Жизнь животных в зимнем лесу. Занятие «Жизнь животных зимой. Хмурый и сердитый

Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".

Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.

Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки - это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

Надежда Шукшина
Занятие «Жизнь животных зимой»

Задачи :

Образовательные :

1. Продолжать знакомить детей с животными леса : белка, заяц, лиса, волк, медведь, лось, кабан;

2. Конкретизировать знания детей о особенностях приспособления животных к зиме (заяц, белка – меняют шубку; у лисы на лапах, как сапожки, вырастает густая шерсть; у волка шерсть становится густой и теплой; у лося более широкие копыта, которые не проваливаются в снег).

Развивающие :

1. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

2. Стимулировать познавательный интерес детей.

3. Развивать активную речь детей;

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

2. Воспитывать любовь к природе, животным , стремление помочь им в трудных условиях;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал : посылка, наполненная яблоком, листом дуба, орехами, семечками, сухими грибами, мелкими животными ; картины с животными леса и карточки схемы с кормом для животных ; схемы для рассказывания.

Предварительная работа : рассматривание альбома «Животные нашего леса » , открытки о животных ; чтение произведений Е. Чарушина о животных .

Беседа «Дикие животные зимой » . Отгадывание загадок о животных .

Д/игра «Путешествие в зимний лес» .

Рассматривание иллюстраций «Времена года» .

Воспитатель : Ребята,ой, смотрите мышка несет большой конверт.

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

В письме написано, идите за мышкой, получите посылку.

Воспитатель вносит посылку. Нам пришла посылочка от старичка Лесовичка.

Открывает, вынимает записку, читает.

«Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И вам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки».

Воспитатель : Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте.

З/и «Услышишь – покажи»

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь.

И про животик не забудь .

(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями)

Воспитатель : вижу не забыли про своих помощников. Присядьте на корточки рядом с посылочкой, впустите в нее руки и найдите по одному предмету

(Дети выполняют задание) .

Воспитатель : Что вы нашли?

Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, кабана, медведя, лося.

Воспитатель : Кто это такие?

Дети. Это дикие животные .

Воспитатель : Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Воспитатель : А посмотрите, я нашла в посылочке страничку, на ней что-то нарисовано, я не пойму.

Помогите мне разобраться. (показ следов животных )

Да здесь есть еще карточки. Мы можем поиграть.

Дидактическая игра «Узнай, чей след» .

На ковре разложены дорожки из следов разных животных . Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу.

Воспитатель : А сейчас, давайте проверим как вы запомнили следы животных . Д/и «Чей след»

Воспитатель : давайте посмотрим, что еще есть в посылке. Вынимает коробочку на ней написано «Корм для животных » . Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте заглянем (открываю коробку) Не открывается, ой да здесь записка от Лесовичка. Коробочки откроются тогда, когда вы расскажете как живут лесные звери зимой .

Воспитатель : Рассказывать мы будем по схеме, давайте повторим.

Дети выходят, берут картинку животного и рассказывают

Заяц зимой в белой шубке бегает, его следы похожи на капельки, он трусливый и прячется от совы, волка, лисы. Большие чуткие уши помогают зайцу заметить опасность?

Воспитатель : Как заяц спасается от врагов?

Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Он днем спит, а ночью выходит добывать себе еду. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

У белочки зимой серая шубка . Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.

Воспитатель : Где устраивает своё жилище белочка?

Дети : В дупле, гнезде.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети : В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель : Как белка от врагов спасается?

Дети : Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево.

Лиса красавица леса. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору . Окраску лисы не меняют.

Воспитатель : Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лиса дорожки хвостом подметает?

Дети : следы заметает.

Воспитатель : А вы знаете, что кончик хвоста у лисы белый. Это для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает?

Дети : Мышей.

Воспитатель : Зимой жизнь в лесу замирает , и главным питанием лисы становятся мыши – полёвки. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети : Хороший слух и нюх.

Что согревает волка зимой ?

Дети : Густая, плотная, тёплая шерсть

Волк цвет шерсти на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой.

Воспитатель : - На кого охотятся волки?

Дети : Волки охотятся на крупных животных : оленей, лосей.

Воспитатель : Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети : Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель : Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются

Воспитатель :

Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Лось - большое животное , высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами.

Воспитатель : А что делает зимой медведь ?

Дети : Медведь зимой спит в берлоге

Воспитатель : Почему медведь зимой спит ?

Дети : Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель : Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети : Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель : Ребята, вы так хорошо рассказали про лесных зверей, что коробочка открылась. Посмотрите, что нам прислал старичок – Лесовичок.

Физминутка (раздать карточки с животными )

А сейчас немного отдохнем

По таинственной дороге

Шли таинственные ноги,

Как они шли? (Воспитатель называет имя ребенка, ребенок говорит и показывает карточку.)

(по-медвежьи, по-лисьи, по-беличьи, по- заячьи, по-ежиному)

Воспитатель : Ребята, сейчас зима и животным трудно добывать пищу. Давайте попробуем их накормить. Дидактическая игра : «Накорми животное »

В мешочке находятся : мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, называя, для кого она и угощают.

Воспитатель : молодцы, ребята, вы хорошо накормили зверей, садитесь на свои места.

Воспитатель : ребята, лесовичок прислал нам так много всего интересного, что хочется и ему какой –то подарок отправить. А давайте закончим свою картину о зиме. У нас нарисованы звери наших лесов, а мы их раскрашивать не будем, а поможем им стать пушистыми :

Белку посыпем пшеном, зайца – манкой, волка – чаем и свои работы пошлем Лесовичку. Он будет очень рад.

Воспитатель : все животные двигаются , дышат, питаются, размножаются и растут. Они живые. Помните об этом, ребята! Любите и не обижайте животных !


Как дикие животные готовятся к зиме?

Чтобы выжить в этих жестких условиях холодного времени года дикие животные готовятся к зиме заранее:

  • меняют окраску,
  • делают запасы,
  • готовят себе жилище,
  • впадают в спячку

Заяц

Осенью заяц меняет серую шубку на белоснежную, тёплую и пушистую. На белой скатерти снегов его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел, потому и цел» – примечает народ.


Заяц

Домика у зайца нет, он укрывается от зимней стужи, зарывшись в пушистый снег под кустами сделав в нём ямку. Днём зайцы спят, а ночью выходят на кормёжку. У зайчишки острые зубы, которыми он, как ножницами срезает кору с деревьев.


Белка

Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк! Смотришь на неё и на душе становится радостно. К зиме её мех становится серебристо-серым, густым и теплым. Но главная гордость белочки пушистый хвост. Им она укрывается в холодные ненастные дни, хвост помогает ей при прыжках с ветки на ветку.


Белка

Белка живёт в дуплах старых деревьев – их выдалбливают дятлы, а если не находит дупла, строит гнездо из тонких прутиков сама.


Белка

Белочка – совсем беззащитный зверёк. В лесу у неё много врагов. На деревьях – ястребы, совы, филины. На земле - лиса, горностай, куница. От врагов она спасается среди густых ветвей и в дуплах.


Белка

Белка любит лакомиться орехами, семечками хвойных деревьев – кедра, сосны, ели; ягодами, плодами деревьев и кустарников, грибами, почками деревьев.


Лиса

С наступлением зимних холодов лисий мех становится пышней и теплей. Днём лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу.


Лиса

Ночью лисица выходит на охоту. Зимой её добычей часто становятся мыши – полёвки. Она чувствует своим острым нюхом их запах сквозь толщу снега, ударяет о снег лапами и подпрыгивает – лиса мышкует. Лисица и за зайцами охотится. Спрячется за золотистым стволом старой сосны и ждёт, не выскочит ли из-за куста неосторожный зайчишка.


Лиса

Опасный враг рыжей кумушки лисы - волк. В тех лесах, где много волков, лисы почти не водятся.


Волк

Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так легче охотиться. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Когда волки воют, они сообщают, что лесная территория занята их стаей.


Волк

К зиме волчья шерсть становится гуще и пышнее, но цвет свой не меняет, так и остаётся серебристо-серой. Днём серые разбойники прячутся в глухих местах, лесных чащобах, в своих глубоких норах - логовах, а ночью выходят на охоту. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов.


Кабан

Кабан внешне чем-то похож на домашнюю свинью, но тело его покрыто густой серо - бурой щетиной, у самцов – большие клыки. Глаза ночью светятся темно – красным цветом. Держатся кабаны вместе небольшими стадами, семействами. День кабаны проводят на лёжке в глухом уголке леса – они раскапывают снег до земли и ложатся на слой веток, мха и травы.


Кабан

Зимой кабанам очень тяжело кормиться, корма привычного для кабана – опавших плодов, желудей, червяков и насекомых – нет. Поэтому зимой кабаны очень мало кормятся, они живут за счет жировых запасов.


Лось

Это крупные животные, с большими рогами. Держаться они небольшими стадами. Зимой кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. Лоси сильно вытаптывают снег на участке, охотники это место называют «стойбищем».


Лось

Питаются лоси зимой ветками и корой деревьев и кустарников. Часто зимой от холода лоси зарываются в снег почти полностью, торчит только голова и холка – так лосю теплее.


Рысь

Рысь – довольно крупный зверь с кисточками на ушах и коротким хвостом. Рысь – крупная кошка. Живёт в сильно заросших глухих лесах, где под корнями упавших деревьев, иногда – в низко расположенном дупле, в пустотах между камнями, устраивает себе логово.


Рысь

Рысь – хищник, охотится на птиц, зайцев, лисиц, косуль и оленей. Нападает с прыжка: с земли или с дерева.


Медведь

Зимует медведь в укромной берлоге, которую готовит заранее и место выбирает недоступное. Он ищет хорошее сухое место: в расщелине, скале, под большим упавшим деревом и хорошенько утепляет дом: выстилает мхом, сеном.


Медведь

Медведь готовится к зиме, наедая жир. Он активно ест все, что найдет, особенно рыбу, орехи, но делает он это за несколько недель до спячки. Перед самим сном мишка кушает мало: корешки да стебельки, чтобы желудок стал пустым и животное могло спокойно отдыхать в режиме малой потребности в пище. Ложась спать, медведь остается в режиме контроля, он не глубоко спит, а дремлет, чтобы в случае опасности встретить врага. Иногда он даже может выйти из убежища, чтобы проверить обстановку


Медведь

Если же берлога оказалась непригодной для зимовки – попадает вода, например, то животное может выйти искать новый дом посреди зимы, тогда он очень опасен, в такой момент его называют медведем-шатуном. У животного зимой снижается температура, его полученный за осень жир очень помогает не замерзнуть.


Медведь

Спят мишки по одному в своих берлогах, семьей они не зимуют, а если у медведицы родились в этом году малыши, они спят с мамой.


С наступлением холодов, жизнедеятельность организм ежа приостанавливается, и он погружается в длительную спячку. Основными причинами этого процесса является отсутствие корма и низкая внешняя температура. Зимует еж без запасов еды, в отличие от многих животных, так как в основном он питается жуками и личинками, которых невозможно сохранить до зимнего периода в качестве припасов.


По этой причине в период активности еж накапливает подкожный жир, чтобы в холодный период организм имел источники энергии для своего функционирования, а также смог нормально выйти из этого состояния с приходом весны. Зимует еж в специально подобранном для этого укрытии. К выбору спячки животное подходит основательно, поскольку это напрямую связано с его жизнью.


Если убежище будет находиться слишком близко к поверхности земли, велика вероятность того, что зверек попросту замерзнет. поэтому нору ежи выбирают как можно более глубокую (порядка полутора метров вглубь), которая располагается под толстым слоем подстилки.


Чтобы полностью подготовиться к зимним морозам, ежи линяют, в процессе чего на смену летнего покрова приходит зимний, более адаптированный под этот сезон года. Чтобы сократить степень соприкосновения тела с воздухом, еж заворачивается в плотный шар, что позволяет ему лучше сохранять собственное тепло.



Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

медведь


«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Белка


Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Волк


-А вот другой - зверь лесной:

«Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы…

Лису


Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается,

на зуб волку попадается

Заяц


Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый

Лось


Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу.

Кабан



Транскрипт

1 Ознакомление с окружающим миром Жизнь диких животных зимой. 2 класс.

2 Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл- и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою, Блеснул мороз.и рады мы Проказам матушки зимы. А. С. Пушкин

3 Зима навела строгий порядок в лесах и на полях.все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной.раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах.в переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей,какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому- великий покой, разлившийся в природе. Однако для животных наступила суровая пора

5 Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, В дупле на старом дубе орешки я грызу. БЕЛКА Летом белка была рыжая, зимой стала серебристо- серая. Она к зиме утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают,в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется ГАЙНО. Шар из веток высоко на елках.в нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. В окрестностях гнезда белка устраивает много кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Так же белка заготовила грибы, наколов их на сухие ветки высоко над землей. Она заготавливает на зиму 1,5-2 тонны разных грибов.

6 Меняет цвет шерсти БЕЛКА Утепляет жилище Делает припасы

7 Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы, уши больше головы! ЗАЯЦ Заяц- беляк живет в лесу, предпочитает густые заросли кустарников. К зиме меняет серую шубку на белую. Хотя снег в лесу глубокий и рыхлый, заяц легко передвигается. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег. Лежку заяц- беляк устраивает или на открытом месте, или в лесу под поваленным деревом,пнем,кустиком. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Белая окраска шерсти делает его незаметным на фоне снега. Питается корой деревьев.

8 Меняет цвет ЗАЯЦ Дом не строит Припасов не делает

9 Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет. ЛИСА Зимой лиса,как и осенью, яркорыжая. По запаху она отыскивает себе корм, находит под снегом мышей,выслеживает их по следам, быстро роет лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. В сумерках или ночью охотится за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами.лиса любит поиграть со своей добычей. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище,сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

10 Не меняет окраску ЛИСА Не готовит жилище Не делает припасы

11 Кто зимой под вьюги вой Спит в берлоге снеговой? МЕДВЕДЬ Зимой медведь спит в берлоге. Прежде чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому,скачет вбок со следа, одним словом, не раз туда-сюда пройдется. Берлогу-яму, выкопанную гденибудь под корнями деревьев, выстилает травой еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира. Говорят, что медведь сосет лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа,а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая во сне. Если медведя разбудить, то он выходит голодным и в это время очень опасен. Его называют медведь- шатун.

12 Делает берлогу МЕДВЕДЬ Всю зиму спит Питается жиром

13 Кто зимой холодной бродит злой, голодный? ВОЛК Волк - сильный, умный хищник. К зиме цвет шерсти у него не меняется Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери- кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго преследовать свою добычу. Правда по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными. Из-за недостатка пищи они становятся менее осторожными. На охоту выходят иногда даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги - преследовать быстро бегающих животных.

14 Не меняет цвет шерсти ВОЛК Не строит жилище Не делает запасов

15 Опускается туман, рыщет по лесу. КАБАН Зима - самое трудное время для кабана. Под снегом нелегко разыскивать пищу, а когда снега выпадет много, кабанам даже ходить становится тяжело. Но самое страшное - наст, об него кабаны обдирают ноги и корм из- под него достать не могут. Выкапывает кабан из- под снега желуди, орехи, зеленую траву. Если попадутся мышь, полевка, какиенибудь насекомые, кабан все съедает. Кормится он днем, а ночью отдыхает. Во время отдыха никогда не ложится в снег, а предпочитает места, свободные от него, под густыми кронами старых деревьев, а иногда на разрытых муравейниках.

16 Не меняет цвет шерсти КАБАН Не строит жилище Не делает запасов

17 Кто на своей голове лес носит? ЛОСЬ Лось - настоящий лесной великан. Медленно, величественно бродит он среди кустарников и деревьев. Его корм - молодые веточки и кора. Чтобы насытиться, лось съедает в день больше тысячи веточек. В начале зимы он сбрасывает рога. Новые вырастут у лося только к следующей осени. Лоси не делают запасов и не строят жилища. Зима для них - самое трудное время года. Особенно, если выпадает много снега. По глубокому снегу им трудно убегать от своих врагов - волков.

18 Не меняет цвет шерсти ЛОСЬ Не делает запасов Не строит жилище

19 Думал, кошка. Крикнул: «Брысь!» Оказалось, - это РЫСЬ Рысь - дикая лесная кошка. Длина тела достигает 108 см, вес кг. Рысь - хороший прыгун. Длина ее прыжка достигает 4 метров и более. А вот бегает она не очень хорошо. Как летом, так и зимой, рысь охотится на птиц, мышей, зайцев, белок, но не откажется и от крупной добычи: оленя, косули, лося. Их рысь подстерегает, затаившись на ветке дерева, нависшей над тропой. Когда олень или косуля оказываются под ней, рысь прыгает им на спину, вцепляется когтями и перегрызает шейные позвонки. На взрослого лося рысь нападает редко: он может ее сбросить и затоптать копытами. На зайца рысь охотится скрадом, умело распутывая следы косого.

20 Не меняет цвет шерсти РЫСЬ Не строит жилище Не делает запасов

21 Зимой, когда снег становится глубоким, рябчик, белая куропатка, тетерев и даже крупный глухарь, набив рот пищей, прячутся от морозов в подснежных «лунках», то есть в своеобразных пещерках, которые выкапывают в снегу. Птицы зарываются в снег, пройдя 5-20 метров по направлению к избранному месту. Углубившись в рыхлый снег на см., они прокладывают короткие, длиной метр - полтора, горизонтальные штольни, в конце которых устраивают небольшие пещерки. Здесь птицы устраиваются на отдых. Толщина снежного потолка см. В случае опасности птицы мгновенно вылетают наружу, вздымая тучу снежной пыли. Серьезные осложнения для жизни тетеревиных птиц создает толстый наст. Он мешает птицам вырыть в снегу спасительную лунку. А еще птицы гибнут под настом из-за прочной ледяной корки они не могут вырваться наружу Если тетеревиным становится трудно добывать из под снега клюкву, они питаются сосновой хвоей.. Птицы отряда тетеревиных

22 Птицы отряда тетеревиных Не делают запасов пищи Прокладывают в снегу туннели

23 ЗООВИКТОРИНА 1. Какую форму имеет гнездо белки,сделанное из веток? Как такое гнездо называется? 2. Сколько грибов заготавливает одна белка на зиму? 3.Почему заяц - беляк легко передвигается по снегу? 4. Где зимой заяц устраивает лежку? 5. Какую пользу приносит лиса? 6. Как лиса спасается от морозов и метелей? 7. Как медведь строит свою берлогу? 8. Объясните выражение: «Зимой медведь сосет лапу». 9.Каких зверей зовут» шатунами»? 10. Чем питаются волки? Как они охотятся? 11. Что зимой кабану мешает добывать пищу? 12. Где и в какое время суток отдыхает кабан? 13. В какое время года лось сбрасывает рога? 14. Как охотится рысь? 15.Чем питаются птицы отряда тетеревиных? 16.Где прячутся от мороза и хищников птицы отряда тетеревиных?

24 Молодцы! Спасибо за работу!


МАТЕМАТИКА ТЕМА: Действия с числом 0 ЗАДАЧИ: помочь открыть приёмы прибавления числа 0 и прибавления к числу 0; решать простые задачи, раскрывающие смысл сложения и вычитания; закреплять знания, полученные

Галатина Александра Витальевна учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ 5» ТЕМА: «Кто такие звери?» ЦЕЛИ: - познакомить с отличительным признаком данной группы животных, многообразием зверей; - развивать

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Зимние изменения в неживой и живой природе. Невидимые нити в зимнем лесу» 3 класс Учитель: Мамонова Л А -2014 Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда

Конспект занятия в средней группе «Звери леса Камчатки». Провела: Ескина Т.В. Цель: познакомить с животными Камчатки. Задачи: 1. Воспитание интереса к животным Камчатки. 2. Учить отгадывать загадки о животных.

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга Инсценировка «Как Зайчонок к зиме готовился» для учащихся 1 класса

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Средняя группа Воспитатель детского сада 106 Кируца Мария Михайловна Рыбинск, 2014 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДОРОГОЙ ДРУГ! Перед тобой интересная, необычная работа. Тебе нужно очень внимательно прочитать текст, а затем приступить к выполнению заданий. В тексте можно делать любые пометки, которые помогут в решении

ЗВЕРИ ЗИМОЙ Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. Зимой заяц питается корой деревьев. Заяц возле дерева часто поднимается на задние лапы, чтобы достать кору понежнее. Чаще всего грызет он молодые

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа им. А. Боровика» Дошкольное подразделение «Полянка» Краткосрочный проект средней группы «Ягодка» «Лесные звери» Вид проекта: познавательно-творческий,

ЧТО ТАКОЕ ЗИМА? Выберите раздел: Приметы зимы Зимние месяцы Загадки Животные зимой Народные приметы Приметы зимы Отличается зима От весны и лета. Очень снежная она, Вся в снегах одета. Вьюга дует в окна.

Подсадная Галина Анатольевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 35 «Родничок» г. Губкин, Белгородская область КОНСПЕКТ НОД «СЛЕДОПЫТЫ» Аннотация: в данной статье автором представлен конспект непосредственно образовательной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД для детей подготовительной к школе группе «Как зимуют животные в лесу» Выполнила: Воспитатель Атрощенко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 426, ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ г. ЧЕЛЯБИНСК Конспект открытого занятия в средней группе 7 на тему: «Как звери готовятся к зиме» Подготовила:

Домашнее задание. Лексическая тема: «Дикие животные» Задания: 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): Медведь (какой?) лиса (какая?) 2.Подбери действия (не менее трех действий): Волк (что делает?)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» Артемовского городского округа Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе ОО «Познавательное развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 426 г. Челябинска» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание (Формирование целостной

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по развитию речи Тема: Дикие животные МБОУМ Цель: Дать детям представление о диких животных. Задачи: Образовательная: продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом, характерными

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Родничок» комбинированного вида с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности

Клуб любознательных «Почемучки» в средней группе «Одуванчик» Цель: стимулировать познавательный интерес дошкольников. Оборудование и материалы: «домик», «лес», костюмы животных, элементы игры «Фонарики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Жизнь диких животных весной» Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной: линька,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» в младшей группе ФЦКМ ТЕМА: «Как звери готовятся к зиме» Подготовила и провела: Зорькина С.М. Тема: «Как звери готовятся к зиме». Цель: закрепить с детьми

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА ИМЕНИ АРТЕМА БОРОВИКА «Лесные звери» СП «Аленушка» Воспитатели Иванова Л. А. Шигапова Э.Т.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Василек» Конспект НОД по ознакомлению с природой в группе старшего дошкольного возраста (6 7 лет) «Лесные обитатели зимой» Подготовила:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ТРИЗ-технологии

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 5 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» 662610,

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Зиновьева Наталья Валерьевна воспитатель МБДОУ «Д/С 112 КВ» г. Чебоксары, Чувашская Республика ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Балтасинский детский сад 3 общеразвивающего вида» Конспект открытого занятия «Путешествие в зимний лес» по обучению детей русскому языку в

Текст Белка Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый, непоседливый зверёк, обитающий в лесах. В разных лесах белки выглядят по-разному. Длина тела взрослых зверьков 30 см, вес от 200 г до килограмма.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Путешествие в зимний лес» для детей средней группы. Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Колесникова Ю. В. Таганрог 2014 г. 1 Пояснительная записка Задачи:

Редкие животные Алтайского края Лиса хищное животное средних размеров с изящным туловищем на невысоких лапах, с узкой вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Зимний мех густой и пышный,

Конспект экологического занятия в подготовительной группе Тема: «Жизнь в зимнем лесу» Задачи: Образовательные Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов.

Вариант 1 Задание 1 Возьми руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца. 9 19 29 39 51 60 71 81 91 100 112 123 134

Комплексная проверочная работа. 3 класс. Белка. Прочти текст. Белку легко узнать. Летом она рыжая, зимой серая, брюшко белое, на ушах кисточки. Длинный, широкий и лѐгкий хвост помогает белке совершать

НОД по художественному творчеству (аппликация) в средней группе по теме: «Зайка меняет шубку» Программные задачи: 1. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. 2.Формировать интерес к творческим

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села Шипуново Шипуновского района Алтайского края Конспект НОД Подготовительной группе Тема: Как звери к зиме готовятся

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 8 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Бурые медведи Барсуки Ежи обыкновенные Они готовят себе постель изо мха и коры деревьев, в Сибири лесные великаны роют себе яму в труднодоступном месте (у болота, под корнем упавшего дерева), вход часто

Сценарий ООД для старших дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Белочки» Цель: развитие познавательных способностей детей, через ознакомление с жизнью диких животных.

Занятие «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний ПДД, повторение основных цветов, беседа о лесных животных, их повадках зимой, развитие умения изготовления аппликации из ваты. Ход занятия: В

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 105 Конспект непосредственно образовательной деятельности «Как дикие звери к зиме готовятся» в средней группе Составила

Конспект НОД с использованием ИКТ с детьми подготовительной группы на тему: «В зимнем лесу» Воспитатель Ершова И.В. Интеграция областей: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад 3 общеразвивающего вида «Лесная азбука» Интегрированное занятие в старшей группе Интеграция образовательных областей:

Сочинение описание северного оленя Урок русского языка (краеведение) 2 класс «Стройный, с тонкими ногами И ветвистыми рогами. Он на Севере живёт, Вместо сена мох жуёт». Олень. Для колёс копыта ног

КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В 3 КЛАССЕ Составитель: Шучалина Елена Алексеевна, учитель начальных классов п. Вухтым 2018 1 Напиши свою фамилию и имя Белка. Комплексная

Дети должны знать: - названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж; - что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище; - как называется жилище медведя (берлога),

Тема недели «Домашние животные» разновозрастная группа (3-5лет) 1 компенсирующего вида. Рекомендации для родителей На этой недели дети узнали, как и почему человек одомашнил животных. Мы беседовали о том,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего

Как работать с книгой Работа с картинкой. Покажите картинку и назовите животное. Попросите малыша показать, где голова, хвост, ноги, рога и т.д. Предложите найти на картинке интересные детали. Стимулируйте

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Калининской. «Дикие животные» 2015год Цели урока: познакомить учащихся с подготовкой

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Группа: Технологическая карта занятия по развитию речи в средней группе Количество детей: 12 детей Тема: «Зелёный дом» Задачи: Развивающая задача продолжать развивать диалогическую речь; Обучающая задача

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием

Развлечение для детей подготовительной группы «Игра-викторина «Что? Где? Когда?» Автор работы: Сергеева Ольга Николаевна Воспитатель МАДОУ 5 «Золотой ключик», станица Ленинградская, Краснодарский край

Номинация: Разработка занятия Хоменко Людмила Ивановна воспитатель МБДОУ 59 «Цыплята» Г.Северодвинск Архангельской области Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: Как

Конспект занятия: Рассматривание сюжетных картинок на тему: Золотая осень Возраст воспитанников: младший дошкольный возраст Виды деятельности: коммуникативная Образовательные области: речевое развитие

Блок I. Определение особенностей питания каждого из объектов группы «Дикие животные» I.1. Лиса Задание I.1.1. Рассмотри картинки. Чем питается лиса? Назови (покажи)! мышь рыба птица Задание I.1.2. Рассмотри

Ознакомление с природой зимой с использованием элементов ТРИЗа. Программное содержание: расширять и углублять знания детей о природе зимой, обобщать знания детей, подвести к самостоятельным выводам о взаимосвязи

МАДОУ 57 комбинированного вида Конспект НОД «Дикие животные наших лесов» Средняя группа Подготовила: Ескина Т. В. 2015г. Задачи: учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую

Уважаемые родители! с 13.11. по 17.11.в нашей группе мы работаем по лексической тема: «Дикие животные» Расскажите ребёнку: 1. Название Диких животных: заяц, белка, медведь, волк, еж, лиса. Особенности

Министерство образования и науки Самарской области ГАОУ ДПО Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа на тему «Лесные жители» по курсу «Модернизация

Каждый приход зимы своеобразен. Иногда первый снег выпадает задолго до ее наступления. Сильные снегопады изредка наблюдаются в конце сентября, когда деревья еще только начинают освобождаться от пестрого наряда листвы. Нежданный снег гнет к земле неокрепшие стволы молодых деревьев, а у старых великанов под его тяжестью ломаются огромные ветви. Чаще же снег выпадает значительно позже.

Уже к началу ноября почти полностью облетает листва с деревьев и кустарников. Лес становится прозрачнее и меняется палитра его цветов. На смену ярко-желтым и различным оттенкам красного цвета приходят блеклые тона пожухлой травы, среди которой нет-нет, да и вспыхнет редкий огонек запоздалого цветка - последнее воспоминание об ушедшем лете.


Возвышающаяся за рекой стена леса резко контрастирует с поблекшим лугом темными пятнами темно-зеленых елей и более нежными кронами сосен, перемежающимися белыми полосками берез, да по опушке голубовато-серой каймой ольх. Но этот наряд недолог, он сохранится лишь до снегопада. Все преображается в одночасье, когда с низко нависшего неба устремляются к земле белые хлопья. Снег не только надолго преобразит пейзаж, но и существенно изменит жизнь всего живого.

Время установления снежного покрова во многом сказывается на благополучии многих птиц и зверей. Очень неуютно чувствуют себя перелинявшие зайцы-беляки, если снег выпадает с запозданием. К середине ноября они сменяют свой летний наряд на зимний. Белая окраска меха делает их броскими, чем не упустят воспользоваться многочисленные враги.

В этот период, хотя обычно и короткий, зайцы становятся легкой добычей для ворон, воронов, сов, лис и других хищников. Помимо зайца-беляка белый наряд обретают горностай и ласка, а из птиц - белая куропатка. Одним он служит для маскировки от врагов, другим - облегчает охоту.

Сезонная смена окраски оперения и меха свойственна многим животным, но она не столь резкая, как у упомянутых видов. У белки рыжевато-бурый летний мех к зиме заменяется более густым и пушистым светло-серым. Зимний наряд многих зверей отличается от летнего не только более светлыми тонами, но и густотой, что существенно сказывается на его теплоизоляционных свойствах. Такой покров защищает животных от зимней стужи.

Способов перенесения зимних холодов много. Помимо смены сезонных нарядов выработались и многочисленные поведенческие приспособления. Поздней осенью и в начале зимы многие птицы проводят ночь на деревьях или земле. Но по мере того как снежный покров становится все глубже, они используют его для ночевки, а в сильные морозы укрываются в нем от холода и днем. Это свойственно не только тетеревиным птицам, но и многим другим.

Так, рябчики устраиваются на ночлег в ветвях елей, а иногда для сна используют гнезда дроздов. Как правило, уже с середины декабря они спят, зарывшись в снег. Ведь в снежном убежище им приходится тратить значительно меньше энергии на поддержание температуры тела. В снегу, на глубине залегания птицы, температура в течение суток меняется не столь существенно, как на его поверхности, да к тому же здесь она и существенно выше в морозную погоду. Во время оттепелей, которые нередки в нашей местности, и в слабо морозную погоду рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают ночевать в неглубоких ямках.

Наоборот, в особо морозную погоду птицы проводят в лунках и большую часть дня, покидая снежные укрытия лишь на время кормежки. Нередки случаи пребывания рябчика, тетерева и белой куропатки под снегом в дневные часы даже в середине марта. Глухари тоже ночуют в лунках, но на день скрываются в снегу лишь в сильные морозы или при ненастье, в сильные метели. В марте они устраиваются на ночь на снегу под свисающими ветками елей, либо в своеобразных шалашиках, образованных ветвями молодых елей, прижатых к земле снегом.

В таких укромных местах нередко залегают на лежку и зайцы. В снегу ночуют ополовники - мелкие птицы с очень длинным ступенчатым хвостом, - они проникают в полости, образовавшиеся под согнувшимися под тяжестью снега кустарниками. Укрываются по ночам они и по берегам ручьев и речек, где ветер наметает сугробы и под обрывами или крутыми берегами образуются глубокие пещерки. Здесь же можно обнаружить и ночующих чижей и чечеток. Синицы и дятлы предпочитают проводить ночь в дуплах или искусственных гнездовья. Ночуют они, как правило, поодиночке. Синица, устроившаяся на ночлег, засыпает крепко и не реагирует на яркий свет.

В это время она представляет необычное зрелище: перед вами предстает нежный пушистый шарик, из которого торчит лишь кончик хвоста. Именно по хвосту и можно определить его хозяина, т.к. ни окраска, ни форма тела не напоминают известную вам птицу. Полевые воробьи на ночь тоже забираются в дупла, скворечники и другие гнездовья, где располагаются их гнезда. Парочка птиц, самец и самка, ночуют вместе и используют для ночевки одно и то же место длительное время. Лишь в случае беспокойства они вынуждены подыскивать себе новый ночлег. Места ночного пребывания воробьев весьма разнообразны: ниши в стенах зданий, чердаки, гнезда деревенских ласточек, дымоходы и прочие.

Все поведение птиц, готовящихся ко сну, направлено на то, чтобы максимально уменьшить теплообмен. Ведь в течение продолжительной зимней ночи они неподвижны, а значит, не вырабатывается дополнительное тепло, столь необходимое для поддержания постоянной температуры тела. Поэтому-то и стремятся птицы подыскать такие места, где потеря тепла будет меньше.

Интересно, что у большой синицы даже за короткий зимний день образуется небольшой запас жира, как это происходит у перелетных птиц перед миграцией. Он-то и используется в ночное время для поддержания жизни. У тетеревиных и других птиц, ведущих оседлый образ жизни, образования жировых запасов не происходит. Домашние гуси и утки становятся жирными, когда их дикие родственники совершают перелет на зимовку.

Кабаны во время отдыха всегда устраиваются плотной группой, а в качестве подстилки используют какой-нибудь растительный материал. На озерах они устраивают лежки в зарослях тростника, причем лежат на толстом слое тростника. В лесу они используют ветки елей и молодые елочки, реже ветви и сучья других деревьев. Одна из самок кабана, поднятая с лежки под вечер, на следующей день была обнаружена невдалеке на вновь приготовленной лежке. Для сооружения логова ею в округе были сломаны 42 молодые елочки. Лоси и зайцы, напротив, ложатся прямо на снег.

Установление снежного покрова сказывается и на возможностях передвижения животных. В начале зимы он неглубокий и потому не столь сильно затрудняет движения, но постепенно его толщина увеличивается. По глубокому снегу трудно перемещаться даже крупным и длинноногим зверям, таким как волк, лось. На Вепсской возвышенности, где зимой устанавливается, пожалуй, самый глубокий в Ленинградской области снежный покров, из крупных зверей зимуют лишь рысь и заяц-беляк. Они хорошо приспособлены к бегу по рыхлому снегу.

Чтобы облегчить передвижение зайцы-беляки постепенно набивают тропы, которыми пользуются регулярно в течение зимы. Нередко рядом с тропами зайцев устраивается в засаде рысь. Лесные поляны, окраины болот и опушки леса - излюбленные места охоты этого хищника, т. к. сюда прибегают кормиться зайцы. Рысь может здесь остановиться на весь день. Лежит она очень плотно. Однажды я прошел всего в 5 метрах от лежащего зверя, но его так и не заметил. Рысь была вынуждена покинуть лежку несколько позднее, когда ее по запаху обнаружила собака. Уходя от погони, рысь оставляла неглубокие следы, в то время как собака глубоко вязла в снегу. Рысь без особых усилий оторвалась от преследовавшей собаки.

Лоси, волки, лисы, да и другие животные при случае для передвижения пользуются дорогами, лыжнями и тропами других зверей. Кабаны зимою ведут не столь подвижный образ жизни, как в другие сезоны. Они предпочитают пользоваться системой собственных троп. Лишь в случае опасности они вынуждены уходить непроторенным путем, причем впереди всегда идет более крупный зверь. Глубокий снежный покров сильно затрудняет передвижения даже взрослых лосей. Если лоси обеспечены кормом и их никто не беспокоит, то они длительное время могут находиться на одном месте. Однажды в молодом сосняке на берегу Ладожского озера всего на одном гектаре удалось насчитать более 40 лежек лосей. Звери провели на этом пятачке леса не менее двух недель.

Условия передвижения животных по снегу зависят не только от глубины покрова, но и от его состояния. Под собственной тяжестью снег уплотняется и со временем становится менее рыхлым. Во время оттепелей он тает, а затем замерзает и на его поверхности образуется ледяная корка - наст. В зимы с частыми оттепелями снежный покров становится многослойным, состоящим из нескольких плотных корок, перемежающихся более рыхлыми прослойками. Для мелких зверей наст - благо, а для крупных, наоборот, становится бедствием.

Если лисы, зайцы, белки по насту бегают без особых усилий, то лоси, косули и др. проминают ледяную корку и ее краями ранят ноги. Особенно трудным становится существование птиц и зверей, когда дождливая погода внезапно сменяется похолоданием. На поверхности снежного покрова образуется мощная ледяная корка, а стволы и ветви деревьев покрываются ледяным панцирем. В такие периоды звери испытывают чрезвычайные трудности не только в передвижении, но и в добывании корма.

При резких переменах погоды в течение суток под ледяным настом нередко гибнут рябчики, тетерева и другие птицы, заживо погребенные в снегу. Толстый и особо прочный наст образуется в марте, когда теплые солнечные дни сменяются холодными ночами. В некоторые годы наст бывает настолько прочным, что с ночи и до 10-11 часов дня выдерживает практически всех животных.

Многие звери основную часть времени проводят под снегом или в его толще, лишь изредка появляясь на поверхности. Во-первых, для некоторых из них здесь практически нет пищи, а к тому же, появившись в своем темном одеянии на белом фоне, они могут стать легкой добычей. На мышей и полевок охотятся в основном горностай, ласка, лиса и совы, но при случае к ним могут присоединиться вороны, сороки и др. После установления глубокого снежного покрова значительно реже по берегам рек и ручьев встречаются следы норок. С этого времени они держатся в подснежных норах и обширных полостях, образующихся вдоль берегов после падения уровня воды. Иногда на небольших ручьях и речках лед повисает высоко над водой и под его сводами образуются просторные лабиринты, позволяющие зверькам беспрепятственно перемещаться на значительные расстояния.

Поэтому им незачем подниматься на поверхность. Другое дело, когда начинает таять снег и уровень воды вновь резко повышается. В марте они становятся более заметными, т.к. подледные пространства заполняются водой, а кроме того весна - пора переселения на новые места и поиска партнеров. О зимней деятельности полевок легче всего судить после схода снежного покрова. Конечно, многочисленные ходы, проделанные ими в снегу, бесследно исчезли, зато сохранились расположенные в прижатой к земле траве тоннели в виде сложного лабиринта.

Если земля не промерзает, то кроты не уходят на большую глубину, а держатся в поверхностном слое. Под снегом нередко появляются холмики свежей земли, а иногда удается увидеть и самого хозяина в черной шубке на ярком снегу. Такое наблюдается лишь в самом начале зимы. Позднее кроты вынуждены уходить глубже и вновь их можно будет увидеть весною. Другой представитель насекомоядных зверей, еж, проводит не только зиму, но и значительную часть осени, а также половину календарной весны в спячке. Родственные связи - не помеха столь разным образам жизни этих зверей.

akrasoty.ru

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: