Щит богатыря. Русские доспехи и оружие. Щит и меч для богатыря из подручных материалов




Штаны древнерусского воина, которые надевались на поле боя назывались портки и защищали кожу от жестких доспехов. Сейчас это слово устарело. На ноги надевались сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Бывало, что ноги заматывались лоскутами ткани, а в качестве подошвы к ним пришивался кусок кожи. На самом деле, очень мал был выбор того, что носил древнерусский воин.




Шлем .

Шлем изготавливали из металлических пластин, он имел конусообразную форму. Благодаря такой форме, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.


Кольчуга.

Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги - очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк».


Щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал.



Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. Так же для боя с близкого расстояния служила палица . Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из метала, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди.


Копье , оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником.


Меч являлся главным оружием богатыря. Это колющее и рубящее оружие в виде острого прямого клинка с рукояткой.


Самое известное оружие это конечно лук и стрелы . Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину.











В многовековой борьбе складывалась военная организация славян, возникло и развивалось их военное искусство, которое оказывало влияние на состояние войск соседних народов и государств. Император Маврикий, например, рекомендовал византийской армии широко пользоваться методами ведения войны, применяемыми славянами…

Этим оружием русские воины владели хорошо и под командой храбрых военачальников не раз одерживали победы над противником.

За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей — Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились.

Кистень — это короткий ременный кнут с подвешенным на конце железным шаром. Иногда к шару приделывали еще шипы. Кистенем наносили страшные удары. При минимальном усилии эффект был ошеломляющий. Кстати, слово «ошеломить» раньше означало «сильно стукнуть по вражьей черепушке»

Головка шестопера состояла из металлических пластин — «перьев» (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XV—XVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время серьезным оружием.

И булава, и шестопер свое происхождение ведут от палицы — массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями, — которая также долгое время была на вооружении русских воинов.

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же — топорками, то есть короткими топорами.

И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка — обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.

Большой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие — железко — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко использовались в стрелецком войске.

Позднее в русском войске появились алебарды — видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.

Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.

Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом «на копьях» с трех сторон опрокинули монгольское войско и разгромили его.

Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.

Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага,в места не защищенные доспехами. Двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.

Копье состояло из древка и лезвия со специальной втулкой, которая насаживалась на древко. В Древней Руси древки называли оскепище(охотничье) или ратовище(боевое). Делали их из дуба, березы или клена, иногда с применением металла.

Лезвие (наконечник копья) называлось пером, а его втулка называлась вток. Оно чаще было цельностальное, однако применялись и технологии сварки из железных и стальных полос, а также цельножелезные.

Рогатины имели наконечник в виде лаврового листа шириной 5—6,5 сантиметра и длиной до 60 сантиметров. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывалось по два-три металлических сучка.

Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.
В Новгородской первой летописи записано, как разбитое войско «…побегоша на лес, пометавше оружие, и щиты, и совни, и все от себе».

Сулицей называлось метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 метра. Наконечники сулиц черешковые и втульчатые.

Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Даже слова «щит» и «защита» – однокоренные. Щиты использовались с древнейших времён и вплоть до распространения огнестрельного оружия.

Вначале именно щиты служили единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах найдены в византийских рукописях VI в.

По определению выродившихся римлян: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».

Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры — окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом «с головой».

Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно.
В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела «изгрызенной».

Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у «воинов в медвежьих шкурах» нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.

Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом.

По реконструкциям археологов, щиты VIII – X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.

Древнерусский круглый щит имеет скандинавское происхождение. Это позволяет использовать для реконструкции древнерусского щита материалы скандинавских могильников, например, шведского могильника Бирка. Только там найдены остатки 68 щитов. Они имели круглую форму и диаметр до 95 см. В трех образцах было возможным определение породы дерева поля щита – это клен, пихта и тис.

Также установили породу и для некоторых деревянных рукоятей – это можжевельник, ольха, тополь. В некоторых случаях были найдены металлические рукояти из железа с бронзовыми накладками. Подобная накладка была найдена и на нашей территории – в Старой Ладоге, сейчас она хранится в частной коллекции. Также, среди останков как древнерусских, так и скандинавских щитов, были найдены кольца и скобы для ременного крепления щита на плече.

Шлемы (или шеломы) являются видом боевого наголовья. На Руси первые шлемы появились в IX – X вв. В это время они получили свое распространение в Передней Азии и в Киевской Руси, однако в Западной Европе являлись редкостью.

Появившиеся позднее в Западной Европе шлемы были более низкими и скроенными по голове в отличие от конических шлемов древнерусских воинов. Кстати, коническая форма давала большие преимущества, так как высокий конический кончик не давал нанести прямого удара, что важно в районах конно-сабельного боя.

Шлем «норманнскког типа»

Шлемы, найденные в захоронениях IX – X вв. имеют несколько типов. Так один из шлемов из Гнездовских курганов (Смоленщина) был полусферической формы, стянутый по бокам и по гребню (ото лба к затылку) железными полосками. Другой шлем из тех же захоронений имел типично азиатскую форму – из четырех склепанных треугольных частей. Швы прикрывались железными полосами. Присутствовали навершие и нижний обод.

Коническая форма шлема пришла к нам из Азии и называется «норманнским типом». Но вскоре она была вытеснена «черниговским типом». Он отличается большей шаровидностью – имеет сфероконическую форму. Сверху присутствуют навершия с втулками для плюмажей. Посередине они укреплены накладками с шипами.

Шлем «черниговского типа»

По древнерусским понятиям, собственно боевое одеяние, без шлема, и называлось доспехами; позднее этим словом стало называться все защитное снаряжение воина. Кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась на протяжении X—XVII веков.

Кроме кольчуг на Руси была принята, но до XIII века не преобладала защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые — с XI по XVII век. Последний вид доспехов отличался особой эластичностью. В XIII веке распространяется ряд таких усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные бляхи (Зерцало), наручни.

Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались зерцалами. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин — передней, задней и двух боковых.

Пластины, вес которых редко превышал 2 килограмма, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).

Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда и название доспехов), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер.

В XVI веке на Руси получают широкое распространение кольчатый панцирь и нагрудные доспехи из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи. Такие доспехи называли бахтерец.

Собирался бахтерец из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с коротких боковых сторон. Боковые и плечевые разрезы соединялись с помощью ремней и пряжек. К бахтерцу наращивали кольчужный подол, а иногда — ворот и рукава.

Средний вес таких доспехов достигал 10—12 килограммов. В это же время щит, утратив свое боевое значение, становится парадно-церемониальным предметом. Это относилось и к тарчу — щиту, навершие которого представляло собой металлическую руку с клинком. Такой щит применялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко.

Бахтерец и щит-тарч с металлической «рукой»

В IX—X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками. После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями.

В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси.

В XI—XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком — яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.

Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные.

Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.

В конце XII — начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком.

Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника. Вместо прямого меча с появилась сабля — изогнутый меч. Сабля очень удобна для боевой рубки. В искусных руках сабля страшное оружие.

Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, булавы, кистени, шес-топеры, шлемы, панцири, круглые щиты в течение 200 лет практически без существенных изменений были на вооружении, и даже с появлением огнестрельного оружия.

С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляются массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитного вооружения свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем.

Утяжеление снаряжения не было значительным, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.

Численность войска Древнерусского государства достигала значительной цифры. По данным летописца Льва Диакона, в походе Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию Святослав имел 60 тысяч человек. В качестве командного состава рати руссов источники называют воевод и тысяцких. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.

Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии тысяцкого назначал князь. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.

В X веке впервые применяется термин «полк» как название отдельно действующего войска. В «Повести временных лет» за 1093 год полками называются войсковые отряды, приведенные на поле сражения отдельными князьями.

Численный состав полка не был определен, или, говоря иначе, полк не являлся определенной единицей организационного деления, хотя в сражении, при расстановке войск в боевой порядок, деление войск на полки имело значение.

Постепенно вырабатывалась система взысканий и поощрений. По более поздним данным, за военные отличия и заслуги выдавались золотые гривны (шейные обручи).

Золотая гривна и золотые пластины-обивки деревянной чаши с изображением рыбы

Образ древнерусского воина нравится всем без исключения мальчишкам. Заботливая мама может порадовать мальчика настоящим костюмом богатыря, который выполнен своими руками. Он состоит из шлема, кольчуги, доспехов и сапог. Как превратить простые вещи в богатырский антураж? Пошаговая инструкция и подробный мастер-класс помогут в этом.

Из чего сделать шлем для богатыря

Костюм богатыря без головного убора совсем не смотрится, поэтому маленькому воину понадобится красивый шлем. Его можно сделать из простых и доступных материалов.

Что нужно для работы:

Пятилитровая пластиковая бутылка;

Пластиковый стакан 500 мл;

Мешок для стирки или отрез сетки;

Краска серебряного или золотого цвета в баллончике;

Монтажный двухсторонний скотч;

Ножницы и клей.

Ход работы

1. Из верхней части бутылки вырезаем основу шлема. Для этого рисуем маркером широкую лобную часть, бока оставляем ровными. Срезаем все лишнее.

2. Из пластикового стакана делаем конусную верхушку шлема. Для этого вырезаем у стакана дно, разрезаем по вертикали. Из получившегося пластикового полотна выкраиваем конус, скрепляем его двухсторонним скотчем.

4. Приступаем к изготовлению кольчуги для шлема. Ее делаем из мешка для стирки. Такая сетка достаточно прочная и недорогая. Можно использовать сетку от комаров или остатки тюли, но такой материал тонкий и сильно вытягивается.

5. Сетку красим краской из баллончика в серебряный или золотой цвет.

7. Разрезаем сетку и примеряем к шлему. В местах скрепления накладываем двухсторонний скотч, к которому крепим кольчугу-сетку.

Примеряем готовый богатырский шлем на малыша. Приступаем к изготовлению других деталей костюма.

Кольчуга и рубашка для богатыря своими руками

Незаменимым атрибутом богатырского костюма является рубаха со славянским узором и кольчуга. Чтобы своими руками пошить костюм «Богатырь» для мальчика, нужно запастись следующими материалами:

Белая просторная рубаха;

Отрез каймы со славянским узором;

Фольгированная подложка под ламинат;

Клей, ножницы, двухсторонний скотч.

Ход работы

Шаг №1 Рубаха богатыря

В богатырскую рубаху можно превратить простую белую рубашку или ночную сорочку. Для этого достаточно пришить по низу изделия красивую кайму с узором. Сейчас в продаже можно найти практически любую кайму. Рубашка для богатыря готова.

Шаг №2 Кольчуга

Кольчугу можно сделать несколькими способами.

1. Из старого вязаного свитера вырезают жилет, который красят краской из баллончика. Для этого жилет натягивают на спинку стула. Такая кольчуга получается довольно легкой, но запах краски остается.

2. Можно сделать чешуйчатую кольчугу-панцирь. Для ее изготовления понадобятся прямоугольники одинаковой величины, которые скрепляются в шахматном порядке. Начинать работу нужно с нижнего ряда кольчуги. Кроме того, прямоугольники должны быть покрашены с обеих сторон. Высохшие детали пришивают на плотную безрукавку.

Важно! Выполнить кольчугу-панцирь можно из фольгированной подложки под ламинат, картона, пластиковой папки или других материалов.

Как сделать сапоги и штаны для костюма мальчик-богатырь своими руками

Древнерусские богатыри носили высокие сапоги с загнутыми носками и фигурным голенищем. В продаже таких не найти, а вот сделать их достаточно просто из подручных материалов.

Что нужно для работы:

Плотная ткань для сапог;

Дублерин;

Плотный линолеум или кожа для подошвы;

Толстые нитки для декоративных работ;

Шило, ножницы.

Шаг №1 Выкройка сапог

Снимаем с ноги ребенка необходимые мерки и рисуем вот такую выкройку.

Переносим детали боковой и передней части сапог на ткань, не забывая про припуски на швы. Из плотного линолеума или кожи выкраиваем подошву.

Шаг №2 Собираем сапоги

Все детали проглаживаем. Переднюю часть голенища дополнительно уплотняем дублерином, чтобы сапоги держали форму.

На подошве шилом проделываем отверстия, через которые будет пришиваться голенище.

Детали сапог из ткани складываем лицевыми сторонами внутрь и прострачиваем на машинке. Выворачиваем и примеряем к подошве. Распределяем ткань по боковой части подошвы, прикалывая булавками. Пришивать подошву нужно вручную, ровными и аккуратными стежками.

Сапожки для костюма богатыря готовы!

Штаны древнерусского героя выполнены из однотонной ткани. Для их раскроя подойдет выкройка любых спортивных штанов или шаровар. Выкройку переносим на ткань и сшиваем штаны по боковым и шаговым швам, не забывая подвернуть низ штанин и вставить резинку в пояс.

Можно использовать готовые спортивные штаны из трикотажной ткани неяркой расцветки.

Щит и меч для богатыря из подручных материалов

Оружие делает наряд более эффектным. Как правило, костюм богатыря для мальчика, сшитый своими руками, дополняют щитом и мечом.

Для изготовления меча понадобится:

Плотный картон;

Краска в баллончике;

Металлические и пластиковые украшения;

Клей, ножницы.

На плотном картоне рисуем эскиз будущего меча. Вырезаем несколько деталей, которые склеиваем между собой. Это придаст дополнительную прочность готовому изделию.

Просохшую заготовку меча покрываем несколькими слоями аэрозольной краски, чтобы получился ровный и красивый цвет. Когда краска высохнет, приступаем к украшению меча.

Для декорации рукоятки можно взять бусины, разноцветные пластиковые или металлические стразы, цветную фольгу и прочее. Украшения приклеивают в произвольном порядке на рукоятку картонного меча.

Щит для воина делают легким. В славянской культуре форма щита была простой, больше напоминающей круг или овал. Щит для богатыря состоит из нескольких частей:

Основной части – 2 круга из картона. Диаметр круга высчитываем так: измеряем длину руки от кончика среднего пальца до локтя ребенка;

Каймы – обруч из картона шириной около 3 -5 см. Внутреннюю часть обруча можно сделать фигурной;

Центрального круга с украшением: голова дракона, солнце или монограмма.

Элементы щита из картона для основной части склеивают между собой, после чего раскрашивают и дают заготовке просохнуть. Кайму окрашивают отдельно, после чего накладывают на основную деталь и приклеивают. Также поступают и с центральной частью щита. Когда щит готов, с внутренней стороны к нему приклеивают эластичную резинку, которая будет фиксировать его в руке.

Работая над костюмом богатыря для мальчика, своими руками можно придать обыденным вещам новое назначение. Подключив фантазию и смекалку, можно точно скопировать все детали из древних сказаний. Важно не переборщить с украшениями, ведь богатырь – это достаточно строгий и грозный образ.

Что может быть обворожительней старой доброй Англии, её неоготической архитектуры, строгости этикета, морского величия и внутренней перипетии страстей, которые нам описывал Шекспир? Но что мы знаем об истинном укладе жизни англичан?

АНГЛИЯ ПОД ПОКРОВОМ ОПИУМА

В Викторианскую эпоху употребление наркотиков, в основном опиатов и кокаина, было очень распространено. Из-за жёстких антиалкогольных законов спиртное стоило дорого, и большинство людей предпочитало покупать опиум. Это было универсальное средство: способ расслабиться или уйти от реальности; девушки использовали его для красоты волос; доктора выписывали лекарства больным взрослым и даже детям из-за непонимания всей опасности.

Опиумной зависимостью страдали все слои населения Англии. Бедняки предпочитали опиум благодаря его легкодоступности и малой стоимости, а высший класс употреблял для успокоения нервов. Чаще всего это были светские дамы, которым выписывали опиумные настойки при нервозности, истеричности, болезненных менструациях и любых недомоганиях.

В Лондоне нередко можно было встретить так называемые «клубы», где аристократы любили покуривать опиумные трубки. Это были притоны, где обкуренная светская богема могла лежать на полу с уличными проститутками. Подобная картина ярко описана в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Так же это были и солидные заведения, обволакиваемые шиком, где подходили серьёзно к дизайну опиумной трубки, она была немного длинней обычной и всегда разрисована каким-нибудь интересным орнаментом, чтобы её было приятно держать в руках, так как это усиливало ощущения.

Правительство не стремилось решать эту проблему, ведь алкоголь считался на тот момент большим злом. К тому же во времена процветания Ост-Индской компании тонны опиума отправлялись в Китай. В стране очень пристрастились к такому виду наркотиков, что повлекло за собой знаменитые Опиумные войны. Император Даогуан приказал полностью закрыть вход для торговли с иностранцами. Причиной этому послужило то, что до 60% людей из окружения императора употребляли опиум.

Только в начале 20 века власть обратила внимание на наркоманию и впоследствии была подписана Международная опиумная конвенция, объединяющая тринадцать стран в борьбе с этой проблемой.

ЛОНДОНСКИЙ СМРАД

Вспомним роман Патрика Зюсканда «Парфюмер. История одного убийцы». Примерно теми же эпитетами можно воссоздать атмосферу XIX века, царившую в Англии: провинциалы приезжали в Лондон и жаловались, что конюшни пахнут и то приятнее. Проблемы с кладбищами, или как их называли «освещённые выгребные ямы», казались мелочью в сравнении с отсутствием канализации. Если граждане не хранили содержимое горшков в подвале, то выливали его в окна на улицы. Хотя предприимчивые англичане сумели найти в этом выгоду: они продавали отходы фермерам для навоза, но их было столько, что не успевали скупать. Молитвы были услышаны, и к середине XIX века появились туалеты со сливами. Правда, и это доставляло немало хлопот: люди в Викторианскую эпоху были столь стеснительны, что могли долгое время просиживать в уборных, пока за дверью не прекращались голоса, ведь звук смыва был очень громким, а располагался санузел рядом с гостиной.

КРИЧАЩАЯ РОСКОШЬ, ЗАРАБОТАННАЯ ПОД ОДЕЯЛОМ

Интереснейшим образом боролись с проституцией в Англии. Правительство долгое время не обращало внимания на куртизанок и только проблемы с венерическими заболеваниями стали толчком для действий.

Нововведённый Акт о заразных болезнях гласил, что проститутки могли быть подвергнуты медосмотру во всех портах, в любое время. Если врач находил у них сифилис, то их могли отправить на 9 месяцев в венерическую больницу, а если женщина отказывалась, то представала перед судом и платила штраф. И вроде всё хорошо, после такого закона должно бы всё и наладиться, но парирования в Палате приводили к новым вопросам: почему не повысить уровень жизни девушек и не предоставить им рабочие места; офицеров, которых не решались осматривать, считали переносчиками болезней, да и почему не разрешить солдатам жениться и выделять средства на их обеспечение? Это было бы куда эффективнее.

Доходило до того, что по улице вели девушку на осмотр, а какая-нибудь активистка-феминистка пихала ей листовку и спрашивала, с её ли согласия будет проводиться процедура. А та даже могла не знать, куда её ведут, и не быть проституткой вовсе.

Но самой серьезной проблемой выступал вопрос детской проституции. Тогда не знали, кого считать ребенком. По закону малолетние имели право торговать своими телами с 12 лет. Многих таких девочек сутенёры путем обмана пристраивали к себе, и малышка уже не могла ничего поделать. Чаще всего девочек забирали из небогатых семей, а родителям говорили, что та будет работать в доме горничной. И многим не казалось, что в этом есть что-то подозрительное, ведь многие так и делали.

Содержательницы борделей опаивали новоприбывших опиумом, и те наутро просыпались в крови, с болью и слезами. Но в таких ситуациях всегда найдутся нужные слова, как, например, то, что, если девочка хочет быть леди и жить в достатке, то остаться единственный выход, ведь теперь она падшая и никому такая не нужна. Об их благополучии сильно не пеклись, разве что отправляли к акушеру, да и там девушки могли получить травмы при осмотре.

Потребовалось много времени и скандалов в прессе, чтобы правительство всерьёз начало задумываться о проблеме. По Лондону прокатилась масса выступлений из-за бездействия властей. Естественно, никто в парламенте не хотел представать в качестве растлителя юных дев, и в 1885 году возраст согласия был поднят с 12 лет до 16. А триумфом стала отмена Акта о заразных болезнях.

ПАТРИОТИЧНЫЕ КОНТРАБАНДИСТЫ

В XIX веке контрабанда в Англии была в особенности развита из-за начавшейся войны с Францией. Упорствующий Наполеон никак не мог захватить морскую державу благодаря её сильному флоту. Тогда он решил запретить всей захваченной им Европе торговые отношения с англичанами. Это во многом ударило по европейским странам, так как они остались без английской шерсти, чая, сахара, а собственное производство без английских рынков сбыта. Контрабандисты не упустили возможность подставить плечо помощи и перевозили товары тайно. Это не составляло большого труда: когда товар доставлялся на берег, его прятали в пещерах или туннелях и потом передавали заказчику. Если контрабандисты и сталкивались с неприятностями, то лишь в лице таможенников. Но и здесь они ухитрились придумать механизм сохранения груза: ящики и бочки с контрабандой они затапливали и выуживали позднее. Товары прятались в бочках для пресной воды с двойным дном, под фальшивой палубой или под фальшивым потолком в каютах. Интересно то, что Наполеон и сам прибегал к услугам контрабандистов для перевозки золота из Англии для оплаты собственных войск.

В большинстве своем контрабанда была связана с войнами. Несмотря на английские колонии, из которых в столицу Британской империи ввозились экзотические фрукты, такие как ананасы и бананы, контрабанда не унималась. Яркий тому пример - харизматичный Том Джонстон из Лиминтона. Довольно ловкий и изворотливый, он быстро согласился шпионить за Англией и доносить все сведения Бонапарту. Не успев сбежать и стать честным контрабандистом, его поймали англичане и наняли на каперство против французов. Ненасытный Джонстон влез в долговую яму и бежал обратно к французам. Он прославился тем, что отверг предложение Наполеона помочь ему привести французский флот к берегам родной Англии. Его яркая жизнь, оборвалась на 67-ом году.

Но в 20-е годы правительство решило в серьез заняться контрабандистами. Уловка с ящиками под водой уже не была столь действенна. Таможенники научились простукивать груз, и если ящик оказывался с «секретом», то они безжалостно вскрывали его. К середине XIX века с морской контрабандой в Ла-Манше было покончено. Такое упорство со стороны властей было вызвано знаменитой своей жестокостью Хокхерсткой бандой, успешно орудовавшей в конце XVIII столетия, и непатриотичными действиями Тома Джонстона.

В ТЮРЬМЕ, КАК В МОНАСТЫРЕ

Если говорить о тюрьмах XIX века, то они попрощались с обветшалыми стенами и тесной жизнью. Это был новый, совсем иной образец арестантской жизни и, на первый взгляд, даже приятный.

В то же время начались дебаты, как именно должна обустраиваться тюрьма, и пришли к тому, что хорошо бы превратить её в «монастырь», где заключенные дадут «обет молчания». А то неповадно будет, если отпетые преступники будут молодёжь чему не надо учить. В целях полной изоляции в тюрьме «Пентонвилл» насчитывалось 520 одиночных камер с приличными условиями: окном, гамаком и зимним отоплением.

Правда, обстановка была настолько гнетущей, что люди частенько сходили там с ума. А как не свихнуться, когда на тебя надевают маску во время прогулки? Каторжные же работы были не лучше: люди проводили за ними по 8 часов в день просто для изнашивания тела и моральных сил.

Участь преступниц была не лучше. Известная женская тюрьма Брикстон имела свои особенности: арестантка попадала туда и первые четыре месяца жила в одиночной камере. После она выходила к остальным заключённым женщинам, но разговаривать по-прежнему с ними не могла. За хорошее поведение женщинам разрешались свидания, переписки с родственниками и небольшая еженедельная выплата для благополучной жизни по отбытию срока.

Малолетних преступников отправляли в тюрьму «Тотхилл Филдз», где они отбывали срок от нескольких дней до полугода. Среди них встречалось много рецидивистов. Часто можно было увидеть картину, как ребятишки разбивают витрины или окна, и ждут «бобби», чтобы те отправили их в заключение согреться и скудно поесть...

Бехтерец мастера Конона Михайлова изготовленный для царя Михаила Федоровича в 1620 г.

Грудь доспеха состоит из пяти рядов мелких пластинок по 102 в каждом ряду, спина из семи рядов таких же пластинок. Правый бок состоит из двух рядов, а левый бок, который застегивается, состоит из трех рядов пластинок с расчетом, что третий ряд будет закрываться при застегивании доспеха.

Этот бехтерец поражает красотой и изяществом отделки; недаром в описи 1687 года он был оценен в 1000 рублей.

В каждом боковом ряду имеется по 57 пластинок. Всего пластинок в доспехе 1509. Каждая пластинка выпукло-вогнутая, вычеканена специальным чеканом, следы которого ясно видны с внутренней стороны пластинки. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляется на плечах. К пластинкам левого бока с той же целью прикреплены такие же петли и ремни. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Золотой навод, или насечка, выполнен необычайно тонко и с большим вкусом. Средние ряды пластинок на груди и на спине имеют сплошной навод золотом, смежные с ними ряды-только клейма, наведенные золотом. Золотой навод очень прост по своему рисунку и повторяется в одном и том же варианте по всему доспеху, Крайние пластинки рядов сверху и снизу украшены серебряными чеканными накладками.

Пластинки доспеха по краям соединены кольчужными кольцами, между которыми вставлены кольца цельносеченные, но так как диаметр колец довольно значителен (12 мм) и между кольцами остаются большие просветы, Кононов вплетает в промежуточный ряд не одно, а два штампованных кольца.

Подол бехтерца состоит из двадцати рядов колец, из них десять рядов цельноштампованных и девять рядов панцирных колец, крепленных на один шип, а к доспеху он прикреплен одним рядом кольчужных колец. Таким образом, в этом доспехе мы видим применение и кольчужной и панцирной техники крепления колец, причем нужно сказать, что и самых неудобных и уязвимых местах мастер применяет кольчужные кольца. В панцирной технике крепления колец мастер применяет сварной способ, то есть концы кольца при креплении на шип свариваются. По качеству и красоте отделки доспех представляет собой исключительное произведение. Каждая пластинка в ряду накладывается снизу вверх одна на другую, благодаря чему получается тронной слой пластинок, так как каждая пластинка остается открытой только на одну треть, остальные две трети закрыты последующими пластинками.

Пластинки изготовлены из сталистого железа. Ширина почти всех пластинок одинаковая - 15 мм, толщина - 1 мм, длина различна в каждом ряду, судя по части доспеха: в плечах она длиннее, в талин - короче. Вcero колец в доспехе 9000, остальные примерно 11 000 необходимых для этого доспеха колец заменяются 1509 пластинками. Длина бахтерца - 66 см, ширина - 55 см. Вес 12 300 г.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: