. Каждая такая идеологическая компания приходила и в скором времени уходила. Собор выстоял. Он продолжал действовать, несмотря ни на внешние причины, ни на внутренние раздоры. В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись, в частности, на хорах, также давала печальные результаты. Средства уходили, а живопись продолжала осыпаться.

15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице собора.

Вознесенский собор до реставрации

Под сенью соборного храма в гробницах,

Донских генералов останки лежат

И подписи скромно о доблестных лицах

Их верным потомкам Донцам говорят:

Как честно при жизни Престолу служили

Вожди-генералы, как бились в боях,

Когда, где и как свои очи смежили,

Когда в это место положен их прах.

Напротив, пред Спасом мерцают лампады,

Вокруг нерушимо простерся покой,

И, чувствуя прелесть небесной отрады,

Стоял я безмолвно с поникшей головой.

Прошли долгие годы со дня закладки войскового Вознесенского кафедрального собора, за которые он вобрал в себя бездну человеческих судеб, радостей и тревог жителей и гостей Новочеркасска, нередко трагическую, но в целом славную историю Донского края . В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Отделали заново и купола, обустроили площадь вокруг собора, установили несколько памятников. состоялось включение архитектурно- художественной подсветки Войскового Вознесенского Кафедрального собора. Проектом предусмотрено использование светильников создающих узконаправленные пучки света, а также фонарей заливного света.

Благодаря использованию в проекте заливающего света специалисты добиваются передачи общей объемно-пространственной формы архитектурного сооружения. Узконаправленные пучки света позволяют подчеркнуть элементы декора. Светильники установленные в пяти звонницах создадут эффект «лампады» - светящейся изнутри. Уникальность этому объекту придаёт проекция на фасадной части собора, выполненная с помощью оборудования австрийской компании Pani. Автоматизированный модуль смены слайдов рассчитан на 32 картины.

Проекции на библейские темы, а также использование работ мастеров фламандской живописи (Пауля Рубенса «Вознесение Христа») создаёт впечатление божественного присутствия. Включение изображений производится по христианским праздникам. Еще одной особенностью данного оборудования, является то, что проектор можно устанавливать под углом к поверхности, на которую производится проецирование. Мощность проектора составляет 6 кВт, что дает достаточно яркое изображение даже в сумеречный период. Специальная система оптической коррекции исправляет трапециидальные искажения, а конденсорная система объектива дает четкое и крупное изображение.

Убедиться в уникальности и великолепии Вознесенского кафедрального собора вы можете, просмотрев предложенный

Этот собор является одним из самых важных для русского православия. Храм по своей величине и вместимости занимает третье место. Он уступает пальму первенства только Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору. Сегодня храм привлекает множество паломников со всех уголков страны. Но история его постройки была далеко не безоблачной.

Памятник архитектуры

Новочеркасский собор - это один из важнейших памятников донского казачества. История его достаточно сложна и даже немного мистична. Впервые фундамент здания был заложен в 1805 году. Другое название Новочеркасского храма - Вознесенский кафедральный собор. Первая постройка возникла на этом месте много десятилетий спустя, в 1863 г. Теперешнюю архитектуру здание обрело в 1904 году. Здание храма рассчитывали сделать самым большим на всей территории России - тогда сегодняшних «главных конкурентов» Новочеркасского собора не было даже в проекте.

«Падающая башня» донского казачества

В 1902 году строительство подходило к концу. Из Петербурга приехала комиссия, признавшая работы завершенными. Храм, который два раза обрушивался во время строительства, наконец, был построен. Собор стал одним из памятников отечественного долгостроя, и по данному показателю его можно поставить в один ряд со многими церковными сооружениями Европы. Но с одним небольшим отличием: за время своего возведения он снискал неприятную репутацию «падающей башни».

Во время возведения Новочеркасский собор обрушивался два раза. И все время, пока он строился, здание находилось в аварийном состоянии. 18 мая 1805 года, наконец, состоялось торжественное открытие собора. Исполнилась мечта войскового атамана Матвея Платова: собралось большое количество народу, и у всех на виду собор был освящен. Была также заложено основание столицы донского казачества - г. Нового Черкасска. Воскресенский собор остался в столице прежней. И теперь его славу должно было затмить новое здание.

Почему было выбрано неудачное место для постройки

Исследователи считают, что выбор места для постройки города был совершенно неудачным. Он должен был располагаться всего лишь в девяти верстах от Черкасска, на горе, которая со всех сторон обдувается холодными ветрами. Из водных артерий рядом протекает только лишь мелкая речушка Асай. Такое расположение было удобно, видимо, только самому Матвею Платову, ведь его собственное имение в Малом Мишкине располагалось по соседству. Интересно, что одновременно с основанием новой столицы донского казачества возник и проект по очередному ее перенесению. Историки считают, что предположительно это была станица Аксайская, имевшая гораздо более удобное расположение - на Дону.

Это было невозможно при Платове, однако после его смерти казаки обратились к государю с просьбой о переносе столицы. Николай I послушал их, и отправился инспектировать новую столицу. Но замучившись от зубной боли, и трясясь по рытвинам, царь совершенно был измучен. На одной из колдобин правитель попросту вывалился в дорожную грязь, и от злости разразился руганью: «Долой ваше переселение! Все равно, что менять вшивого на паршивого».

Начало строительства

Плохая слава окутала и сам Новочеркасский кафедральный собор. Первым архитектором, который работал над храмом, был не какой-нибудь академик или же просто образованный человек, а самый обыкновенный крестьянин Дмитрий Петров. Он и соорудил деревянную часовню, которая внутри была обшита досками с пристроенным алтарем. Часовня была возведена за три дня до закладки самого города. А каменный храм был заложен 1 октября 1811 года - самый неподходящий момент, накануне вторжения Наполеона. Еще раньше в городе проводились землекопные работы по выравниванию проспекта, который должен был идти от площади храма и до проектируемой улицы Московской.

Первые архитекторы собора

Название зданию было дано в честь Александра Невского - атаман хорошо знал, как польстить императору. Проект его был сделан итальянским архитектором Алоизием Руско, который возвел немало зданий в Петербурге. А возглавлял работу вплоть до увольнения в 1818 году брат архитектора Иероним Руско. После того, как он ушел в отставку, в течение двух лет Новочеркасский войсковой собор не строился вообще.

В 1820 году работы снова были возобновлены - теперь под руководством Михаила Амвросимова. Постройка храма была признана прочной, и мягкий приморский камень было решено заменить на твердый, так называемый «грушевский». К 1822 году высота храма составляла уже 7 саженей (15 м.) из предполагаемых 26. На всякий случай вместо деревянных рам в нижней части храма строители решили заложить железные. Вроде бы строительство шло по плану, однако при атамане А. Иловайскому куда-то подевались все деньги. Никто не мог внятно ответить, куда. Ходили сплетни о том, что они оседали в карманах подрядчиков и работников канцелярии. «Грушевский» камень был намного более дешевым, чем мягкий известняк.

Первая катастрофа

Через 6 лет после того, как строительство было снова остановлено, под одним из окон была обнаружена трещина. Архитектор Фомин оценил ее как не опасную - по его мнению, можно было продолжать строительство. Но бдительный атаман решил перепроверить состояние храма, и поручил это сделать архитектору Колодину. Тот сделал свое заключение: нужно разобрать четыре столба и уже возведенные стены вплоть до фундамента. Иначе зданию грозит огромная опасность.

Строительный комитет согласился с этим выводом, и приказал составить смету на снесение здания. Однако канцелярия не хотела, чтобы 900 тысяч рублей, уже вложенных в строительство Новочеркасского собора, пропадало зря. В 1832 году экспертизу здания снова проводили Фомин и Колодин, а также и некоторые другие, приглашенные со стороны специалисты. Мнения разделились. А также снова был поднят вопрос о том, что неплохо было бы перенести столицу казачества в более удобное место.

Продолжение строительства

Император Николай I приказал строительство продолжить. История постройки Новочеркасского собора продолжилась. Но распоряжения правительства в те времена выполнялись так же быстро, как и теперь - после многочисленных приказов из столицы, через 6 лет, наконец, работа над храмом была продолжена. Теперь - под руководством И. Вальпреде, приближенного атамана М. Хомутова. Сплетни не заканчивалась: говорили о том, что архитектор имел молодую полюбовницу, и сорил выделенными на строительство деньгами направо и налево.

Еще одна авария

Оставалось доделать совсем немого - окончить своды куполов, как внезапно в 9 часов вечера 26 августа 1846 года случилась маленькая катастрофа - рухнул почти что возведенный храм. История Новочеркасского собора продолжилась очередной неудачей. Комиссия признала, что это могло произойти по причине возможной осадки фундамента, а также из-за того, что не была взята в расчет тяжесть собора. Дешевый «грушевский» камень, используемый для строительства храма, разрушился, чем и спровоцировал обрушение купола. Порядка половины всего фундамента оказалось выполненным из того же сорта камня. Тогда-то все и вспомнили бдительного атамана, который не хотел продолжать постройку аварийно-опасного здания. 35 лет постройки были впустую.

Дальнейшая работа

Очередной план Новочеркасского собора был составлен Константином Тоном (архитектором храма Христа Спасителя). Теперь стены планировалось возводить из обожженного кирпича. Смета в 1 млн рублей не очень обрадовала царя. Проект было решено сделать поскромнее. Проектируемая высота теперь составляла 39 саженей, а смета снизилась до 640 тыс. рублей.

Строительство началось только лишь в 1852 году. Работы производились подпоручиком в отставке Садомцевым, а поставками кирпича занимался подполковник Рубашкин. Не прошло и года, как снова возникли сомнения насчет прочности возводимого храма - уже заложенный кирпич, поставленный Рубашкиным, был далеко не лучшего качества. Собралась очередная комиссия, в ходе которой только один ее член, старшина Желтоножкин, сообщил о непрочности фундамента, и о том, что здание может не выдержать собственной массы. Но ему быстро приказали выйти за дверь. Строительство теперь возглавлялось атаманом Хомутовым - он планировал закончить возведение храма к своему 50-летию. Храм строился как попало.

Закономерное обрушение

11 июля 1863 года главный купол обрушился. Он увлек за собой часть малого купола, а также пять сводов. Вальпреде начал оправдываться в том, что он «не показал должного мужества в пресечении попыток атамана закончить постройку храма как можно скорее». По Новочеркасску между тем начали ползти сплетни о «проклятии», тяготеющем над собором. Новый атаман М. Чертков решил отстранить Вальпреде, и передать строительство новому архитектору. Казак Н. Лимарев согласился разобрать собор в течение двух лет. К началу октября 1882 года предыдущая версия храма была снесена.

Воровство

Третьим архитектором был А. Ященко. Старый фундамент был раскопан и углублен. Также было решено достроить и водопровод - для того, чтобы удовлетворять нужды самой стройки. Внезапно архитектор скончался, и его сменил новый - И. Злобин. В 1896 году комиссия обнаружила 600 тыс. штук кирпича, который давно должен был быть заложен в основание храма. В результате осмотра стало известно, что кирпичная кладка основания была выполнена в гораздо меньших размерах, чем это предполагал сделать Ященко. Проворовавшегося архитектора Злобина выгнали.

В 1897 году строительство снова было продолжено. В 1900 году началась кладка основного купола, которая длилась 36 часов без единой минуты простоя. 6 мая 1905 года Новочеркасский собор был торжественно открыт. Последний вариант обошелся в 2 млн рублей.

Храм в эпоху СССР

В эпоху Советского Союза никто и не думало о реконструкции храма - жители г. Новочеркасска с ужасом думали о том, что они могут пережить «третье падение» здания. В начале 90-х годов была проведена профессиональная экспертиза во главе с Ю. Мурзенко, на основании которой был составлен технический паспорт здания. Исследования показали: собор стоит на «глиняном плывуне», и если он просохнет, то это неизбежно приведет к очередной просадке фундамента. Денег на реконструкцию не было, и здание продолжало существовать в аварийном состоянии.

Современный Новочеркасский собор и расписание служб

Сегодня храм называют «Вторым солнцем Дона». Такое поэтическое название он получил за свои золотые купола и хрустальный крест. Фото Новочеркасского собора, представленные в этой статье, придутся по душе как религиозным людям, так и любителям искусства и архитектуры. Как правило, богослужения в соборе проходят каждый день в 9:00 и в 16:00. По воскресеньям вечерняя служба и божественная Литургия начинается на час раньше - в 15:00. В субботу после вечерней службы начинается всенощное бдение.

На протяжении целого столетия, начиная с середины XIX века, главным духовным оплотом донского казачества являлся Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор - один из самых крупных и значимых в Ростовской области. В наши дни этот религиозный объект по-прежнему остается светочью православия для сотен тысяч жителей региона и России в целом. Величественный собор одним своим видом способен поднять дух и укрепить в вере тех, кто исповедует христианство, а для простых туристов и путешественников он был и остается одной из самых главных религиозных достопримечательностей на Дону, которую трудно обойти стороной в ходе ознакомления со здешними историческими местами. Примечательно, что в стенах Новочеркасского собора с давних времен хранятся уникальные реликвии: иконы "Аксайская", "Донская" и "Взыскание погибших", на которые сегодня может посмотреть любой желающий, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

История

История Вознесенского кафедрального собора начинается в 1805 году, когда его фундамент был заложен практически одновременно с основанием самого города Новочеркасска. Полномасштабное строительство храма началось только спустя 6 лет, по проекту известных архитекторов - братьев Руски, а впоследствии - под руководством их последователя Амвросимова. К сожалению, при возведении собора строителей постигала одна неудача за другой. Сначала, в 1846 году, при установке купола рухнула часть несущей стены, а в 1863 году не выдержала нагрузки конструкция, удерживающая потолочные балки. Окончательный свой облик собор приобрел только в 1904 году, незадолго до Красной революции. С приходом к власти большевиков, храм был разграблен и лишился позолоченных куполов, а его внутренние помещения начали использовать в качестве складов для продовольствия. Как это ни парадоксально, но собор вновь был открыт для прихожан во время оккупации Новочеркасска немецкими войсками во время Второй Мировой войны. Впоследствии церковной епархии удалось отстоять храм, и он продолжил свою работу уже в послевоенные годы. Полномасштабная реставрация, вернувшая собору его первоначальный облик, была проведена в период с 2001 по 2005 годы.

Особенности

При строительстве Новочеркасского Вознесенского собора использовались элитные и дорогостоящие облицовочные материалы, часть которых доставлялась в Россию из-за рубежа. Чего стоит один только белый мрамор из Италии, которым выложены полы и ступени храма. Часть колонн здесь также изготовлена из мрамора, но не белого, а розового цвета. Его доставляли в Россию из Франции. Если верить истории, то во времена строительства собора в городе работало сразу несколько крупных мраморных мастерских, специализировавшихся на изготовлении элементов храмовнего зодчества. При этом архитекторы воплощали свой проект в жизнь в полном соответствии с "высокими технологиями" тех времен. Речь идет в первую очередь об отопительной системе Амосова, установленной в подвальных помещениях и обогревавшей собор в холодное время года. Примечательно, что помимо усыпальницы с мощами святителя Иоанна, в храме есть еще несколько захоронений. Так, здесь нашли свое последнее пристанище атаман М. Платов, генерал-лейтенанты Я. Бакланов и И. Ефремов. Эти выдающиеся казацкие военачальники внесли огромный вклад в укрепление Российской Империи, и их мена не зря были увековечены в Новочеркасском соборе - главном духовном центре донского казачества.

Как добраться

Вознесенский кафедральный войсковой собор находится в городе Новочеркасске Ростовской области, по адресу: площадь Ермака, 2. Добраться сюда без проблем можно как на личном, так и на общественном транспорте.

В 2005 году жители Новочеркасска отмечали двойной юбилей - двухсотлетие города и закладки в нём храма. К этим торжествам было приурочено окончание работ по реставрации соборного фасада. Его облик был восстановлен в соответствии с рисунками и чертежами начала прошлого века. На очереди монтаж хрустальной инкрустации, столь славившейся в прежние годы.

«Второе солнце Дона», Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске на площади Ермака — главный храм донского казачества. Он по праву считается одним из самых величественных и красивых соборов в России и третьим по величине после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.



Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона».Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

Чтобы соорудить здание подобных размеров, потребовалось построить для его нужд кирпичный завод, электростанцию и линию водопровода. Для того чтобы избежать риска обрушения, была создана специальная лаборатория, в которой проверялся на прочность весь строительный материал.

В начале XX века Новочеркасский кафедральный собор был оборудован уникальной системой вентиляции и отопления, которая явилась по тем временам настоящим прорывом в технической мысли. Благодаря смелым инженерным разработкам не только создавалась комфортная обстановка внутри храма, но и, что очень важно, обеспечивалась сохранность живописи иконостаса и стенных фресок. К сожалению, ныне она утрачена.

Кроме этого, Новочеркасский собор был знаменит своим внутренним убранством. Его пол покрывали мраморные плиты, специально изготовленные во Франции и Италии.

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же — как символ вечной встречи человека с Богом — находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.


Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году.



Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» — по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго

.

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м — федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: