Буддийские мандалы. Объемная мандала - буддийская ступа. Мандалы в обычных практиках Arrow down Arrow up

Символика буддийской мандалы

Возникший на индийской основе буддизм усвоил из индуизма понятие «мандала» и передал его своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, хинаяна, ваджраяна , тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии.

Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; а также геометрический знак необычайной красоты и сложной структуры. Живописные буддийские мандалы демонстрируют двухмерный способ передачи всех тонкостей буддийского миропредставления.

Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата. (Так, в мандале в системе тибетского ламаизма север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре.) Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания – божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах – одинарном, двойном, тройном и т. д.

Изображения мандалы, как правило, многочисленны, иногда их стремятся воспроизводить в возможно большом количестве экземпляров и помещают в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты Космоса». Космологическая интерпретация мандалы предполагает, что внешний круг обозначает всю Вселенную в ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру Вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов – нидан , выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, звеньев цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на мандале моделируют бесконечность и цикличность, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей мандалы и так называемой калачакры – «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырех направлений ваджраяны , – также актуализирует временной аспект мандалы. Наконец, внешний круг мандалы вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и всей Центральной и Юго-Восточной Азии (рис. 25 ).

Рис. 25. Мандала.

В Тибете и Монголии мандала рассматривается как место обитания божества или божеств. Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII веке, когда Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой мандалы, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и совершало то, ради чего оно призывалось. Этот мотив движения божества сверху вниз, с Неба на Землю, в центр мандалы вводит вертикальную координату в структуру мандалы, хотя эта координата обнаруживается и актуализируется как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап – божество в центре мандалы, связывается с другими символами вертикальной структуры Мира – Мировой Осью, Древом Мира, ритуальным сооружением.

Таким образом, мандала – это «план» Вселенной, сведенной к своим простейшим структурным началам, но это также и средство коммуникации с божеством: одновременно идеограмма Космоса и икона.

Как отмечают специалисты, мандала, безусловно, имеет признаки художественного произведения, а иногда и перерастает в него. Но в отличие от чисто художественного творения мандала принадлежит религии.

В тибетской традиции мандала тесно связана с «песочной живописью», которая, впрочем, встречается и у других народов. В прошлые времена в Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими естественными красками. Сейчас большинство монастырей, практикующих тантрические ритуалы, создают мандалы из однородного мелкого песка.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. Таким образом, песочные мандалы создаются в рамках тантрических ритуалов. Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи проводят целый ряд подготовительных ритуалов, направленных на очищение платформы, благословение инструментов и цветного песка. Любопытно, что нанесение песка начинается от центра к периферии. Построение большой мандалы занимает около десяти дней. Работая над мандалой, монахи должны постоянно пребывать в медитативном сосредоточении.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится соответствующий ритуал. Ее не оставляют в музее, как экспонат, поскольку ее главное назначение состоит в том, чтобы служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого состоит в подчеркивании непостоянства всего Сущего и цикличности Бытия. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.

Мандалы – космические диаграммы удивительной сложности и красоты. В мандале представлено деление пространства по четырем сторонам света и соответственное расположение божеств, а центр занимает главное божество – Вайрочана (букв. «сияющий»), важнейший космический Будда. Важную роль в мандале играют цвета и всевозможные символы, передающие элементы схемы Мироустройства.

Эзотерическое искусство буддизма ориентируется прежде всего на геометрический порядок. Пантеон выстроен по типу геометрической структуры сетчатой мандалы или ее скульптурной аналогии, которая также следует определенному порядку.

В одной мандале, отражающей устройство Вселенной, может быть до тысячи образов, расположенных в соответствии с правилами универсальной гармонии. В сущности, вся система буддийских представлений о мироздании может быть передана в одной мандале.

В своем изображении духовного космоса буддийские мандалы придерживаются вековой композиции раскрытого лотоса, напоминающего о множественности проявлений ведического Агни (Огня).

Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

Из книги Старобурятская живопись автора Гумилев Лев Николаевич

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме и ламаизме кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Титулы и символика Титулы, как усопшего, так и здравствующего Российского императора столь длинны, что полностью не умещаются на одной странице. В воспоминаниях Савицкого, которые приводит А.Ф. Смирнов, автор с сарказмом говорит об обширных владениях империи,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Символика числа «девять» Почему писатель назвал свой сборник «Девять рассказов»? Коль скоро традиционные решения - назвать книгу просто «Рассказы» либо вынести на обложку название одного из них - Сэлинджера почему-то не устраивали, может быть, он в слове «девять»

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Из книги автора

Мальтийская символика в России при Павле I Дело было не только в симпатиях «Дон Кихота на троне» к мальтийским рыцарям. Мальтийская политика Павла I при определенных условиях по его замыслу должна была стать одним из инструментов международного влияния. Его сын Николай I

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Символика индуистского храма Индуистский храм представляет собой, пожалуй, наиболее характерное культурное явление в системе индуизма. Речь в этом разделе, таким образом, преимущественно будет идти о сакральной архитектуре, которая соотносится если не со всеми, то, по

Из книги автора

Символика буддийского искусства Некоторые исследователи полагают, что буддийское искусство значительно шире, чем искусство других религий, использует символы и эмблемы, которые обозначают сложные понятия. В целом есть основания полагать, что буддизм представляет

Довольно часто новые участники Гармонизариума задают вопрос "что такое мандала?".
На санскрите мандала - это круг, диск, колесо, сфера, шар, страна, территория, общество, и многое другое, что может описываться этими значениями. В буддизме мандала - это и понятие буддийского мира, сферы обитания божеств, Вселенной, и ряд ритуальных изображений, символов.

Сразу оговорюсь, что наша Пятничная Мандала не имеет никакого религиозного характера, она скорее является приятным развлечением с легким арт-терапевтическим эффектом. :)

Maндала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв (существо с пробуждённым сознанием), будд (просветленный).

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый - востоку, желтый - югу, красный - западу, зеленый - северу.

Один из буддийских ритуалов - посвящение Калачакры включает в себя создание мандалы из цветного песка или порошка, сопровождающееся молитвами.


Первым действием ритуала, разумеется, является молитва и благословение цветного песка, инструментов и специального стола для построения мандалы. Затем монахи приступают к разметке поверхности стола.

Центральные и диагональные линии наносятся с помощью белой нити, которая должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На поверхности стола остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи создают без предварительной прорисовки.

Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета.

Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу.

Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков, с добавлением молотых пряностей, трав, минералов.

Иногда исользуется не песок, а частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки мелких деталей и узоров.

Мандалу из песка создают обычно два или четыре монаха, начиная от центра и постепенно расширяя картину. Каждый круг - уровень рисунка - должен быть закончен полностью, прежде чем монахи присупят к следующему этапу работы. При этом работа должна вестись сосредоточенно, без спешки, но и не слишком медлительно.

В процессе медитации на стадии создания сложной мозаичной композиции практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Монахи, которые не участвуют непосредственно в создании мозаики мандалы, проводят различные церемонии, смысл которых в очищении пространства и накоплении положительного потенциала. Обычно ритуалы эти сопровождаются пением и игрой на музыкальных инструментах.

Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена - процесс медитации и познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения - в демонстрации идеи непостоянства всего сущего.

После очередных молитв и обращений к божествам, один из монахов символически взламывает входы со всех четырех сторон света, после чего мозаичное изображение сметается специальным веничком. Собранные в кучу в центре стола перемешанные песчинки пересыпаются в ритуальную чашу.

Искусство создания мозаик из песка - мандал - доведено буддийскими монахами до совершенства. Изысканные рисунки и тонкие линии вместе с импровизированными деталями создают волшебный образ совершенного мира. Мира, который должен быть разрушен. Может быть, только затем, чтобы на этом же месте через некоторое время создать новую мозаику - мандалу.

Посмотрите, какими разными, но всегда сложными бывают мандалы:

"По-видимому, некоторые группы низших тантр Будда преподал, будучи в обычном облике монаха, но в большинстве случаев он учил тантре, принимая облик главного божества мандалы проповедуемой тантры".

Далай-лама. Из книги "Мир тибетского буддизма"



Круг, сфера, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово также означает: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала" в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.


Мандала как мистическая диаграмма, как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы также, как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность – просветлённая активность – связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.


В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.


В буддизме и индуизме существуют символы, олицетворяющие вселенную – мандалы, значение изображений в этих сложных многолики и загадочны. Рисунок мандалы всегда симметричен. Он представляет собой окружность, в которой выражен центр. Самая распространенная его форма – основной круг, в который вписан квадрат. Внутри квадрата находится еще один круг, разделенный на сегменты (часто в виде цветка лотоса). Украшена мандала различными симметрично расположенными орнаментами.

Что такое мандалы: значение изображений

В переводе с санскрита слово мандала переводится как "окружность". Индуисты и буддисты рисуют ее в сопровождении определенных священных ритуалов. Стены многих восточных храмов покрыты подобными рисунками и являются объектами поклонения. Считается, что сакральные символы содержат положительную энергию, помогают раскрыть подсознание и внутреннее «Я». Поэтому мандала на Востоке – это своеобразная застывшая молитва.

Тот, кто рисует мандалы, изображает сущность своей души на данный момент:

  • центр мандалы – око или зрачок;
  • внутренний круг – просветление, нирвана;
  • внешний круг – защита;
  • лотос – цветок разума.

Изображения мандалы используются для медитации . Сосредоточение на орнаментах рисунка способствует перестройке сознания, в результате которой у человека открываются определенные способности. Мандала – это прежде всего целостная модель жизни, напоминающая о связи человека и космоса. Сакральные рисунки помогают взглянуть на себя со стороны, принять и разрешить затянувшийся внутренний конфликт.

Мандала: значение символов

Кроме изображения лотоса, круга и квадрата есть и другие символы:

  • Треугольник вершиной вверх – целеустремленность, сила; вниз – нерешительность, слабость.
  • Спираль, вращающаяся по часовой стрелке – начало; против – опустошение, трата сил.
  • Извилистые линии – переживания.
  • Крест – нерешительность, перекрестное состояние.
  • Пятиконечная звезда – свобода и самоуверенность, защита самого себя.
  • Глаз, зрачок – быть в курсе важных событий.
  • Сердце – любовь, чувственность.
  • Молния – божественная сила излечившая душу.
  • Дерево – основа мирозданья.
  • Животные – признак поведения человека в настоящий период жизни.
  • Птицы – осознание своей души, легкость.

Проанализировать состояние своего внутреннего Я, сконцентрировать свой разум, осознать свободу бытия поможет нарисованная в состоянии медитации мандала, значение символов, которыми заполнен рисунок, поможет проанализировать сакральный смысл внутренних сил человека.

Значение цветов в мандале

Один и тот же цвет в сакральном рисунке имеет множество значений, а в сочетании с другими цветами смысл может меняться.

Красный – знак энергичности, страсти, жизненный потенциал. Человек рисующий мандалу в красном цвете имеет цели и стремления. Отсутствие красного означает тревогу, депрессию, потерю интереса к жизни.

Желтый – творчество, оптимизм. Желтый цвет украшает рисунки людей искусства.

Синий – цвет серьезных личностей, спокойных и рассудительных людей. Синим цветом увлекаются люди выносливые и сильные духом.

Зеленый – обновление не только себя, но и других. Зеленый цвет преобладает в мандалах людей, профессия которых связана с оказанием помощи и лечении людей.

Белый – чистота, защита, ; цвет, ограждающий от негатива, помогающий мыслям оставаться светлыми.

Коричневый – практичность и устойчивость, стремление к постоянству и безопасности.

Черный – тьма, тайна, смерть. Присутствие черного указывает на опустошенность и самоотреченность.

Значение цветов в мандале глубоко символично. Опытные психологи давно используют в своей практике сакральные рисунки, помогающие с точность определить внутреннее состояние пациента. Людям с нарушениями в психике предлагается выбрать мандалу из нескольких предложенных или нарисовать самостоятельно.

Центр рисунка, самое главное место мандалы, значение изображений в центральной части составляют 90% смысла всего орнамента. Именно в середине рисунка самое сильное гравитационное движение, путь до которого медленный и сложный.

К лассическая мандала – это символическое изображение Вселенной, как чистой земли Просветленных существ (Будд), в центре которой находится священная гора Меру – обитель Создателя, называемого Ади-Буддой, а по сторонам отображены все миры буддийской космологии. Эта мистическая диаграмма Миров представляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, вписан в круг.

Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – мир божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат просветленную активность данных существ, их способности. Эта способность связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей, как символов духовного Пробуждения.

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Дхьяни-Будды располагаются в центре и на каждой из основных сторон мандалы. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Комплекс Кайлаша является огромной природной мандалой. У него есть центр (вершина), ассоциируемая с гигантской мировой колонной, соединяющей наш физический мир с поднебесьем мира духовного и его космической основой – Ади-Буддой. Вершина горы и есть Первое тело Будды – свабхавикакайя. У Мандалы Кайлаша есть и квадрат (основание горы), Лица (стены) которого ориентированы на четыре стороны света, и также имеют Т-образные выходы (подходы) к своим плоскостям. У этих четырёх Лиц есть свой цвет и свой энергетический первоэлемент. Они также ассоциируются с одним из Дхьяни-Будд, манифестируя собой Второе тело Будды-Дхармакайя.

Далее от своего центра уникальная природная мандала представлена восемью горами непосредственно примыкающими к Кайлашу. Именно столько гор являются своего рода продолжением Кайлаша. На юге – два плеча-гребня внутренней горы и Нанди. На западе – два плеча-гребня, охватывающих Замкнутую Долину у Западного Лица Кайлаша. На севере – Ваджрапани, Ченрези. На востоке – каменное зеркало Долины Жизни и Смерти. Они минифестируют собой Третье тело Будды – самбхогакайя.

Эти «плечи» Кайлаша образуют восемь Священных Долин:

  1. Восточная долина внутренней коры;
  2. Западная долина внутренней коры;
  3. Долина между западным гребнем внутренней коры и Замкнутой Долиной у Западного Лица Кайлаша;
  4. Замкнутая Долина у Западного Лица Кайлаша;
  5. Долина между горой Ваджрапани и Замкнутой Долины;
  6. Долина у Северного Лица Кайлаша;
  7. Симметричная Долина;
  8. Зеркало Долины Жизни и Смерти.

Внешний круг гигантской мандалы – это глубокие долины рек, кольцом окружающие весь этот фантастический комплекс. Он ассоциируется с обитаемой Вселенной, и именно по нему проходит маршрут внешней коры. Здесь «разлито» Четвёртое тело Будды – Нирманакайя.

Отметим, что центральная часть Мандалы Кайлаша представляет собой восьмилипестковый лотос, в центре которого и находится священный Кайлаш.

Есть мнение, что Мандала Кайлаша представляет собой уникальный зеркально-пирамидальный комплекс, принимающий нисходящие на Землю космические энергоинформационные потоки, преобразующий их, а также излучающий потоки, идущие от Земли. Это мощнейшая приёмо-передающая космическая антена, настроенная, в том числе, на характерный размер Земли (высота кратна полярному радиусу планеты). Можно сказать, что это – представленная в камне, созданная природой матрица энергоинформационной структуры Вселенной и человека, предстающим её подобием или фракталом (частью). Целостный механизм Вселенной, работающий на нашей планете!

В Мандале Кайлаша в полной мере проявлено устройство нашего мира. Можно сказать, что она является проекцией строения многомерной и беЗконечной Вселенной в нашем трёхмерном мире. Потрясающая ценность этого в том, что всё проявленное – нерукотворно, создано самой Природой, самим Создателем миллионы лет назад, сохраняющее глубинный объём уникальной вселенской информации.

Кайлаш несёт определённые вибрации, которые позволяют активизировать энергетические центры человека, «настраивать и подстраивать» его плотные и тонкие тела и существенно ускорять духовное развитие.

Если взглянуть на космический снимок всего горного узла Кайлаша, то можно легко заметить, что он резко выделяется своими формами от окружающих горных образований. Узел Кайлаша выглядит, как затейливая вязь из горных цепей одинаковой высоты. Он похож на узор, который оставляет на горячем сургуче Большая печать Восточного Владыки.

Сколько бы не проходило тысячелетий, мандала Печати Создателя неизменна во времени. Менялись и будут меняться человеческие цивилизации, но Кодекс законов их жизни остаётся прежним. Главное в нём – следовать по пути духовного совершенствования с целью постижения Вселенской мудрости и эволюции своей Сущности.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: