Когда дали свободу рабам в америке. Америка учится платить за труд

В 1936–1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. Эти разговоры выложены на сайте Библиотеки Конгресса США. Arzamas публикует отрывки

Джордж Янг, Ливингстон, штат Алабама, 91 год

«Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не дава­ли. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там [мы] радовались и кричали, и [нас] никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Некоторые засовывали голову в ведро и так молились, а кто-нибудь следил, чтоб надсмотрщик не увидел. Если что-то узнавали, нас били.

Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую - к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской - такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: „Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!“ А если кто не шел, его били».

Милли Иванс, штат Арканзас, 82 года

«У нас были лучшие хозяин и хозяйка в мире, они были христианами и нас учили жить по-христиански. Каждое воскресное утро хозяин звал всех нас, негров, в дом и пел, возносил молитвы и читал нам Библию. Хозяин учил нас не быть плохими; он учил нас быть хорошими; говорил нам никогда не во­ро­вать, и не врать, и не делать ничего плохого. Он говорил: „Что посеете, то и по­ж­нете, посеете единожды, а пожнете вдвое“. Я это запомнила с детства и ни­ко­­гда не забывала».

Том Макалпин, Бирмингем, штат Алабама, старше 90 лет

«Нет, сэр, меня не пороли, разве один раз. Это случилось, когда хозяин сказал мне, чтобы свиньи больше в кукурузу не заходили, а если зайдут, я получу как следует. Ну и вот, босс, был один старый кабан, которого у меня никак не полу­чалось отвадить, и я тогда взял иголку и зашил ему глаза. Я, конечно, был ма­ле­нький черномазый хулиган и не понимал, что делаю, и зашил этому кабану веки, чтобы он ничего не видел. Это помогло, но когда хозяин узнал, он меня выпорол так, что я до сих пор помню. Босс, это был единственный урок, который мне был нужен за всю мою жизнь. Он мне помог».

Айзем Морган, Мобил, штат Алабама, 84 года

«Мы, негры, жили очень даже неплохо. Еды было полно. Нам надо было просто попросить, и хозяин всё делал. Больше всего мы любили опоссума с картош­кой. Мы охотились по ночам с большим мешком и сворой гончих, они быстро загоняли опоссума на дерево, потом стояли вокруг и лаяли. Если дерево было небольшое, мы его стрясали, а если большое, один из негров залезал наверх и ловил старого мистера опоссума.

Вообще, было очень весело выслеживать опоссума или енота. Енота интересней всего, но он не такой вкусный, как опоссум. Я один раз видел, как загнанный енот откусил собаке кончик носа.

Хозяин никогда нас не бил; он просто говорил, что делать, а если мы этого не делали, он звал нас к себе и говорил на свой особый манер: „Негр! Сколько раз тебе повторять, чтобы ты делал, как тебе говорят?“ Вот и всё, что он гово­рил, - и уж поверьте, миссис, он умел так на тебя посмотреть, что ты аж под­прыгивал. Когда он покупал нового раба, а тот не привык делать, что ему говорят, хозяин быстро с ним справлялся».

Тетя Найси Пью, Мобил, штат Алабама, 85 лет

«Была белая женщина, которую убил негр: она его побила за то, что он натра­вил собаку на хорошую дойную корову. Никогда не видела такого подлого негра. Никогда не забуду то, что с ним сделали белые после того, как его суди­ли. Его привязали к лошади и проволокли по всему городу, потом заставили идти босиком по острым камням, ноги были все в крови, как будто их порезали ножом. Воды ему в тот день не давали и держали на палящем солнце, пока готовились его повесить. Когда всё было готово, его поставили на помост, раздели и стали швырять в него камни; сыпали в глаза гравий и сломали ребра огромными булыжниками. Потом затянули вокруг шеи веревку и вздернули так, что у него глаза вылезли из орбит. Я понимала, что смерть была для него избавлением.

Но так-то, белые господа, жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде.

Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»

Фрэнк Смит, штат Алабама, около 90 лет

«Когда началась Великая война, хозяйка взяла своих детей и меня, и мы переб­рались в какое-то место, там еще был суд, они называли его „Калпепер“ 

Или как-то так. Мы жили рядом с большой гостиницей, где останавливался генерал Ли и его солдаты, и у них была самая роскошная форма из всех, что я видел. Они были настоящими джентльменами, и хозяйка разрешала мне им прислу­живать, когда я не нужен был в доме. Я чистил сапоги генералу Ли, и он всегда давал мне монету и говорил: „Вот теперь красота“. Он держался прямо и с до­сто­инством, говорил мало и всё ходил взад-вперед по галерее, а ординарцы приносили ему телеграммы из Булл-Рана, где наши сражались с янки 

Когда война подобралась к нам близко, мы поехали в Линчбург, но хозяйка сильно нервничала из-за войны, так что, когда я сломал ее столовый нож c руч­кой из слоновой кости и забыл ей сказать, она дала мне такую пощечину, что го­лова чуть не оторвалась, и продала меня. Мой новый хозяин был не такой, как старые хозяева, так что я сбежал и вступил в армию янки. Мы прошли с ге­не­­ралом Шерманом до самой Атланты, потом они повернули обратно и про­шли до самой Чаттануги и дальше, пока не дошли до Нэшвилла 

Форму мне дали, а оружие - нет: я дрался сковородкой».

Степни Андервуд, штат Алабама, 85 лет

«Они были хорошие люди, эти Андервуды. Помню, они считали меня смеш­ным, похожим на обезьянку. Хозяин надо мной хохотал до упаду, а когда были гости, они всегда говорили: „Где Степни? Мы хотим, чтобы он нам станцевал“. Я такие коленца для них выделывал!

Однажды я закончил свои дела, тихонько вышел и пошел на другую планта­цию, чтобы увидеться с мамой. И вот на полпути, в лесу, я столкнулся с двумя патрульными 

Они остановили меня и говорят:

Эй, негр, ты чей?

Мастера Джима Джонстона 

Говорю.

А что же ты тут тогда делаешь? - спрашивают они, а сами подбираются поближе, чтобы меня схватить.

Я решил больше не тратить времени на разговоры с ними, потому что пони­мал, что сейчас меня будут бить. Я побежал что есть мочи по лесу, как спугну­тый кролик, а патрульные - за мной. Я знал, что эти два дядьки точно меня не догонят, но и что дома меня ждет порка.

Впрочем, домой я в ту ночь не пошел. Я остался в лесу и развел небольшой костер. Прилег под платаном, чтобы собраться с духом и пойти домой. Я слы­шал, как где-то далеко в лесу рычали пумы и выли дикие кошки, и мне очень хотелось к маме. Скоро я заснул прямо там, на мху. Утром проснулся ужасно голодным и, когда солнце перевалило за холм, услышал, как кто-то проди­рается через кусты. Это был хозяин, надсмотрщик и еще какие-то люди. Я побежал им навстречу и закричал изо всех сил:

Мастер Джим, я тут!

Он подошел с очень нахмуренным лицом, а у надсмотрщика в руках была плетка.

Ах ты кучерявый негритянский чертенок, - сказал хозяин. - Я покажу тебе, как убегать из дома. Пойдем домой, я накормлю тебя завтраком и дам прилич­ную одежду. Ко мне сегодня приедут гости, а ты тут в лесу, вместо того чтобы танцевать.

И тут хозяин улыбнулся, как будто я ничего плохого не сделал.

Наверное, ты хочешь к маме, бедный негритенок. Что ж, придется купить ее. Ах ты чертенок! А ну пошли домой».

Ровно 155 лет назад в России было отменено крепостное право. Публикуем статью, написанную три года назад, но по-прежнему популярную у наших читателей.

В 2013 году ленты новостных агентств передали фантастический, на первый взгляд, факт: в штате Миссисипи (США) формально рабство было узаконено вплоть до 7 февраля. Из-за бюрократической ошибки 13-я поправка к Конституции, положившая конец рабству и ратифицированная Конгрессом США еще в 1865 г., формально не имела юридической силы на территории этого штата. В 1995 г. власти Миссисипи ратифицировали поправку, но не направили копию документа, подтверждающего отмену рабства, в Федеральный реестр США.

Проследим, как складывались судьбы этого постыдного изобретения человечества на протяжении истории. Отметим для себя, что еще 50-60 лет тому назад рабство существовало в некоторых государствах Востока и Африки. А последней официально запретила рабство Мавритания; это произошло всего 32 года тому назад.

Венеция — 960 г.

Лондон — 1102 г.: запрещены работорговля, рабы и крепостное право. Любопытно, что в Англии в целом рабство просуществовало еще целое столетие.

Исландия — 1117 г.

Город Корчула (территория современной Хорватии) — 1214 г.

Англия , 2-й этап — 1215 г. «Великая хартия вольностей» в 30-м параграфе, больше известном как Habeas Corpus, содержит закон, запрещающий рабство в английском законодательстве.

Болонья — 1256 г. В сборнике Liber Paradisus провозглашался запрет рабства и работорговли, крепостного права в Болонье, все рабы на её территории освобождались.

Норвегия — 1274 г. Норму о запрете рабства содержал Закон о земле (Landslova).

Франция , территориальная материковая часть — 1315 г.

Швеция — 1335 г.

Дубровницкая республика (территория современной Хорватии) — 1416 г.

Испания — 20 ноября 1542 г. Король Испании Карлос I утвердил закон против порабощения американских индейцев.

Речь Посполитая — 1588 г. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия , 1-й этап — 1595 г. Была законодательно запрещена торговля китайскими рабами.

Япония — 1500-е года. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия , 2-й этап — 19 февраля 1624 г. Король Португалии запретил содержать китайцев и рабов на всей территории королевства.

Чили — 1683 г. Королевский закон Испании прекращает рабство в колонии. На практике рабство в Чили сохранялось еще почти полтора столетия, вплоть до 1823 г.

Род-Айленд — 18 мая 1652 г. Бывшая английская колония первой в Северной Америке запретила рабство.

Англия , 3-й этап — 1701 г. Высший суд Англии освободил всех рабов, которые прибывали в страну.

Российская империя — 1723 г. Указ Петра Первого запретил работорговлю, но не запретил крепостничество (отменено в 1861 г.).

Португалия , 3-й этап — 1761 г. Рабство было запрещено как на материковой части, так и в индийских колониях.

Остров Мадейра — 1777 г.

Штат Вермонт (с 1777 по 1791 гг. — независимая Республика Вермонт) — 1777 г.

Шотландия — 1778 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1780 г. Закон против рабства освободил детей-рабов. Закон стал примером для других северных штатов. Последний раб освобождён в 1847 г.

Штат Массачусетс — 1783 г.

Крымское ханство — 1783 г. Указ Екатерины II отменил рабство.

Буковина (в составе Австро-Венгрии) — 1783 г. Указ о запрете рабства подписал 19 июня 1783 г. император Священной Римской империи Иосиф II.

Сьерра-Леоне — 1787 г. В Западную Африку из Великобритании переселяются освободившиеся рабы (351 африканца).

Верхняя Канада (британская колония в Северной Америке) — 1793 г.

Франция , Первая республика — 1794 г. В 1802 г. Наполеон I восстановит рабство во французских колониях.

Штат Нью-Йорк (США) — 1799 г. Дети-рабы и все обычные рабы были окончательно освобождены в течение почти 30 лет. Последний раб освобождён 4 июля 1827 года.

Нижняя Канада (провинция Британской империи в Северной Америке) — 1803 г.

Штат Нью-Джерси (США) —1804 г. Закон запрещает рабство и освобождает детей-рабов.

Гаити — 1804 г. Рабство отменено с провозглашением независимости.

США — 1807 г. 2 марта 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, направленный против рабства. Закон запрещал ввоз рабов и вступил в силу 1 января 1808 г.

Великобритания — 1807 г. Британский Парламент принял Акт о запрете торговли рабами (Abolition of the Slave Trade Act), ставящий вне закона работорговлю в колониях. Рабство в колониях было окончательно отменено в 1833 г.

Пруссия — 1807 г. Отменено крепостное право.

Великобритания — 1807 г. Королевский флот начинает операцию против работорговли на побережье Западной Африки и освобождает к 1865 г. около 150 тыс. рабов.

Мексика — 1810 г. Последний раб освобожден в 1829 г.

Испанские колонии — 1811 г. Испания отменило рабство в своих колониях, за исключением Кубы, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго.

Нидерланды — 1814 г.

Уругвай — 1814 г.

Португальские колонии к северу от экватора — 1815 г. За запрет рабства в колониях Португалии Великобритания заплатила ей 750 тыс. фунтов. Окончательно рабство было запрещено в португальских колониях в 1869 г.

Эстляндия — 1816 г. Отменено крепостное право.

Курляндия (Курземе, территория современной Латвии) — 1817 г. Отменено крепостное право.

Куба, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго — 1817 г. За прекращение работорговли Испания заплатила Великобритании около 400 тыс. фунтов. На Кубе окончательно рабство отменено лишь в 1886 г.

Ливония — 1819 г. Отменено крепостное право.

Греция — 1822 г.

Центрально-Американская республика — 1824 г.

Уругвай — 1830 г.

Боливия — 1831 г.

Британские колонии Вест-Индия, Маврикий и Южная Африка — 1833-1834 гг. Британский закон, запрещающий рабство в колониях, освободил около 760 тыс. рабов.

Техас (мексиканская провинция) — 1835 г. Президент Анастасио Бустаманте провозгласил отмену рабства в Техасе. Столкновения американских переселенцев с мексиканскими войсками привели к поражению Мексики и провозглашению независимости Техаса, в котором рабство сохранялось до 1865 г.

Тунис — 1846 г. Бей (правитель) Туниса прекращает рабство под давлением Британии.

Африканские владения Османской империи — 1847 г.

Остров Сен-Бартелеми (бывшее французское владение, перешедшее к Швеции) — 1847 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1847 г.

Колонии Вест-Индии (владения Дании) — 1848 г.

Все колонии Франции и Дании — 1848 г.

Новая Гранада (испанское вице-королевство в Южной Америке, включавшее в себя территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы и Эквадора) — 1851 г.

Королевство Гавайи — 1852 г. Отменено земельное рабство (крепостное право).

Аргентина — 1853 г.

Перу — 1854 г.

Венесуэла — 1854 г.

Молдавия — 1855 г. Частично отменено крепостное право.

Валахия — 1856 г. Частично отменено крепостное право.

Голландские колонии — 1863 г.

Южные штаты США — 1865 г. В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны.

Аляска — 1870 г. США отменили рабство на Аляске после покупки территории у России.

Пуэрто-Рико — 1873 г.

Золотой берег (британская колония в Гвинейском заливе в Западной Африке) — 1874 г.

Болгария — 1879 г.

Османская империя — 1882 г.

Бразилия — 1888 г.

Конго, Османская империя и побережье Восточной Африки — 1890 г. Официальный запрет рабства и работорговли на суше и на море был принят на Конференции в Брюсселе.

Корея — 1894 г.

Мадагаскар — 1896 г. Рабство в своем протекторате отменила Франция.

Занзибар — 1897 г.


Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX в.

Сиам — 1897 г. Окончательно рабство запрещено в 1912 г.

Эфиопия — 1902 г. Окончательно рабство запрещено в 1942 г.

Китай — 1906 г.

Непал — 1921 г.

Марокко — 1922 г.

Афганистан — 1923 г.

Ирак — 1924 г.

Иран — 1928 г.

Абиссиния — 1935 г. Отмену рабства провозгласил Верховный комиссар Итальянской Восточной Африки генерал Эмилио Де Боно.

Северная Нигерия — 1936 г. Великобритания официально отменила рабство в своем протекторате.

Эфиопия — 1942 г.

Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека (пункт 4) — 1948 г.

Катар — 1952 г.

Тибет — 1959 г. Китай отменил рабство в Тибетском автономном районе.

Нигерия — 1960 г.

Саудовская Аравия — 1962 г.

Йемен — 1962 г.

Объединённые Арабские Эмираты — 1963 г.

Оман — 1970 г.

Мавритания — 1981 г.

Фрагмент памятника рабству. Стоунтаун, Танзания. Фото: Eric Lafforgue

После того, как устранена юридическая оплошность и рабство де-юре отменено в США, его история формально завершена. Однако на деле отношение к человеку как к вещи до сих пор имеет место в нашей жизни, и рабский труд по-прежнему используется в различных странах и регионах земного шара.

18 декабря в 1865 году в США в силу вступила XIII поправка Американской конституции, отменившая рабство. Инициатором стал 16 президент Америки Авраам Линкольн. Закончился почти 250-летний период, который остался кровавым пятном в истории страны

История рабства в Новом Свете началась еще в начале 17 века. Именно тогда в 1619 году в Америку впервые африканские рабы были завезены в британскую колонию «Виргиния». На новых территориях разворачивались масштабные сельскохозяйственные работы, которые требовали большое количество рабочей силы.

Местное население – индейцы, отказывались работать на европейских захватчиков и работников попросту не хватало. Но европейцы нашли выход из сложившейся ситуации. В это время народы Африки все еще находились на стадии родового строя и имели очень сильную техническую отсталость от современного мира, что позволило с легкостью их захватить. Коренных жителей африканского континента насильно сажали на корабли и отправляли в северную Америку.

Но это был не единственный источник рабской силы. Существовали и так называемые «белые рабы», преступники из стран Европы, которых в наказание отправляли работать на новый континент, но их часть была незначительна.

Уже в первой половине 19 века экономика США была, по большей степени, основана на рабском труде. Только за период с 16 по 19 век в Америку было ввезено более 12 миллионов африканских рабов.

Использование рабов-африканцев имело большую выгоду для плантаторов. Негры лучше европейцев приспособлены к жаркому климату. Также из-за того, что их вывозили на другой континент, у них не было возможности сбежать на родину.

К середине 19 века положение рабов стало еще хуже. 18 сентября 1850 года Конгресс США принял закон «О беглых рабах». По нему жители всех штатов были обязаны принимать участие в поимке беглецов. За неповиновение этому закону устанавливалось жесткое наказание. Практически во всех южных штатах появились специальные люди, которые занимались поиском беглых рабов и получали поддержку населения. Всех пойманных негров возвращали обратно рабовладельцу. Удивительно, что беглым рабом человека мог назвать любой, заявивший об этом под присягой.

В начале второй половины XIX века из 19-миллионого населения Америки, аж четыре миллиона были рабами. В это время, в 1860 году 16-м президентом становится национальный герой Америки и освободителем американских рабов Авраам Линкольн.

Именно с его приходом к власти началась эпоха перемен. В это время к пику напряжения подходят отношения между Северными и Южными штатами, которое вылилось в четырехлетнюю Гражданскую войну (1861-1865). Причинами послужили различные пути развития регионов. Практически каждый штат вел самостоятельную политику. Север пошел по пути капитализма, а Юг остался на пути рабства и аграрного хозяйства.

На Север США стремились приехать большинство иммигрантов и предпринимателей, так как там были сосредоточены большинство фабрик и заводов . Юг же получил огромные свободные территории после американо-мексиканской войны, с благоприятным для земледелия климатом, на которые требовалась бесплатная рабочая сила.

Стоит отметить, что изначальной целью войны была не отмена рабства, а восстановление союза всех штатов. Но уже к концу войны Линкольн понимает, что без отмены рабства это невозможно. Причем делать это нужно не постепенно, а радикальными методами.

Подготовка к отмене рабства велась практически весь 1862-ой год и 30 декабря президент подписал «Прокламацию об освобождение рабов», по ней африканцы проживающие на территориях находящихся в состояние мятежа «отныне и навечно» свободны. Именно это прокламация и послужила своеобразным толчком к принятию 13 поправки американской конституции, которая полностью отменила рабство в США. После этого в войска Севера вступили более 180 тысяч освобожденных рабов.

XIII поправка конституции была принята 31 января 1865 года, спустя почти 60 лет после предыдущей. Но окончательно она вступила в силу 18 декабря 1865 года, после того как прошла ратификацию всеми штатами.

Поправка полностью запрещала рабство. Также принудительный труд теперь можно было использовать только как наказание за преступление.

Интересно, что не все штаты приняли эту поправку. Например, штат Кентукки принял поправку лишь в 1976 году, а в штате Миссисипи ее ратифицировали только в 2013 году, после выхода фильма «Линкольн».

У многие есть страсть к азартным играм. Она может превратить человека в раба, но если есть сила воли, то ты можешь её побороть. Если постепенно слезаешь с зависимости, то можешь перейти на бесплатные азартные игры в avtomaty-vulkandeluxe , главное контролируй себя.

Одним из наименее известных аспектов истории рабства в Америке является роль, которую в ней сыграли небелые люди, ведь они также владели и торговали рабами, правда, неизвестно, в каком масштабе. По словам историка Ричарда Халлибертона-младшего, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти в разные периоды времени «в каждом из тринадцати оригинальных штатов, а после в каждом штате, где одобрялось рабство». Тот факт, что эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, вызывает ряд «неприятных вопросов» у американцев, живущих в ХХI веке. К ним относится и афроамериканский автор Генри Луис Гейтс-младший, который пишет, что это изобличает классовые различия, которые всегда существовали в «чёрной общине». Другие считают, что таким образом кто-то хочет отвлечь всеобщее внимание от белых людей, на которых лежит вина за появление рабства в Америке.

Ниже представлен список из девяти правдивых и ложных фактов о рабстве в Америке, которые развенчают мифы, связанные с этой темой.

1. Первым легальным рабовладельцем в американской истории был чернокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон.

Возможно, это правда. Формулировка утверждения очень важна. Энтони Джонсон не был первым рабовладельцем в истории Америки, однако он был, по мнению историков, одним из первых, кто законным образом – через суд – получил в собственность пожизненного раба.

Энтони Джонсон сам когда-то был рабом. Получив свободу в начале 1650-х годов, он приобрёл ферму со 100 гектарами земли в штате Вирджиния и заключил договор с пятью слугами. Один из них, чернокожий мужчина по имени Джон Кейзор, утверждал, что когда срок службы истёк, Джонсон удерживал его незаконно в течение нескольких лет. В 1654 году гражданский суд оставил за Джонсоном право на пожизненное использование услуг Кейзора. Этот инцидент историк Халлибертон-младший называет «одним из первых известных случаев санкционированного рабства».

2. Самым крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине 1860-х годов был владелец «чёрной плантации» по имени Уильям Эллисон.

Частично верно. Уильям Эллисон действительно был очень богатым владельцем «чёрной плантации» и производства хлопка, однако жил он не в Северной, а Южной Каролине. Согласно переписи 1860 года, в которой его фамилия была указана как «Эллерсон», он владел 63 чернокожими рабами, что делало его самым крупнейшим рабовладельцем в Южной Каролине, но не во всём штате.

3. Американские индейцы владели тысячами чернокожих рабов на рубеже XIX века.

Правда. Об этом говорит историк Тия Майлз. Она утверждает, что численность рабов, которые принадлежали индейцам чероки, на рубеже XIX века составляла 600 человек и около 1500 во время перемещения на Запад в 1838-1839 годах. По словам Майлз, рабство постепенно входило в жизнь индейцев чероки. Когда белый человек переезжал на землю коренных американцев, чтобы стать торговцем или индейским агентом, ему предоставляли в собственность африканских рабов, которые могли передаваться по наследству (равно как и право на использование племенных угодий) в том случае, если он заключал брак с представительницей племени чероки, что было не редкостью в то время. Эти преимущества позволяли таким людям накапливать и приумножать своё богатство, покупая фермы и плантации.

4. По состоянию на 1830-й год, в собственности 3775 свободных чернокожих людей находилось 12740 чернокожих рабов.

Приблизительно верно. Если верить историку Ричарду Халлибертону-младшему, по состоянию на 1830-й год, в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 599 свободных темнокожих (13,7% от общего числа). Из них, согласно переписи населения 1830 года, 3 775 человек владели 12 760 чернокожими рабами.

5. Многим темнокожим рабам разрешалось иметь работу, собственное дело и недвижимость.

Ложь. Были исключения, но если говорить в целом, то чернокожим рабам в США по закону не разрешалось иметь собственное дело и недвижимость, особенно после 1750 года, когда в юридической литературе большинства колоний появились «рабские» кодексы.

Согласно таким кодексам, у рабов в большинстве регионов не было практически никаких юридических прав. Их казнили за преступления, которые не считались тяжкими среди белых людей. Показания чернокожих рабов почти ничего не значили и не могли использоваться в пользу или против белых. Они не имели право на владение собственностью, передвигаться без согласия своих владельцев или вступать в законный брак.

6. В Африке вид рабства «темнокожий хозяин – темнокожий раб» существовал в течение нескольких тысяч лет.

Правда, в том смысле, что феномен порабощения одними людьми других насчитывает тысячи лет, и это касается не только чернокожих или Африки.

7. Большинство рабов, завезённых в Америку из Африки, были приобретены у чернокожих рабовладельцев.

Отчасти это правда. Историк Стивен Минц очень точно описывает ситуацию в предисловии к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный читатель, 1619-1877 года».

Защитники африканской работорговли давно утверждали, что европейские торговцы никого не порабощали: они просто покупали африканцев, которые уже были рабами, обречёнными на смерть. По сути, работорговля фактически спасли им жизнь. Такие заявления представляют собой грубое искажение фактов. Некоторые независимые работорговцы в действительности совершали набеги на незащищённые африканские деревни и похищали их жителей. Однако большинство профессиональных работорговцев (в основном из Англии, Франции, Дании, Голландии и Португалии) организовали невольничьи фактории вдоль западного побережья Африки, где они приобретали рабов у африканцев в обмен на огнестрельное оружие и другие товары.

Утверждение, что европейцы покупали людей, которые уже были порабощены, серьёзно искажает историческую действительность. Работорговля в Африке существовала ещё до прихода европейцев, однако именно массовый спрос Европы на рабов и появление огнестрельного оружия радикально изменили общество Западной и Центральной Африки. Африканцы попадали в рабство за долги или мелкие уголовные и религиозные преступления, а также после неспровоцированных налётов на незащищённые деревни.

8. Рабство существовало в течение нескольких тысяч лет.

Правда. «Общее» рабство существовало в течение нескольких тысяч лет, однако его специфические особенности менялись в зависимости от времени и места.

9. Белые люди положили конец рабству.

Утверждение, что «белые люди» положили конец рабству в Соединённых Штатах, является слишком голословным. После так называемой «отмены» рабства подавляющее большинство чернокожих в США по-прежнему не имели права голоса, не могли баллотироваться на политические должности и прочее. Более того, когда одни белые люди работали над тем, чтобы положить конец рабству, другие боролись за то, чтобы его сохранить.

Рабство было отменено в Америке благодаря усилиям людей различных национальностей, в том числе и белокожих, которые подхватили знамя аболиционистского движения. Имена белых лидеров этого движения, как правило, известны лучше, чем имена чернокожих лидеров, среди которых стоит отметить Дэвида Уокера, Фредерика Дугласа, Соджорнер Трут, Дреда Скотта, Гарриет Табмен, Нета Тёрнера и многих других.

По материалу сайта

В американском Интернет-пространстве очень популярен список из девяти исторических «фактов» о рабстве, которые касаются участия свободных темнокожих жителей в работорговле в США. Является ли он правдивым? Ответ: 50 на 50.


Одним из наименее изученных аспектов истории рабства является участие небелых жителей ранней Америки в работорговле. Как отмечает историк Р. Халлибертон-младший, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти «в каждом из тринадцати существовавших на тот момент штатах, а позднее - в каждом штате, который выступал против рабства». Эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, что привело к появлению в XXI веке «наболевших вопросов» у таких граждан США, как афроамериканский писатель Генри Луи Гейтс-младший. Он пишет, что это является признаком классового разделения, которое всегда существовало в «чёрном сообществе». Для других это повод указать на то, что в развитии института рабства в Америки были виноваты не только белые люди.

Итак, список из девяти скрываемых фактов о рабстве в Америке содержит как правдивые, так и ложные исторические утверждения. Ниже мы подробнее рассмотрим каждое из них.

1. Первым законным рабовладельцем в американской истории стал темнокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон

Возможно, это правда. Формулировка утверждения имеет очень большое значение. Энтони Джонсон не был первым рабовладельцем в американской истории, однако он, по словам историков, был одним из первых, кто имел санкционированное судом пожизненное право на владение слугой.

Энтони Джонсон, который когда-то также был слугой, являлся «свободным негром», владевшим 250 акрами земли в штате Вирджиния в 1650-х годах. На него работали по договору пять слуг. Один из них, темнокожий мужчина по имени Джон Касор, утверждал, что срок его службы истёк годами ранее, и Джонсон удерживал его незаконно. В 1654 году гражданский суд постановил, что Джонсон фактически может пожизненно пользоваться услугами Касора. Историк Халлибертон-младший называет это «одним из первых известных санкционированных случаев рабства - не считая наказания за преступление».

2. Крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине в 1860 году был темнокожий владелец плантаций по имени Уильям Эллисон

Ложь. Темнокожий Уильям Эллисон был очень богатым плантатором и производителем хлопкоочистительных машин, который проживал в Южной (не Северной) Каролине. По данным переписи 1860 года (в которой он значится как «Эллерсон»), он владел 63 темнокожими рабами. Он был одним из крупнейших темнокожих рабовладельцев в Южной Каролине (их здесь насчитывалось порядка 170 человек).

3. Американские индейцы владели тысячами темнокожих рабов

Правда. В январе 2016 года историк Тия Майлз прислала редакторам сайта Slate фотографию коренного американца, владевшего темнокожими рабами на рубеже XIX века.

Согласно оценкам Майлз, в начале XIX века число рабов, удерживаемых чероки, достигало 600 человек. Во время переселения на запад в 1838-1839 годах количество порабощённых людей составляло 1500 человек. (По её словам, крики, чокто и чикасо владели 3500 рабами к началу XIX века.) «Рабство медленно проникло в жизнь племени чероки, - сказала Майлз. - Когда белый человек прибывал в поселение коренных индейцев, чтобы, как правило, работать торговцем или индейским агентом, он становился собственником [африканских] рабов». Если этот человек вступал в брак с женщиной из числа коренного населения, и у них рождался ребёнок (что было не редкостью в то время), то, став взрослым, этот ребёнок, который был наполовину европейцем, наполовину коренным американцем, получал в наследство всех рабов (включая их детей), согласно белому закону, а также имел право пользоваться племенными землями, в соответствии с законодательством племени. Это позволяло таким людям расширять свои богатства и со временем превращаться в крупных фермеров и плантаторов.

4. В 1830 году насчитывалось 3775 темнокожих человек, владевших 12740 темнокожими рабами

Скорее, правда, по мнению историка Халлибертона-младшего. В 1830 году в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 600 свободных людей. Около 13,7 процента от общей численности темнокожего населения были свободными. Большинство из них владели рабами. Согласно переписи 1830 года, 3375 свободных негров владели в общей сложности 12 760 рабами.

5. Многим темнокожим рабам разрешали работать, развивать собственное дело и владеть недвижимостью

В некоторой степени это правда. Были исключения, но в целом говоря - особенно после 1750 года, когда рабовладельческие кодексы были включены в книги с законами в большинстве американских колоний - темнокожим рабам не разрешалось владеть собственностью или бизнесом.

В соответствии с этими ранними кодексами, рабы практически не имели законных прав в большинстве регионов. Их могли казнить за преступления, которые не были смертельно наказуемыми для белых. Их свидетельские показания в суде нельзя было использовать ни в пользу, ни против белых. Дела рабов обычно рассматривали специальные суды. Рабы не могли владеть собственностью, передвигаться без согласия своих хозяев или законно вступать в брак.

6. Жестокое «чёрное рабство» было распространено в Африке на протяжении нескольких тысяч лет

Правда, в том смысле, что явление, когда люди порабощают себе подобных, насчитывает тысячи лет. И это касается не только темнокожих людей и не только Африки.

7. Большинство рабов, привезённых в Америку из Африки, были приобретены у темнокожих рабовладельцев

Отчасти правда. Историк Стивен Минц более подробно описывает эту ситуацию во вступлении к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный очерк», 1619-1877 года: «Апологеты африканской работорговли долго утверждали, что европейские торговцы никого не порабощали: они просто покупали африканцев, которые уже были порабощены и которые в противном случае были бы преданы смерти. Таким образом, по их словам, работорговля фактически спасала жизни. Такие заявления представляют собой грубое искажение фактов. Некоторые независимые работорговцы на самом деле совершали набеги на незащищённые африканские деревни и похищали и порабощали их жителей. Однако большинство профессиональных работорговцев создавали базы вдоль западного побережья Африки, где они приобретали рабов у африканцев в обмен на огнестрельное оружие и другие товары. К концу XVII века Англия, Франция, Дания, Голландия и Португалия создали невольничьи фактории на западном побережье Африки.

Утверждение, что европейцы приобретали людей, которые уже были порабощены, серьёзно искажает историческую реальность. И хотя работорговля существовала в Африке ещё до прихода европейцев, массовый европейский спрос на рабов и появление огнестрельного оружия коренным образом изменили общества западной и центральной Африки. Всё большее число африканцев порабощали за мелкие долги или незначительные уголовные или религиозные правонарушения либо в результате неспровоцированных набегов на незащищённые деревни. Росло количество религиозных войн с целью захвата рабов. Изобретение огнестрельного оружия облегчило это дело.

8. Рабство было распространённым явлением на протяжении тысяч лет

Правда. Об этом речь шла выше. Специфический характер рабства варьировался в зависимости от времени и места.

9. Белые люди положили конец рабству

Довольно своекорыстно утверждать, что «белые люди» положили конец рабству в США, учитывая, что подавляющее большинство темнокожих жителей Америки не могли голосовать, баллотироваться на политические посты и всячески исключались из институциональной власти. Более того, в то время как одни белые люди выступали за отмену рабства, другие боролись за его сохранение.

Рабство было ликвидировано в США благодаря усилиям людей разных национальностей, включая белых. Имена белых лидеров движения за отмену рабства более известны, чем имена темнокожих лидеров, среди которых были Дэвид Уокер, Фредерик Дуглас, Дред Скотт, Гарриет Табмен, Соджорнер Трут, Нат Тёрнер и многие другие. Когда Конгресс принял 13-ю поправку к Конституции в 1865 году, это стало кульминацией многолетней работы мультирасового движения за отмену рабства.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: