Занятие логопеда тема дикие животные. Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов. Дидактическая игра «Послушай и повтори»

Конспект фронтального занятия по лексической теме "Дикие животные" в старшей логопедической группе

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Дикие животные". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Формирование обобщающего понятия «дикие животные» (в импрессивной речи).
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание (учить различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся одним звуком).
2. Пополнять активный словарь существительными – названиями животных; обучать отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
3. Развивать грудно-брюшной тип дыхания; развивать ощущения движения органов дыхания.
4. Учить образовывать единственное и множественное число существительных.
5. Развивать общую моторику; уточнять целенаправленные движения с произносимым текстом.
6. Развивать мелкую моторику, конструктивный праксис.
7. Закрепить понятие «горизонтальная линия». Ввести понятия «вертикальная линия», «косая линия».
8. Учить обводить предмет по контуру; штриховать контур вертикальными, горизонтальными, косыми линиями.
9. Закреплять устный счёт в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

Ход занятия

1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга с помощью Мячика (все встают в круг; передают мяч соседу, приветствуя и называя его ласково по имени: «Здравствуй, Машенька!»).

2. Подвижная игра «Медвежонок Жак».
Отгадайте, кто к нам сегодня придёт в гости?

Он в дупло засунул лапу,
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же он сластёна,
Косолапенький …
(медведь)

Педагог надевает куклу, представляется и просит поиграть в игру.

Медвежонок Жак простужен (идут по кругу, взявшись за руки, в центре 1 ребёнок)
Мёд ему сегодня нужен (останавливаются, протягивают к ребёнку руки)
Мёд дадим ему на ужин (руки «ковшом»)
Потому что с ним мы дружим (берут ребёнка в круг, идут все вместе).

Игра повторяется несколько раз.

3. Развитие речи.
а). Беседа по вопросам.

Про кого была наша игра?
- А кто мама у медвежонка? А папа? (медведица; медведь)
- А где живут медведи? (в лесу)
- А каких вы ещё знаете диких животных?
- Почему их называют дикими?

4. Развитие слухового внимания – игра «Топай, хлопай, не зевай».
Я буду вам называть животных и разные другие предметы. Если я назову дикое животное, то вы хлопните в ладоши. А если я назову другой предмет, то вы топните ногой.

Мишка – мышка, Лиза – лиса, мишка – миска, ёж – нож, майка – зайка, белка – булка.

5. Развитие грудно-брюшного типа дыхания – упражнение «Дыши правильно».
А сейчас мы с вами превратимся в бегемотиков.
Вокруг ножки обернись,
В бегемотиков превратись! (дети оборачиваются, педагог надевает им «ободочки»)
Сядьте, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

6. Развитие речи – игра «Один - много».
Педагог называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребёнку, а ребёнок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч (называются животные и их детёныши).

7. Развитие мелкой моторики.
а). Игра «Сложи картинку» (пазлы «Дикие животные»).
- сложить картинку;
- какой зверь получился;
- расскажите о нём (составление описательного рассказа).

Б). Игра «Нарисуй мишку»
- обвести медведя по шаблону;
- заштриховать контур косыми линиями;
- нарисовать 2 ёлочки (из 2-х треугольников);
- заштриховать их: 1-й треугольник горизонтальными линиями, а 2-й – вертикальными.

8. Подведение итогов занятия. Прощание.
Ребята, Мишке пора домой. Давайте ещё раз ему расскажем, чем мы сегодня занимались:
- О каких животных мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- Каких диких животных вы знаете?
- Как мы рисовали мишку?
- С помощью каких геометрических фигур мы нарисовали ёлочку?
- Какую штриховку мы сегодня выполняли?
А теперь давайте попрощаемся. Педагог говорит слова и передаёт мяч детям по кругу:
Покатился, поскакал мячик по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок детские ладошки.
До свидания … (передаём мяч по кругу называя имена детей).

Коррекционно-образовательные цели: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных; учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; закрепить умения детей в образовании родственных слов; закрепить навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие цели: развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, умственные способности детей.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать в детях усидчивость, доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.

Предварительная работа: звуко-слоговой анализ слов по теме «Дикие животные»; разучивание игры-драматизации «Где мой домик?»; заучивание загадок о диких животных; обведение трафаретов фигур диких животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки для чтения, карточки со звуковыми схемами слов, карточки с силуэтами животных, черно-белая сюжетная картинка, карточки-голова медведя, портрет Чебурашки-художника, конверт, кукла Буратино, маски-ободки диких животных, диск со звуками весеннего леса, доска- наборное полотно, указка.

Ход занятия

1. Оргмомент (дети читают на карточках названия диких животных)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Правильно, о диких животных наших лесов
Игра «Цепочки слов» (Называем детенышей диких животных)

2. Повторение ранее изученного.

а) дети загадывают загадки о диких животных
б) чтение логопедом стихотворения под звуки весеннего леса (Л.Аг рачева. АУ!)
Весело аукнула из лесу весна.
Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач.
Покатился ёжик вслед, как колючий мяч.
Всполошилась белочка, глянув из дупла,
Дождалась пушистая света и тепла!
Гордо приосанился посветлевший бор,
На ветвях коричневых грянул птичий хор.
Улыбнулся радостно весь прозрачный лес.
И мороз за елками, заворчав, исчез!

Какое время года наступило в лесу? - Правильно, весна. И вот однажды весенним утром звери проснулись в своих жилищах.
Упр. «Где проснулись звери?» (Ответы детей: Медведь проснулся в берлоге. Волк проснулся в логове. И т.д.)

Звери проснулись в своих жилищах и разошлись по весеннему лесу…

Игра «Прятки» (Выставляю черно-белую картинку с изображением весеннего леса и виднеющимися среди веток различными частями тела животных) Кого вы увидели? Кто здесь спрятался?

3. Изучение нового материала.

Вы увидели на картинке только части тела животных.
а) Игра «Назови по-другому» (морда медведя - медвежья морда, уши лисы - лисьи уши, рога оленя -, колючки ежа-, рога лося-, мордочка барсука-, голова волка-, лапки белки-, уши зайца- и т.д.)

б) Игра «Подбери родственные слова»

Скажите, как называются слова, похожие по звучанию и по смыслу друг на друга? Например: белка, бельчата, беличья… Правильно, родственные слова. К нам пришел Буратино. Он вместо школы попал в кукольный театр и поэтому не учился. Вот как он подобрал родственные слова к слову МЕДВЕДЬ. Возьмите в руки силуэт медведя (у каждого на столе) и поднимайте, если услышите родственные слова к слову МЕДВЕДЬ. (медаль, медведица, медуза, медпункт, мед, медвежонок, медвежатник, медицина, медвежья, медуница, медведик). Вот видишь, Буратино, ты не совсем правильно подобрал родственные слова. Оставайся с нами и посмотри, как занимаются наши ребята. (Дети подбирают родственные слова к названиям диких животных на своих картинках).



4. Физкультминутка.

У нас слав ная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей).

5. Закрепление нового материала.

Посмотрите, ребята, здесь у нас лежит конверт. Кто же его прислал? Здесь портрет Чебурашки и какие-то рисунки. Чебурашка вырос в Африке, и он не совсем хорошо знает диких животных наших лесов. Вот как он их нарисовал.

а) Игра «Путаница»
Дети: Неправильно. У волка заячьи уши. У кабана лисий хвост. У белки оленьи рога. И т.д.

б) Игра «Любознательный»
- Чебурашка прислал нам и вопросы о диких животных. Давайте мы ответим на них.
- Чей вой раздается ночью в лесу? (волчий)
- Чьи запасы лежат в дупле?
- Это чья привычка лакомиться мёдом?
- Чьи уши длиннее?
- Чьи рога ломают ветки кустарника?
- Чьи л апы тихо ступают? (рысьи)
- Чья морда с клыками? (кабанья)
- Чьи уши с кисточками?
- Чьи глаза не закрываются во время сна? (заячьи)
- Чей рёв пугает птиц и зверей в лесу?
- Чья хитрая мордочка выглядывает из-за куста?
- Чья шубка летом рыжая, а зимой серая?
- Чья нора самая глубокая? (барсучья)

в) Игра «Кто кого ищет?»
-Весной у диких животных появляются детеныши. Они могут потеряться в незнакомом им мире. И тогда их ищут родители.
Дети: Это ежонок. Его ищут ежиха и еж. (также и о других животных).

г) Игра- драматизация «Где мой домик?»
(в пособии В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Москва 1998, стр. 152-153)
- Однажды в лесу потерялся лисенок. Сегодня мы своим гостям покажем сказку «Где мой домик?» (Дети надевают маски-ободки диких животных и находят свои « домики», обозначенные звуко-слоговыми схемами.).

6. Итог занятия.

Ребята, вы настоящие артисты, и занимались вы сегодня отлично. Что нового вы узнали? Какие игры и задания вам больше всего понравились? Спасибо вам! Вы молодцы!

На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о диких животных леса с опорой на мнемосхемы, расширяется и акимвизируется словарный запас по теме, закрепляется навык образования притяжательных прилагательных. Сюрпризный момент и используемые приемы сказочного перевоплощения поддерживают у детей познавательный интерес и внимание в течение всего занятия. Кроме достижения основной цели - развития связной речи у дошкольников, решаются задачи развития общей и мелкой моторики, включены упражнения на изменение силы голоса, на развитие восприятия, мыслительных процессов анализа и синтеза. У детей воспитывается бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР

Тема «Дикие животные»

Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить знания детей о диких животных;
  • активизировать словарь по теме;
  • учить отвечать на вопросы;
  • учить составлять описательный рассказ;
  • закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать восприятие, внимание, память, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось), игрушка-бегемотик, разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания, обруч.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети входят в группу.

Загадки о диких животных.

Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает и получает маску дикого животного.

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (лиса )

Летом серый, а зимой белый . (заяц )

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет . (волк )

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок . (белка )

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной . (ёж )

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной . (медведь )

  1. Сюрпризный момент

Логопед:

А у нас сегодня гость.

Появляется игрушка-бегемотик , здоровается.

Бегемотик:

Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.

3. Описательные рассказы о диких животных

Логопед:

Давайте расскажем бегемотику о наших диких животных. Нам поможет план-схема.

План рассказа

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
  2. Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?
  3. Чем питается (на кого охотится)?
  4. Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа.

Это лось , большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий

Дома нет, спит под деревом.

Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев.

Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.

Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Лиса – хищное животное . В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек . Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.

Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая . Хвостик маленький . Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым.

Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц . Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик . Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.

На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Бегемотик :

Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим побывать в лесу.

4. Путешествие в зимний лес

Логопед:

Ребята вы хотите оказаться в лесу?

Какое сейчас время года?

Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.

Логопед предлагает пройти через обруч:

Кто через обруч волшебный пройдет.

Тот в зимний лес попадет.

Звучит музыка.

Логопед:

Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)

Что вы представляете под звуки этой музыки?

(Кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья)

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся

И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал-

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Дети кружатся под музыку.

Упражнение «Следы зверей»

Логопед:

Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)

Как сказать по-другому?

(Следы зайца – заячьи следы,

следы лося – лосиные следы,

следы белки – беличьи следы,

следы волка – волчьи следы)

Упражнение «Кто где живет»

Логопед:

Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайчики . Что они делают?

(Зайцы грызут веточки и кору деревьев)

Логопед :

А где дом у белки ?

(У белки домик дупло)

Чем питается зимой белка? (Белка делает запасы на зиму, она сушит грибы и ягоды, собирает орехи. В дупле устраивает кладовую.)

Открывается клапан , и дети видят запасы белки.

Лось убежал. Наверное, волка испугался. И волка не видно. Может быть, убежал в свой дом? Как он называется?

(Дом волка называется волчье логово.)

Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?

(Мы не увидим следов медведя , потому что медведь всю зиму спит.)

Бегемотик:

На этой полянке очень большой сугроб.

Дети:

Это и есть дом медведя.

Бегемотик:

А я не вижу никакого домика.

Дети:

Под этим сугробом и есть медвежья берлога – его дом.

Открывается клапан, и дети видят, как спит медведь.

Логопед:

Только не шумите, чтобы не разбудить медведя. Голодный, не впавший в спячку, медведь очень опасен.

Динамическая пауза – фонологическое упражнение

(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса.)

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь –

Тише, тише – не шу-меть.

Пальчиковое упражнение «Есть у каждого свой дом»

Логопед:

Чтобы бегемотик хорошо запомнил, как называются домики диких животных, давайте расскажем ему стихотворение.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

У лисы в лесу густом

Есть нора – надежный дом.

Белочке в дупле на ели

Не страшны зимой метели.

И у зайчика есть дом –

В снег зарылся под кустом.

Спит в берлоге косолапый ,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Логопед:

Нам пора возвращаться в детский сад.

Через обруч волшебный мы пройдем.

В детский сад обратно попадем.

5. Упражнение «Составь картинку из частей»

Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

6. Итог

Бегемотик:

Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.

Логопед:

А вам понравилось? (Дети отвечают)

Бегемотик:

Я в зимнем лесу зачерпнул волшебный снег, и он превратился в сладкое угощение. Это вам, а это я отвезу в Африку своим друзьям: крокодилам, слонам и жирафам.


Савкина Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДСКВ № 29 "Карамелька"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская обл.
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: Конспект фронтального занятия по лексической теме "Дикие животные" для детей старшей логопедической группы с ОНР
Дата публикации: 27.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
Конспект фронтального занятия по лексической теме

«Дикие животные» для детей старшей логопедической

группы с ОНР
Учитель - логопед: О.В. Савкина Юрга 2016

Занятие «Дикие животные»

Цели:
формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: 1. Развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные», навыки словообразования и словоизменения; 2. Развивать классификационные умения, логическое мышление, воображение, память; 3. Развивать общую и мелкую моторику; 4. Ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; 5. Выразительность речи и движений; 6. Формировать фонематическое восприятие; 7. Навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; 8. Совершенствовать навыки связной речи; 9. Учить согласовывать речь с движением; 10. Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение. Коррекционно-воспитательные: 1. Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности; 2. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение; 3. Развивать у детей умение работать с коллективом.
Оборудование:
силуэты животных в мешках, картинки с изображением диких животных, панно «Дерево», искусственные ели, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные).
Ход занятия

Вводная часть
Под музыку (голоса птиц, животных) дети заходят в группу. Логопед: - Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие по сказочному лесу. Лес бывает разный – хвойный, лиственный и смешанный. Но в каждом лесу обязательно живут животные. Логопед: - Ребята, а какие животные живут в лесу? Правильно, дикие животные! Давайте вспомним диких животных.

Игра «Договори словечко»
Хитрая … (лиса). Косолапый … (медведь). Косой … (заяц). Колючий … (ëж). Шустрая … (белка). Рогатый … (лось). Слепой … (крот). Серый … (волк). Пятнистая … (рысь). Полосатая спина у … (бурундука). Логопед: - Какие вы молодцы! Всех животных назвали.
2.

Основная часть

Упражнение на воображение
Логопед: - Ребята, а что это за мешки лежат под елками. Логопед показывает мешки с силуэтами животных. Дети по очереди рассматривают их и определяют, кто находится в мешке.
Грамматические упражнения
Логопед: - Ребята, как вы думаете, кто в желтом мешке? Кто рыжий и хитрый? Дети: - Лиса. Логопед: - Правильно. Са-са-са – хитрая лиса. Логопед: - Дети, а кто прыгает? Дети отвечают. Логопед: - Ес-ес-ес – заяц бежит в лес. Логопед: - Ребята, у кого на спине есть иголки? Дети отвечают. Логопед: - Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Логопед: - Сы-сы-сы – дай собаке колбасы. Дети повторяют. Логопед: - А теперь посмотрите внимательно и скажите, кто здесь лишний? Дети: - Собака. Логопед: - Почему? Дети: - Собака – домашнее животное, остальные – дикие животные. Логопед: - Продолжаем наше путешествие!
Динамическая пауза «Прогулка»
Это – правая рука, это – левая рука.
Дети показывают руки. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река. Повернулись мы, и вот Стало все наоборот: Дети поворачиваются. Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река. Неужели стала правой Наша левая рука? Мы к лесной лужайке вышли, Шагают на месте. Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал – Поднимают высоко ноги. Не споткнулся, не упал. М. Картушина
Обогащение словарного запаса и развитие навыка звукобуквенного

анализа и синтеза слов
Логопед: - Вот мы очутились в темном дремучем лесу. Подойдем к дереву. Какое интересное Чудо - дерево! Са-са-са – вот так чудеса. Дети повторяют. Логопед: - Мы немного устали, давайте посидим под Чудо – деревом. Какие необычные картинки на нем висят! Что это? Дети: - Дикие животные. Логопед: - Умницы, ребята. Очень много знаете. Давайте назовем всех животных, которые изображены на этих картинках и выделим первый звук
в названии картинок. Например, ЛИСА – первый звук [Л"], МЕДВЕДЬ – первый звук [М"] и т.д. Логопед: - Ребята, а теперь давайте представим, что этих животных стало много. Была одна лиса, а стало много лис (лисы).
Игра «Один – много»
Волк – волки. Белка – белки. Лось – лоси. Заяц – зайцы. Крот – кроты и т.д. Логопед: - Ребята, давайте диких животных назовем ласковыми словами.
Игра «Назови ласково»
Медведь – медведюшка. Заяц – заинька. Лиса – лисичка. Белка – белочка. Волк – волчок и т.д. Логопед: - Ребята, у всех животных есть семья. Давайте назовем всех членов семьи у диких животных.
Игра «Перечисли членов семьи»
Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок и т.д.
Речь с движением «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайте, ручки, вверх, Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на этих диких животных (картинки), на их внешние признаки. Давайте попробуем их описать.
Упражнение на развитие словообразования
Логопед: - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая); У зайца какие уши? (длинные). Значит он какой? (длинноухий); У белки какой хвост? (длинный) Значит она какая?(длиннохвостая)
У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий) У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т.д.
3.

Заключительная часть
Логопед: - Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два – повернись, В нашей группе окажись. Логопед: - Вот и опять мы дома.
Упражнение для развития графических навыков
Логопед: - Ребята, каждому из вас я приготовила картинки с изображением диких животных. Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.
Итог занятия
Логопед: - Ребята, вы просто молодцы! Отлично справились со всеми заданиями! За это вам от Старичка – Лесовичка корзина с подарками.

Цели.

Коррекционно-образовательные

  1. Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.
  2. Учить различать на слух падежные окончания существительных.
  3. Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  2. Развивать навыки словоизменения.
  3. Развивать мышление.

Коррекционно-воспитательные

  1. Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Магнитофон.
  4. Картинки с изображением пищи животных.
  5. Разрезные картинки.
  6. Пиктограмма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

3. Релаксация.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

Пальчиковая гимнастика.

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.

13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: